Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме «Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость»
учебно-методический материал (3 класс)

Анистенко Надежда Андреевна

Данная методическая разработка посвящена моделированию урока по математике в 3 классе по теме «Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость». Урок написан по программе «Школа России. Его возможно использовать в школе при изучении темы «Величины: цена, количество, стоимость». Данный урок нацелен на повышение познавательной деятельности за счет включения в учебную деятельность ролевой игры. Урок может быть проведен как очно, в классе, так и дистанционно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_anistenko_tsena_kolichestvo_stoimost.docx225.89 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Технологическая карта

урока математики в 3 классе по теме «Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость»

Автор: Анистенко Надежда Андреевна

Место работы: ГБОУ школа № 594

Московского района Санкт-Петербурга

Должность: учитель начальных классов

Стаж работы: 2 года

Санкт-Петербург

2023


Аннотация

Данная методическая разработка посвящена моделированию урока по математике в 3 классе по теме «Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость». Урок написан по программе «Школа России. Его возможно использовать в школе при изучении темы «Величины: цена, количество, стоимость». Данный урок нацелен на повышение познавательной деятельности за счет включения в учебную деятельность ролевой игры. Урок может быть проведен как очно, в классе, так и дистанционно.

Анистенко Надежда Андреевна, учитель начальных классов в ГБОУ СОШ №594, Санкт-Петербург


Пояснительная записка

Современный мир не стоит на месте – все претерпевает изменения, технологии внедряются в нашу жизнь повсеместно. Школа – не исключение. Методическая разработка актуальна на данный момент, потому как большое количество школ, учителей используют на уроках технические средство обучения, которые позволяют разнообразить формы работы, повышая познавательную деятельность учащихся, их мотивацию. На сегодняшний день наиболее важно уметь работать на различных платформах, уметь наполнить урок интересной для обучающихся деятельностью.

Данная разработка предназначена для педагога начальных классов при работе с обучающимися 3 класса, изучающих тему по математике: «Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость»

Цель данной разработки заключается в помощи учителю при подготовке и организации деятельности обучающихся, направленной на изучение материала, с использованием электронных ресурсов, ИКТ и ролевой игры «Магазин» на уроке математике при изучении темы «Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость».

Проведение данного урока, а также возможность ролевой игры возможна как дистанционно, так и очно. Для дистанционного проведения разработана презентация с необходимым материалом, которая включает в себя ролевую игру «Магазин». Для проведения урока необходимо наличие ИКТ, а также умение пользоваться электронными ресурсами.

Для проведения урока дистанционно понадобится следующее оборудование: ПК, учебная презентация, учебник по математике, 3 класс, УМК «Школа России», для проведения урока очно – учебник по математике, 3 класс, УМК «Школа России», Zoom (или иная платформа для связи с обучающимися, которая предполагает возможность демонстрации экрана), учебная презентация, ПК (для учителя), средства связи (для учащихся).


Ход урока.

Тема:

«Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость»

Цель:

Формирование умения решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»

Тип урока

Изучение нового материала

УМК

«Школа России»

Класс

3

Задачи урока:

Дидактические

  • отрабатывать умение решать задачи;
  • вырабатывать и совершенствовать прочные вычислительные навыки и умение устанавливать связи между величинами «Цена», «Количество», «Стоимость»

Развивающие

  • развивать логическое мышление, внимание, память;
  • учить сопоставлять, сравнивать;
  • обеспечивать проявление мыслительной деятельности в ходе использования мультимедийной презентации.

Воспитательные

  • учить детей работать коллективно; уважать мнение другого.
  • стимулировать дальнейшее саморазвитие учащихся благодаря применению мультимедийной презентации.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать:

Назвать определения величин «цена», «количество», «стоимость».

Понимать:

Разницу между ценой и стоимостью.

Применять:

Решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость».

Анализировать:

Анализировать взаимосвязь между величинами «цена», «количество», «стоимость».

Синтезировать:

Составить схему нахождения величин «цена», «количество», «стоимость».

Оценивать:

Составить суждение на основе имеющихся данных о величинах «цена», «количество», «стоимость».

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Умение определять цель деятельности с помощью учителя
  • Умение планировать свою деятельность.
  • Умение осуществлять самоконтроль.
  • Умение высказывать свои предположения.
  • Умение сохранять учебную задачу, выполнять оценку и коррекцию.
  • Умение адекватно воспринимать оценку.

Познавательные:

  • Умение делать выводы о результатах работы.
  • Умение ориентироваться в учебнике.
  • Умение искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные:

  • Умение высказывать своё мнение.
  • Умение слышать и слушать одноклассников и учителя.
  • Умение слушать и понимать речь учителя и одноклассников.
  • Умение договариваться и приходить к общему решению.

Личностные

Формировать умение осознанного доброжелательного отношения к другим, его мнению и мировоззрению

Межпредметные связи:

Окружающий мир

Основные понятия:

Умножение, деление, множитель, произведение, цена, количество, стоимость

Методы, технологии:

словесные, наглядные, практические; информационно –коммуникативные, разно уровневое обучение, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающее обучение.

Ресурсы урока для учителя:

Учебник, тетради, ПК, презентация, проектор, электронная доска

Ресурсы урока для учащихся:

Учебники, тетради

План урока с распределением времени:

1. Организационно-мотивационный этап – 3 минуты;

1.1 Приветствие

1.2 Проверка готовности к уроку

1.3 Мотивация учебной деятельности

2. Постановка учебной задачи – 3 минуты

3. Устный счет и актуализация знаний – 10 минут;

2.1 Самостоятельная работа.

2.2. Игра «Магазин».

4. Учебное действие – 15 минут;

4.1 Работа над задачами по учебнику

4.2 Физкультминутка

5. Действие контроля и самоконтроля – 10 минут;

5.1 Работа по учебнику

6. Действие оценки и самооценки – 4 минуты;

6.1 Домашнее задание

Итог: 45 минут


Содержание урока.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности
обучающихся

Организационно-мотивационный этап

1 слайд. Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

2 слайд. Ребята, давайте прочитаем диалог двух человек:

- Здравствуйте! Какова цена пирожных?

- Здравствуйте, 15 рублей, милок! Берите побольше, не пожалеете! Какое количество отложить?

- Давайте 3 штучки. Какова стоимость?

- 260 рублей!

Все ли в этой задаче верно? Почему? Как вы считаете, продавец запросил больше, чем получилось на самом деле? Что значат эти слова?  Сегодня мы будем учиться решать такие задачи, чтобы никакой продавец не смог нас обмануть.

Приветствуют педагога, проверяют готовность к уроку.

Анализируют ситуацию, отвечают на вопросы.

Постановка учебной задачи

- Какова тема урока? (Задачи с понятиями «цена», «количество», «стоимость».)

- Ребята, подумайте, какова цель урока? 

- Да, ребята, сегодня мы с вами поставили перед собой такую цель: учиться решать задачи величинами «цена», «количество», «стоимость. 

3 слайд. - Какие задачи перед собой поставим?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься, для достижения цели урока? (Решать задачи)

Отвечают на наводящие вопросы учителя, планируют деятельность на уроке.

Устный счет и актуализация знаний.

Устно:

-Посмотрите на слайд, прочитайте задачу

Срезали 40 ромашек. Из них составили 9 букетов по 3 цветка в каждом. Сколько ромашек осталось?

- О чём говориться в задаче?

- Сколько срезали ромашек? Что с ними далее делали?

- Сколько составили букетов? По сколько цветов в каждом букете?

- Какой вопрос задачи?

- Ребята, решите эту задачу устно и ответьте на вопрос задачи 9*3=27

40-27=13 (р.) – осталось.

- У кого другой ответ? Как рассуждал при решении этой задачи? Объясните, как нужно правильно рассуждать при решении этой задачи.

4 слайд.

Решите примеры. Кто первый решит, поднимает руку, если ответ правильный, и ставит на полях «+».

35:15=9 (ост.4)

62:7=8(ост.6)

39:5=7(ост.4)

42:7=6

64:16=4

33:11=3

26:12=2

14:10=1

Решают задачу устно, выполняют задание письменно, отвечают на вопросы педагога.

Учебной действие

Давайте поиграем в магазин. Перед вами образцы товаров, которые продаются в нашем магазине. 5 слайд.                           

Обозначим цену товаров. Цена показывает, сколько стоит один предмет. Посмотрите на цены товаров.

Кисточка стоит 9 рублей,

книга – 10 рублей,

ручка – 8 рублей,

тетрадь – 3 рубля,

линейка – 12 рублей.

Вы хотите купить четыре книги. Какова стоимость покупки? 6 слайд.

Что мы знаем? Цена книг – 10 рублей, количество книг – 4 штуки. Как найти стоимость покупки? Чтобы найти стоимость, надо цену умножить на количество товара. Надо взять число 10 слагаемым 4 раза.

10 • 4 = 40 (р.)

Ответ: 40 рублей стоимость покупки.

Если купить 5 книг по цене 10 рублей, то заплатим

10 • 5 = 50 (р.)

Стоимость товара увеличивается на 10 рублей. При увеличении количества товара стоимость увеличивается.

Если купить 3 книги по цене 10 рублей, то заплатим

10 • 3 = 30 (р.)

Стоимость товара уменьшается на 10 рублей. При уменьшении количества товара стоимость уменьшается.

Составим обратную задачу.

За 4 книги заплатили 40 рублей. Какова цена книг?

Чтобы найти цену, надо стоимость разделить на количество.

40 : 4 = 10 (р.)

Ответ: 10 рублей цена книг.

Вот еще одна обратная задача. За несколько книг по цене 10 рублей заплатили 40 рублей. Сколько книг купили?

Чтобы найти количество, надо стоимость разделить на цену.

40 : 10 = 4 (к.)

Ответ: 4 книги купили.

Запомните, все эти три величины (цена, количество, стоимость) связаны между собой. Если у нас имеются любые две из них, то мы можем найти и третью неизвестную величину.

Ц • К = С

С : К = Ц

С : Ц = К

Играют в «Магазин», делают выводы, проводят аналогии, отвечают на вопросы учителя, решают задачи.

Введение знаний в опыт

Работа в парах. Давайте поиграем! Кто-то из вас будет продавцом, а кто-то покупателем, затем меняетесь ролями. Например, Маша - продавец, а Коля - покупатель. Ему необходимо купить 3 книги по 10 рублей, он это озвучивает, а Маша записывает в тетрадь стоимость в виде примера: 10 * 3 = 30, затем меняемся местами.

5 слайд. Все готовы? Теперь в парах обменяйтесь тетрадями и, если нет ошибок, поставьте красивую 5.

Молодцы, мы отлично справились, давайте посмотрим, какие задачи мы сможем теперь решить.7 слайд. Открываем учебник на странице 22 задание 1 пункт 3. Для решения таких задач используют таблицу. В столбцы записывают цену, количество и общую стоимость. Таким образом, если чего-то не хватает, то легко определить, глядя на таблицу. Зарисуйте себе в тетрадь таблицу и решите задачу.

Все успели?

Ответ должен получиться 3 открытки. Проверьте себя.

Задача, если остается время. За одну лампочку заплатили 3 рубля. Сколько рублей заплатят за 6 таких лампочек?

В задаче известна цена лампочки – 3 рубля, количество лампочек – 6 штук. Надо найти стоимость лампочек. Надо взять число 3 слагаемым 6 раз.

3 • 6 = 18 (р.)

Ответ: 18 рублей стоимость 6 лампочек.

Задача, если остается время. За несколько ручек заплатили 60 рублей. Сколько купили ручек, если цена ручки 6 рублей?

В задаче надо найти количество ручек. Надо стоимость (60 рублей) разделить на цену ручки (6 рублей).

60 : 6 = 10 (шт.)

Ответ: 10 ручек купили.

Задача, если остается время. За 2 пирожка заплатили 18 рублей. Какова цена пирожка?

Неизвестна цена пирожка. Разделим стоимость пирожков 18 рублей на количество 2 пирожка.

18 : 2 = 9 (р.)

Ответ: 2 рубля цена пирожка.

Наш урок подходит к концу. Подскажите, было ли вам интересно или полезно на уроке? С какими сложностями вы столкнулись? Возвращаясь к началу урока, можем ли мы теперь сказать, сколько же нам необходимо заплатить? Отлично.

Играют в «магазин», делятся на пары, решают задачи, отвечают на вопросы педагога.

Подведение итогов. Рефлексия

Давайте подведем итоги урока. 8 слайд. Соедините части предложений правильно. 9 слайд.

Цена – это величина, которая показывает, сколько стоит один предмет (один килограмм продукта, одна коробка чая и т.д.).

Количество – это число, которое показывает, сколько предметов мы купили (сколько коробок мы купили или сколько килограмм и т.д.).

Стоимость – это величина, которая показывает, сколько будут стоить все те предметы, которые мы купили.

При увеличении количества товара стоимость увеличивается. При уменьшении количества товара стоимость уменьшается.

«Пятерочка – 1»

Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец – для меня важно и интересно;

Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);

Средний – для меня было недостаточно;

Безымянный палец – мое настроение;

Мизинец – мои предложения.

Вы все прекрасно поработали, молодцы, спасибо за урок.

Подводят итоги урока вместе с учителем, выполняют задания.


Методические советы.

  1. Перед началом урока следует заранее подготовить презентацию, настроить ПК, проектор (интерактивную доску).
  2. Заранее продумать дополнительные варианты работы, при возникновении технических неполадок, например, сделать скриншоты презентации (без возможности интерактива) или организовать ролевую игру между обучающимися.
  3. При отсутствии возможности использования интерактивной доски (возможность игры в онлайн-магазин) возможно воссоздать магазин в классе – поставить парту, на нее положить предметы для продажи, бумажки представить в виде ценников. Таким образом, будет возможность проиграть ролевую игры без интерактивной доски.
  4. Для проведения урока без потери времени рекомендуется заранее провести инструктаж по работе с образовательными платформами, чтобы обучающиеся знали порядок работы. Данные действия необходимо провести как для очного проведения урока, так и для дистанционного.
  5. Перед проведением урока, учителю также стоит ознакомиться с платформами, принципами их работы, возможностями, чтобы быть готовым, во-первых, объяснить обучающимся, как работать, а во-вторых, быть самому готовым работать с необходимыми для урока платформами.

Список рекомендуемой литературы.

  1. Роспотребнадзор. Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях. – М., 2019. 1 с. 
  2. С.И. Волкова, М.А. Бантова, С.В. Степанова, Г.В. Бельтюкова. Методические рекомендации по математике, УМК «Школа России» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://catalog.prosv.ru/attachment/4a671932-08c4-11e7-bf6f-0050569c7d18.pdf
  3. М.И. Моро, М.А. Бантова, С.В. Степанова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова. Учебник для общеобразовательных организаций по математике, 3 класс, часть 1, УМК «Школа России» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://uchebnik-skachatj-besplatno.com/Математика/Учебник%20Математика%203%20класс%20Моро%20часть%201/index.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М атематика. 3 класс. Тема: Решение задач с величинами "цена,количество, стоимость". Технологическая карта урока.

Технологическая карта урока с применением игровой технологии и ИНТЕРНЕТресурса...

Разработка урока математики для 3 класса по теме « Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость». УМК "Школа России"

 Проект урока по теме: « Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость»  с теоретическими  основаниями (формируемыми ууд)....

Конспект урока по математике 2 класс Школа России по теме "Решение задач с величинами:цена,количество,стоимость"

Конспект урока по математика по теме " "Решение задач с величинами:цена,количество,стоимость" + презентация...

Математика 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость»»

Цели деятельности учителя:знакомство с понятиями «цена», «количество», «стоимость»; совершенствование вычислительных навыков, умения решать задачи; развитие логичес...

Конспект урока по математике 4 класс. Тема: "Решение задач с величинами "цена, количество, стоимость". УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: закрепление умений решать задачи на нахождение цены, стоимости и количества; закрепление вычислительных навыков, умение решать задачи изученных видов.Планируемые резуль...

Урок математики с элементами финансовой грамотности в 3 классе на тему: «Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость»»

Процесс формирования финансовой грамотности может проходить как во время учебного процесса, так и во внеклассной деятельности. Но особая роль в формировании финансовой грамотности отводится математике...

Конспект урока по математике в 3 классе по теме "Решение задач с величинами "цена", "количество", "стоимость" .

Урок преследует цель  сформировать умение решать задачи с данными величинами, совершенствовать вычислительные навыки, развитие внимания и логического мышления....