Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условия дошкольного учреждения
статья на тему

Зверева Лариса Сергеевна

 

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово, а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условия дошкольного учреждения            Подготовила Зверева ЛС

Особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я»; эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок.

Очень радует, что о нравственности наконец-то заговорили на правительственном уровне. Ведь именно наш президент В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 года сказал такие важные слова: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи, - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились» (см. Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 года, «Российская газета» стр.3). А когда, если не с раннего возраста надо возрождать эти «духовные скрепы»?

Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.

Радикальные преобразования, происходящие в последние годы в России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Наконец-то в качестве приоритетного направления сегодня выступает забота об эмоциональном благополучии ребёнка. Ведь чем больше ребенок узнает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого. Поэтому мы взяли за основу ведение дополнительной углубленной работы по этой теме.

Основные направления деятельности:

- создание предметно-развивающей среды в группе (оформлен уголок «Мой друг», разнообразные дидактические игры: «Наши чувства и эмоции», « «Приветствие» и др., поощряющие символы: «Доброе сердце», «Внимательный друг» дети с помощью воспитателя оформляют книжки- самоделки, в которых с помощью рисунка передают свое настроение; подобраны диски с музыкальными произведениями, рассказами и стихами; в театральном уголке есть разные маски, , выражающие разное состояние души; оформлен «уголок уединения, который дает возможность побыть одному; в группе установлен мягкий уголок для более тесного общения; зеркало для формирования самосознания (где ребенок может видеть себя, рассматривать выражения своего лица); Для создания предметно - развивающей среды использую современные детские игрушки;, телевизор, фотоаппарат, видеокамеру, мобильный телефон.

- проведение педагогом-психологом оценки эмоционального  развития детей с помощью диагностики, наблюдения за общением детей в игровой деятельности с составлением индивидуального развития.

Основное влияние на развитие социально-эмоциональной сферы ребенка оказывает семья.

В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых.

Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития положительных социальных качеств у ребенка Ласковое отношение к ребенку, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка.

Работа с родителями

В своей работе с родителями мы проводим совместные занятия родителей с детьми, семинары-практикумы и консультации для родителей, направленные на создание эмоционально-благоприятной обстановкой в семье, знакомство родителей с эффективным стилем общения с детьми. Очень нравятся родителям нашей группы такие формы работы, как: День открытых дверей (посещение занятий в детском саду), участие в совместных с детьми праздниках и досугах (День Семьи, День Матери, Папа, мама и я - спортивная семья и т.п.), круглый стол «Что мы знаем и хотим узнать о своём ребёнке», психологический клуб «Шаг на встречу», конкурсы семейных поделок и т.п.

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово, а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Поэтому занятия проводим по учебно-методическому пособию по социально-эмоциональному развитию детей от 3 до 6 лет «Я, ты, мы» (методика О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной.

 В своих занятиях мы стараемся всегда учитывать, включая в каждое наше занятие игры, направленные на развитие коммуникативности и социальных умений («Пантомимические этюды», «Эхо», «Собери чемодан»), игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения; рисование. 

Необходимо постоянно следить за тем, чтобы все его участники были включены в работу, не уставали, не отвлекались. Поэтому каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение) например «Штанга» Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Затем бросает ее, максимально расслабляясь. Отдыхает. Дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему); мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей) ; двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку, например «Походка и настроение»  предлагаем походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун Дети не всегда могут контролировать свои эмоциональные реакции. Так же, дети очень хорошо умеют определить хорошие и плохие поступки сказочных героев, но возникают проблемы при оценке своего собственного поведения, контроле над ним. Для эффективного использования времени на занятиях в качестве ведущих технологий так же использую проблемно-диагностический метод. Занятия в группе строю с использованием данных технологий на основе личностно-ориентированного подхода, создаю условия для самореализации ребёнка, обеспечивая психологическую защищённость и эмоциональный комфорт.

Но мы находимся в постоянном творческом поиске, стараемся как можно больше узнать о новинках литературы, которые смогут помочь нам в этой нелегкой работе, использовать инновационные технологии при работе, направленной на развитие социально-эмоциональной сферы. И мы надеемся достичь больших результатов и приобрести еще больший опыт в работе с детьми по этому направлению развития детей.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями, планирую изучить эту тему глубже, с проведением экспериментального исследования. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с пальчиками (методическое пособие к программе «Развитие речи и подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе»)

Игры с пальчиками (методическое пособие к программе «Развитие речи и подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе»)...

Развитие социально-эмоциональной сферы младших школьников (из опыта работы)

В данном материале представлены формы и методы работы по планомерной и целенаправленной деятельности  по развитию эмоциональной сферы младших школьников. Положительные эмоции улучшают запоми...

Выявление детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида

Сегодня в детские сады общеразвивающего вида родители приводят детей с ограниченными возможностями здоровья: с синдромом Дауна, с интеллектуальной недостаточностью (ЗПР, ЗПРР, УО), с серьезными ортопе...

Развитие речевых компетенций у детей дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки (Из опыта работы учителя-логопеда)

ФГОС предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ее ступени – дошкольному обучению и воспитанию. Чтобы вчерашний дошкольник мог безбол...

Тема самообразования "Развитие речи детей в игровой деятельности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Самообразование по речевому развитию детей. Разработано на три года: 1 младший возраст, 2 младший и средний возраст....

Система работы по выявлению предпосылок одарённости у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Цель: Создание единого раз...