программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Лазаренко Лариса Викторовна

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста разработана с учетом отработки  звукового ряда.  В ситему собранный материал по развитию общей и мелкой моторики, достаточно прост, интересен и результативен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_razvitiyu_melkoy_motoriki_v_1-2_klassakh.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

 по развитию мелкой моторики

на занятиях логопедии

в начальной школе коррекционной школе VIII вида

Развитие моторики

мелких мышц рук

Развитие общей моторики

Звуки

Упражнения с речевым сопровождением

Упражнения без речевого сопровождения

Физкультминутки

1

А, У,

О, Э,

И

Парта

У парты есть четыре ножки, Сверху крышка, как ладошка.

Стул.

А у парты стул стоит,

Ученик на нём сидит.

1. Выкладывание из палочек: стол, стул.

2.Показ и сгибание одного пальца.

3.  Ориентация  на листе       бумаги (графические     упражнения).

              Мы писали.

Мы писали, мы писали,

А теперь мы дружно встали.

Ножками потопаем,

Ручками похлопаем,

Наши пальчики сожмём

И опять писать начнём.

2

М-М΄

П-П΄

Прятки.

В прятки пальчики играли

И головки убирали:

Вот так, вот так,

И головки убирали.

1. Выкладывание из палочек:  лопатка,  домик, лодка,  кораблик.

2.Запускание пальцами мелких волчков.                                  

3.  Ориентация  на листе бумаги.

                 Буратино.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развёл -Видно, ключик не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать.

3

C

Грабли.

Листья падают в саду,

Я граблями их гребу.

1.  Обводка шаблона (грибок),  раскрашивание цветными  карандашами.      

2. Игра «Дерево».

3. Ориентация на  листе бумаги.      

          Осенние листики.

Мы - листики осенние, На веточках сидим. А если ветер дунет -То сразу полетим. Мы летели, мы летели, И на землю тихо сели. Дунул ветер - полетели, И за парты снова сели.

4

С-С΄

        

        Пальчики одеваются.        

Одевайся, дедушка!

Одевайся, бабушка!

Одевайся, папочка!

Одевайся, мамочка!

Одеваюсь я –

И одета вся семья.

1.  Обводка шаблона (одежда для куклы) , раскрашивание цветными карандашами.

2.  Расстёгивание и застегивание пуговиц, шнуровка.

3.   Ориентация на листе бумаги.

Ванька-встанька.

Ванька-встанька,

Приседай-ка,

Непослушный ты какой!

Нам не справиться с тобой!

5

С-С΄

Пальчики обуваются.

Обувайся, дедушка!

Обувайся, бабушка!

Обувайся, папочка!

Обувайся, мамочка!

Обуваюсь я –

И обута вся семья.

1.  Шнуровка ботинок.

2.    «Ходьба» и «бег» указательным и средним пальцами по столу.

3.   Ориентация на листе бумаги.

Матрёшки.

Мы - весёлые матрёшки, Ладушки-ладушки. На ногах у нас сапожки, Ладушки-ладушки.

6

З

Ягоды.

С веток ягоды снимаю

И в корзину собираю.

Раз, два, три, четыре, пять –

Снова буду собирать.

1.  Обводка шаблонов  и  штриховка  (фрукты, ягоды).

2. Лепка фруктов и ягод из пластилина.

3.   Ориентация на листе бумаги.

Яблоня.

Руку протяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер яблоню качать

Трудно яблочко достать.

Мы подпрыгнем высоко -

Достали яблоко легко!

7

З-З΄

Зайка.

Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат. В огороде скачет зайка: Где капуста для зайчат?

1.  Лепка овощей из пластилина.

2.  Сжимание и разжимание кулачков.

3.   Ориентация  на листе бумаги.

                     Зайчик.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть:

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять:

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал –

Зайка - прыг! - и убежал.

8

Ц

Яблоко.

В руку яблоко возьмём

И делить его начнём:

Дольку - маме,

Дольку - папе,

Дольку - Саше,

Дольку - Даше,

А вот эту долечку

Для малышки - Олечки!

1.    «Твёрдые» и «мягкие» кулачки.

2.   Лепка овощей, фруктов и ягод из пластилина.

3.   Ориентация на листе бумаги.

                   Огород.

Дети шли-шли-шли,

Огурец нашли.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы начнём искать опять.

9

С-Ц

С-З-Ц

Ёлка.

Пальчики сцепляются,

Ёлка получается.

Ветки опускаются,

На ветру качаются.

1.  Обводка шаблонов (ёлка, берёза), штриховка.

2. Игра «Пальма».

3.   Ориентация на листе бумаги.

   

                Деревцо.

Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише... Деревцо всё выше, выше!

10

С-З-Ц

Ш

Семья.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

1.  Нанизывание бус на леску.                        

2.   Разбор мелких  пуговиц.                          

3.   Ориентация на  листе бумаги.

 

               Оладушки.

Ладушки - ладушки,

Испекли оладушки.

Угостили дедушку,

Угостили бабушку.

11

Ш

Дом.

На полянке дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

1.  Выкладывание из палочек  (дом,  мебель).                              

2.  Обводка шаблона  (домик), штриховка.

3.   Ориентация  на листе бумаги.

                    Уборка.

Пол протираем,

Стул протираем,

Шкаф протираем,

Тряпку отжимаем.

12

Ш

Зверята повстречались.

Повстречались два котёнка:

«Мяу - мяу - мяу!» Повстречались два щенка:

«Ав - ав - ав!»

Повстречались два поросёнка: «Хрю - хрю - хрю!» Повстречались два козлёнка

«Ме - ме - ме!»

Повстречались два телёнка:

«Му - му - му!»

1.  Работа с лекалами (домашние животные), раскрашивание цветными

карандашами.                      

2. Игра «Собачка».  

3.   Ориентация на  листе бумаги.      

                      Кошка.

Тихо-тихо ходит кошка

От двери и до окошка,

И из блюдца молочко

Полакает язычком.

Лапкой грудку и животик

Я помою, словно котик,

А теперь свернусь колечком Словно кот у тёплой печки.

13

С-Ш

Ж

Лягушки.

По дороге прыгала лягушка, Встретила свою подружку.

По дороге прыгали две

лягушки,

Встретили свою подружку.

По дороге прыгали три

лягушки,

Встретили свою подружку.

По дороге прыгали четыре

лягушки,

Встретили свою подружку.

По дороге прыгали пять

лягушек.

1.   Игра  «Собери картинку» (с изображением диких животных).                        

2.Игра  «Перетяжечки».                                

3.  Ориентация на листе бумаги.                

 

                    Ёжик.

По сухой лесной дорожке –

Топ-топ-топ! - топочут ножки Ходит-бродит воль дорожек Весь в иголках серый ёжик. Ищет ягоды, грибочки

Для сыночка и для дочки.

Если подкрадётся волк -Превратится ёж в клубок!

14

Ж

Птенцы повстречались. Повстречались два  цыплёнка: «Пи - пи - пи!»

Повстречались два утёнка:

«Кря - кря - кря!»

Повстречались два гусёнка:

«Га - га - га!»

Повстречались два индюшонка: «Бал - бал - бал, балды - балда!»

1.  Игра

«Петушок-курочка-гусь»          

2.  Игра «Пять цыплят клюют зёрнышки».                                    

3.   Ориентация на листе бумаги.                

 

               Петух.

Ах, красавец - петушок!

На макушке гребешок.

Лапы кверху поднимает,

Важно головой кивает.

- Ку - ка -ре - ку, хватит

спать!

Всем давно пора вставать!

15

Ж

Ш-Ж

Птичка.

Птичка крылышки сложила, Птичка перышки помыла,

Птичка клювом повела,

Птичка зёрнышки нашла.

Птичка зёрнышек поела,

Птичка песенку запела.

Птичка песенку допела –

Полетела - полетела!

1. Игра «Птичка».

2. Игра «Гнездо».

3.   Ориентация  на листе бумаги.

                    Лебеди.

Лебеди летят,

Крыльями машут,

Согнулись над водой,

Качают головой.

Гордо, прямо

Умеют держаться,

Бесшумно на воду садятся.

16

З-Ж

Ч

Лодка.

Лодочка плывёт по речке, Оставляя на воде колечки.

Пароход.

Следом пароход плывёт,

Из трубы дым идёт.

1.  Выкладывание из палочек (машина, лодка, корабль).

2.  Игра «На море большие волны...».

3.   Ориентация на листе бумаги.

               Паровоз.

Загудел наш паровоз

И вагончики повёз.

«Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Я лечу - лечу - лечу,

Я пыхчу - пыхчу - пыхчу, Опоздать я не хочу!»

17

Ч

На постой.

(солдаты, дети, папа, мама)

Ночь. Все спят.  Раздаётся стук.

С:—Тук-тук-тук!

Д:— Кто там?

С:— Два солдата пришли переночевать.

Д:— Спросим у мамы. Мама!

М:— Что, дети?

Д:— Два солдата пришли переночевать!

М:— Спросите у папы.

Д:— Папа!

П:— Что, дети?

Д:— Два солдата пришли переночевать.

П:— Впустите!

Д:— Входите!

С:— Ах, какая благодать,

Что пустили переночевать! Войдём!

1. Игра «Барабан», «Пианино».

2. Закручивание шурупов, гаек, крышек.

3. Ориентация на листе бумаги.

                   

                     Кузнец.

- Эй, кузнец-молодец!

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять!

- Отчего ж не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова –

Раз-два - и готово!

18

Ч

Щ

Капустка.

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трём-трём,

Мы капустку жмём-жмём.

1.  Обводка шаблона (конфета) и штриховка .

2.  Разбор круп.

3. Ориентация на листе бумаги.

                     Грибы.

Гриша шёл - шёл - шёл,

Белый гриб нашёл.

Раз грибок, два грибок, Положил их в кузовок.

19

Щ

Пальчики моют посуду.

Этот пальчик вымыл ложку,

Этот пальчик вымыл вилку,

Этот пальчик вымыл чашку,

Этот пальчик вымыл миску,

Этот пальчик вымыл нож –

Очень пальчик наш хорош!

1.  Выкладывание из палочек (посуда).

2. Закручивание крышек, разбор круп.

3. Ориентация на листе бумаги.

                      Нож.

Точим нож, точим нож!

Будет очень он хорош.

Будет резать он припасы: Масло, сало, хлеб, колбасы, Помидоры, огурцы -Угощайтесь, молодцы!

20

Щ

Ч-Т΄

Пальчики гуляют.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

1.Игра «Фонарики». 2.Нанизывание бус.

3. Ориентация  на листе бумаги.

                 Мороз.

Подойдёт ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос. Значит, надо не зевать –

Бегать, прыгать и скакать.

21

Ч-Щ

Щ-С΄

Цветки.

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Головой качают,

Тихо засыпают.

1. Игра «Бутон».

2. Игра «Разбери конфетти по цвету и выложи цветок».

3. Ориентация на листе бумаги.

                   Цветы.

Раз, два, три - выросли цветы.

К небу потянулись высоко, Стало им приятно и легко. Ветерок налетал,

Стебелёчки качал.

Влево качнулись –

Низко пригнулись.

Вправо качнулись –

Низко пригнулись.

Ветерок, улетай!

Ты цветы не ломай.

Пусть они растут,

Людям радость несут.

22

С-Ш

С΄-Щ

Ц-Ч

Скворец.

Вот стоит дворец,

В нём живёт скворец.

Целый день напролёт

Свою песенку поёт.

1. Игра «Собери картинку» (весна).

2.  Игра

«Солнышко-заборчик-камешки»

3.  Ориентация на листе бумаги.

                Бабочка.

Спал цветок,

И вдруг проснулся –

Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел!

23

Л

Прогулка.

Пошли пальчики гулять,

А вторые - догонять.

Третьи пальчики - бегом,

А четвёртые - пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

1.  Катание бусинок, мелких шариков .

2.  «Ходьба» и бег» указательным и средним пальцами по столу.

3. Ориентация на листе бумаги.

                 Хомка.

Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок.

 Хомка рано встаёт,

Зубки чистит, шейку трёт, Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять –

Хомка сильным хочет стать!

24

Л

Л΄

Пальчики-умельцы.

Этот пальчик мой танцует,

Этот пальчик круг рисует,

Этот пальчик ловко скачет,

Этот пальчик себя прячет.

А мизинчик мой, малышка, Ноготком скребёт, как мышка

1.  Игра «Колодец»

(выкладывание  из палочек).

2. «Твёрдые»   и «мягкие» кулачки.

3. Ориентация  на листе бумаги.

              Лягушки.

На болоте две подружки –

Две зелёные лягушки –

Утром рано умывались, Полотенцем растирались, Ручками хлопали,

Ножками топали,

Вправо-влево наклонялись

И на место возвращались.

Вот здоровья в чём секрет!

Всем друзьям физкульт -привет! 

25

Л΄

Пальчик в лесу.

— Пальчик-мальчик,

где ты был?

— Долго по лесу бродил! Встретил я медведя, волка,

Зайку, ёжика в иголках.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

1.  Игра

«Солнышко-заборчик-камешки»

2.  Обводка шаблонов (ёлка, берёза, гриб), штриховка.

3. Ориентация на листе бумаги.

             Лужайка.

Мы к лесной лужайке вышли, Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся, не упал.

26

Л΄

Л – Л΄

Апельсин.

Мы делили апельсин.

Много нас, а он - один.

Эта долька - для чижа,

Эта долька - для ежа.

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят.

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура.

Он сердит на нас - беда,

Разбегайся, кто куда!

1.  Работа с лекалами и с шаблонами

(животные) , штриховка.

2.   Игра «Собери картинку».

3.   Ориентация на листе бумаги.

 

                  Лиса.

Лиса рыжая похаживает,

Шубу пышную поглаживает.

—Птицу вижу - подкрадусь

И тихонько затаюсь!

Потом прыгну и схвачу,

И лисятам отнесу.

27

Р

Лодка.

Две ладошки я прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

1. Игра  «Собери картинку».

2. Игра

«Солнышко-заборчик-камешки» 3. Ориентация  на листе бумаги.

                   Медведь.

Медведь по лесу бродит,

По полянам ходит.

Ищет в дуплах мёд

И в рот себе кладёт.

Облизывает лапу

Сластёна косолапый.

В берлогу он шагает,

Ложится, засыпает.

28

Р

Рыбки.

Рыбки весело резвятся В чистой тёпленькой воде. То сожмутся - разожмутся, То зароются в песке.

1.  Обводка шаблона (рыбка) и штриховка.

2. Графический диктант.

3. Ориентация  на листе бумаги.

                  Рыбки.

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся - разожмутся,

То зароются в песке.

29

Р

Р΄

Сороконожки.

Две сороконожки

Бежали по дорожке.

Всё бежали и бежали,

Всё друг друга догоняли.

Как друг дружечку догнали—

Так друг дружечку обняли.

1. Обводка шаблона (божья коровка)  и штриховка.

2. Игра «Жучок».

3. Ориентация  на листе бумаги.

                  Жук.

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

30

Р΄

Замок.

На двери висит замок.

 Кто открыть его бы смог? Потянули, покрутили,

Постучали и ... открыли!

1.  Наматывание проволоки на карандаш.

2.  Выкладывание из палочек.

3. Ориентация на листе бумаги.

              Мы читали.

 Мы читали, мы читали,

А теперь мы дружно встали. Ножками потопаем,

Ручками похлопаем,

Наши пальчики сожмём

И опять писать начнём.

31

Р

Р – Р΄

Пальчики-лентяи.

-Братец, купи хлеба!

-Голова болит!

-Братец, купи масла!

-Живот болит!

-Братец, купи молока!

-Ножки болят!

-Братец, купи колбаски!

-Ручки болят!

-Ладно, всё куплю я сам,

Но обеда вам не дам.

Голодать готовы?

-Все уже здоровы!

1. Игра «В магазине».

2. Складывание письма треугольником (оригами).

3. Ориентация на листе бумаги.

Руки в стороны.

Руки в стороны, в кулачок, Разжимай - и на бочок.

Правой вверх, левой вверх,

В стороны, накрест,

В стороны, вниз.

Тук-тук, тук-тук,

Сделаем большущий круг!

32

Л – Р

Л΄ - Р΄

Братцы гуляют.

Засиделись дома братцы.

Захотел мизинец

прогуляться.

Скучно ему гулять одному.

Зовёт он братца вдвоём

прогуляться. Скучно им гулять двоим. Зовут они братца втроём

прогуляться. Грустно старшим сидеть

в избе. Зовут они братцев домой

к себе.

1.  Обводка шаблона (дом), штриховка.

2.  Нанизывание бус на леску.

3.   Ориентация  на листе бумаги.

               Прогулка.

Хлопаем в ладошки -

Отдохнут немножко.

Вот так, вот так,

Отдохнут немножко.

Побежали ножки

По ровненькой дорожке.

Вот так, вот так,

По ровненькой дорожке.

                                   Список используемой литературы.        

1. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. Москва, «Просвещение», 1991.

2. Волина В.В. Учимся играя. Москва, «Новая школа», 1994.

3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. Москва, «Просвещение», 1987.

4.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина СВ. Развиваем руки -чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, «Академия развития», 1997.

5.  «Дефектология» (журнал) - № 6, 1991: работа логопеда вспомогательной школы с первоклассниками; № 5, 1987: физминутки в логопедических занятиях с детьми; № 4, 1988: развитие тонкой моторики рук у детей с ЗПР.

6.  Катаева А.А. , Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении умственно отсталых дошкольников. Москва, «Просвещение». 1991.

7.  Рузина М.С., Афонькин СЮ. Страна пальчиковых игр. Санкт-Петербург, «Кристалл», 1997.

8.  Цвынтарныи В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт-Петербург, «Лань», 1997.

9. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, «Просвещение», 1987.

10.  Федяева Т.С. Развитие общей моторики и моторики мелких мышц рук на логопедических занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...

Программа по развитию мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста, с использованием техники плетения чия

Данная  программа предназначена для работы с обучающимися  младшего школьного возраста   с ОВЗ. Программа имеет коррекционно-воспитательную, коррекционно-образовательную, коррекцио...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Всем известно, что развитие мелкой моторики очень важно для ребенка. Движения рук человека связаны с развитием его речи, упражнения для пальцев стимулируют работу мозга, тонизируют весь организм, благ...

Презентация Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкльного и младшего школьного возраста

Развитию мелкой моторики рук, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует такая форма работы с пластилином, как пластилинография. Совершенствуя и координируя движения пал...

Развитие мелкой моторики у детей с РАС младшего школьного возраста.

Развитие мелкой моторики у детей с расстройствами аутистического спектра(РАС) младшего школьного возраста является важным аспектом их общегоразвития и социальной адаптации.Методы развития мелкой мотор...