«Проектные задачи в начальной школе, как средства достижения личностных метапредметных и предметных результатов ФГОС»
статья
Выступление учителя начальных классов Ежовой Натальи Александровны на городском семинаре в МОУ «Гимназия № 34» Заводского района города Саратова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnye_zadachi_v_nachalnoy_shkole_vystuplenie_moyo.docx | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектные задачи в начальной школе, как
средства достижения личностных метапредметных
и предметных результатов ФГОС»
(Выступление учителя начальных классов Ежовой Натальи Александровны на городском семинаре в МОУ «Гимназия № 34» Заводского района города Саратова)
В настоящее время начальное и среднее образование претерпевает большие изменения. Система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация становится основой, и для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.
Поэтому сегодня необходимо использовать в обучении такие приемы и методы, которые формируют умение САМОСТОЯТЕЛЬНО
- Добывать новые знания
- Собирать необходимую информацию
- Умение выдвигать гипотезы
- Делать выводы и умозаключения
Добиться всего этого возможно при использовании в практике работы проектной деятельности.
Однако проектная деятельность своё центральное место занимает в основной школе. По мнению психолога А.Б. Воронцова «... Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи...»
По определению А.Б. Воронцова : «ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА – это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой, происходит качественное самоизменение группы детей.»
Проектная задача принципиально носит групповой характер. Решение проектных задач дает возможность младшим школьникам освоить основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.
Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными. Главное условие-возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт» (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков).
Структура проектной задачи состоит из следующих этапов:
1. Описание проблемной ситуации.
Постановка задачи. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации (формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации).
2. Система заданий, которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена (создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить).
3. Итоговое задание. Место сборки «продукта», оформление итогового результата. Что значит «задача решена»? Это означает, что создан какой-то реальный продукт, который можно представить публично и оценить.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
1. Регулятивные УУД:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности).
2. Познавательные УУД:
- моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное).
3. Коммуникативные УУД:
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи в начальной школе можно рассматривать как шаг к проектной деятельности в основной школе, позволяющие поддержать детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения, помогают сложиться учебному сообществу, у детей появляется возможность овладеть культурными способами действий, возможность их использования в модельных ситуациях.
Использованная литература:
1. Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение. 2011.
2. Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 выпусках. Под редакцией А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение. 2011.
3. Суслов В.Н. Решаем проектные задачи. 4-5 класс. Исследование, творчество, сотрудничество. – Легион. 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "
Проектная деятельность в начальной школе в настоящее время является актуальной. В работе с младшими школьниками я считаю её альтернативой игровой деятельности. Вместо усвоения ...
"Портфель достижений"- системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся
В данной презентации представлены критерии создания "Портфеля достижений обучающихся начальной школы" , задачи участников образовательного процесса....
Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов
Работа по ФГОСам...
Научно-методическая статья "ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД" (по материалам курсового исследования)
В связи с введением ФГОС методические науки осуществляют поиск таких форм, методов, методик преподавания школьных предметов, которые позволили бы в полной мере реализовать весь комплекс задач, сформул...
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формирование результатов учащихся в условиях работы школы полного дня...
Мастер-класс «Активные методы обучения на уроках в начальной школе как средство достижения высоких результатов»
Презентация к Мастер-классу«Активные методы обучения на уроках в начальной школе как средство достижения высоких результатов»...
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися с ОВЗ
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися с ОВЗ...