ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
статья по логопедии
Статья по теме : Эмпирическое изучение монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Андреева Елена Валериевна
студент, ФГБОУ ВО «ОГУ им. И.С. Тургенева,
г. Орел, E-mail: a.labuzko@yandex.ru
Аннотация. В данной статье представлены результаты обследования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, выявлены ее уровень и особенности.
Ключевые слова: связная речь; монологическая речь; дети старшего дошкольного возраста; общее недоразвитие речи.
Связная монологическая речь выступает как самостоятельный вид речемыслительной деятельности и одновременно с этим выполняет важнейшую роль в процессе обучения и воспитания детей, потому выступает в качестве средства получения знаний и способа контроля над этими знаниями.
Связная монологическая речь подразумевает усвоение языковых норм и законов, овладение богатым словарным запасом языка, т.е. овладение грамматическим строем, а также их практическое применение, умение использовать на практике усвоенный языковой материал, а именно умение связно, полно, понятно и последовательно передавать окружающим людям содержание готового текста или же составить связный рассказ самостоятельно.
Из-за различных сложных речевых расстройств, в том числе, и общего недоразвития речи III уровня (Далее – ОНР III уровня), у детей нарушается формирование связной монологической речи, что может привести дополнительно к ряду иных проблем в развитии речи детей.
Проблема формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня исследовалась такими учеными, педагогами, как: В.К. Воробьева [1], В.П. Глухов [2], Ю.Г. Кирилина [3], А.И. Коростелева [4] и др.
В соответствии с актуальностью данной проблемы, нами было проведено эмпирическое исследование.
Цель исследования состояла в эмпирическом изучении связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Обследование сформированности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня проводилось по методике обследования связной монологической речи детей В.П. Глухова [2].
В исследовании принимали участие 15 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, воспитанники МБДОУ Трубчевский детский сад комбинированного вида «Дельфин» Брянской области.
Изучая результаты обследования, следует заметить, что диапазон баллов колеблется от 7 до 14, большее количество детей набрали 12 баллов.
В процессе выполнения заданий речь детей была мало эмоциональной, невыразительной. Составляя рассказы на основе личного опыта и рассказы-описания, у детей наблюдался недостаток словарного запаса. Также рассказы на основе личного опыта, описательные рассказы и пересказы были неинформативными, с нарушениями логики изложения, полноты изложения.
Наибольшие трудности дети испытывали при составлении связного предложения по предметным картинкам, составлении рассказа на основе личного опыта и описательного рассказа. Данный факт можно объяснить отсутствием наглядности. Старшим дошкольникам с ОНР III уровня легче даются задания, сопровождающиеся наглядным материалом (картинки).
В задании на составление рассказа-описания также присутствовала наглядность. Однако принципы, особенности составления описательных рассказов дети усваивают только в младшем школьном возрасте.
Согласно полученным результатам обследования уровней сформированности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, мы определили, что 80% имеет низкий уровень, 20% - средний низкий уровень. Полученные результаты обосновываются как специфичностью речевого нарушения у детей данной категории, так и особенностями связной монологической речи.
Дети с ОНР III уровня, имеющие средний уровень сформированности связной монологической речи, умеют строить полные фразовые ответы, но зачастую это достигается благодаря вспомогательному вопросу, в пересказах наблюдаются пропуски некоторых деталей, что сопутствует нарушению логической последовательности изложения и смысловой связи между предложениями; ребенок может строить описательные рассказы, однако могут отсутствовать какие-либо детали; помимо всего прочего большинство заданий ребенок выполняет с помощью педагога.
Для старших дошкольников с ОНР III уровня с низким уровнем сформированности связной монологической речи характерны неумение строить сложные распространенные предложения, ответы на вопросы даются одним словом или словосочетанием, пересказы и рассказы (описательные и на основе личного опыта) состоят только из фрагментарных перечислений, отмечаются пропуски важных деталей, нарушения логической последовательности изложения и отсутствие смысловой связи между предложениями.
Таким образом, можно сделать вывод, что большинству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня соответствует низкий уровень сформированности связной монологической речи: дети не умеют строить сложные распространенные предложения; ответы на вопросы даются одним словом или словосочетанием; пересказы и рассказы (описательные и на основе личного опыта) состоят только из фрагментарных перечислений, отмечаются пропуски важных деталей, нарушения логической последовательности изложения и отсутствие смысловой связи между предложениями.
Список литературы.
- Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2016. - 158 с.
- Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2019. - 168 с.
- Кирилина, Ю.Г. Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II-III уровня средствами народных сказок / Ю.Г. Кирилина // Вестник науки. - 2023. - №11(68). - С.503-515
- Коростелева, А.И. О формировании монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами сказки / А.И. Коростелева // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. - Екатеринбург: Изд-во: Уральский государственный педагогический университет, 2019. - С. 361-363
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
В данном материале представлены этапы работы с детьми имеющими ОНР...
Формирование психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, через тренинговые занятия, в условиях ФГОС ДО
В материале представлена программа "Учимся быть вместе", направленная на профилактику и коррекцию психологических изменений личности ребёнка, оказание помощи в преодоление барьеров в общении. Материал...
Домашние задания для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (в помощь родителям и воспитателям) Программа коррекционной логопедической работы
Настоящее пособие предназначено родителям старших дошкольников с нарушениями речи, воспитателям ДОУ, начинающим учителям - логопедам. Оно поможет спланировать и организовать коррекционно-логопедическу...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...
Инновационные подходы к обучению сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ИННОВАЦИИ. Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции 18-19 ноября 2020 года....
"Внимание у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня" курсовая работа
Курсовая работа на тему "Внимание у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня"...
Особенности интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием
Человек должен владеть интонационным богатством языка, важным не только для формирования культуры речи, но и для культуры общения. Поэтому очень важно начинать работу по формированию инто...