Доклад на тему:"Организация воспитательной работы в условиях дистанционного обучения: идеи ,проблемы и перспективы"
статья

Сапиева Марина Юрьевна

"Организация воспитательной работы в условиях дистанционного обучения: идеи ,проблемы и перспективы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distant.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация воспитательной работы в условиях дистанционного обучения: идеи ,проблемы и перспективы»

 «В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем»  1 слайд.                          

Дистанционное обучение — уже не новая для большинства педагогов форма работы с классом. После начала пандемии коронавируса 2020 г. многие образовательные организации были вынуждены осуществить временный переход на неё и проводить уроки на расстоянии. Но за пределами экрана до сих пор остаётся немаловажная часть педагогического процесса — воспитательная работа. Многие могут возразить, что воспитательный процесс продолжается даже в формате дистанционного обучения, ведь в ходе уроков, сообщая знания, учитель в любом случае придаёт им определённую направленность, формируя тем самым нравственные установки. Тем не менее воспитательная работа образовательного учреждения, не сводится только к урочной деятельности: многие задачи целесообразно решать вне привязки к определённым темам. 2 слайд В рамках организации воспитательной работы на расстоянии, с помощью Интернет-сервисов возникает ряд трудностей: — 3 слайд технические проблемы (здесь мы говорим, как об отсутствии необходимых устройств для выхода в Интернет, неполадках со средствами связи, отсутствии навыков использования тех или иных сервисов, так и о низком уровне цифровой грамотности среди обучающихся и педагогов); — 4 слайд низкая мотивация к участию в воспитательных мероприятиях у обучающихся, если за пропуск дистанционного урока или не выполнение задания ребята не  получают соответствующие баллы в дневник, замечания. Проблемы и перспективы развития образования от учителей и звонки родителям, те воспитательные мероприятия, которые всегда являлись добровольными, могут привлечь только своим содержанием и эмоциональностью, авторитетом педагога;

— ограниченность форм и методов воспитательной работы на дистанционном обучении (классические приёмы не всегда можно применить, используя Интернет, а преобразить их, используя цифровую образовательную среду может не каждый);

— отсутствие навыков цифровой этики (грамотному, достойному поведению в сети, как педагогам, так и подросткам ещё нужно научиться). Тем не менее, преодолеть эти трудности возможно. Более того, не следует недооценивать дистанционные формы воспитательной работы. Помимо своих стандартных задач (предоставление возможности включения в деятельность с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также находящимся на семейном обучении; оперативное получение обучающимся и родителями информации по итогам диагностик и тестирований; гибкий график и комфортная удобная обстановка и другие), 5 слайд дистанционная воспитательная работа способна обеспечить решение следующих:

— индивидуализация (для каждого обучающегося может быть составлен индивидуальный план работы с учетом личностных особенностей и способностей, потребностей и интересов);

—  6 слайд обеспечение более личного контакта с учениками (по данным исследований современные подростки почти не имеют запретов и ограничений для выхода в сеть, 45% проводят «online» от 1 до 4 часов, а 39% — более 4 часов, таким образом, педагоги, выходя на контакт с ребятами дистанционно, попадают уже на их территорию, становятся «своими»);

—  7 слайд привлечение сторонних участников воспитательного процесса (в частности, это касается тех специалистов или интересных личностей, которые находятся на отдалении, например, выпускники школы или профессиональные психологи);

— включение родителей в общую с детьми деятельность (в силу занятости на работе родителей почти невозможно привлечь к школьным мероприятиям и проектам, а дистанционное взаимодействие является более гибким).

Также следует помнить, что некоторые проблемы, актуальные сегодня, просто невозможно полностью решить в стенах школы: одной из задач национального уровня является повышение цифровой грамотности населения. Без примера и без использования цифровых возможностей современного образования, невозможно показать школьникам эталоны поведения в сети, грамотные образцы действий. Так, при использовании методов и форм дистанционной воспитательной работы мы создаём условия для практической реализации навыков и умений подростков в цифровой среде, а также имеем возможность её оценивать и, при необходимости, корректировать. Более того, в случаях, когда обучение проходит полностью в дистанционном формате (например, как во время пандемии коронавируса), удалённая воспитательная работа способна сохранить взаимодействие классного коллектива и создать условия для неформального общения подростков, которое необходимо для полноценного развития личности.8 слайд Какие же воспитательные мероприятия можно провести для школьников дистанционно?

 В основе любого учебного и воспитательного процесса лежит интерес. Если обучающийся действительно заинтересован в процессе, мероприятии, обучении, то с огромной долей вероятности можно сказать, что у него всё получится и будут достигнуты положительные результаты как в образовательной, так и в воспитательной деятельности. Следовательно, воспитателю необходимо искать максимально интересные формы своей работы, не останавливаться на одних и тех же общепринятых мероприятиях, не ограничивать себя застывшими формами работы, а стараться их максимально разнообразить, сделать более зрелищными, интерактивными, увлекательными.
Для соблюдения этого принципа воспитателю необходимо не только ориентироваться на возрастные особенности детей своего класса, но и на их индивидуальные предпочтения. Если
9слайд большинство учащихся в классе любят петь или читать стихи, то для них разумной формой будет проведение концерта, конкурса. Например, в этом году при подготовке празднования 75-летия победы в Великой Отечественной Войне многие ученики проявили желание учить стихотворения и песни военных лет, принимать участие в конкурсах, проектах. В результате каждый из воспитанников был задействован в творческой деятельности, посвященной этой знаменательной дате.                                                                                                           10 слайд А если большая часть класса любит рисовать или делать поделки?
Соответственно, в таких группах следует проводить выставку творческих работ. Можно пойти дальше, если художники и артисты учатся в параллельных классах, то их можно объединить в одно общее мероприятие. Следует отметить, что многие родители обучающихся принимают в изготовлении поделок  активное, непосредственное участие. Обучающиеся по заданию учителя, а многие и по собственной инициативе, готовят творческие работы: поделки, рисунки, плакаты. Далее их достаточно сфотографировать и отправить  учителю, выдавшему задание. Наиболее успешные работы можно направить на общешкольный конкурс, а так же на различные дистанционные конкурсы. В настоящее время в интернете проводится огромное количество самых разных творческих конкурсов для детей, на которые достаточно отправить фотографию работы и заявку. Такая форма работы не требует личного присутствия и прекрасно подходит для дистанционной воспитательной работы.

Одним из интересных способов объединить группу во время дистанта — создание общего творческого продукта, например, газеты или видеоролика. Каждый обучающийся выполняет какую-то небольшую часть, при этом советуясь и обсуждая свою работу с другими, в итоге получается большое дело, на которое каждый в отдельности потратил бы уйму времени.
В настоящее время их можно успешно проводить в режиме онлайн.
Так, например, наша группа продленного дня работала на платформах WhatsApp . Мы с ребятами сняли небольшой фильм. Каждый ребёнок участвовал в выборе фотографий. Затем я, на правах режиссера, накладывала музыку, спецэффекты и монтировала из фотографий детей видеоролик.
(показ видеоролика) По отзывам учащихся, мероприятие в таком формате прошло успешно, вызвало у обучающихся интерес, правильные, положительные эмоции.

В рамках дистанционного обучения с ребятами можно организовать совместный просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, выход в виртуальный музей с обменом эмоциями после посещения.

Подобные мероприятия можно организовать по скайпу, на платформе Zoom или воспользоваться другими подобными платформами.

При организации воспитательной работы в дистанционном формате следует учитывать имеющийся уровень цифровой грамотности обучающихся и их родителей, постепенно повышать его; стремиться разнообразить формы работы с детьми, чтобы не потерять их интерес; помнить о здоровье участников образовательного процесса и не перегружать их работой с гаджетами. Дистанционные формы воспитательной работы важно и нужно использовать не только во время вынужденной изоляции от школы: те же социальные сети, в которых осуществляется неформальное общение между учениками, их родителями, могут и должны присутствовать в жизни школы и класса. Это позволит детям знакомиться с сетевым этикетом, самостоятельно и с помощью педагога повышать свой уровень цифровой грамотности

11 слайд Проще всего организовать со школьниками конференцсвязь, когда учитель может, как обычно, вести повествование и демонстрировать необходимые изображения, музыку или видео. Так можно проводить информационно-ознакомительные классные часы, родительские собрания, мастер-классы и другие мероприятия. Но при этом, важно помнить, что общение с помощью специальных устройств, а не лично, обладает особенностями: вы не контролируете и не знаете, чем занят каждый ученик в «онлайн-классе». Важно договориться с учениками о правилах на таких классных часах, особенностях общения (например, в чате). Также нельзя забывать, что воспитательный процесс требует обратной связи. Важно предусмотреть рефлексию, возможность открытого разговора с педагогом, высказывание личного мнения обучающихся всему классу.                                                                 12 слайд Актуальной для дистанта формой являются веб-квесты. Они представляют из себя технологию, в рамках которой «педагог формирует интерактивную поисковую деятельность обучающихся, в ходе которой они мотивируются к самостоятельному добыванию знаний, задает параметры этой деятельности, контролирует ее и определяет временные пределы». При этом за счет групповой работы развиваются коммуникативные, лидерские качества, а также повышается мотивация к процессу получения информации. помнить о здоровье участников образовательного процесса и не перегружать их работой с гаджетами. Я хотела бы вас познакомить с платформой «JIMDO» 13-18 слайды.                                                                       Дистанционные формы воспитательной работы важно и нужно использовать не только во время вынужденной изоляции от школы: те же социальные сети, в которых осуществляется неформальное общение между учениками, их родителями, могут и должны присутствовать в жизни школы и класса. Это позволит подросткам знакомиться с сетевым этикетом, самостоятельно и с помощью педагога повышать свой уровень цифровой грамотности.                                                Не надо забывать и таких технологиях , как чат- занятия.  19 слайд

20 слайд Итак, можно сделать следующие выводы:

 – режим дистанционного обучения позволяет успешно проводить воспитательную работу с обучающими;

– старые, общепринятые формы ведения воспитательной работы можно адаптировать к условиям дистанционной работы;

 – дистанционная форма обучения открывает новые возможности для ведения воспитательной работы;

 – для успешного ведения воспитательной работы в условиях дистанционного обучения необходимо осваивать новые технологии, средства коммуникации, программы и платформы, активно применять их в практической деятельности;

– подобный режим работы позволяет более активно привлекать родителей обучающихся к воспитательной работе.

 Главное, не падать духом, искать новые формы и методы работы, рассматривать дистанционное обучение не как препятствие и сложности, а как новые возможности, поле для творчества и саморазвитии.

А сейчас, я бы хотела дать совет вам, как  родителям, которые тоже принимают участие в дистанционном образовании своих детей.

21 слайд Так как же пережить переход с обычной и привычной формы обучения – к удаленной? Совет такой: Терпи или прими

22 слайд Отношение к ситуации.Если не можешь ничего изменить, варианта два: терпеть или мириться. Но делайте это без ущерба для нервной системы, с удовольствием.

23 слайд Отношения внутри семьи. Дистанционное обучение - очень хороший шанс вывести из-под гиперопеки ребенка. Дать ему возможность проявить самостоятельность и заняться самодисциплиной.                                                                                          24 слайд Отношение к учебе.                                                                             Важно не настраивать школьника против системы и против конкретного учителя, чтобы не отбить желание учиться.

 Рассмотрим другую сторону. 25 слайд Какие риски и проблемы у дистанционного обучения?                                                                                                                                        Главный риск  — неготовность учителей к дистанционной работе в силу возраста, но это проблема решаемая. Пожилых учителей нужно научить, показать, как это работает и поддержать в первое время. Риск №2 — это отсутствие оперативной, постоянной поддержки. Учитель должен иметь возможность задать вопрос и сразу получить ответ.

Я  сторонница онлайн-обучения в принципе. Моя позиция не очень популярна. Возьмем предметы, где важно личное взаимодействие, где вы отрабатываете гибкие навыки. Говорят, их можно продублировать онлайн, но, мне кажется, это иллюзия. Процесс социализации проходит через непосредственное общение, и образование во многом завязано на общении. Да, можно обмениваться сообщениями, но интенсивность этого общения и его восприятие совершенно другое. Поэтому онлайн хорошо работает там, где нужна передача информации. В сложных аспектах образования онлайн значительно проигрывает. 

 

                                 ГБОУ РФМЛИ

«ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ИДЕИ,ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

                                                                   Сапиева М.Ю.


                                                   2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательной работы в условиях реализации ФГОС «Воспитание ученика творчески – активной и социально - зрелой личностью»

Воспитательная система - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданн...

Методические рекомендации по организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС НОО

Управление системой здоровьеформирующего воспитания в условиях внедрения ФГОС...

Доклад по теме: "Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества"

Самостоятельная работа -  важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей, это главный путь воспитания самостоятельности. Но...

Доклада на педсовет по теме «Организация воспитательной работы в школе-интернате как средство развития ключевых компетенций учащихся»

Набор ключевых компетенций в обобщенном виде можно представить следующим образом:·  ценностно-смысловые компетенции;·  учебно-познавательные,·  информационные;&midd...

Реализация воспитательной деятельности в условиях дистанционного обучения

Доклад для методического объединения воспитателей ГПД...

"Реализация воспитательной деятельности в условиях дистанционного обучения"

Презентация к докладу для методического объединения воспитателей ГПД...

Статья на тему: «Организация воспитательных мероприятий в условиях группы продленного дня»

Группа продленного дня - неизмеримый потенциал воспитательного воздействия школы на ребенка, но реализуется он лишь при условии высокой организации работы и максимального использования всех представля...