Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности учащихся начальных классов.
методическая разработка по теме
Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности учащихся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Гагина О.Б. учитель начальных классов
Томская область, с.Александровское МБОУ СОШ №1
Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности учащихся начальных классов
Выполнение домашней работы является индивидуальной формой учебной работы учащихся, она протекает по заданию учителя, но без его непосредственного и постоянного руководства и контроля в данный момент. Организованность, ответственное отношение к учебе, внимание, сосредоточенность, способности и развитие, интересы и склонности влияют на результаты, качество и скорость выполнения домашнего задания каждым ребенком.
Основные требования к организации домашней учебной работы:
• посильность заданий – по степени трудности домашнее задание должно быть равно или несколько легче тех, что выполнялись на уроке;
• разнообразие заданий, предусматривающее задания полутворческого и творческого характера;
• постепенное и последовательное усложнение заданий;
• тесная связь классной и домашней учебной работы: содержание и приемы выполнения домашних заданий являются в определенной мере продолжением и закреплением классных; подготовка к домашней работе проводится в классе – разъясняются цель, способы выполнения и контроля задания; установлено, что успешность выполнения домашней работы зависит от того, как подробно дан инструктаж характера и последовательности операций; обеспечивается систематический контроль учителя и взаимный контроль учащихся за ходом и результатами домашней учебной работы.
Домашняя работа эффективна только тогда, когда все дети готовы к самостоятельному её выполнению. Поэтому важным аспектом деятельности учителя является подготовка учащихся к выполнению домашней работы.
Качественное выполнение любого задания домашней работы невозможно без достаточного уровня сформированности у учащихся следующих умений: осмысленно читать и уяснять суть задания; намечать план его выполнения, опираясь на известные образцы рассуждений или алгоритмы решений;оформлять решение в соответствии с принятым образцом или указанием учителя;проверить выполненное упражнение.
В начальной школе дети впервые сталкиваются с необходимостью самостоятельно работать дома. Особое внимание должно уделяться обучению детей правильной организации труда: умению готовиться к работе; внимательно, достаточно быстро и на уровне предъявляемых требований выполнять упражнения; организованно заканчивать занятие.
Именно поэтому нормативными документами предусматривается специальный подготовительный период к введению домашних заданий – первое полугодие 1 класса. К сожалению, большинство учителей не проводят той работы, которая необходима в подготовительный период, что в дальнейшем отрицательно сказывается на выполнении домашних работ.
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.1178-02) домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:
• в 1 классе (со второго полугодия) – до 1 ч,
• во 2 классе – до 1,5 ч,
• в 3 – 4 классах – до 2 ч.
Одна из причин большой затраты времени на приготовление домашних работ – несобранность учащихся, отсутствие у них умения самостоятельно подготовиться к работе, прочитать задания, начать их выполнение, аккуратно оформить их в тетради.
Работу по формированию этих умений необходимо систематически проводить на уроке. Для развития внимания учащихся можно использовать такие приёмы:
• выполнение заданий, включающих ошибки в рассуждениях или записях;
• выполнение заданий на выявление закономерностей, рассмотрение задач с лишними или недостающими данными;
• разнообразные приёмы самоконтроля и взаимоконтроля.
Полезно включать в урок игры, способствующие формированию внимания, например «Заметь все!» (на запоминание деталей на предметных картинках, последовательность чисел и др.), «Кто найдёт больше ошибок?» (на рисунке, в примерах) и т.д.
Часто ученики не справляются с домашними заданиями из-за слабого навыка чтения, из-за поверхностного подхода к прочтению и осмыслению содержания задания. Развитию навыка чтения надо уделять внимание на всех уроках.
Самостоятельные работы в классе и дома должны иметь много общего не только в методике организации, но и в содержании. Прежде чем включать в домашнюю работу упражнения по новому материалу, необходимо дать их в самостоятельной работе на уроке. Наблюдения за выполнением такого задания и его проверка позволят увидеть истинную подготовленность как класса в целом, так и отдельных учеников к выполнению домашней работы, а значит, при необходимости подкорректировать содержание домашнего задания или инструктаж к нему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/04/picture-207603-1383593460.jpg)
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка
В данном материале рассказывается об особенностях организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка (УМК "Перспективная начальная школа")...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/27/picture-64779-1425070423.jpg)
из опыта работы "Развитие внимания как формирование организации познавательной деятельности учащихся начальных классов"
Описаны приемы и методы , применяемые в работе, по формированию внимания младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/26/picture-808167-1472208108.jpg)
Домашняя работа, ка одна из форм организации самостоятельной внеурочной работы
В данной работе содержатся карточки для дифференцированной работы по русскому языку для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века"....
Кружок «Учусь исследовать» как перспективная форма организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов
В процессе реализации задач, поставленных ФГОС начального общего образования, педагоги начальных классов обращаются к возможностям внеурочной деятельности с учащимися, полагая, что её целенаправленная...
Дистанционное обучение, как одна из форм организации учебного процесса в начальной школе.
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, мет...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/15/picture-1372329-1639584022.jpg)
Домашняя работа по математике как одна из форм организации учебной деятельности младших школьников
Проблемы с домашним заданием, безусловно, существуют, но это разрешимые проблемы, и решить их для себя – задача каждого педагога. Подходить к решению проблемы домашнего задания без учета накопле...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/19/picture-1409200-1655611800.jpg)
Школьная перемена как одна из форм организации учебной деятельности: из опыта работы
Школьная перемена. Что думают об этом учащиеся?(снять видео)Школьная перемена. Это прежде всего отдых от уроков. Это время для общения, для проветривания класса, для посещения столовой, время для двиг...