Пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности курса музыкальный театр "Шутка" 1-4 классы
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему
Мной разработана авторская рабочая программа по внеурочной деятельности
курса музыкальный театр "Шутка" 1-4 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка к рабочей программе по театру. | 47.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе по внеурочной деятельности
курса Музыкальный театр «Шутка» 1 – 4 классы
Данная программа, является результатом всей моей педагогической деятельности (41 год) в детских музыкальных театрах: ДМШ № 14 Колпинского района, Клуб Ученых НИИЭФА, общеобразовательная школа №621 и начальная общеобразовательная школа № 453.
Впервые программа была утверждена в 1993 году квалификационной комиссией, председателем которой, являлся заведующий кабинетом музыки АППО - Едунов С. М.
Детские Музыкальные коллективы, в которых я работала, были многократными дипломантами и лауреатами районных, городских и международных театральных конкурсов и фестивалей.
Программа дополнялась, корректировалась в зависимости от возраста детей и в связи с прохождением курсов повышения квалификации по специальности
«Режиссёр детских музыкальных театров» на базе Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. В настоящее время, программа по курсу «Музыкальный театр «Шутка» разработана для 1 – 4 классов начальной школы общеобразовательных учреждений (во внеурочное время). Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Общая характеристика курса и концепция предмета:
Теоретической основой материала для всех классов обучения служит учение К. С. Станиславского и интерпретация его идей, предложенная П.М. Ершовым, с постепенным усложнением творческого материала.
Содержание программы разработано в процессе развития основных положений педагогических концепций выдающихся педагогов, музыкантов, режиссёров. Данная программа призвана ввести детей в прекрасный мир искусств, создать условия для раскрытия и развития их разнообразных творческих талантов, содействовать их адаптации с внешним миром, социализации, воспитанию коммуникативных способностей, формированию эмоционально-ценносного отношения к различным видам творчества, духовному обогащению.
Цель программы:
Использование театральной деятельности, как средство воспитания и развития разнообразных творческих навыков у детей.
Какое место должны занимать театр и другие занятия в школе, направленные на творческое развития учащихся? Необходимо ли вообще обучение драматическому искусству в рамках школы? Эти вопросы волновали, волнуют и будут волновать педагогов – учителей музыки и преподавателей художественно – эстетического образования.
Традиции музыкального, художественно – эстетического образования имеют давнюю историю.
Русские и зарубежные педагоги в теории и на практике решали сложнейшую задачу – приобщение детей к высокому искусству. Сегодня существует ряд методик, которые способствуют гармоничному развитию личности. Разрабатываются и успешно внедряются в образовательный процесс комплексные программы, где взаимодействие разных видов творческой деятельности приводят к «выходу» отдельных предметов на те, или иные виды искусств.
Любое искусство имеет дело преимущественно с развитием чувств у человека, что становится важным для учителей школ, которые видят свою задачу в развитии подвижной и открытой миру, душевной жизни ребёнка.
Искусство затрагивает душу человека глубже, тоньше и ярче, чем область знаний, оно имеет больше возможностей для благотворного воспитательного процесса, преобразует и гармонизирует жизнь ребёнка.
Основным принципом, объединяющим разные по форме и содержанию занятия, (вокальные, хоровые, инструментально – исполнительские, воспринимающие, танцевально – двигательные), является стремление приучить ребёнка слушать, чувствовать и воспроизводить. Главное, воспитать его, как творческую личность.
Творческий ракурс в занятиях предметами художественно – эстетического воспитания становится основной педагогической идеей.
В личностном плане детское творчество основано не столько на имеющихся задатках, знаниях, умениях учащихся, сколько развивает их, способствует становлению личности. Детскому творчеству присуща синкретическая природа. На занятиях драматизации они могут раскрыться в разнообразных видах творческой деятельности.
Особенностью драматического искусства является то, что оно, как ни какое другое охватывает всего человека. Создавая образ, ребёнок воспитывает в себе волю, чувства и мышление. Развивается фантазия и образность восприятия окружающего мира.
Задачи:
- Увидеть душевный облик существа и почувствовать его неповторимый характер, создать внутренний, душевный, можно сказать психологический образ – одна из основных задач при театральном воспитании ребёнка.
- Создать гармонию между духом, душой и телом. Если видеть задачу педагогики в данном синтезе, то именно занятия драматизацией в значительной степени способствует этому, поскольку развивают: умение слушать тембр голоса и интонацию создаваемого образа; воспроизводить в процессе самостоятельного поиска определённые физические характеристики образа (мимику, жесты, пластическое интонирование). Сознание ребёнка становится полифоническим, способным удержать в поле внимания несколько образов, их взаимоотношения и взаимодействия.
- Использовать воспитательную и терапевтическую роль театра. Переживая множество образов, ситуаций, отношений и поступков, ребёнок укрепляет свою душевную жизнь, делает её подвижной, отзывчивой, способной к сопереживанию и пониманию других людей. Чем больше образов пройдёт через душу ребёнка, чем разнообразней будут сценические ситуации, тем шире будет мир ого чувств и поступков, соответственно, шире круг творческого развития.
- Предлагать ребёнку персонаж, обладающий качествами, отсутствующими или недостаточно развитыми у него.
- Помогать ребёнку, справиться с психологическими барьерами и освободить себя от душевных зажимов и комплексов.
- Создавать условия для сознательного контроля сценического действа, что в свою очередь, способствует развитию самоконтроля, глубокого анализа, реакции мышления и логического построения. Ребёнок раскрывается в развитии чувства пространства (мизансцены). Нет другого искусства, которое требовало бы столь сильного социального чутья, развивало бы его.
Научить ребёнка работать в актёрском ансамбле, преодолевая в себе одно и раскрывая другое на глазах у зрителей – своих товарищей.
Приобретать сценические качества: мужество, доверие, терпение и доброту.
Развивать социальное чувство и коммуникативную культуру, основанную на реальном интересе к другому человеку. (Любая постановка возможна при наличии ансамбля исполнителей).
Развивать гармоничную личность, что является предпосылкой личностной свободы.
Развивая в детях творческий подход к различным видам деятельности, педагог сам увеличивает свой творческий потенциал. Постоянный поиск новых методов, способствующих интенсивному и гармоничному развитию ребёнка, повышает мастерство педагога.
Искусство вообще и театр в частности должны занимать очень важное и серьёзное место в работе школ, в которых главная цель – гармоничное развитие личности, что является предпосылкой личностной свободы.
Любое искусство призвано облагораживать наши мысли, чувства и поступки, нашу речь и жесты, поднимать их в область «художественного».
Театр в школе, может и должен стать объединяющим звеном.
Структура и специфика театрального действа вбирает в себя самые различные виды творческой деятельности, а также способствует развитию метапредметных связей: литература, поэзия, история, танец, вокал, живопись и другие виды прикладного искусства.
Структура занятия во всех группах имеет единую схему, с усложнением материала в каждом последующем классе:
- дыхательные упражнения;
- речевые и вокальные разминки;
- пластические упражнения;
- игры, тренинги, импровизации, этюды;
- самостоятельные работы;
- постановки театральных миниатюр, концертных номеров, спектаклей.
Все виды сценической работы существуют как отдельный набор специальных упражнений, но могут быть разработаны, совместно с учащимися, в процессе текущего постановочного материала (театральные миниатюры, концертные номера, спектакль).
Форма занятий, их продолжительность, задачи занятий и ожидаемые результаты должны усложняться в соответствии с возрастом учеников.
Программа курса 1-4, реализуется в течение 4х лет обучения в начальной общеобразовательной школе.
Место курса в учебном процессе:
Занятия проводятся во внеурочное время, по группам.
(наполняемость групп не более 15 учеников)
1 класс – 66 часов, 2 часа в неделю, по 45 минут;
2 класс – 68 часов, 2 часа в неделю, по 45 минут;
3 класс – 68 часов, 2 часа в неделю, по 45 минут;
4 класс – 68 часов, 2 час в неделю, по 45 минут.
Репетиционные часы – 2 часа в неделю
Результативность
1уровень
- Приобретение первичных навыков актёрской грамотности: ритмическое оформление стихии движения, переживание ритмов речи, пластические композиции, инсценировки песен, (зримая песня) стихов, осознание себя в сценическом пространстве.
2 уровень
- Импровизация на заданные темы, постановки театральных миниатюр, самостоятельная проработка роли на более сложном материале, работа в ансамбле, участие в общешкольных мероприятиях (концерты, конкурсы).
3 уровень
- Самостоятельный поиск постановочного материала, участие в режиссуре, в оформлении спектакля (декорации, реквизит, костюмы).
- Соучастие в постановке больших спектаклей с выходом на районные, городские, всесоюзные и международные фестивали и конкурсы.
Актуальность и эффективность программы:
- приобретение красивой, выразительной речи и свободы движения (владение телом и душой);
- навыки коммуникативной культуры;
- социальная адаптация;
- самореализация в творческой деятельности и успешность;
- участие во всех школьных мероприятиях, концертах, конкурсах (театральные миниатюры, вокально-танцевальные номера, спектакли).
- участие в районных, городских, всероссийских, международных фестивалях и конкурсах.
Форма диагностики результатов реализации программы – экспертные карты, которые заполняются в течение учебного года (в процессе наблюдений за творческим развитием учащегося)
Первый уровень результатов
- Активность и инициативность на занятиях;
- Сознательное отношение к работе над сценарием;
- Использование первичных навыков актёрской грамотности;
- Собственные фантазирования и импровизации на заданные темы.
Второй уровень результатов
- Навыки сотрудничества, сценические этюды в ансамблях;
- Простейшие постановки миниатюр;
- Участие в общешкольных мероприятиях.
Третий уровень результатов
- Умения самостоятельно находить интересный постановочный материал и работать над ним;
- Участие в концертных программах, конкурсах, фестивалях за рамками школы (район, город, и др.)
В группы принимаются все желающие, так как считаю, что не способных детей не бывает. Возможности и способности учащихся выявляются в процессе занятий, в первый месяц обучения и в дальнейшем их развитии.
Материально-техническое обеспечение:
- аудиоаппаратура и микрофоны
- фортепиано
- музыкальная фонотека
- специальные офисные файлы для хранения сценариев
- шумовые музыкальные инструменты
- костюмы
- реквизит
Учебно-методическое обеспечение:
- нотная литература, сценарии, мюзиклы;
- личная библиотека (книги по музыке и театру, справочные издания, методические пособия, статьи педагогов СПб академии театрального искусства и др.)
- фрагменты уроков актёрского мастерства, сценической речи и сценического движения (видеозаписи)
Информационное обеспечение:
- интернет ресурсы;
- социальные сети;
- участие в электронных конференциях, конкурсах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Азбука безопасности пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности
Рабочая прогроамма внеурочной деятельности "Азбука безопасности" для 1 класса...
Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре для 1-4 класса
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...
пояснительная записка к рабочей программе по ИЗО УМК "Школа России" 1 класс
пояснительная записка к рабочей программе по ИЗО УМК "Школа России" 1 класс...
пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Чтение» для учащихся 3 класса специальной (коррекционная) общеобразовательной школы.
Рабочая программа по предмету «Чтение» составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. – М.: «Просвещение» 2004 г....
Пояснительная записка к рабочей программе по математике УМК "Планета знаний" 4 класс ФГОС
Пояснительная записка к рабочей программе по математике УМК "Планета знаний" 4 класс ФГОС...
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Обучение грамоте. Чтение" 1 класс Школа России
Пояснительная записка по предмету "Обучение грамоте. Чтение" 1 класс Школа России...
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. УМК «Школа России». 1 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по математике для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе федерального образовательного государственного стандарта, примерной образовательной...