Методическая разработка урока по математике на тему "Решение арифметических задач с величинами - цена, количество, стоимость".
план-конспект урока по математике (3 класс)
Методическая разработка урока по математике соответсвует программе 3-го класса. Нацелена на формирование следующих предметных умений:
Знать:
- прием (способ) умножения двузначного числа на однозначное;
-способ деления двузначного числа на однозначное.
-понятия «цена», «количество», «стоимость» и взаимосвязь между этими величинами, монеты и купюры.
Уметь:
- решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»;
- решать задачи разными способами; составлять схемы к задачам;
-вычислять значения выражений, используя порядок выполнения действий, свойства умножения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_arifmeticheskih_zadach_s_velichinami_cena_kolichestvo_stoimost.docx | 296.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» АО «город Якутск»
КОНСПЕКТ УРОКА
Учитель (ФИО): Габышева Лена Васильевна
Предмет: Математика
Класс: 3 Г
Тема урока: Решение арифметических задач с величинами - цена, количество, стоимость.
Якутск, 2016
Тема | Решение задач. Закрепление |
Тип урока | Решение арифметических задач с величинами - цена, количество, стоимость. |
Планируемый результат | |
Предметные умения | Знать: - прием (способ) умножения двузначного числа на однозначное; -способ деления двузначного числа на однозначное. -понятия «цена», «количество», «стоимость» и взаимосвязь между этими величинами, монеты и купюры. Уметь: - решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; - решать задачи разными способами; составлять схемы к задачам; -вычислять значения выражений, используя порядок выполнения действий, свойства умножения. |
УУД | Личностные: Проявить интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Выполнять действия в опоре на заданный ориентир. Осуществлять самоконтроль результата. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: Выделять существенную информацию из текстов задач. Устанавливать причинно-следственные связи. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Осуществлять синтез как составление целого из частей. Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Устанавливать соответствие предметной и символической модели. Строить небольшие математические сообщения в устной форме; проводить аналогию и на ее основе строить выводы; устанавливать аналогии, формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения; строить рассуждения о математических явлениях. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях. Коммуникативные: Контролировать свои действия в коллективной работе; строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию. Использовать речь для регуляции своего действия. Допускать возможность существования различных точек зрения. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию |
Формы работы | Индивидуальная, фронтальная |
Ресурсы | Истомина Н.Б. Математика. 3 класс. Ассоциация 21 век. - Смоленск. 2013. Учебник. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||
1-й этап урока – Организационный этап | |||||||||
Актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности. Устанавливает тематические рамки. | Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. | Осознают то, что подлежит усвоению. | Учатся слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. | Учатся планировать учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками. | Используют речь для регуляции своего действия. | Настраиваются на учебную деятельность. | |||
2-й этап урока - Активизация познавательного интереса | |||||||||
Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. | Решают устно задачи. Выделяют существенную информацию из текстов задач. Выявляют затруднения и способы их преодоления. | Учатся осознавать общий способ действия для решения задачи, применять его при решении конкретных задач. | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию. | Выполняют действия в опоре на заданный ориентир. Самооценка работы. | Планируют свои действия. | |||
3-й этап урока - Учебно-познавательная деятельность | |||||||||
Организует учебное взаимодействие учеников. Оценивает выполнение работы. Добивается аргументации своего мнения от учащихся. | Составляют символическую модель задачи. Записывают решение задачи разными способами. Участвуют в самопроверке решения задачи. Строят небольшие математические сообщения в устной форме. | Учатся обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Устанавливают соответствие предметной и символической модели. | Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях. | Учатся контролировать свои действия в коллективной работе; строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию. Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | Понимают, принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют действия для её решения. | Учатся осуществлять самоконтроль результата. | |||
4-й этап урока – Итог урока | |||||||||
Стимулирует личные высказывания учащихся, побуждает к поиску новой информации. | Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников. | Учатся проводить аналогию и на ее основе строить выводы; устанавливать аналогии, формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения; строить рассуждения о математических явлениях. | Анализируют, устанавливают причинно-следственные связи, делают умозаключения, выводы. | Допускают возможность существования различных точек зрения. | Выполняют проверку действий «другого» и осуществляют самоконтроль. | Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
- Ознакомление с темой урока – «Решение арифметических задач с величинами - цена, количество, стоимость».
- Определение хода урока.
- Определим тематические рамки предстоящей учебно-познавательной деятельности
- Выполним упражнения для устного счета.
- Решим задачи в соответствии с выработанным алгоритмом
- Оценим возможность применения предложенной задачи в жизненных ситуациях
- Определение способа самооценки
- Цель самооценки
- Инструкция по заполнению «Листа самооценки»
- АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
- Устный счет.
Алгоритм учебного действия:
- Устно решить предложенную задачу
- Определить тип задачи
- Подобрать подходящую «линейную» модель к задачам
- Отметить знаком «+», «-» на «Листе самооценки» результат
№ | Текст задачи | Результат | Тип задачи | Модель |
Булочка стоит 12 рублей. Сколько нужно заплатить за 4 таких булочки? | 48 рублей | Простая задача на умножение | ||
Купили 3 настольные лампы по 10 долларов и люстру за 56 долларов. Сколько стоила покупка? | 86 долларов | Задача на нахождение суммы двух произведений | ||
На огороде работало 58 человек. Из них 28 женщин, а остальные мужчины. На сколько меньше работало женщин, чем мужчин? | На 2 меньше | Составная задача на разностное сравнение | ||
В бидоне было 16 л молока, а в ведре 14 л. Всё молоко разлили по банкам по 3 литра в каждую. Сколько потребовалось банок? | 10 банок | Составная задача на деление суммы на число |
- Объясните область применения следующих моделей. Можно ли их использовать при решении вышеназванных типов задач?
Модель №1. Таблица
Цена | Количество | Сумма |
Модель №2 «Треугольная» схема
- УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Истомина Н.Б. Математика. 3 класс. Ассоциация 21 век. – Смоленск. 2013. Учебник, стр. 42 № 123
Текст задачи: «У мамы 5 купюр по 10 р. И одна купюра достоинством 100 р. Может ли она на эти деньги купить 4 пакета сока по 25 р. и 3 пакета молока по 20 р.?»
- Выявить алгоритм решения задачи
- Анализирую задачу
- Какой главный вопрос задачи?
- Какой вид отношений?
- Что нужно знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи?
- Что неизвестно из того, что нужно знать?
- Что нужно знать, чтобы найти неизвестную величину или ответить на «вспомогательный» вопрос задачи?
- Определяю количество простых задач по количеству отношений.
- Определяю вид задач
- Строю схематическую модель
- Выбираю арифметическое действие для решения задачи
- Проверяю решение задачи.
- Записываю ответ.
- Решение составной задачи на цену, количество, стоимость, используя во второй задаче:
- 1 ряд – «линейную» модель
- 2 ряд – таблицу
- 3 ряд – «треугольную» схему
- Творческий этап – усложнить условие задачи:
- Какой продукт, и в каком количестве должна купить мама, чтобы потратить деньги без остатка?
- Сколько денег маме должна одолжить у папы, чтобы ей хватило на 4 пакета сока и 3 пакета молока?
- Какие продукты, и в каком количестве мама должна купить, чтобы у нее хватило денег? Сколько денег останется у мамы?
- Какие продукты, и в каком количестве мама должна купить из предложенных на доске вариантов цены продукта, если у нее в наличии ______ рублей?
- ИТОГ УРОКА
- Заполнение «Листа самооценки». Соотнести результаты устного счета и творческой части задачи
- Самоанализ учащегося по итогам урока (опрос по выбору)
- Взаимооценка (опрос по выбору)
- Подведение учителем общих результатов и подведение итога урока.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Типы задач | Результат (отметить знаком «+», «-») | Результат решения творческой части составной задачи (отметить знаком «+», «-») | Решение творческой части составной задачи |
Простая задача на умножение | Какой продукт, и в каком количестве должна купить мама, чтобы потратить деньги без остатка? | ||
Задача на нахождение суммы двух произведений | Сколько денег маме должна одолжить у папы, чтобы ей хватило на 4 пакета сока и 3 пакета молока? | ||
Составная задача на разностное сравнение | Какие продукты, и в каком количестве мама должна купить, чтобы у нее хватило денег? Сколько денег останется у мамы? | ||
Составная задача на деление суммы на число | Какие продукты, и в каком количестве мама должна купить из предложенных на доске вариантов цены продукта, если у нее в наличии ____ рублей? |
Самоанализ учащегося по итогам урока:
- Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось)
потому, что______________________________________________________________________
- наиболее трудным мне показалось_________________________________________________
- Я думаю, это потому, что_________________________________________________________
- Самым интересным было ________________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал
следующее: _____________________________________________________________________
- Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее: ________________________________________________________________________________
Взаимоценка
- Кто, на твой взгляд, внес наибольший вклад на уроке? ________________________________
- Почему? _______________________________________________________________________
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для учителя:
печатные пособия
- Истомина Н.Б. Математика. Пояснительная записка. Программа. Планирование. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2012
- Истомина Н.Б. Уроки математической гармонии. Методические рекомендации. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2011
- Истомина Н.Б. Шамырева Г.Г. Обучение младших школьников решению текстовых задач. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2006
мультимедийные пособия
- Диск. Истомина Н.Б. Обучение младших школьников решению текстовых задач. (Практикум автора)
- Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Математика. Решаем задачи.3 класс.
- Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Математика. Совершенствуем вычислительные навыки.3 класс.
образовательные Интернет-ресурсы
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования http://www.school-collection.edu.ru
- Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru
- Портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru Портал «ИКТ в образовании» http://www.ict.edu.ru
Для учащихся:
- Истомина Н.Б. Математика. 3 класс. Ассоциация 21 век. - Смоленск. 2013. Учебник.
- Истомина Н.Б. Математика. 3 класс. Ассоциация 21 век. - Смоленск. 2013. Печатная тетрадь в 2-х частях.
- Истомина Н.Б. Математика. Контрольные работы. 3 класс. Ассоциация 21 век. - Смоленск. 2013.
- Истомина Н.Б. Математика. Тесты. 3 класс. Ассоциация 21 век. - Смоленск. 2013.
- Истомина Н.Б. Математика. Учимся решать задачи. 3 класс. Ассоциация 21 век. - Смоленск. 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики по теме "Решение арифметических задач с величинами цена, количество, стоимость"
Конспект урока математики в 3 классе УМК "Гармония"...
Конспект урока математики по теме "Решение арифметических задач с величинами цена, количество, стоимость"
КУонспект урока математики в 3 классе...
Презентация к уроку математики по теме "Решение арифметических задач с величинами цена, количество, стоимость"
Презентация к уроку математики в 3 классе по УМК "Гармония"...
Конспект урока по математике 2 класс Тема: «Задачи с величинами: цена, количество, стоимость» УМК "Школа России" + презентация
Конспект урока по математикеТема: «Задачи с величинами: цена, количество, стоимость»Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о понятиях: цена, количество, стоимость; установл...
Методическая разработка урока математики на тему: «Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость»
На этом уроке будем формировать навыки и умения решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Развитие вычислительных навыков, умения сравнивать, обобщать, рассуждать, логического мышления,...
Конспект урока по математике (2 класс). Тема: Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; совершенствование навыков устного счета; развитие внима...
Конспект урока по математике на тему: "Решение задач с величинами "цена", "количество", "стоимость"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость» Цели деятельности учителя: познакомить с понятиями «...