Курсовая работа "Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Театр"
рабочая программа по теме
В 2011году все школы перешли на новые ФГОС. Была введена внеурочная деятельность. Рабочая програма курса "Театр" рассчитана для обучающихся 1-4 классов. Приложение можно скачать на сайте http://shool30shahova.ucoz.ru/load/0-1
В приложении включён необходимый материал для всех занятий 1 класса данного курса. Буду рада если им воспользуются .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра начального общего образования
« Т е а т р »
(рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников)
Составители:
Шахова Лариса Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 30»;
г. Киселёвск.
Кемерово 2012
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………3
Основные разделы программы. Формы. Ожидаемый воспитательный результат………………………………………………………………………... 9
Содержание программы……………………………………………………..13
Учебно-тематический план…………………………………………………14
Литература……………………………………………………...……………18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной задачей духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно нравственной компетенции — «становиться лучше».
Исходя из основной задачи образовательного процесса огромную важность в непрерывном образовании приобретает воспитание у обучающихся ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При помощи спектаклей разного жанра применяется и художественное слово, и наглядный образ – актёр, кукла, петрушка, и живописное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование театра оказывает большую помощь в повседневной работе школы по умственному, нравственному, идейно-эстетическому воспитанию школьников.
Введение курса « Театр» представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и обусловлен переходом на новый ФГОС, предназначен для реализации в одном отдельно взятом классе.
Базой данного курса является:
- программа «Театр» И. А. Генераловой. (Образовательной системы «Школа 2100» );
- программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).
Специфическая цель курса «Театр» – воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи:
Познакомить учащихся с театром как видом искусства. Определить связь и пользу анализа окружающего мира через призму театральной сцены. Рассказать:
о рождении театра
что такое театр и его разновидности
связь театра с жизнью
кто работает в театре
отличие театра от других видов искусств
Через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов.
Через упражнения из области актёрского мастерства научить:
концентрировать внимание
управлять фантазией
обладать образным видением
научить анализировать и владеть психофизическим состоянием
В теоретической части курса основ театрального искусства дать понятие:
о технике сцены
об оформлении сцены
о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
об этюде и его разновидностях
о структуре этюда
о сценарии и форме его написания
о выразительных средствах и их разновидностях
что такое событие и событийный ряд
что такое второй план и внутренний монолог
что такое сюжет и его структура
что такое фрагмент
Через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории развивать:
логическое мышление
способность выстраивания событийного ряда
способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения
способность моментального фрагментирования произведения и передачи сюжета по фрагментарному плану
способность выражения мысли через сопутствующее событие
способность моментальной реакции (экспромт) на предлагаемые обстоятельства
образное видение
6. Через постановочную работу развить:
чувство ответственности
чувство коллективизма
коммуникабельность
адекватность мышления
дисциплинированность
организаторские способности
умение преподнести и обосновать свою мысль
художественный вкус
трудолюбие
активность
Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Многое здесь зависит от педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу.
Помочь ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве – это также цель курса «Театр».
Программа «Театр» создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития ОС «Школа 2100» .
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
театральные игры и упражнения ( Приложение 1)
беседа ( Приложение 6)
иллюстрирование ( Приложение 2)
изучение основ сценического мастерства (Приложение5)
мастерская образа (Приложение 3)
мастерская костюма, декораций (Приложение 4)
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля
посещение спектакля
работа в малых группах
актёрский тренинг
экскурсия (Приложение 6)
выступление
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Программа кружка «Театр в начальной школе» включает разделы:
1. «Мы играем – мы мечтаем!»
2. Театр.
3. Основы актёрского мастерства.
4. Просмотр спектаклей в театрах города.
5. Наш театр.
Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства» рекомендуется использовать «Театр. Пособие для дополнительного образования» И.А. Генералова.
В программу кружка «Театр в начальной школе» (раздел «Наш театр») включено инсценирование произведений, изучаемых в программе «Чтение и начальное литературное образование» авторов: Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.
Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.
Итогом курса «Театр в начальной школе» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.
Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе по 2 часа в неделю, 66 часов год в 1 классе, 68 часов в год во 2-4 классах.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ. ФОРМЫ.ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
№ п/п | Тема раздела | Форма | Уровень Ожидаемый воспитательный результат |
1 | «Мы играем – мы мечтаем!» | игра | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
2 | Театр | беседа | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
экскурсия | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
3 | Основы актёрского мастерства | изучение основ сценичес-кого мастерства | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
актёрский тренинг | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
4 | Просмотр спектаклей в театрах города | просмотр спектакля | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
беседа | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
иллюстри-рование | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
5 | Наш театр | мастерская образа | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
мастерская костюма, декораций | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
инсцениро-вка, постановка спектакля | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
выступле-ние | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».
Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.
Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.
Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс (66 часов)
№ п/п | Тема | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
Раздел «Мы играем – мы мечтаем!» | 30 | – | 30 |
1-30 | Игры на развитие внимания и воображения. | 30 | – | 30 |
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» | 12 | – | 12 |
31-36 | Просмотр спектаклей в театрах города. | 6 | – | 6 |
37-42 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 6 | – | 6 |
Раздел «Наш театр» | 24 | – | 24 |
43-66 | Инсценирование сказок Корнея Чуковского. | 24 | – | 24 |
Итого 66 | Итого | 66 | – | 66 |
2 класс (68 часов)
№ п/п | Тема | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
Раздел «Театр» | 6 | 4 | 2 |
1 | Дорога в театр. | 1 | – | 1 |
2-4 | В театре. | 3 | 1 | 2 |
5-6 | Как создаётся спектакль. | 2 | 2 | – |
Раздел «Основы актёрского мастерства» | 5 | 1 | 4 |
7-12 | Мимика. Пантомима. | 6 | 1 | 5 |
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» | 12 | – | 12 |
13-18 | Просмотр спектаклей в театрах города. | 6 | – | 6 |
19-24 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 6 | – | 6 |
Раздел «Наш театр» | 44 | – | 44 |
25-44 | Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | 20 | – | 20 |
45-56 | Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам Дж. Родари. | 12 | – | 12 |
57-68 | Работа над спектаклем по сказкам дядюшки Римуса. | 12 | – | 12 |
| Итого | 68 | 5 | 63 |
3 класс (68 часов)
№ п/п | Тема | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
Раздел «Театр» | 21 | 15 | 6 |
1-6 | Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор. | 6 | 3 | 3 |
7 | Древнегреческий театр. | 1 | 1 | – |
8 | Театр «Глобус». | 1 | 1 | – |
9 | Театр под крышей. | 1 | 1 | – |
10 | Современный театр. | 1 | 1 | – |
11 | Театральный билет. | 1 | – | 1 |
12 | Театр кукол. | 1 | 1 | – |
13-15 | Музыкальный театр. | 3 | 3 | – |
16-17 | Цирк. | 2 | 2 | – |
18-19 | Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы. | 2 | 1 | 1 |
20-21 | Зритель в зале. | 2 | 1 | 1 |
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» | 12 | – | 12 |
22-27 | Просмотр спектаклей в театрах города. | 6 | – | 6 |
28-33 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 6 | – | 6 |
Основы актёрского мастерства | 4 | 1 | 3 |
34-37 | Театральный этюд. | 4 | 1 | 3 |
Наш театр | 31 | – | 31 |
38-52 | Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро. | 15 | 15 |
53-68 | Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. | 16 | – | 16 |
Итого | 68 | 16 | 52 |
4 класс (68 часов)
№ п/п | Тема | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
Раздел «Театр» | 4 | 4 | – |
1-2 | Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. | 2 | 2 | – |
3-4 | Театральные жанры. | 2 | 2 | – |
Основы актёрского мастерства | 20 | 3 | 17 |
5 | Язык жестов. | 1 | – | 1 |
6-9 | Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции. | 4 | – | 4 |
10-11 | Интонация. | 2 | – | 2 |
12-13 | Темп речи. | 2 | – | 2 |
14 | Рифма. | 1 | – | 1 |
15 | Ритм. | 1 | – | 1 |
16 | Считалка. | 1 | – | 1 |
17-18 | Скороговорка. | 2 | – | 2 |
19-20 | Искусство декламации. | 2 | 1 | 1 |
21-22 | Импровизация. | 2 | 1 | 1 |
23-24 | Диалог. Монолог. | 2 | 1 | 1 |
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» | 6 | – | 6 |
25-30 | Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. | 6 | – | 6 |
Наш театр | 38 | – | 38 |
31-42 | Работа над спектаклем по басням И.А. Крылова. | 12 | 12 |
43-68 | Работа над спектаклем по сказкам А.С. Пушкина. | 26 | – | 26 |
Итого | 68 | 7 | 61 |
Литература
1. Генералов, И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.-с.331-334
2. Соловейчик, С.Л. Учение с увлечением [ Текст ] С.Л. Соловейчик// 2-е изд.- М.: Дет. Лит., 1779.-176 С.
3. http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm Ганелин, Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».
4. youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc Похмельных,A.A. Образовательная программа «Основы театрального искусства».
5. http://www.kidkid.ru/mult1.html Советские мультфильмы, пазлы.
6. http://littlehuman.ru/393/ Сборник детских скороговорок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности курса музыкальный театр "Шутка" 1-4 классы
Мной разработана авторская рабочая программа по внеурочной деятельностикурса музыкальный театр "Шутка" 1-4 кл....
Курсовая работа "Внеурочная деятельность как средство формирования познавательного интереса к изучению английского языка у младших школьников»
Актуальность проблемы исследования. Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В последние годы психологами и педагогами констатируе...
Курсовая работа - Внеурочная деятельность как средство развития познавательного интереса у младших школьников
Курсовая работа...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный театрал-риторик"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный театрал - риторик» составлена на основе:Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюдж...
Программа курса внеурочной деятельности "Кукольный театр"
Программа внеурочной деятельности "Кукольный театр"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Школьный театр. Путешествие в сказку» художественно-эстетическая творческая деятельность для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Рабочая программа по внеурочной деятельности....
Программа курса внеурочной деятельности «Школьный театр» для 1 класса
Программа составлена в соответствии с основными положениями ФГОС НОО на основе Примерной программы курса внеурочной деятельности «Школьный театр», состоит из 3 частей: планируемые результа...