Урок. Литературное чтение. «Из истории письменности»
план-конспект урока (4 класс)

ВАСИЛЕВСКАЯ СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал, PROClass

Форма урока:урок путешествие по исторической ленте времени.

Форма организации учебной работы: фронтальная и групповая.

Цель: формирование представления о возникновении славянской азбуки, появление письменности на Руси.

Задачи.

Предметные:

- Формировать представление о возникновении славянской азбуки, появление письменности на Руси.

- Формировать у учащихся стремление больше знать об истории своей страны.

- Формировать познавательный интерес к историческим материалам.

Метапредметные:

Формируемые на уроке универсальные учебные действия:

регулятивные

- определять цель деятельности на уроке

- выполнять задание по отбору материала к данной теме

- делать самооценку деятельности на уроке

познавательные

- формировать представление о появлении письменности на Руси и появлении славянской азбуки

- формировать у учащихся стремление больше узнать об истории своей Родины, о первых книгах

- проводить работу с понятиями «исторические документы, … летописи»

- подготавливать сообщение по теме под руководством учителя

коммуникативные

- слушать и понимать речь других

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности в группе

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения

личностные

Скачать:


Предварительный просмотр:

Неделя русского языка и литературного чтения. Открытый урок по литературному чтению.

Тема урока:

«Из истории письменности»

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал, PROClass

Форма урока:урок путешествие по исторической ленте времени.

Форма организации учебной работы: фронтальная и групповая.

Цель: формирование представления о возникновении славянской азбуки, появление письменности на Руси.

Задачи.

Предметные:

- Формировать представление о возникновении славянской азбуки, появление письменности на Руси.

- Формировать у учащихся стремление больше знать об истории своей страны.

- Формировать познавательный интерес к историческим материалам.

Метапредметные:

Формируемые на уроке универсальные учебные действия:

регулятивные

- определять цель деятельности на уроке

- выполнять задание по отбору материала к данной теме

- делать самооценку деятельности на уроке

познавательные

- формировать представление о появлении письменности на Руси и появлении славянской азбуки

- формировать у учащихся стремление больше узнать об истории своей Родины, о первых книгах

- проводить работу с понятиями «исторические документы, … летописи»

- подготавливать сообщение по теме под руководством учителя

коммуникативные

- слушать и понимать речь других

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности в группе

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения

личностные

- проявлять познавательную инициативу в оказании помощи своим друзьям в группе

- понимать причину успеха в учебной деятельности.

Приемы реализации: создание заданий исследовательского характера; задания на сравнение и анализ ранее полученной информации; задания на самостоятельный перенос знаний в новую учебную ситуацию, выполнение творческих заданий.

Методы: частично-поисковый, эвристический, практический, контроля и самоконтроля.

Ожидаемый результат: все учащиеся должны получить представление о возникновении славянской азбуки, возникновении письменности на Руси; о памятниках архитектуры; уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми.

Этапы урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

Орг. момент.

Доброе утро!

Знакомство

Звонко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Готовность ученика к уроку

Способность мобилизироваться для выполнения работы (Р.)

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Актуализация знаний

- Ребята, можно ли представить себе жизнь без телевизора, без компьютера?

- Трудно, но можно.

- Можете ли представить себя в современной жизни без книг и газет?

- Книги и газеты настали настолько обыденным делом, что кажется, они существовали вечно.

Ученик читает стих. Валентина Берестова:

- Трудно представить себе сегодня молодого человека, не владеющего компьютером, а неграмотного – и подавно.

- Как можно сказать про людей, которые умеют читать, писать, правильно вести себя среди других людей?

- Значит, мы с вами живем в культурном обществе.

- Что такое культура?

- Правильно.

Прочитайте в маршрутном листе (1 задание) определение слова КУЛЬТУРА

- Правильно, народное творчество – изделия мастеров, песни, сказки, книги тоже достояние культуры.

- Откуда мы узнаем о достижениях человечества?

- Правильно, люди научились передавать информацию другим поколениям при помощи записи.

Ответы на вопросы

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,не надо ждать,
А можно взять и почитать!

(культурными)

Ответы детей

из словаря С. И. Ожегова

«Культура  - совокупность производственных, общекультурных и духовных достижений людей»

Из истории мировой Культуры

«Культура  - это достижение человечества, все то, полезное и красивое, что было создано человеком, а не природой»

Ответы детей

Контролировать и оценивать результаты работы, отличать верно выполненное задание от выполненного неверно. (Р.)

Анализировать и обобщать. (П.)

Владеть диалогической формой речи. Слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой, доказательностью и точностью выражать свои мысли. (К.)

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний, проверку домашнего задания. Проводит устный счет. Подводит учащихся к самостоятельному пониманию и озвучиванию темы и целей урока.

Отвечают на вопросы учителя, озвучивают правило, на которое опирались при выполнении домашнего задания. Устно решают задания учителя.

Постановка учебной задачи

- Наилучший способ сохранения информации и передачи исторических сведений – это письменность. Поэтому большую ценность для ученых имеют письменные источники.

- Над какой темой мы сегодня будем работать?

(история письменности на Руси)

Сегодня мы с вами будем искать ответы на вопросы:

  1. Как писали люди друг другу еще задолго до изобретения алфавита?
  2. Как появилась первая азбука на Руси?
  3. Что такое летопись?

- Чтобы узнать, как возникла письменность, нам нужно отправиться в далекое прошлое.

Посмотрите на ленту времени.

- В каком веке мы с вами живем? (в XXI веке)

До нашей эры

Наша эра

VI тыс.

лет

V тыс.лет

III тыс.лет

II тыс.лет

I век

II век

….

IX век

XX век

XI век

- На чем путешествуют во времени? (на машине времени)

ПРОВЕРЬТЕ:  

Для работы нам понадобятся:

  1. маршрутный лист
  2. дневник для записи
  3. журнал путешественника, который будет пополняться информацией на следующих уроках

Ориентироваться в своей системе знаний, определять границы знания, незнания.(Л.)

Контролировать, оценивать результаты работы(Р.) Владеть диалогической формой речи. Слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой, доказательностью и точностью выражать свои мысли. (К.)

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Формирует задание. Организует работу с учебником.

Анализируют, выявляют закономерность. Работают у доски и в парах.

Усвоение новых знаний.

  1. - Итак, представьте, что мы научные сотрудники, которые на борту машины времени. Нам необходимо попасть в те далекие времена, откуда пошла письменность.

Закройте глаза, в путь!

Вот наша первая остановка четыре  тысячи лет до нашей эры:

«Давным-давно, в незапамятные времена жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, еле прикрывал своё тело, не умел читать и писать, да и не стремился к этому. Лишь бы не голодать – вот всё, что ему было нужно».

- Этот первобытный человек изобрёл самый древний и самый простой способ письма.

- Как вы думаете, как выглядело первое письмо древнего человека?

- С помощью чего он делал запись?

- Правильно, это рисуночное письмо» или «пиктографическое письмо» от слова пиктограмма.

- Прочитайте в маршрутном листе(задание 2),  определение,что такое пиктографическое письмо.

- Посмотрите,  что этот первобытный человек хотел передать своим соплеменникам?

im2http://www.helpmenutriguru.com/wp-content/uploads/2015/05/Dollarphotoclub_3039780.jpghttp://ancient-armenia.ru/wp-content/uploads/2013/01/06-ancient-armenia.jpg

- Сначала люди рисовали то, что хотели передать или запомнить.

- А как вы думаете, а если человек хотел передать целое сообщение, как он это делал?

http://litrus.net/images/books/98476_i_016.jpg

- В вашем маршрутном листе (задание 3) есть пиктограмма.

Попробуйте расшифровать это  предложение.

- Вот такое пиктографическое письмо было составлено для вас.

Расшифровка пиктографического письма.

G:\Изображение\Изображение 003.jpg

Правильный ответ:

У Вани есть книга о паровозах.

– Вы читали одно письмо, почему-то передали его по-разному?

Но, тем не менее, отдельными пиктограммами мы пользуемся до сих пор.

- Где в современной жизни встречаются пиктограммы?

Знакомы эти знаки?

http://wl.static.fotolia.com/jpg/00/55/17/53/400_F_55175307_aEMvLutEsRo499adEkCj5zHfU7uXMKln.jpghttp://900igr.net/datai/russkij-jazyk/Piktogrammy/0010-038-Dorozhnye-znaki.gifhttp://st.depositphotos.com/1000940/1189/v/950/depositphotos_11898826-Seamless-pattern-with-sport-icons.jpg

Подведение итога:

- С каким видом письма мы с вами познакомились?

- Что такое пиктограмма?

2. - На первый вопрос «Как писали люди друг другу еще задолго до изобретения алфавита» мы с вами ответили.

- Теперь нам нужно узнать «Как возникла письменность на Руси»

И для этого мы отправляемся дальне по ленте времени в нашу эру – IХ век. Сели в машину времени. Закройте глаза и …

«Представьте пыльный и шумный город Солунь на берегу теплого Эгейского моря. Здесь кончалась Византия и начинались необъятные земли славян – наших предков. В этом городе (городе Солунь) родились и провели своё детство два брата – Кирилл и Мефодий. Отец мальчиков был греком, а мать – славянкой, она всегда говорила с детьми на своём родном славянском языке.

А вот о чем же говорили братья, мы узнаем, прочитав текст по ролям.

Раздаю текст (слова Автора, Кирилла, Мефодия, Учителя)

Работа по учебнику:

- Что же представляли собой Кирилл и Мефодий?

Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на странице 72-73.

-В каком веке жили Кирилл и Мефодий?

-В каком городе они жили?

-Чем занимались?

- Как называлась эта азбука?

- Сколько букв входило в неё?

- Изменилась ли она сейчас?

Найдите в учебнике ответ на этот вопрос и прочитайте его. (стр. 74)

Часть была заимствована Кириллом из греческого алфавита, а часть специально придумана для передачи звуков славянского языка. Это буквы Б, Ж, Ц, Ч, Щ, У, Ю, Я.

Подведение итога:

- Сколько букв было в кириллице?

- Сколько букв в современном русском алфавите?

- Какое значение имело создание славянской азбуки на Руси?

Появлению русской азбуки мы обязаны братьям Кириллу и Мефодию.

В Москве этим двум знаменитым людям поставили памятник.

В нашей стране 24 мая отмечается праздник «День славянской письменности, культуры и просвещения».

  1. Нам осталось ответить на третий вопрос нашего урока: Что такое летопись?

Отправляемся дальше XII век нашей эры

Закрыли глаза и….

«Оглянитесь вокруг, мы находимся в тихой маленькой комнате при монастыре келье».

- Что это за человек склонился над старинной книгой и старательно пишет в ней?

Писали их люди, которых называли летописцами. Они писали летописи.

- Давайте послушаем ребят, которые подготовили небольшие сообщения:

- Что такое летопись?

- На чем писали летописцы?

- Чем писали?

- Что записывали в летописях?

Пиктография – первоначальный способ письменной передачи информации. В переводе с латинского языка слово пиктограмма обозначает «рисую-пишу».

Ответы детей

G:\Изображение\Изображение 003.jpg

Ответы детей

Рисунчатое письмо пиктограмма это способ письменной передачи информации при помощи рисунка.

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=8c02d87de9cb922b87a434329983210a&n=33&h=215&w=358

Инсценировка.

А. – Младший брат Кирилл нередко задавал старшему брату один и тот же вопрос:

К. – Почему наш учитель всё время говорит по-гречески, а в лавке он прекрасно изъясняется по-славянски?

М. – Да, то в лавке. А в школе можно говорить только по-гречески, потому что книги, знания все от греков.

К. – А почему нельзя писать на славянском языке. Вот возьму и напишу… «Дом».

М. – А вот «Я живу в доме» не напишешь, так как нет такой буквы у славян – «ж», да и «я» нет, и других и многих тоже просто не существует.

К. – Нет, можно. Вот возьму и придумаю для славян буквы?

У. – Мои ученики, в мире существует лишь два культурных языка – латынь и греческий. Остальные же грубые и писать на них нельзя.

А. – Кирилл сдержал слово. Два брата придумали славянскую азбуку.

Ответы детей

43

33

Среди славянских народов стала развиваться грамотность

1. Грамотных людей в Древней Руси было немного. Прежде всего, это были служители церкви – монахи. Переписывать книги было одной из их обязанностей. Тяжелым был труд переписчика книг. А в те стародавние времена бумаги на Руси не было (она появилась только в 15 веке), и писать можно только на толстых и гладких лоскутках пергамента, который изготовляли из телячьей кожи, приходилось дорожить каждым лоскутком письменного материала и потому писать с величайшей осторожностью.

  1. Писали на пергаменте гусиным пером, его конец особым образом срезался и затачивался ножичком. Вот с тех времен осталось название перочинный ножичек.

3. В старинных книгах весь текст писался черными чернилами, а первую букву текста изображали красной краской – киноварью. Эта буква делалась в 2-3 раза больше остальных букв, её старались нарисовать красивой, украшали изображениями цветов, животных. Такая буква называлась буквица, а по её окраске и сама строка называлась красной строкой. Это выражение тоже сохранилось с той поры – сейчас оно обозначает начало нового абзаца при записи текста.

  1. Причем писать было нелегко: нужно было каждую букву писать отдельно, чтобы она не сливалась с предыдущей. Потом листы сшивали «одевали» в деревянные переплеты, обтянутые кожей, украшали драгоценными камнями, поэтому такие книги стояли очень дорого, и купить их могли очень богатые люди.

5. Создание летописей считалось делом очень важным, недаром каждый князь стремился иметь своего летописца. Одним из самых подробных описаний событий прошлого, дошедших до наших дней, считается рукопись «Повесть временных лет», написанная самым известным из русских летописцев – монахом Киево-Печорского монастыря – Нестором.

Рукописная книга

Пергамент

Пером

Исторические события

Высказывать свое предположение на основе учебного материала, анализировать с целью выделения существенных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения.(П.)

Слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли(К.)

Напоминает учащимся как оформлять письменные работы. Обеспечивает мотивацию выполнения. Контролирует выполнение работы. Организует взаимопроверку, коллективную проверку.

Выполняют задания, самостоятельно находят правильное решение. Работают в парах и мини-группах. Объясняют свои варианты предложенных решений. Выполняют взаимопроверку.

6. Физ. минутка.

Раз подняться, потянуться

Два согнуться, разогнуться

Три в ладоши три хлопка

На четыре три кивка

Пять, шесть – тихо сесть.

Первичная проверка понимания.

- Ребята, нам пора возвращаться домой в XXI век. Закрываем глаза  

Я думаю, вы узнали много нового и интересного. Давайте поделимся своей информацией и создадим журнал знаний на тему «История письменности на Руси»

Эту работу мы будем выполнять по группам.

Перед вами журналы путешественника.

Чтобы узнать какой этап развития письменности вы будете заполнять, прочитайте стихотворение и заполните недостающие данные.

Самостоятельная работа в группах:

(1 группа)

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

О делах родной земли…

Ты рассказывать начни…

(2 группа)

Белый круг был знаком жизни,

 Чёрный круг был знаком смерти;

 Для земли нарисовал он

 Краской линию прямую,

 Для небес – дугу над нею,

 Для восхода – точку слева,

 Для заката – точку справа,

 А для полдня – на вершине.

 Все пространство под дугою

 Белый день обозначало,

 Звезды в центре – время ночи,

 А волнистые полоски –

 Тучи, дождь и непогоду.(Гайавата)

 (3 группа)

стихотворение Н. Кончаловской.

В монастырской келье узкой,

В четырёх глухих стенах

О земле, о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озарённый тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

Учащиеся вписывают, вклеивают недостающие данные

Оценивать свои достижения, намечать промежуточные цели. (Р.)

Умение обобщать (П.)

Умение понятно и доказательно строить высказывания. Внимательно слушать других.(К.)

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Осуществляют самооценку, предварительную оценку. Формируют конечный результат своей работы на уроке.

Первичное подведение итогов

Посмотрите на представленные работы учеников

Есть ли замечания?

Ответы детей

Самопроверка знаний.

Проверка  первичного усвоения знаний  (PROClass)

- Сейчас мы проверим, как вы были внимательны на уроке.

- Перед вами лежат пульты.

- После того как прочитаете вопрос, необходимо нажать кнопку с нужной буквой.

Тест:

1. Как назывались рисунки, изобретенные первобытным человеком?

А) пиктограмма

 В) иероглиф

С) цифра

2. В каком веке была создана славянская азбука?

А) в IX веке

В) в XII веке

С) в XI веке

3. Как называли славянскую азбуку?

А) алфавит

В) буквица

С) кириллица

4. Сколько букв было в славянской азбуке?

А) 23 буквы

В) 33 буквы

С) 43 буквы

5. В каком городе стоит памятник Кириллу и Мефодию?

А) в Санкт-Петербурге

В) в Москве

С) в Новгороде

6. Из чего изготавливали пергамент?

А) из древесины

В) из кожи

С) из глины

7. Чем работали переписчики книг?

А) ручкой

В) заострённой палочкой

С) гусиным пером

8. Как называлась запись о важнейших событиях по годам

А) календарь

В) перепись

С) летопись

- Молодцы! Вы хорошо справились с проверкой.

Итог.

Рефлексия

- Ребята, можете ли вы представить себе современную жизнь без образования, воспитания, культурных ценностей?

- Что для вас было самым интересным на уроке?

- В заключение урока давайте составим пиктограмму из смайликов:

- Я все понял, мне было интересно, я справился с заданием

- Я все понял, но не все задания смог выполнить

- Мне было еще трудно

Домашнее задание.

Домашнее  задание

- Чтобы пополнить свою копилку знаний, прочитайте страницы учебника, выпишите наиболее интересные события и пополните ими свой маршрутный лист

Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 1 классе.Тема урока: ЧЕМУ УЧАТ ГЛУПЫЕ ИСТОРИИ? (Стихотворение Б. Заходера «Два и три» и рассказ М. Зощенко «Глупая история».)

 Цель урока:  формирование сознательного, правильного чтенияЗадачи:  познакомить с рассказом М. Зощенко  «Глупая история»                формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию   ...

урок литературного чтения в 4 классе А.П.Чехов "Белолобый" ( письменная дискуссия)

На уроке используется технология письменной дискуссии....

Урок литературного чтения по теме: "Уроки истории. Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Урок литературного чтения для 4 класса (система Л.В. Занкова). На уроке учащиеся знакомятся с творчеством М.Ю. Лермонтова, с содержанием и композицией стихотворения "Бородино"....

Урок литературного чтения «Из истории школы»

Материалы данного урока знакомят с историей МБОУ "СОШ №12" г.Новокузнецка. Актуализируются краеведческие знания обучающихся о том,в честь кого названа школа ,что это за герой,какие подвиги о...

Урок литературного чтения на тему: "Устная и письменная"

Урок литературного чтения на тему: "Устная и письменная"...

Методическая Разработка к уроку литературного чтения.Рождественская история о прекрасном принце, злой мышиной королеве, девочке Мари, других сказочных персонажах со счастливым концом Первый урок

Рождественская история о прекрасном принце, злой мышиной королеве, девочке Мари, других сказочных персонажах со счастливым концомПервый урок...

Урок Литературного чтения в 4 классе. Тема_ Уроки истории. М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Урок литературного чтения в 4 классе по программе "Перспектива". Цель урока - познакомить учащихся со стихотворением М.Ю. Лермонтова "Бородино", показать историческое значение...