Актуализация знаний
| - Ребята, можно ли представить себе жизнь без телевизора, без компьютера? - Трудно, но можно. - Можете ли представить себя в современной жизни без книг и газет? - Книги и газеты настали настолько обыденным делом, что кажется, они существовали вечно.
Ученик читает стих. Валентина Берестова:
- Трудно представить себе сегодня молодого человека, не владеющего компьютером, а неграмотного – и подавно. - Как можно сказать про людей, которые умеют читать, писать, правильно вести себя среди других людей? - Значит, мы с вами живем в культурном обществе. - Что такое культура? - Правильно.
Прочитайте в маршрутном листе (1 задание) определение слова КУЛЬТУРА
- Правильно, народное творчество – изделия мастеров, песни, сказки, книги тоже достояние культуры. - Откуда мы узнаем о достижениях человечества? - Правильно, люди научились передавать информацию другим поколениям при помощи записи. | Ответы на вопросы
Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну, почитай ещё страницу». Не надо звать,не надо ждать, А можно взять и почитать!
(культурными) Ответы детей
из словаря С. И. Ожегова «Культура - совокупность производственных, общекультурных и духовных достижений людей» Из истории мировой Культуры «Культура - это достижение человечества, все то, полезное и красивое, что было создано человеком, а не природой»
Ответы детей | Контролировать и оценивать результаты работы, отличать верно выполненное задание от выполненного неверно. (Р.) Анализировать и обобщать. (П.) Владеть диалогической формой речи. Слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой, доказательностью и точностью выражать свои мысли. (К.) Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний, проверку домашнего задания. Проводит устный счет. Подводит учащихся к самостоятельному пониманию и озвучиванию темы и целей урока. Отвечают на вопросы учителя, озвучивают правило, на которое опирались при выполнении домашнего задания. Устно решают задания учителя. |
Постановка учебной задачи
| - Наилучший способ сохранения информации и передачи исторических сведений – это письменность. Поэтому большую ценность для ученых имеют письменные источники.
- Над какой темой мы сегодня будем работать? (история письменности на Руси)
Сегодня мы с вами будем искать ответы на вопросы: - Как писали люди друг другу еще задолго до изобретения алфавита?
- Как появилась первая азбука на Руси?
- Что такое летопись?
- Чтобы узнать, как возникла письменность, нам нужно отправиться в далекое прошлое.
Посмотрите на ленту времени. - В каком веке мы с вами живем? (в XXI веке)
До нашей эры | Наша эра | VI тыс. лет | V тыс.лет | III тыс.лет | II тыс.лет | I век | II век | …. | IX век | XX век | XI век |
- На чем путешествуют во времени? (на машине времени)
ПРОВЕРЬТЕ: Для работы нам понадобятся: - маршрутный лист
- дневник для записи
- журнал путешественника, который будет пополняться информацией на следующих уроках
|
| Ориентироваться в своей системе знаний, определять границы знания, незнания.(Л.) Контролировать, оценивать результаты работы(Р.) Владеть диалогической формой речи. Слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой, доказательностью и точностью выражать свои мысли. (К.) Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Формирует задание. Организует работу с учебником. Анализируют, выявляют закономерность. Работают у доски и в парах.
|
Усвоение новых знаний. | - - Итак, представьте, что мы научные сотрудники, которые на борту машины времени. Нам необходимо попасть в те далекие времена, откуда пошла письменность.
Закройте глаза, в путь! Вот наша первая остановка четыре тысячи лет до нашей эры:
«Давным-давно, в незапамятные времена жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, еле прикрывал своё тело, не умел читать и писать, да и не стремился к этому. Лишь бы не голодать – вот всё, что ему было нужно».
- Этот первобытный человек изобрёл самый древний и самый простой способ письма. - Как вы думаете, как выглядело первое письмо древнего человека? - С помощью чего он делал запись? - Правильно, это рисуночное письмо» или «пиктографическое письмо» от слова пиктограмма.
- Прочитайте в маршрутном листе(задание 2), определение,что такое пиктографическое письмо.
- Посмотрите, что этот первобытный человек хотел передать своим соплеменникам?
- Сначала люди рисовали то, что хотели передать или запомнить. - А как вы думаете, а если человек хотел передать целое сообщение, как он это делал?
- В вашем маршрутном листе (задание 3) есть пиктограмма. Попробуйте расшифровать это предложение.
- Вот такое пиктографическое письмо было составлено для вас.
Расшифровка пиктографического письма.
Правильный ответ: У Вани есть книга о паровозах.
– Вы читали одно письмо, почему-то передали его по-разному? – Но, тем не менее, отдельными пиктограммами мы пользуемся до сих пор. - Где в современной жизни встречаются пиктограммы?
Знакомы эти знаки?
Подведение итога: - С каким видом письма мы с вами познакомились? - Что такое пиктограмма?
2. - На первый вопрос «Как писали люди друг другу еще задолго до изобретения алфавита» мы с вами ответили. - Теперь нам нужно узнать «Как возникла письменность на Руси» И для этого мы отправляемся дальне по ленте времени в нашу эру – IХ век. Сели в машину времени. Закройте глаза и …
«Представьте пыльный и шумный город Солунь на берегу теплого Эгейского моря. Здесь кончалась Византия и начинались необъятные земли славян – наших предков. В этом городе (городе Солунь) родились и провели своё детство два брата – Кирилл и Мефодий. Отец мальчиков был греком, а мать – славянкой, она всегда говорила с детьми на своём родном славянском языке.
А вот о чем же говорили братья, мы узнаем, прочитав текст по ролям. Раздаю текст (слова Автора, Кирилла, Мефодия, Учителя)
Работа по учебнику: - Что же представляли собой Кирилл и Мефодий?
Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на странице 72-73. -В каком веке жили Кирилл и Мефодий? -В каком городе они жили? -Чем занимались?
- Как называлась эта азбука? - Сколько букв входило в неё? - Изменилась ли она сейчас? Найдите в учебнике ответ на этот вопрос и прочитайте его. (стр. 74) – Часть была заимствована Кириллом из греческого алфавита, а часть специально придумана для передачи звуков славянского языка. Это буквы Б, Ж, Ц, Ч, Щ, У, Ю, Я.
Подведение итога: - Сколько букв было в кириллице? - Сколько букв в современном русском алфавите? - Какое значение имело создание славянской азбуки на Руси?
Появлению русской азбуки мы обязаны братьям Кириллу и Мефодию. В Москве этим двум знаменитым людям поставили памятник. В нашей стране 24 мая отмечается праздник «День славянской письменности, культуры и просвещения».
- Нам осталось ответить на третий вопрос нашего урока: Что такое летопись?
Отправляемся дальше XII век нашей эры Закрыли глаза и….
«Оглянитесь вокруг, мы находимся в тихой маленькой комнате при монастыре келье». - Что это за человек склонился над старинной книгой и старательно пишет в ней? – Писали их люди, которых называли летописцами. Они писали летописи.
- Давайте послушаем ребят, которые подготовили небольшие сообщения:
- Что такое летопись? - На чем писали летописцы? - Чем писали? - Что записывали в летописях? |
Пиктография – первоначальный способ письменной передачи информации. В переводе с латинского языка слово пиктограмма обозначает «рисую-пишу».
Ответы детей
Ответы детей
Рисунчатое письмо пиктограмма это способ письменной передачи информации при помощи рисунка.
Инсценировка. А. – Младший брат Кирилл нередко задавал старшему брату один и тот же вопрос: К. – Почему наш учитель всё время говорит по-гречески, а в лавке он прекрасно изъясняется по-славянски? М. – Да, то в лавке. А в школе можно говорить только по-гречески, потому что книги, знания все от греков. К. – А почему нельзя писать на славянском языке. Вот возьму и напишу… «Дом». М. – А вот «Я живу в доме» не напишешь, так как нет такой буквы у славян – «ж», да и «я» нет, и других и многих тоже просто не существует. К. – Нет, можно. Вот возьму и придумаю для славян буквы? У. – Мои ученики, в мире существует лишь два культурных языка – латынь и греческий. Остальные же грубые и писать на них нельзя. А. – Кирилл сдержал слово. Два брата придумали славянскую азбуку.
Ответы детей
43 33 Среди славянских народов стала развиваться грамотность
1. Грамотных людей в Древней Руси было немного. Прежде всего, это были служители церкви – монахи. Переписывать книги было одной из их обязанностей. Тяжелым был труд переписчика книг. А в те стародавние времена бумаги на Руси не было (она появилась только в 15 веке), и писать можно только на толстых и гладких лоскутках пергамента, который изготовляли из телячьей кожи, приходилось дорожить каждым лоскутком письменного материала и потому писать с величайшей осторожностью. - Писали на пергаменте гусиным пером, его конец особым образом срезался и затачивался ножичком. Вот с тех времен осталось название перочинный ножичек.
3. В старинных книгах весь текст писался черными чернилами, а первую букву текста изображали красной краской – киноварью. Эта буква делалась в 2-3 раза больше остальных букв, её старались нарисовать красивой, украшали изображениями цветов, животных. Такая буква называлась буквица, а по её окраске и сама строка называлась красной строкой. Это выражение тоже сохранилось с той поры – сейчас оно обозначает начало нового абзаца при записи текста. - Причем писать было нелегко: нужно было каждую букву писать отдельно, чтобы она не сливалась с предыдущей. Потом листы сшивали «одевали» в деревянные переплеты, обтянутые кожей, украшали драгоценными камнями, поэтому такие книги стояли очень дорого, и купить их могли очень богатые люди.
5. Создание летописей считалось делом очень важным, недаром каждый князь стремился иметь своего летописца. Одним из самых подробных описаний событий прошлого, дошедших до наших дней, считается рукопись «Повесть временных лет», написанная самым известным из русских летописцев – монахом Киево-Печорского монастыря – Нестором.
Рукописная книга Пергамент Пером Исторические события | Высказывать свое предположение на основе учебного материала, анализировать с целью выделения существенных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения.(П.) Слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли(К.) Напоминает учащимся как оформлять письменные работы. Обеспечивает мотивацию выполнения. Контролирует выполнение работы. Организует взаимопроверку, коллективную проверку. Выполняют задания, самостоятельно находят правильное решение. Работают в парах и мини-группах. Объясняют свои варианты предложенных решений. Выполняют взаимопроверку.
|
Первичная проверка понимания. | - Ребята, нам пора возвращаться домой в XXI век. Закрываем глаза Я думаю, вы узнали много нового и интересного. Давайте поделимся своей информацией и создадим журнал знаний на тему «История письменности на Руси» Эту работу мы будем выполнять по группам. Перед вами журналы путешественника. Чтобы узнать какой этап развития письменности вы будете заполнять, прочитайте стихотворение и заполните недостающие данные.
Самостоятельная работа в группах: (1 группа) Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней. Вспоминай их добрым словом – Слава им, борцам суровым! О делах родной земли… Ты рассказывать начни… (2 группа) Белый круг был знаком жизни, Чёрный круг был знаком смерти; Для земли нарисовал он Краской линию прямую, Для небес – дугу над нею, Для восхода – точку слева, Для заката – точку справа, А для полдня – на вершине. Все пространство под дугою Белый день обозначало, Звезды в центре – время ночи, А волнистые полоски – Тучи, дождь и непогоду.(Гайавата) (3 группа) стихотворение Н. Кончаловской. В монастырской келье узкой, В четырёх глухих стенах О земле, о древнерусской Быль записывал монах. Он писал зимой и летом, Озарённый тусклым светом. Он писал из года в год Про великий наш народ. |
Учащиеся вписывают, вклеивают недостающие данные | Оценивать свои достижения, намечать промежуточные цели. (Р.) Умение обобщать (П.) Умение понятно и доказательно строить высказывания. Внимательно слушать других.(К.) Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Осуществляют самооценку, предварительную оценку. Формируют конечный результат своей работы на уроке.
|