IS | Дата | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты |
|
|
|
|
|
|
|
| предметные | метапредметные | личностные |
|
Вводный урок (1 час) |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
| Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Художественные материалы. | Урок введения в новую тему. | Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера - Мастер Изображения. Мастер Украшения и Мастер Постройки. Использование различных художественных материалов. | Понимать, что создание вещи - это большая работа, в которой участвуют рабочие, инженеры и художники. | Составление плана и последовательности действий. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения. |
|
|
Искусство в твоём доме (7 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
| Твои игрушки. | Урок- фантазия. | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы.из которых они сделаны. Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки. Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее.добиваясь целостности цветового решения. | Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения) Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Называть народные игрушки: дымковские, филимоновские, городецкие, Богородские. Создавать игрушки из любых подручных материалов | Составление плана и последовательности действий. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и конечного результата | - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
|
3 |
| Посуда у тебя дома. | Комбинированный урок. | Характеризовать связь между формой.декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Уметь выделять конструктивным образ (образ формы постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды). Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединённых обидим, образным решением. | Понимать зависимость формы и декора посуды от материала (фарфор, фаянс, дерево, металл.стекло). Узнавать образцы посуды, созданные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома). Выполнять лепку посуды с росписью по белой грунтовке. | Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. |
|
|
4 |
| Обои и шторы у тебя дома | Урок- фантазия | Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение.украшение) при создании обоев и штор. Обретать опыт творчества и художественно - практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением | Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Создавать эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей чёткое назначение (спальня, гостиная.детская). Понимать значение слова «ритм». | Оценивать по заданным критериям. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. |
|
|
5 |
| Мамин платок. | Урок- сказка. | Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный.геометрический). Обрести опыт творчества и художественно- практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента). | Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Различать постройку (композицию), украшение (характер декора).изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Создавать эскиз платка для мамы.девочки или бабушки (праздничного или повседневного). | Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения |
|
|
6 |
| Твои КНИЖКИ | Урок- проект. | Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации.буквицы и т.д.). Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги. Создавать проект детской книжки- игрушки. | Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка.иллюстрации, буквицы) Разрабатывать детскую книжку-игрушку с иллюстрациями. | Овладевать навыками коллективной работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
|
7 |
| Открытки. | Комбинированный урок | Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения. | Создавать эскиз открытки или декоративной закладки (возможно исполнение в технике граттажа. гравюры наклейками или графической монотипии). | Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. |
|
|
8 |
| Труд художника для твоего дома (обобщение темы). | Урок-игра | Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов. Братьев-Мастеров. Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. | Представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев- Мастеров. Участвовать в выставке и обсуждении детских работ. | Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Формулировать собственное мнение и позицию. |
|
|
Искусство на улицах твоего города (7 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
| Памятники архитектуры. | Урок вве-дения в новую тему | Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской средыИзучать и изображать один из архитектурных памятников своих родных мест. Понимать значение слов «памятники архитектуры». | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миромДавать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям | - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
|
10 |
| Парки, скверы, бульвары. | Урок- проект | Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.) Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объёмно-пространственную композицию из бумаги. | Называть разновидности парков. Изображать парк, сквер (возможен коллаж) или строить игровой парк из бумаги. | Овладевать приемами коллективной творческой работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. |
|
|
11 |
| Ажурные ограды. | Комбинированный урок | Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т д ), выявляя в них общее и особенное. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. | Понимать назначение и роль ажурных оград в украшении города. Создавать проект ажурной решетки или ворот. | Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его |
|
|
12 |
| Волшебные фонари | Комбинированный урок | Различать фонари разного эмоционального звучания Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей. | Графически изображать или конструировать формы фонаря из бумаги. | Воспринимать, сравнивать, анализировать объекты. отмечать особенности формы и украшений. |
|
|
13 |
| Витрины | Урок - проект | Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины. | Объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Создавать проект оформления витрины любого магазина. | Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. |
|
|
14 |
| Удивительный транспорт. | Урок- фантазия | Характеризовать.сравнивать. обсуждать разные формы автомобилей и их украшение Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать, создавать образы фантастических машин. | Видеть образ в облике машины. Придумать, нарисовать или построить образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных). | Обретать новые навыки в конструировании из бумаги. Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. |
|
|
15 |
| Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы). | Урок обобщения и систематизации знаний. Урок- выставка. | Беседа о роли художника в создании облика города. Игра в экскурсоводов, которые рассказывают о своём городе, о роли художников, которые создают художественный облик города (села). Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию. | Создавать коллективное панно «Наш город (село)» в технике коллажа, аппликации (панорама улицы из нескольких склеенных в полосу рисунков, с включением в них ажурных оград, фонарей, транспорта, дополненных фигурками людей). | Овладевать приемами коллективной творческой дея-тельности. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов |
|
|
Художник и зрелище (11 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
| Художник в цирке | Урок введения в новую тему. | Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления.передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, веселое, подвижное. | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов.циркового реквизита и т.д.). Выполнять рисунок или аппликацию на тему циркового представления | Анализировать образец, определять материалы контролировать и корректировать свою работу Оценивать по заданным критериям Формулировать собственное мнение и позицию. | - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
|
17 |
| Художник в театре. | Урок- беседа | Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы | Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Понимать значения слов «декорация». «макет». | Осуществлять поиск информации.используя материалы представленных рисунков и учебника, выделять этапы работы |
|
|
18 |
| Театр на столе. | Урок- проект. | Создавать «Театр на столе» - картинный макет с объёмными (лепными. конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль Овладевать навыками создания объемно- пространственной композиции. | Создавать театр на столе- картонный макет и персонажей сказки для игры в спектакль Строить свою работу с разной последовательностью. делать выводы на основе личного опыта и наблюдений. | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Моделировать театр на стопе и давать оценку итоговой работе. |
|
|
19 |
| Театр кукол. | Урок- беседа. | Беседа об истоках развития кукольного театра (Петрушка - герой ярмарочного веселья), о разновидностях кукол: перчаточные, тростевые.куклы-марионетки. Познакомиться с куклами из коллекции С. Образцова | Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые.марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. |
|
|
20 |
| Мы - художники кукольного театра. | Комбинированный урок. | Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин.бумагу, нитки, ножницы, куски ткани. Использовать куклу для игры в кукольный спектакль. | Создавать куклу к кукольному спектаклю. Пользоваться пластилином, тканью и реализовывать с их помощью свой замысел. | Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям |
|
|
21 |
| Конструирование сувенирной куклы. | Урок- фантазия | Придумывать и создавать сувенирную куклу; применять для работы различные материалы. | Создавать сувенирную куклуПользоваться различными материалами. | Видеть и понимать многообразие видов и форм кукол; конструировать различные формы; давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их. |
|
|
22 |
| Театральные маски. | Урок- беседа | Беседа о масках разных времён и народов. Отмечать характер, настроение.выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике | Понимать значение слова «грим». Называть виды масок театральные, обрядовые, карнавальные | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. |
|
|
23 |
| Конструирование масок. | Урок - фантазия | Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику | Конструировать выразительные и острохарактерные маски. Пользоваться различными материалами | Видеть и понимать многообразие видов и форм масок;, конструировать различные.формы; давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их. |
|
|
24 |
| Афиша и плана!. | Комбинированный урок. | Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение.украшение и постройку. Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению: добиваться образного единства изображения и текста. | Понимать значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашении в театр. Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката). Создавать эскиз-плакат к спектаклю или цирковому представлению. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить рассуждения в форме связи простых суждении об объекте. |
|
|
25 |
| Праздник в городе. | Урок- проект. | Фантазировать о том.как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая). Нового года или на Масленицу.сделав его нарядным, красочным, необычным. Создавать в рисунке проект оформления праздника. | Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Выполнять рисунок проекта оформления праздника. | Создавать элементарные композиции на заданную тему, давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их. |
|
|
26 |
| Школьный карма- вал (обобщение темы) | Урок обобщения и систематизации знаний. | Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале. Овладевать навыками коллективного художественного творчества. | Понимать, какую роль играет праздничное оформление для организации праздника. | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов; моделировать. |
|
|
Художник и музей (8 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
27 |
| Музей в жизни города. | Урок введения в новую тему | Беседовать о самых значительных музеях искусств России - Государственной Третьяковской галерее. Государственном русском музее. Эрмитаже, Музее изобразительных искусств имени А.С Пушкина. Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций | Понимать значения слов «музей», «экспозиция». «коллекция» Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать. Что великие произведения искусства являются национальным достоянием. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром, | - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
|
28 |
| Картина - особый мир. | Урок- дискуссия | Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства | Понимать значение словосочетания «музей искусства» Иметь представление о том.что картина - это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями
| Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром |
|
|
29 |
| Картина-пейзаж | Урок развития умений и навыков | Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи. рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное.праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.). Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. | Называть имена крупнейших русских художников- пейзажистов. Изображать пейзаж по представлению. Выражать настроение в пейзаже цветомПонимать значение словосочетаний «настроение природы», «оттенки цвета» | Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям |
|
|
30 |
| Картина-портрет | Урок развития умений и навыков. | Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он.каков его внутренний мир, особенности его характера). Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета | Иметь представление об изобразительном жанре - портрете и нескольких известных картинах-портретах. Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей или автопортрет (по представлению). | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. |
|
|
31 |
| Картина- натюрморт | Урок формирования умений и навыков | Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке - хозяине вещей, о времени, в котором ом живет, его интересах Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.). Развивать живописные и композиционные навыки | Понимать значение слова «натюрморт» Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передает цветом. Называть имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта Создавать натюрморт по представлению с выражением настроения | Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректи-ровать свою работу. Оценивать по заданным критериям |
|
|
32 |
| Картины исторические и бытовые | Урок формирования умений и навыков. | Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении Развивать композиционные навыки Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию. Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель). | Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра Создавать в рисунке сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображать яркое общезначимое событие. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении |
|
|
33 |
| Скульптура в музее и на улице. | Комбинированный урок. | Рассуждать, эстетически относиться к произведению искусства (скульптуре), объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения | Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Называть виды скульптуры (скульптуры в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптурa), материалы, которыми работает скульптор. Вылепливать фигуру человека или животного (в движении) для парковой скульптуры | Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов; моделировать. |
|
|
34 |
| Художественная выставка (обобщение темы). | Урон- выставка | Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. | Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. Понимать значение слов: «пьедестал», «скульптура-памятник», «парковая скульптура». | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении |
|
|