Методическая Разработка к уроку литературного чтения.Рождественская история о прекрасном принце, злой мышиной королеве, девочке Мари, других сказочных персонажах со счастливым концом Первый урок
методическая разработка по чтению (4 класс)
Рождественская история о прекрасном принце, злой мышиной королеве, девочке Мари, других сказочных персонажах со счастливым концом
Первый урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_4_klass.docx | 36.72 КБ |
Предварительный просмотр:
| |
Методическая разработка по литературному чтению
Пухарева Надежда Геннадьевна
ГБОУ СОШ №303 им. Ф. Шиллера
Литературное чтение 4 класс
Урок по теме: Рождественская история о прекрасном принце, злой мышиной королеве, девочке Мари, других сказочных персонажах со счастливым концом
Первый урок
На уроке используется мобильный компьютерный класс
Основные задачи урока:
-самостоятельная работа детей с презентацией к уроку
-развитие умения работы с текстом
-знакомство с биографией писателя
- вызвать у детей желание прочитать сказку «Щелкунчик и мышиный король»
Ход урока:
Звучит музыка. П. И.Чайковский «Вальс цветов»
Совсем скоро придёт самый волшебный праздник. Как вы готовитесь к нему? О каких чудесах мечтаете?
А вот какие чудеса могут произойти…
Чтение учителем отрывка из сказки «Щелкунчик и мышиный король».
Она заперла шкаф и собралась уже уйти в спальню, как вдруг… слушайте внимательно, дети!.. как вдруг во всех углах — за печью, за стульями, за шкафами — началось тихое-тихое шушуканье, перешептыванье и шуршанье. А часы на стене зашипели, захрипели все громче и громче, но никак не могли пробить двенадцать. Мари глянула туда: большая золоченая сова, сидевшая на часах, свесила крылья, совсем заслонила ими часы и вытянула вперед противную кошачью голову с кривым клювом. А часы хрипели громче и громче, и Мари явственно расслышала:
— Тик-и-так, тик-и-так! Не хрипите громко так! Слышит все король мышиный. Трик-и-трак, бум-бум! Ну, часы, напев старинный! Трик-и-трак, бум-бум! Ну, пробей, пробей, звонок: королю подходит срок!
И… «бим-бом, бим-бом!» — часы глухо и хрипло пробили двенадцать ударов. Мари очень струсила и чуть не убежала со страху, но тут она увидела, что на часах вместо совы сидит крестный Дроссельмейер, свесив полы своего желтого сюртука по обеим сторонам, словно крылья. Она собралась с духом и громко крикнула плаксивым голосом:
— Крестный, послушай, крестный, зачем ты туда забрался? Слезай вниз и не пугай меня, гадкий крестный!
Но тут отовсюду послышалось странное хихиканье и писк, и за стеной пошли беготня и топот, будто от тысячи крошечных лапок, и тысячи крошечных огонечков глянули сквозь щели в полу. Но это были не огоньки — нет, а маленькие блестящие глазки, и Мари увидела, что отовсюду выглядывают и выбираются из-под пола мыши. Вскоре по всей комнате пошло: топ-топ, хоп-хоп! Все ярче светились глаза мышей, все несметнее становились их полчища; наконец они выстроились в том же порядке, в каком Фриц обычно выстраивал своих солдатиков перед боем. Мари это очень насмешило; у нее не было врожденного отвращения к мышам, как у иных детей, и страх ее совсем было улегся, но вдруг послышался такой ужасный и пронзительный писк, что у нее по спине забегали мурашки. Ах, что она увидела! Нет, право же, уважаемый читатель Фриц, я отлично знаю, что у тебя, как и у мудрого, отважного полководца Фрица Штальбаума, бесстрашное сердце, но если бы ты увидел то, что предстало взорам Мари, право, ты бы удрал. Я даже думаю, ты бы шмыгнул в постель и без особой надобности натянул одеяло по самые уши. Ах, бедная Мари не могла этого сделать, потому что — вы только послушайте, дети! — к самым ногам ее, словно от подземного толчка, дождем посыпались песок, известка и осколки кирпича, и из-под пола с противным шипеньем и писком вылезли семь мышиных голов в семи ярко сверкающих коронах. Вскоре выбралось целиком и все туловище, на котором сидели семь голов, и все войско хором трижды приветствовало громким писком огромную, увенчанную семью диадемами мышь. Теперь войско сразу пришло в движение и — хоп-хоп, топ-топ! — направилось прямо к шкафу, прямо на Мари, которая все еще стояла, прижавшись к стеклянной дверце.
От ужаса у Мари уже и раньше так колотилось сердце, что она боялась, как бы оно тут же не выпрыгнуло из груди, — ведь тогда бы она умерла. Теперь же ей показалось, будто кровь застыла у нее в жилах. Она зашаталась, теряя сознание, но тут вдруг раздалось: клик-клак-хрр!.. — и посыпались осколки стекла, которое Мари разбила локтем. В ту же минуту она почувствовала жгучую боль в левой руке, но у нее сразу отлегло от сердца: она не слышала больше визга и писка. Все мигом стихло. И хотя она не смела открыть глаза, все же ей подумалось, что звон стекла испугал мышей, и они попрятались по норам.
Но что же это опять такое? У Мари за спиной, в шкафу, поднялся странный шум, и зазвенели тоненькие голосочки:
— Стройся, взвод! Стройся, взвод! В бой вперед! Полночь бьет! Стройся, взвод! В бой вперед!
И начался стройный и приятный перезвон мелодичных колокольчиков.
— Ах, да ведь это же мой музыкальный ящик! — обрадовалась Мари и быстро отскочила от шкафа.
Тут она увидела, что шкаф странно светится и в нем идет какая-то возня и суетня.
Куклы беспорядочно бегали взад и вперед и размахивали ручками. Вдруг поднялся Щелкунчик, сбросил одеяло и, одним прыжком соскочив с кровати, громко крикнул:
— Щелк-щелк-щелк, глупый мыший полк! То-то будет толк, мыший полк! Щелк-щелк, мыший полк — прет из щелок — выйдет толк!
И при этом он выхватил свою крохотную сабельку, замахал ею в воздухе и закричал:
— Эй, вы, мои верные вассалы, други и братья! Постоите ли вы за меня в тяжком бою?
И сейчас же отозвались три скарамуша, Панталоне, четыре трубочиста, два бродячих музыканта и барабанщик:
— Да, наш государь, мы верны вам до гроба! Ведите нас в бой — на смерть или на победу!
И они ринулись вслед за Щелкунчиком, который, горя воодушевлением, отважился на отчаянный прыжок с верхней полки. Им-то было хорошо прыгать: они не только были разряжены в шелк и бархат, но и туловище у них было набито ватой и опилками; вот они и шлепались вниз, будто кулечки с шерстью. Но бедный Щелкунчик уж, наверное, переломал бы себе руки и ноги; подумайте только — от полки, где он стоял, до нижней было почти два фута, а сам он был хрупкий, словно выточенный из липы. Да, Щелкунчик уж, наверное, переломал бы себе руки и ноги, если бы в тот самый миг, как он прыгнул, мамзель Клерхен не соскочила с дивана и не приняла в свои нежные объятия потрясающего мечом героя.
— О, милая, добрая Клерхен! — в слезах воскликнула Мари, — как я ошиблась в тебе! Уж, конечно, ты от всего сердца уступила кроватку дружку Щелкунчику.
И вот мамзель Клерхен заговорила, нежно прижимая юного героя к своей шелковой груди:
— Разве можно вам, государь, идти в бой, навстречу опасности, больным и с не зажившими еще ранами! Взгляните, вот собираются ваши храбрые вассалы, они рвутся в бой и уверены в победе. Скарамуш, Панталоне, трубочисты, музыканты и барабанщик уже внизу, а среди куколок с сюрпризами у меня на полке заметно сильное оживление и движение. Соблаговолите, о, государь, отдохнуть у меня на груди или же согласитесь созерцать вашу победу с высоты моей шляпы, украшенной перьями. — Так говорила Клерхен; но Щелкунчик вел себя совсем неподобающим образом и так брыкался, что Клерхен пришлось поскорее поставить его на полку. В то же мгновение он весьма учтиво опустился на одно колено и пролепетал:
— О, прекрасная дама, и на поле брани не позабуду я оказанные мне вами милость и благоволение!
Тогда Клерхен нагнулась так низко, что схватила его за ручку, осторожно приподняла, быстро развязала на себе расшитый блестками кушак и собиралась нацепить его на человечка, но он отступил на два шага, прижал руку к сердцу и произнес весьма торжественно:
— О, прекрасная дама, не извольте расточать на меня ваши милости, ибо… — он запнулся, глубоко вздохнул, быстро сорвал с плеча ленточку, которую повязала ему Мари, прижал ее к губам, повязал на руку в виде шарфа и, с воодушевлением размахивая сверкающим обнаженным мечом, спрыгнул быстро и ловко, словно птичка, с края полки на пол.
Вы, разумеется, сразу поняли, мои благосклонные и весьма внимательные слушатели, что Щелкунчик еще до того, как по-настоящему ожил, уже отлично чувствовал любовь и заботы, которыми окружила его Мари, и что только из симпатии к ней он не хотел принять от мамзель Клерхен ее пояс, несмотря на то, что тот был очень красив и весь сверкал. Верный, благородный Щелкунчик предпочитал украсить себя скромной ленточкой Мари. Но что-то будет дальше?
Едва Щелкунчик прыгнул на пол, как вновь поднялся визг и писк. Ах, ведь под большим столом собрались несметные полчища злых мышей, и впереди всех выступает отвратительная мышь о семи головах!
Что-то будет?
Да ребята, чудеса уже начались… И придумал эту удивительную историю Эрнст Теодор Амадей Гофман. Немецкий сказочник, композитор, юрист.
Давайте познакомимся с ним. Включите компьютеры. Найдите на рабочем столе папку Гофман. После того, как вы познакомитесь с биографией писателя, надо будет ответить на вопросы. Для вас они уже приготовлены на листе. Можно (при желании необходимости) вернуться к слайдам презентации.
Далее дети работают с презентацией самостоятельно. Учитель оказывает необходимую помощь. Время работы 15-20 минут.
Компьютеры выключаются. Дети сравнивают ответы, работая в парах. Выбирают лучшие варианты. Далее ответы зачитываются в классе.
Проходит общее обсуждение.
Итог урока и домашнее задание.
Полезна ли была информация, полученная на уроке?
Насколько интересной может оказаться сказка Гофмана? (мне совсем не интересно; можно прочитать, раз задали; интересно, но читать не хочу; прочитаю с удовольствием.)
Оцените свою работу на уроке.
Что делать дома:
- Поделиться знаниями с родителями
-Прочитать главы 1-5.
-(Можно читать и дальше)
Посмотреть любую экранизацию сказки, сравнить с авторским текстом
Приложение. Бланк ответов. ……………………………………………………………………………………….(Ф.И)
Назовите полное имя человека, биографию которого вы читали.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Почему он изменил своё имя?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
В каком веке и где жил?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Назовите его любимые занятия.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Как вы думаете, почему он не хотел быть юристом?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Какие черты его характера вы можете назвать? Докажите примером из биографии.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Что ещё вы хотели бы узнать об этом человеке?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Какие произведения он создал? С какими из них вы знакомы?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по противопожарной тематике. Тема: ,, История развития пожарной охраны в России’’ (Конспект и презентация.).
Методическая разработка занятия по противопожарной тематике. Тема: ,, История развития пожарной охраны в России’’(Конспект и презентация.) Подготовила: Карандина Галина Ивановна. Возрастная группа: 4-...
Урок литературного чтения «А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино. Девочка с голубыми волосами хочет воспитать Буратино».
Тип урока открытия новых знаний, был проведен в рамках районного методического объединения....
Методическая разработка по теме «Литературное слушание на уроках чтения в первом классе»
Роль литературного слушания....
Методическая разработка 1 занятия кружка "Финансовая грамотность. История денег" по теме "Что такое деньги?"
Данная методическая разработка проводится в форме интерактивной беседы.Цель занятия - рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег....
Урок литературного чтения в 3 классе( УМК "Перспективная начальная школа".М.Вайсман "Лучший друг мадуз"
Это произведение о том, как главный герой изменил своё отношение к медузам, что для него сильнее неприязни к медузам оказалась любовь к миру природы, сострадание к живому существу....
Урок литературного чтения 3 класс тема: Сравнение сказок В.И.Даля «Девочка Снегурочка» и русской народной сказки «Снегурочка».
Урок обобщения знаний. Работа в группах. Урок применения полученных знаний....
Методическая разработка внеклассного мероприятия 2-3 класс по теме: «Страна Интересных Книг» «Хорошая книга - твой хороший друг»
В игровой форме обобщить знания учащихся начальных классов о жанрах литературы. Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека....