Формирование УУД на уроках русского языка в начальных классах.
статья по русскому языку на тему
Доклад содержит информацию о примерах развития УУД на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_formirovanie_uud_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ-СОШ с. Кирово
Подготовила учитель начальных классов
МОУ-СОШ с. Кирово
Досмухамбетова С.В.
2018 год.
Нам каждый год встречать и провожать.
И каждый день глядеть в ребячьи души.
Нам каждый час единство с ними ощущать
И с каждым мигом становиться чище, лучше.
Начальная школа играет исключительно важную роль в системе общего образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта. Определить современные требования к качеству начального образования - основная задача федерального государственного образовательного стандарта.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, на первое место выходит развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий (далее - УУД).
УУД – это обобщенные действия, обеспечивающие умение учиться. В соответствии со стандартом предусмотрена отдельная программа формирования УУД.
Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте освоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Так, предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи.
Как организовать работу на уроке, чтобы развивались УУД? Необходимо научиться соотносить этапы урока и УУД, которые сборника «Новые стандарты в нестандартной школе» (Пермь, ПГПУ, 2011г.) Автор предлагает соотнесение этапов урока и УУД, которые можно развивать.(приложение №1) Использование этого материала позволяет правильно, в соответствии с ФГОС, поставить цель и задачи к уроку.
На уроках русского языка невозможно избежать следующих УУД:
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
Умение определить границы знания и незнания;
Простраивание алгоритма действий;
Определение и формулирование цели;
Выдвижение гипотез и их обоснование;
Построение логической цепи рассуждений;
- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи;
- Участие в диалоге, аргументация своего мнения, учёт разных мнений;
- Контроль, оценка и коррекция своей деятельности.
Рассмотрим на примерах.
Задание 1. Подчеркни буквы мягких согласных звуков.
случай, отец, сыночек, жизнь
Развиваются регулятивные УУД: умение контролировать
Задание 2. Спиши предложения, исправляя ошибки. Развиваются регулятивные УУД: умение контролировать и корректировать запись
Задание 3. Раздели слова на слоги. – Регулятивные УУД
Задание 4. Прочитай транскрипции. Запиши слова буквами. – Познавательные УУД: знаково-символические, умение находить различия в произношении и написании
Задание 5. Раздели текст на предложения. - Познавательные УУД: умение находить части в целом
Отбирая материал к уроку необходимо видеть на развитие, каких УУД будет работать задание.
Большую роль в становлении ребёнка школьником играют регулятивные УУД. Это самоорганизация учебного труда, саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний, целепологание, планирование, контроль учебной деятельности.
На уроках мы учимся определять критерии оценки, выстраивать план проверки, ставить правильно оценку на волшебных линеечках.(слайд)
Для включения каждого ребёнка в учебный диалог, сохраняя субъект-субъектные отношения используем знак + и -.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе, социальной и личностной компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе
Какие универсальные учебные действия, заявленные в новых стандартах, осуществляются учениками в ходе совместной работы в парах? В материале описаны этапы работы в паре по методике "Взаимный тренаж" на...
Личностно–ориентированный подход к формированию творческих способностей на уроках русского языка в начальных классах
Целью данной работы является определение оптимальных возможностей использования личностно-ориентированного подхода как средства развития творческих способностей у детей....
Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школе.
Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школеЦелью начального образования сегодня вместо простой передачи знаний, умений и навыков ...
Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальных классах
Данный материал содержит методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальных классах...
Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка в начальных классах
Важная задача обучения в начальных классах – обучение школьников выражению собственных мыслей....
Выступление на школьном методическом объединении по теме: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальных классах»
Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка...
Доклад на конференции начальных классов: "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах"
Доклад на тему "Формирование орфографической зоркости"....