Занятие кружка "Информатика в играх и задачах" по теме "Симметрия"
методическая разработка (2 класс)

Данный материал содержит разработку занятия по теме "Симметрия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_teme_-simmetriya_-_29.09.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия кружка: « СИММЕТРИЯ» 29.09.21

Цели: закрепить понятия вверх, вниз, вправо, влево; научить ориентироваться на листе бумаги; ввести понятия симметричность фигур; ось симметрии; научить находить ось симметрии некоторых фигур.

Оборудование: начертить на доске клетчатое поле.

ХОД занятия

Оргмомет.

тЗадание 39 в тетради (устно).

Ученики должны назвать предметы и направления их движения. Выполняя задание, ученики называют направление (куда двигается предмет), и кто (что) движется в этом направления (т. е. вверх, вниз, вправо, влево). Примеры:

Куда движется мальчик? (Вверх.) Кто (или что) еще движется вверх. (Воздушный шарик.)

Куда движется девочка? (Вниз.) Кто (что) еще движется вниз. (Вниз падает с дерева кот.)

Куда движется ворона? (Вправо.) Кто (что) еще движется вправо? (Собака.)

Куда движется самолет? (Влево.) Кто (что) еще движется влево? (Мальчик с машинкой.)

 Игра «Зарядка».

Учитель просит детей встать и выполнять те упражнения, которые он назовет. Эти упражнения должны содержать слова: вверх, вниз, влево, вправо, правая рука, левая рука и т. п.

Примеры:

Поднимите вверх правую руку (опустите). Закройте левый глаз (откройте). Повернитесь налево (повернитесь обратно). Наклонитесь вниз (выпрямитесь). Подпрыгните вверх 5 раз (стоп). Посмотрите направо (прямо). Присядьте вниз (встаньте) и т. п.

Учитель следит за правильностью выполнения упражнений, поправляя учеников. Вероятнее всего, дети будут хорошо ориентироваться в понятиях вверх и вниз, а понятия направо, налево могут вызвать затруднения.

Игра «Нарисуй сверху (снизу)».

Доска делится горизонтальной линией на 2 части: верхнюю и нижнюю. Вызванный ученик рисует простейшие предметы, называемые учителем сверху (или снизу) от этой линии.

Примеры: нарисуй сверху солнышко; снизу цветочек; сверху воздушный шарик и т. п.

Игра «Нарисуй справа (слева)».

Доска делится горизонтальной линией на 2 части: верхнюю и нижнюю. Вызванный ученик рисует простейшие предметы, называемые учителем сверху (или снизу) от этой линии.

Примеры: нарисуй слева яблоко; справа мячик; слева флажок и т. п.

Задание 40 в тетради.

Ученики должны нарисовать предметы слева, справа, снизу, сверху. Аналогично предыдущим играм.

Можно продублировать выполнение задания на доске. Учитель рисует в центре доски кораблик. Затем каждый вызванный ученик изображает по просьбе учителя в требуемом месте любой предмет. Задания давать вразбивку: одному ученику - слева, другому - справа, третьему - опять слева, четвертому - сверху и т. д. После выполнения задания можно попросить учеников перечислить все предметы, которые находятся слева от кораблика (справа, сверху, снизу).

Задание 41 в тетради.

Ученики должны вычеркнуть животное, которое чем-либо отличается от остальной группы. Примеры:

а) пятый котенок повернут налево, а все остальные - направо; второй гусь повернут направо, а все остальные птицы - налево;

б) третий гусь - белый, а все остальные птицы - серые; голубь -так, как все остальные птицы - гуси.

Задание 42 в тетради. Ключ:

а) ракета, летящая вверх, - голубого цвета;

б) кораблик - с острием налево - черного цвета, парус повернут направо и серого цвета.

1) Задание выполняется в несколько этапов с проговариванием: определяем направление: вниз, вправо, вверх, влево, вниз ... вверх;

определяем цвет: голубой, серый, белый, голубой, серый, белый ... голубой;

рисуем ракету голубого цвета, летящую вверх.

2) Задание выполняется с проговариванием, аналогично предыдущему:

форма кораблика: острием направо, в обе стороны, налево, направо, в обе стороны,... налево;

цвет кораблика: серый, черный, серый, черный, серый ... черный;

направление паруса: влево, вправо, влево, вправо, влево, ... вправо;

цвет паруса: голубой, белый, серый, голубой, белый ... серый.

Задание 43 (а, б) в тетради. 1) Учитель просит детей найти самую левую точку в тетради. В это место нужно поставить кончик карандаша и, не отрывая карандаш от тетради, проводить за учителем линии так, как он говорит. (Первоначально учитель может начать проводить линии на доске, чтобы наглядно продемонстрировать задание ученикам.)

Фигуры для выполнения диктанта.

Здесь точка означает начало диктанта, а стрелочка - направление первоначального движения.

Учитель говорит:

- Одна клеточка вверх.

- Одна клеточка влево, (и так далее).

2) Дети должны сами написать диктант по клеточкам. Здесь каждая стрелочка означает движение на 1 клеточку (вправо, влево, вверх, вниз). В результате должна получиться фигура:

II. Изучение нового материала.

Задание 44 в тетради.

Ученики должны назвать симметричные предметы. Для этого можно представить себе, что на линию АБ поставили зеркало. А как изменятся в этом зеркале предметы? (Будет все наоборот: то, что было правым - станет левым и наоборот.) Говорят, что отражения симметричны самим предметам.

После этого дети находят пары симметричных фигур: кораблики и варежки. А домики и уточки не будут симметричны.

Это можно проверить, если сложить лист по линии АБ. В этом случае предметы должны совпасть. Такие предметы называются симметричными относительно оси АБ.

Задание 45 в тетради.

Ученики должны нарисовать предметы, симметричные данным относительно заданной оси.

1) Учитель объясняет детям, как получить точку, симметричную данной относительно заданной оси: нужно отступить от оси направо на столько же клеточек, на сколько отстоит исходная точка.

Аналогично нужно получить концы отрезка, или вершины треугольника, или точки, ограничивающие флажок. Затем полученные точки нужно соединить по линейке и образовать искомые фигуры.

И, чтобы убедиться в их симметричности относительно данным фигурам, - сложить лист по прямой АБ.

Прямая АБ называется вертикальной осью симметрии.

2) Учитель дает аналогичные объяснения и помогает детям нарисовать предметы, симметричные относительно горизонтальной оси симметрии.

Задание 46 в тетради (самостоятельно).

Ученики должны нарисовать отражения фигуры по вертикальной и горизонтальной оси. Аналогично предыдущему заданию.

После того как ученики построили требуемую фигуру, учитель объясняет, что у полученной таким образом фигуры есть 2 оси симметрии: если сложить фигуру по оси АБ, то обе половины фигуры совпадут, аналогично, если сложить по оси ВГ, то и эти половины фигур совпадут.

Задание 47 в тетради (самостоятельно). Ключ:

а) квадрат - 4 оси;

б) равносторонний  треугольник - 3 оси;

в) круг - бесконечное множество осей;

г) прямоугольный треугольник - нет осей;

д) прямоугольник - 2 оси;

е) параллелограмм - нет осей;

ж) лист дуба - 1 ось;

з) божья коровка - 1 ось;

и) ромашка - 8 осей;

к) лезвие - 2 оси.

Ученики должны провести оси симметрии фигур и предметов. Дети мысленно должны сложить фигуру по какому-либо направлению и решить, совпадут ли сложенные части. Таким образом решается вопрос о наличии по этому направлению оси симметрии.

Задание 48* в тетради.

Ученики должны нарисовать следующую фигуру. Дети должны уловить закономерность в расположении фигур: у первой фигуры -1 ось симметрии, у второй - 2, у третьей - 3, следовательно, у четвертой фигуры должно быть 4 оси симметрии (например, у квадрата), а у пятой - пять (например, у равностороннего пятиугольника).

 Загадки, задачи-шутки. (См. Приложение 1)

III. Итог урока.

Назовите фигуры, имеющие ось симметрии.

Задание ( по желанию):

Нарисовать домик, симметричный относительно вертикальной оси, на отдельном тетрадном листочке в клеточку.

Задание 49* в тетради.

Ключ: первый рисунок симметричен относительно вертикальной оси, второй - имеет горизонтальную ось симметрии, а третий -имеет 2 оси - вертикальную и горизонтальную.

Ученики должны дорисовать и раскрасить рисунки. Дети решают, относительно какой оси может быть симметричен рисунок, а затем дорисовывают симметрично требуемые части. Эти симметричные части должны быть и раскрашены симметрично, т. е. если справа листик зеленого цвета, то и симметричный ему левый листик также должен быть зеленого цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие в форме игры счастливый случай по окружающему миру "Знатоки зимующих птиц"

Цели мероприятия расширить знания детей о птицах, о повадках птиц и их жизнедеятельности в зимнее время года; формирование понятия: орнитология орнитолог, развивать в детях ответственность за...

Открытое занятие факультатива "Развивающие игры". Тема: "Волшебный круг" - игра на воссоздание силуэтов"

Данная игра развивает пространственные представления детей, воссоздавая силуэты ракеты, человека, ножниц, улитки, дельфина; развивает образное и логическое мышление, смекалку, сообразительность. расши...

Открытое занятие по теме: "Игры с буквами и словами"

Открытое занятие по теме: "Игры с буквами и словами" Цель:1) Интеллектуальное развитие детей2) Развитие коммуникативных навыков3) Эмоциональное развитие Задачи:1) Тренировка навыка чтения2) ...

Тренинговое занятие с элементами игры "Личностный рост"

Тренинговое занятие с элементами игры проводится с целью приобретение опыта совместной работы всей группы над поиском новых ощущений, восприятий, способов поведения через понимание себя и других. Чере...

Внеклассное занятие 4 класс. Игра "Литературная угадайка"

Это занятие можно провести на классном часу, раделив ребят на две команды. Цель занятия: прививать интерес к чтению,развивать речь, мышление, память"...

Цикл занятий, посвященных Олимпийским играм в Сочи

Тема: История Олимпийских игрЦели и задачи занятия:1.                  Познакомить учащихся с историей Олимпи...