Формирование УУД на уроках русского языка в специальном классе
учебно-методический материал по теме
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_universalnykh_uchebnykh_deystviy.docx | 48.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение
Формирование
универсальных учебных действий
на уроках
русского языка в специальном классе.
Выполнила Озерова Е.К.., учитель начальных классов,
БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат II вида»
Часто мы слышим: "Ребенок познает мир". Познавая окружающий мир, ребенок активно изучает его. Что значит активно? Трогает, пробует на вкус, вдыхает запах, ломает, строит, задает вопросы, то есть совершает какие–то действия с предметами или явлениями в окружающей среде. Совершает их, потому что ему это интересно, а если интересно, то он хочет узнать, как это устроено, из чего состоит. Для этого ребенок будет находить способ, который поможет ему что-то узнать. При этом ребенок испытывает много трудностей, препятствий в своих действиях. От активного процесса познания ребенка быстро формируются новообразования. Формирование универсальных учебных действий составляет важную задачу образовательного процесса и составляет неотъемлемую часть фундаментального ядра общего образования.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Программа развития универсальных учебных действий основывается на положениях культурно-исторического системно – деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностный подход и подход, основанный на знаниях, умениях и навыках.
Функции УУД состоят,
- во-первых, в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- во-вторых, в создании условий для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, формирования «компетентности к обновлению компетентностей» (Я.А.Кузьминов), толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- в-третьих, в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков, формировании картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:
1. Личностный.
2. Регулятивный.
3. Познавательный.
4. Коммуникативный.
ФГОС НОО включает коммуникативные действия в метапредметные результаты обучения. Умение общаться действительно является универсальным, способствует не только качественному обучению, но и социализации личности. Общению, как и любому виду деятельности, необходимо учить - это актуально. Авторы стандарта нового поколения обращают внимание на связи коммуникативных действий с основными учебными предметами, подчёркивая, что основные виды коммуникативных и речевых действий, в силу своего универсального характера, распространяются на все учебные предметы и внеурочную деятельность.
Сложность и своеобразие педагогического процесса в школе слабослышащих, связанного с особенностями речевого развития этой группы детей, ставят перед школой задачу постоянного поиска и совершенствования наиболее эффективных методов обучения языку. Особое внимание уделяется созданию в школе таких условий, при которых слабослышащие дети максимально использовали бы свои речевые возможности путем самостоятельных высказываний. В моём классе находятся дети не только со снижением слуха, но и со снижением интеллекта. Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушением интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них универсальных учебных действий.
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).
УУД на уроках русского языка в начальной школе являются:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.
Формирование личностных УУД:
- Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
- Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника и соседу по парте.
Формирование регулятивных УУД:
- Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
- Система заданий, ориентирующая школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков на уроке русского языка .
Формирование коммуникативных УУД:
- Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе.
Формирование познавательных УУД:
Ученик научится или получит возможность научиться:
- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;
- выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;
- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- строить логическую цепь рассуждений
Поэтому, для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД в образовательной системе предложен следующий путь, который проходит каждый ученик:
- вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
- основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;
- далее изученное УУД включается в практику учения на уроке, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;
- в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Рассмотрим, как происходит формирование универсальных учебных действий на одном из уроков развития речи в 6 специальном классе по теме «В мире профессий».
Содержание и технология урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | УУД |
1. Актуализация знаний обучающихся Вспомнить изученный материал на прошлом уроке. Уметь отвечать и задавать вопросы по изученной теме. 2. Целеполагание Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи 3. Работа по теме урока 4. Рефлексия. 5. Вечернее задание. | Урок развития речи. Ребята, о чём мы говорили на прошлых уроках? Сегодня на уроке мы будем: (вывешиваю план работы на доску. Пункты плана расположены не по порядку) Выполнив следующее задание, вы сами определите тему нашего урока. Внимание на экран. (слайд) Кто из этих людей следит за правилами дорожного движения на дороге? Я думаю, что остальных людей вы узнали. Кто это? Где вы встречали этих людей? Как можно назвать одним словом: продавец, строитель, водитель, врач, милиционер? (отгадывание загадок, составление слова из слогов) Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему нашего урока Готовясь к уроку, я задумалась, а какая же профессия самая важная и нужная? Обозначим цель урока, т.е.что должны выяснить, доказать, исходя из этого вопроса. На уроке будем работать по плану, вам нужно будет выбрать пункт плана. Ребята, а чтобы достигнуть цели, надо ответить на вопрос. Для этого нужно выполнить следующие задания. Для того, чтобы люди разных профессий хорошо выполняли свою работу, им нужны инструменты. Сейчас мы выполним задание «Кому что нужно для работы». (работать в группах) Подберите предметы для каждой профессии. Повару, врачу, художнику портнихе , парикмахеру ( халат, таблетки, шприц, лекарство; ножницы, расчёска, фен; кисть, краски, карандаш, бумага; кастрюля, сковорода, нож; нитки, игла, материал) [ Что вы делали?] Найди этот пункт плана Как вы думаете все эти профессии нужны? Они все важные? У людей каждой профессии не только свои инструменты, но и своя работа. Сейчас вы будете составлять предложения о том, что делают люди разных профессий. (деформированные задания) Проверка [ Что вы делали?] Найди этот пункт плана Из этих профессий можно выбрать самую важную и нужную? Я думаю, что они все важные. Профессий очень много – их тысячи. Но есть среди них несколько десятков таких, которые люди ценят и уважают. Один день в году считается для таких профессий праздником. О некоторых из них вы сейчас и расскажете. Кто охраняет границы на суше? (морские границы) Что делает продавец? Что делает столяр? Вы ходите на уроки труда, осваиваете столярное дело. У вас хорошо получается. За 3 месяца вы научились многому и сделали самолёт, подставки под цветы, ящички. Трудно делать? Нужно стараться7 (выставка работ0 В будущем вы можете освоить профессию сапожника. Это очень нужная и полезная профессия. Что делает сапожник? Как называли врачей в старину? А сейчас посмотрим, как профессии связаны друг с другом? Вы живёте в школе. Кто вам готовит еду? Работа повара приготовить еду. А где взять продукты? Кто продаёт продукты? Как появляются продукты в магазине? Кто их привозит? Где он берёт их? А как вы думаете водитель много времени проводит за рулём7 Куда он ходит обедать? Кто готовит в столовой? Сейчас очень часто в больших городах продукта заказывают домой. Кто их готовит? Кто их развозит? Посмотрите у нас стрелочки идут по кругу. Мы можем сказать, что все эти профессии связаны между собой? Можем выделить из них самую нужную? Они все важные? Посмотрите на выставку книг. Многие писатели писали о профессиях. Вы можете эти книги взять в библиотеке и прочитать. Джанни Родари тоже задумался над этим вопросом и рассказал об этом в своём произведении «Чем пахнут ремёсла?» Ребята, мы можем ответить на наш вопрос? Мы достигли цели урока? Какой можно сделать вывод? Да, ребята «Все профессии нужны! Все профессии важны!2 (слайд) И взрослые и дети должны уважать и ценить труд людей всех профессий. О чем мы говорили на уроке? Вам понравился урок? Что нового вы узнали на уроке? Оценивание детей: (сначала ребёнок сам оценивает свою работу на уроке, потом учитель) Разноуровневые задания на индивидуальных карточках | О профессиях людей Чтение пунктов плана милиционер продавец, строитель, водитель, врач в магазине, на стройке, в автобусе, в больнице профессии о профессиях «В мире профессий» Отвечают на вопрос Цель Мы должны выяснить какая профессия самая нужная и важная. Выбирают нужные предметы для людей данных профессии подбирали предметы для каждой профессии ответы детей да, все они нужны да (красная карточка: Ваня, Серёжа зелёная карточка – Владик, Света. синяя карточка – Максим) каждый из детей читает по предложению составляли предложения нет выступления детей с сообщениями (о пограничниках, о продавце, о слесаре, о столяре, о сапожнике, о враче Ответы детей на данные вопросы повар купить в магазине продавец водитель у других продавцов да в столовую повар ответы детей да нет да представление учениками книг о профессиях Да Да «Все профессии нужны, все профессии важны» Ответы детей Дети оценивают себя с помощью жетонов данных учителем за выполнение заданий (красный – 5, зелёный – 4, синий -3) | Познавательные (обобщение) Коммуникативные (монологические высказывания) Познавательные. (актуализация изученных способов действий, осознанное построение речевого высказывания) Познавательные (информационные: применение и представление информации) Коммуникативные (монологические высказывания) Регулятивные (самоконтроль) Регулятивные (удержание цели урока) Регулятивные (самоконтроль) Регулятивные (удержание цели) Коммуникативные -достижение договорённостей Познавательные (информационные: поиск, фиксация, извлечение информации) Познавательные (вывод) Коммуникативные -выражение своих мыслей с полнотой и точностью Регулятивные (самоконтроль) Коммуникативные (монологические высказывания) Регулятивные (самоконтроль) Регулятивные (удержание цели урока) Познавательные (информационные: применение и представление информации) Регулятивные (самоконтроль) Коммуникативные (контроль за действиями партнера, планирование учебного сотрудничества) Коммуникативные (монологические высказывания Коммуникативные (контроль за действиями партнера, планирование учебного сотрудничества) Познавательные (информационные: применение и представление информации) Коммуникативные (монологические высказывания) Регулятивные (удержание цели урока) Познавательные (информационные: применение и представление информации) Регулятивные (удержание цели урока) Регулятивные -выявление затруднений Коммуникативные (контроль за действиями партнера, планирование учебного сотрудничества) Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) |
Список литературы
1. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2008 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.2010 г.
3. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – М., 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во 2 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Данный урок проводится во 2 классе по программе КОУ VIII вида. Работа состоит из разработки урока. Разработка составлена с использованием учебника "Русский язык во 2 классе". Автор В.В. Воронкова. Цел...
"ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ"
ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА МО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...
Урок русского языка в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида "Парные звонкие и глухие согласные"
конспект урока...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
Русский язык: учебник для 5 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида Н. Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская . – М.: Просвещение, 2007....
Урок русского языка во 2 классе специальной коррекционной школы 8 вида "Слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопросы кто? что?"
Материал содержит конспект урока с элементами личностно-ориентированного обучения, коррекционно-развивающими упражнениями и заданиями...
Формирование УУД на уроках русского языка в начальных классах.
Доклад содержит информацию о примерах развития УУД на уроке....