Конспект урока по риторике Тема урока: "Обращение"
план-конспект урока (1 класс) по теме
Воспитатель Сорокина Е.А. учитель Белова Н.В.
Тема урока:"Обращение"
Тип урока: Объяснение нового материала
Цель:Учим ребят уместно употреблять обращения в зависимости от ситуации.
Задачи:
Образовательные: -научить употреблять обращения в речи;
-уметь произносить фразы от лица сказочных героев в нужной интонаци.
Развивающие:-обогощение словарного запаса;
-умение разыгрывать ситуации по теме.
Воспитательные:-научить работать подгруппами;
-выслушивать ответы одноклассников,не перебивая друг друга;
-уметь дополнять ответы товарищей;
-продолжать воспитывать доброжелательное отношение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_ritorike.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по риторике
Тема урока: "Обращение"
Тип урока: Объяснение нового материала
Цель: Учим ребят уместно употреблять обращения в зависимости от ситуации.
Задачи:
Образовательные: -научить употреблять обращения в речи;
-уметь произносить фразы от лица сказочных героев в нужной интонаци.
Развивающие:-обогощение словарного запаса;
-умение разыгрывать ситуации по теме.
Воспитательные:-научить работать подгруппами;
-выслушивать ответы одноклассников,не перебивая друг друга;
-уметь дополнять ответы товарищей;
-продолжать воспитывать доброжелательное отношение.
Оборудование: учебник «Детская риторика» под редакцией Т.А.Ладыженской, 1 класс, рабочие тетради.
Ход урока:
Орг.момент. Ребята,мы сейчас проведём урок риторики,но сегодня он будет необычный,а необычен он будет тем,что на нём присутствуют наши родители. Они пришли сегодня к нам на урок,для того ,чтобы посмотреть как вы учитесь и чему вы уже научились.
Вводная часть. Урок мы с вами начнём,как всегда, с дыхательной гимнастики. Встаньте у своих стульев.
1 дых.упр. называется "Сорви яблочко",вам оно уже известно. Итак-тянемся правой рукой высоко-высоко к воображаемому дереву,становимся на ципочки и срываем самое спелое,самое красное и вкусное яблочко. А когда срываем его,то выдыхаем и произносим "УХ",и кладём яблочко в корзину. Давайте ещё пару яблочек сорвём,тянемся высоко-высоко..."УХ".
2 дых.упр. -Ребята,а давайте вспомним,о каком празднике мы с вами недавно общались? (День космонавтики). -Верно,так давайте же проведём космическое дых.упр. "На космодроме".
-Представьте,что вы космонавты. До запуска космического корабля осталось 10 секунд. Распределите воздух таким образом,чтобы вы сосчитали от 10 до 1 и громко,отчётливо произнесли слово "Пуск!" Итак,через нос набираем воздух ... Начинаем отсчёт времени: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 Пуск! (2-3 раза).
Хорошо ребята,садитесь. Не забывайте как вы должны сидеть правильно за партами.
А теперь давайте вспомним о чём мы с вами говорили на прошлом уроке риторики,что вам запомнилось? (отв.дет.)
Верно,мы с вами определяли где начало,а где конец предложений,а также вспоминали считалки и сочиняли свои считалки. Так для чего же нам нужны считалки? (отв.дет.) Давайте попробуем вспомнить некоторые из них (отв.дет.) Молодцы!
А сегодня,тема нашего урока звучит так:"ОБРАЩЕНИЕ",мы поговорим о том как правильно употреблять обращение к кому-либо,в зависимости от ситуации.
Объяснение нов.материала.
Беседа: -Как по-разному вас называют в семье: Серёжа,сынок, внучёк,малыш и т.д. А в школе,во дворе? Иногда лаского,иногда- не очень,а порой обидно. В школе называют даже по фамилии и полному имени-официально: "Наталья Владимировна,к учителю" и т.д.
-А зачем вообще нужно,обращаться к человеку,называть его малыш,Саша,Александр? (отв.дет.)
-Верно,для того,чтобы привлечь внимание этого человека,заставить его слушать. Но при этом говорящий нередко передаёт к нему и своё отношение. И нам совсем не всё равно,как нас зовут. А ведь бывают и грубые обращения.
Работа по учебнику:
-Ребята,откройте свои учебники на стр.51 . Посмотрите внимательно,кто изображён на верхнем рисунке? Что говорит рыбка? Что говорит старик? (отв.дет.)
-Старик просит рыбку ("смилуйся") и может назвать её по-разному. Как? Прочитаем. (чтение детьми). Когда старик скажет "золотая рыбка",а когда- "государыня рыбка"? А может ли старик обратиться с просьбой старухи к рыбке и назвать её просто "рыбка"? -Нет,старик просит рыбку как морскую царицу-только царицу можно назвать государыней.
-В последнее время слово "государь","государыня" некоторые взрослые пытаются возродить и пользуются ими при обращении к незнакомым людям:"Не скажите ли сударыня как проехать к центру?"
А теперь,на той же 51 стр. рассмотрите следующий рисунок. Кто здесь изображён? (отв.дет.) В каком случае старик говорит:"Здравствуй,барыня сударыня дворянка!",а когда-"Здравсвуй,грозная царица!" Что отвечает старуха? Как она называет старика? ("Мужик!") Как это её характеризеут? (отв.дет.)
Итак,хорошо,а теперь мы с вами попробуем разыграть ситуации:
1) Вы и мама. Вы просите маму купить игру,которая вам очень нравится. Не забывайте об обращении и о слове "пожалуйста".
2) Вы и прохожий. Вы хотите у незнакомого человека узнать время. Не забывайте о словах извинения. Слово "извините" позволяет вам обратить внимание,установить контакт. И можно обойтись без обращения.
3) Вы едете в автобусе. Попросите кого-либо из пассажиров передать деньги за проезд.
4) Вы пришли в булочную. Спросите у продавца,есть ли в продаже свежий хлеб.
(ребята с места отвечают).
Хорошо. А сейчас откройте стр.52,53. Рассмотрите рисунки и скажите,о каких сказках А.С.Пушкина напомнили вам они. (отв.дет.)
Выберите стихотворные строки из "Сказки о царе Салтане",а затем-из "Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях". Кто из героев этих сказок и как произносит слова-обращения,какие обращения использует? Прочитайте эти строчки выразительно. (отв.дет.)
-Рассмотрим другой рис. Кто изображён на нём? Как по-разному обращается царица к волшебному зеркальцу? ("Свет мой,зеркальце";"мерзкое стекло";"зеркальце".) Почему? О чём говорят нам эти разные обращения? (отв.дет.)
Физ.минутка. Я вижу вы подустали,давайте немного отвлечемся и проведём с вами физ.минутку "Буратино".
"Буратино потянулся.
Раз - нагнулся,
Два-нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик,видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать".
-Хорошо ребята,садитесь. Не забывайте как правильно надо сидеть за партами.
Закрепление:
-Я сейчас прочту вам стихотворение "Очень вежливый индюк",вы его вниматель послушайте и после,вам нужно будет ответить на вопросы к нему:
"Объявился
В доме
Вдруг
Очень Вежливый Индюк.
Раз по тридцать в день,
Не реже,
Он кричал:
-Эй, вы, невежи!
Заходите,что ли,в гости-
Поучиться
Вежливости!
Я и сам,-
Кричал Индюк,-
Доктор Вежливых Наук,
И жена моя-пример
Замечательных манер-
Даже когда спит она,
Видно,что воспитанна!
Не стесняйся ты,осёл!
Заходи,садись за стол!
Что же ты молчишь как рыба?
Говори:"Приду,спасибо!"
Ты не будь свиньёй,Свинья,-
Ждёт тебя
Моя семья!
Только раньше бы
Умыла
Ты своё свиное рыло!
Как не бился он,
Однако
К Индюку никто не шёл-
Ни Корова,
Ни Собака,
Ни Хавронья,
Ни Осёл!
Посинел Индюк от злости:
-Не идут,нахалы, в гости!
Зря пропали все труды!
Все они - балды-балды!
И добавил
С высоты
Своего величия:
-Не усвоили,
Скоты,
Правила приличия!
(Ян Бжехвала. Перевод Б.Заходера)
-Вот какое стихотворение.Ребята,скажите пожалуйста,на какое грубое обращение в приглашении Индюка ("Эй,вы,невежи,заходите,что ли, в гости") могли обидеться его соседи? (отв.дет.)
-В самом ли деле перед нами Очень Вежливый Индюк? Почему вы так думаете? (отв.дет.) -Индюк совсем невоспитанный. Он кричит,употребляет много грубых и обидных слов,говорит со всеми свысока,без уважения и т.д.
-Всегда ли можно назвать вежливым и воспитанным того,кто сам себя считает вежливым? (отв.дет.)
Подведение итогов:
-Итак,давайте же теперь вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили,что нового вы узнали? (отв.дет.)
-Верно,мы познакомились с обращением. Мы убедились в том,что обращение может быть разным в разных ситуациях. Наверное,все поняли,как важно правильно обратиться к человеку,чтобы привлечь его внимание,продолжить или закончить разговор.
-Когда можно,уместно,обращаясь к Коле,назвать его Коля,а когда Коленька,Колька,Николай? (отв.дет.)
-Наш урок подошёл к концу.
-Вам понравился урок? (отв.дет.) -Чем? (отв.дет.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по физкультуре (1 класс) на тему: Конспект образовательного урока по физической культуре. Технологическая карта урока
Предмет физическая культура Класс...
Урок "Обращение" 4 класс
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели:создать условия для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций учащихс...
Конспект урока "Обращение"
Цель урока: Создание условий для систематизаций знаний об обращении и его роли в речиЗадачи: Образовательная: обобщить знания об обращении.Развивающая: развивать орфографическую зоркость, речь, интере...