Развитие речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями посредством применения информационно - коммуникационных технологий.
консультация (3 класс)

Барышникова Наталья Васильевна

Одним из важнейших направлений образования в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами является создание условий для всестороннего, полноценного развития каждого ребёнка независимо от социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в социум.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями посредством применения информационно - коммуникационных технологий.

                 Пояснительная записка.

Одним из важнейших направлений образования в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами является создание условий для всестороннего, полноценного развития каждого ребёнка независимо от социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в социум.

В современном обществе значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с умственной отсталостью (УО), что привело к увеличению количества детей данной категории, вовлеченных в систему специального образования.

Процесс обучения и воспитания детей с выраженным недоразвитием интеллекта подчинен основной цели – социализации детей этой категории и их интеграции в обществе.

 Развитие детей с УО обеспечивается лишь тогда, когда обучение на уроке строится на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Богатейшие возможности в достижении этих целей предоставляет продуктивное использование в процессе обучения и воспитания информационных и коммуникационных технологий

Информационные технологии используются в подготовке, моделировании, конструировании и передаче информации обучающемуся посредством компьютера.

Работая с детьми, имеющими УО, сталкиваешься с рядом трудностей. С одной стороны, современный рынок электронной продукции располагает богатейшими ресурсами электронных учебников, образовательных программ, энциклопедий, тренажеров.

С другой – отсутствие специальных электронных ресурсов для работы с детьми, имеющих выраженное недоразвитие интеллекта. Поэтому возникает потребность в создании собственных мультимедийных презентаций, используя цифровые образовательные ресурсы  (ЦОР) для детей младшего школьного возраста, а также ресурсы сети Интернет. При этом приходиться адаптировать уже имеющиеся ЦОРы, учитывая глубину поражения познавательной сферы детей данной категории.

Актуальность и перспективность опыта.

В последние годы заметно увеличилось количество детей с речевыми патологиями. Речевые недостатки являются предпосылкой нарушения умения полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, затрудняют социальное и личностное развитие детей, способствуют формированию у них чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности, внутреннего дискомфорта.

Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает результативность работы в целом.

Внедрение компьютерных технологий  сегодня является новой ступенью в коррекционно-образовательном процессе.

Эффективность обучения детей с речевыми нарушениями средствами ИКТ во многом зависит от степени готовности  методик для специалистов и опыта  использования компьютерных технологий. Изучение специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны внедрения  ИКТ  в коррекционный процесс.

Поэтому проблему изучения и использования информационных компьютерных технологий  в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями считаю актуальной и перспективной, имеющей большую практическую значимость.

Концептуальность.

Процесс обучения и воспитания детей с выраженным недоразвитием интеллекта и нарушением речи подчинён основной цели-социализации детей этой категории и их интеграции в обществе.

Сочетание классических, традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе компьютерных, позволяет сделать коррекционно-образовательный процесс более разнообразным, нестандартным, познавательным, занимательным, мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, что особенно важно для детей с ОВЗ.

Ведущей педагогической идеей моей работы является изучение  и оптимальное использование развивающих компьютерных программ в коррекционно-образовательной деятельности с целью повышения познавательной активности детей.

Новизна опыта состоит в том, что, целенаправленно применяя ИКТ на коррекционных занятиях, воспитатель:

- более продуктивно корригирует речевые нарушения;

- значительно расширяет зону ближайшего развития ребенка;

- способствует интеллектуальному и социальному развитию детей;

- управляет познавательной деятельностью в, т.е. переходит из позиции дающего знания в позицию организатора собственно познавательной деятельности детей;

- мотивирует познавательную деятельность ребенка за счёт коммуникации, взаимопонимания.

- развивает эмоционально-волевую сферу детей;

- побуждает к активной творческой деятельности;

- создаёт положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества.

Какие же возможности в обучении детей с ОВЗ таят в себе мультимедийные презентации?

В отличие от обычных средств обучения медиа технологии значительно расширяют и возможности родителей в сфере развития своего ребёнка. Некоторые из них копируют, созданные мною  учебные презентации и дома (во время каникул и в выходные дни) закрепляют пройденный материал. Такой вид закрепления способствует успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяет не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и, что очень актуально учат приобретать новые знания!

«Презентация - это - обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие, при использовании которого можно рассказать ребенку с ОВЗ об окружающем мире.

 Презентация несет в себе образный тип информации, понятный любому ребёнку. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о наших детях. Именно им, с их не сформированным наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть и услышать.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые ребёнку с ОВЗ сложно увидеть в повседневной жизни.

 Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Я считаю, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей.

 Любимую презентацию ребенок может смотреть, столько раз, сколько ему захочется, может повторять вслед за автором слова. А, самое главное, выучивая их наизусть и удивлять родителей объемом знаний, полученных самостоятельно.

 Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей.  Обучающие игры – презентации. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка.

Поощрение ребенка самим компьютером при правильном решении поставленной задачи являются стимулом познавательной активности детей.

Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Игровые обучающие программы приучают обучающихся с ОВЗ к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.

Дети с тяжёлой степенью нарушения интеллекта требуют большой помощи учителя и родителей при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль берет эту функцию на себя и освобождает учителя и маму.

Здоровьесбережение детей при работе с компьютером. Говоря об использовании компьютера детьми школьного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Вопрос о "засиживании" за компьютером не актуален, т.к. дети, имеющие выраженное недоразвитие интеллекта не могут заниматься долго одним и тем же делом и сами выходят из-за компьютера. Однако разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени - 10-15 минут.

В заключении отмечу, использование компьютера – еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает учителя и родителей в состоянии творческого поиска.

Наличие теоретической базы опыта.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические разработки Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии,  Д.Б. Эльконина и др.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности [Р.Ф. Абдеев, 1994; В.П. Беспалько, 2002; Е.И. Машбиц, 1988; О.И. Кукушкина, 1994 и др.].

Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи  (ОНР) [Т.В. Гуровец, С.И. Маевская, 1978; Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001; И.И. Мамайчук, 1990, и др.], показывают, что преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс  обучения грамоте дошкольников с ОНР, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников.

Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде их неустойчивости и низкой концентрации у детей с ОНР делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств [И.И. Мамайчук, 1990; Е.М. Мастюкова, 1973 и др.]. а, поскольку у младших школьников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в нестандартном, ярком, интересном, динамичном  и доступном для ребенка виде, вызывает живую заинтересованность и обращает на себя внимание.

В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным, а также позволяет детям более продуктивно закреплять полученные знания, умения и навыки.

Проанализировав приведенные выше точки зрения, я прихожу к выводу о том, что оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными методами обучения детей с ОВЗ,  определяют эффективность использования новейших информационных технологий  в коррекционной работе.

Ведущей педагогической идеей моей работы является изучение  и оптимальное использование развивающих компьютерных программ на коррекционных занятиях с целью повышения эффективности работы.

Коррекционно-образовательная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом, диагностических, обучающих и развивающих).

Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать  ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации в своей практике использую развивающие компьютерные программы.

Медиаресурсы, используемые на коррекционных занятиях.

«Букварик смешарик», ООО «Новый диск», 2007 г.

«Баба Яга учится читать», Медиахаус, 2003 г.

«Учимся читать», авт. и рук. Синицын А. И., 2004 г.

«Букварь», ООО «Мультимедийные образовательные системы», 2005 г.

Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно», ООО «Новый диск»,    2008 г.

Авторские презентации

Оптимальность и эффективность использования развивающих компьютерных программ.

Представленные компьютерные программы отражают несколько аспектов коррекционной работы:  коррекция нарушений звукопроизношения, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи, обучение грамоте, развитие когнитивных функций. Применение компьютерных программ позволяет максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении дошкольников с особыми познавательными потребностями, помогает подбирать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка, делает коррекционное занятие более продуктивным и комфортным.

Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличивается уровень сложности игры, который определяется строго индивидуально для каждого ребёнка.

Результативность опыта.

Применение развивающих программ на занятиях дает положительные результаты:

- вызывает повышенный интерес и положительный эмоциональный настрой у детей;

- активизирует восприятие, познавательную и мыслительную деятельность дошкольников;

- тренирует память, внимание и воображение; способствует общему развитию ребенка;

- ускоряет процесс постановки и автоматизации звуков, у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определённых звуков, слогов, слов;

- помогает детям с недоразвитием речи осмыслить, усвоить такие понятия, как «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;

- способствует формированию навыка звукобуквенного и слогового анализа, синтеза слова, овладению навыками чтения;

- уменьшает утомляемость, дольше сохраняет работоспособность;

- повышает мотивацию к преодолению речевых  нарушений.

Показателями эффективности использования ИКТ в процессе коррекции речи являются: повышение мотивации  к коррекционным и общеразвивающим занятиям (отсутствие пропусков без уважительной причины); возросший интерес родителей (результаты опросов и анкетирования).

 Таким образом, есть основания утверждать, что оптимальное сочетание использования компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи с традиционными методами и приемами коррекционной работы позволяет эффективнее устранять речевые недостатки и тем самым преодолевать преграды на пути успешной подготовки детей в социум.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие речи младших школьников через внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий.

Актуальность. Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Как известно, именно в начальной школе пр...

"Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе посредством применения информационно-коммуникационных технологий"

В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. Условием возникновения опыта ста...

"Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-коммуникационных технологий обучения"

Презентация практических достижений профессиональной деятельности учителя начальных классов...

Развитие коммуникативно-речевой компетенции у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  посредством  применения программно-дидактического комплекса ЛОГОМЕР, МЕРСИБО РИТМ

laquo;Логомер» — это индивидуализированная цифровая образовательная среда для кабинета логопеда и дефектолога.  Игры Мерсибо можно использовать в коррекционной деятельности прак...

«Применение информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках в начальной школе»

В данной работе представлено описание инновационного педагогического опыта, в котором раскрыты аспекты повышения эффективности урока с ИКТ. Определены пути активизации познавательной деятельности обуч...