Курсовая работа "Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Театр"
рабочая программа по теме

Шахова Лариса Геннадьевна

В 2011году все школы перешли на новые ФГОС. Была введена внеурочная деятельность. Рабочая програма  курса "Театр"  рассчитана для обучающихся 1-4 классов.  Приложение можно скачать на сайте  http://shool30shahova.ucoz.ru/load/0-1

 В приложении включён необходимый материал для всех занятий 1 класса данного курса.  Буду рада если им воспользуются .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения и переподготовки работников образования»

Факультет повышения  квалификации

Кафедра начального общего образования

« Т е а т р »

(рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников)

                                     

Составители:

Шахова Лариса Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 30»;

г. Киселёвск.

Кемерово 2012

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………3

Основные разделы программы. Формы. Ожидаемый воспитательный результат………………………………………………………………………... 9

Содержание программы……………………………………………………..13

Учебно-тематический план…………………………………………………14

Литература……………………………………………………...……………18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной  задачей духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно нравственной компетенции — «становиться лучше».

Исходя из основной задачи образовательного процесса огромную важность в непрерывном образовании приобретает воспитание  у обучающихся ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При помощи спектаклей разного жанра применяется и художественное слово, и наглядный образ – актёр, кукла, петрушка, и живописное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование театра оказывает большую помощь в повседневной работе школы по умственному, нравственному, идейно-эстетическому воспитанию школьников.

Введение курса « Театр» представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и  обусловлен переходом на новый ФГОС, предназначен для реализации в одном отдельно взятом классе.

Базой данного курса является:

- программа «Театр» И. А. Генераловой. (Образовательной системы «Школа 2100» );

-  программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).

Специфическая цель курса «Театр» – воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Задачи:

Познакомить учащихся с театром как видом искусства. Определить связь и пользу анализа окружающего мира через призму театральной сцены. Рассказать:

о рождении театра

что такое театр и его разновидности

связь театра с жизнью

кто работает в театре

отличие театра от других видов искусств

Через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов.

Через упражнения из области актёрского мастерства научить:

концентрировать внимание

управлять фантазией

обладать образным видением

научить анализировать и владеть психофизическим состоянием

В теоретической части курса основ театрального искусства дать понятие:

о технике сцены

об оформлении сцены

о нормах поведения на сцене и в зрительном зале

об этюде и его разновидностях

о структуре этюда

о сценарии и форме его написания

о выразительных средствах и их разновидностях

что такое событие и событийный ряд

что такое второй план и внутренний монолог

что такое сюжет и его структура

что такое фрагмент

Через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории развивать:

логическое мышление

способность выстраивания событийного ряда

способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения

способность моментального фрагментирования произведения и передачи сюжета по фрагментарному плану

способность выражения мысли через сопутствующее событие

способность моментальной реакции (экспромт) на предлагаемые обстоятельства

образное видение

6. Через постановочную работу развить:

чувство ответственности

чувство коллективизма

коммуникабельность

адекватность мышления

дисциплинированность

организаторские способности

умение преподнести и обосновать свою мысль

художественный вкус

трудолюбие

активность

Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Многое здесь зависит от педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу.

Помочь ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве – это также цель курса «Театр».

Программа «Театр» создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития ОС «Школа 2100» .

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

театральные игры  и упражнения ( Приложение 1)

беседа ( Приложение 6)

иллюстрирование ( Приложение 2)

изучение основ сценического мастерства (Приложение5)

мастерская образа (Приложение 3)

мастерская костюма, декораций (Приложение 4)

инсценирование прочитанного произведения

постановка спектакля

посещение спектакля

работа в малых группах

актёрский тренинг

экскурсия (Приложение 6)

выступление

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у  школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

Программа кружка «Театр в начальной школе» включает разделы:

1. «Мы играем – мы мечтаем!»

2. Театр.

3. Основы актёрского мастерства.

4. Просмотр спектаклей в театрах города.

5. Наш театр.

Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства» рекомендуется использовать «Театр. Пособие для дополнительного образования» И.А. Генералова.

В программу кружка «Театр в начальной школе» (раздел «Наш театр») включено  инсценирование произведений, изучаемых в программе «Чтение и начальное литературное образование» авторов: Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.

Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

Итогом курса «Театр в начальной школе» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.

Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе по 2 часа в неделю, 66 часов  год в 1 классе,  68 часов в год во 2-4 классах.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ. ФОРМЫ.ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

№ п/п

Тема раздела

Форма

Уровень

Ожидаемый воспитательный результат

1

«Мы играем – мы мечтаем!»

игра

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

2

Театр

беседа

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

экскурсия

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

3

Основы актёрского мастерства

изучение основ сценичес-кого мастерства

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

актёрский тренинг

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

4

Просмотр спектаклей в театрах города

просмотр спектакля

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

беседа

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

иллюстри-рование

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

5

Наш театр

мастерская образа

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

мастерская костюма, декораций

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

инсцениро-вка, постановка спектакля

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

выступле-ние

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

                         

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».

Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.

Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.

Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс (66 часов)

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел «Мы играем – мы мечтаем!»

30

30

1-30

Игры на развитие внимания и воображения.

30

30

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»

12

12

31-36

Просмотр спектаклей в театрах города.

6

6

37-42

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

6

6

Раздел «Наш театр»

24

24

43-66

Инсценирование сказок Корнея Чуковского.

24

24

Итого 66

Итого

66

66

2 класс (68 часов)

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел «Театр»

6

4

2

1

Дорога в театр.

1

1

2-4

В театре.

3

1

2

5-6

Как создаётся спектакль.

2

2

Раздел «Основы актёрского мастерства»

5

1

4

7-12

Мимика. Пантомима.

6

1

5

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»

12

12

13-18

Просмотр спектаклей в театрах города.

6

6

19-24

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

6

6

Раздел «Наш театр»

44

44

25-44

Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

20

20

45-56

Работа над спектаклем по  сказкам-миниатюрам

Дж. Родари.

12

12

57-68

Работа над спектаклем по сказкам дядюшки Римуса.

12

12

 

Итого

68

5

63

3 класс (68 часов)

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел «Театр»

21

15

6

1-6

Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.

6

3

3

7

Древнегреческий театр.

1

1

8

Театр «Глобус».

1

1

9

Театр под крышей.

1

1

10

Современный театр.

1

1

11

Театральный билет.

1

1

12

Театр кукол.

1

1

13-15

Музыкальный театр.

3

3

16-17

Цирк.

2

2

18-19

Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы.

2

1

1

20-21

Зритель в зале.

2

1

1

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»

12

12

22-27

Просмотр спектаклей в театрах города.

6

6

28-33

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

6

6

Основы актёрского мастерства

4

1

3

34-37

Театральный этюд.

4

1

3

Наш театр

31

31

38-52

Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро.

15

15

53-68

Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена.

16

16

Итого

68

16

52

4 класс (68 часов)

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел «Театр»

4

4

1-2

Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.

2

2

3-4

Театральные жанры.

2

2

Основы актёрского мастерства

20

3

17

5

Язык жестов.

1

1

6-9

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

4

4

10-11

Интонация.

2

2

12-13

Темп речи.

2

2

14

Рифма.

1

1

15

Ритм.

1

1

16

Считалка.

1

1

17-18

Скороговорка.

2

2

19-20

Искусство декламации.

2

1

1

21-22

Импровизация.

2

1

1

23-24

Диалог. Монолог.

2

1

1

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»

6

6

25-30

Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля.

6

6

Наш театр

38

38

31-42

Работа над спектаклем по

басням И.А. Крылова.

12

12

43-68

Работа над спектаклем по сказкам А.С. Пушкина.

26

26

Итого

68

7

61

Литература

1. Генералов, И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.-с.331-334

 2.  Соловейчик, С.Л. Учение с увлечением [ Текст ] С.Л. Соловейчик// 2-е изд.- М.: Дет. Лит., 1779.-176 С.

3. http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm Ганелин, Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».

4. youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc Похмельных,A.A. Образовательная программа «Основы театрального искусства».

5. http://www.kidkid.ru/mult1.html  Советские мультфильмы, пазлы.

6. http://littlehuman.ru/393/ Сборник детских скороговорок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности курса музыкальный театр "Шутка" 1-4 классы

Мной разработана авторская рабочая программа по внеурочной деятельностикурса музыкальный театр "Шутка" 1-4 кл....

Курсовая работа "Внеурочная деятельность как средство формирования познавательного интереса к изучению английского языка у младших школьников»

Актуальность проблемы исследования. Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В последние годы психологами и педагогами констатируе...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный театрал-риторик"

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «Юный театрал - риторик» составлена на основе:Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюдж...

Программа курса внеурочной деятельности "Кукольный театр"

Программа внеурочной деятельности "Кукольный театр"....

Программа курса внеурочной деятельности «Школьный театр» для 1 класса

Программа составлена в соответствии с основными положениями ФГОС НОО на основе Примерной программы курса внеурочной деятельности «Школьный театр», состоит из 3 частей: планируемые результа...