Технологическая карта + презентация по литературному чтению в 4 классе "А.Н. Плещеев "Дети и птичка"
видеоурок (4 класс)
Данные материалы отлично подойдут для создания видеоурока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 2.89 МБ |
тех. карта | 38.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать.
Какое слово получится, если убрать одинаковые слоги « ма »? МАПМАЛМАЕМАЩМАЕМАЕМАВ Плещеев
-Молодцы! А теперь внимательно послушайте загадки и отгадайте их . Непоседы маленькие, Прыгают, как заиньки, Конфеты сладкие едят, Смеются громко и кричат! (дети) Есть два крыла и голова, Две лапки, клюв и перья. Это что за невеличка? Это … (птичка) -Назовите тему урока.
Тема урока: Плещеев Алексей Николаевич «Дети и птичка»
Алексей Николаевич Плещеев родился в городе Костроме в старинной обедневшей дворянской семье . Особенно трудным материальное положение семьи стало после смерти отца. Но все же мать сумела дать сыну отличное домашнее образование. В 18 лет Алексей поступил в Петербургский университет на восточный факультет. Алексей Николаевич Плещеев 1825-1893
В студенческие годы он пробует свои силы в поэзии. Первое стихотворение А.Н. Плещеева было напечатано в журнале «Современник », когда ему было 19 лет.
Талант молодого Плещеева был замечен, его стихи получили одобрительный отзыв, и вскоре «Современник» публикует уже тринадцать стихотворений А.Н . Плещеева .
Через два года (1846 г.) выходит в свет первая книга стихов поэта. Стихи Плещеева этого времени очень близки по духу поэзии К.Ф Рылеева и М . Ю. Лермонтова . В эти годы Плещеев пишет не только стихи, но и прозу: очерки, рассказы.
Любимый поэт русской молодёжи 1840 –х годов, после ссылки превращается в отличного детского поэта. Детские стихи будут собраны поэтом в Москве в его сборник «Подснежник».
-А теперь сядьте поудобнее и послушайте стихотворение А.Н.Плещеева «Дети и птичка» -Какое впечатление произвело на вас стихотворение? -Чем оно необычно? (написано в форме диалога) -Назовите собеседников (дети и птичка) -Какой вы представили себе птичку? -А детей?
А.Н. Плещеев «Дети и птичка» Прочь – подальше от кого-либо Понесёмся – последуем очень быстро Стужа – сильный холод, мороз Вешнее - весеннее Словарная работа
-А теперь прочитайте это стихотворение вполголоса. Ваша задача - научиться читать без ошибок целыми словами
Ответьте на вопросы: В какое время года происходит разговор детей с птичкой? (Осенью) О чём просят дети птичку? (Не улетать от них) Почему дети просят птичку не улетать? (Нам жаль твоих песенок звонких) Что она им отвечает? (Гонят меня холода и дожди) Какой глагол указывает на стремительность действий птиц? (Понесёмся)
Прочитайте описание юга. (Нет там ни стужи теперь, ни дождей и т.д.) Какой ещё вопрос задают дети птичке? (Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?) Как она им объяснила время прилёта назад? (Я вернусь, когда с полей сойдёт снег, зажурчит ручей, когда вся природа начнёт оживать) Какое это будет время года? (Весна)
олицетворение приём , при котором неодушевлённые предметы наделяются человеческими качествами эпитет образное определение, которое даёт художественную характеристику предмету или явлению -Какие литературные приёмы вы встретили в этом стихотворении? (Олицетворения, эпитеты.) -Что такое олицетворение? -Что такое эпитет? Литературные приёмы
Работа над выразительным чтением стихотворения -С каким настроением будете читать 1 часть? (с грустным настроением, с печалью) -Какой будет темп? (медленный) - Прочитайте 1 часть.
-Меняется ли настроение во 2 части стихотворения? (да) -С каким чувством вы будете её читать? (Вторую часть будем читать с чувством лёгкой грусти) -Какой темп? (плавный, неспешный) -Прочитайте 2 часть. -Почему меняется ритм стихотворения? (Чтобы показать, что время пролетит быстро, и птичка скоро вернётся)
Расскажите свои впечатления об уроке, продолжив предложения: Мы узнали …, Теперь я умею …, Было интересно …
Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение стихотворения А.Н. Плещеева «Дети и птичка» Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Толстенко В.
МБОУ СОШ №55
Мишина В.Н. 4 «Б»
Тема урока | А.Н. Плещеев "Дети и птичка" | |||||||||
Место урока в разделе | Поэтическая тетрадь | |||||||||
Тип урока | Усвоение новых знаний | |||||||||
Цель урока | Расширение знаний и представлений о жизни и творчестве А.Н. Плещеева | |||||||||
Задачи урока | 1) образовательные: продолжать знакомить учащихся с творчеством А.Н. Плещеева; добиваться понимания смысла стихотворения. 2) развивающие: развивать умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, навыка выразительного чтения; 3) воспитательные: прививать любовь к чтению стихотворений, любовь к природе | |||||||||
Планируемые результаты изучения темы | ||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
Ученик научится: 1. Находить ответы на вопросы, используя опыт, полученный на уроке; 2. Знать биографию поэта Плещеева и содержание стихотворения «Дети и птичка» 3. Воспринимать на слух поэтическое произведение 4. Передавать настроение и чувства в стихотворении 5. Находить в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения) | Познавательные УУД Ученик получит возможность научиться: П-1 – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы П-5 – осуществлять синтез как составление целого из частей П-9 – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях П-17- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей Регулятивные УУД Ученик получит возможность научиться: Р-5- выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной формах Р-8 – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Коммуникативные УУД Ученик получит возможность научиться: К-1 – выражать в речи свои мысли и действия К-6 – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности К-12 – использовать простые речевые средства | Ученик получит возможность формирования: Л-1- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе Л-2- учебно- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи Л-4- способность осознавать и оценивать свои мысли. Действия и выражать их в речи Л-6 – интерес к учебному материалу | ||||||||
Ресурсы | ||||||||||
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР | ||||||||
Учебник, рабочие тетради | http://svatovo.ws/stihi_plescheev12.html https://bigslide.ru/nachalnaya-shkola/3533-aleksey-nikolaevich-plescheev.html | Презентация | ||||||||
Межпредметные связи | Русский язык, окружающий мир | |||||||||
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная и работа в парах. | |||||||||
Этапы урока | ||||||||||
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Деятельность учеников | Планируемые результаты | ||||
1 | Организационный этап (1 минуты) | Проверка подготовленности классного помещения; | -Здравствуйте, ребята! -Я рада видеть каждого из вас! И пусть прохладой осень в окна дышит, Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. | Словесный метод. | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку | Л-1 | ||||
2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин). | Организация внимания школьников Обеспечить мотивацию учения школьников
| -Ребята! Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку. -У вас на партах лежат листочки. Зачеркните только одинаковые слоги. -Какую фамилию вы получили? (Плещеев) -Молодцы! А теперь внимательно послушайте загадки и отгадайте их. Непоседы маленькие, Прыгают, как заиньки, Конфеты сладкие едят, Смеются громко и кричат! Есть два крыла и голова, Две лапки, клюв и перья. Это что за невеличка? Отгадали? Это … -Назовите тему урока. | Словесный метод. Мотивация учебной деятельности | Зачеркивают одинаковые слоги и получают фамилию (Плещеев) - Плещеев - дети - птичка -А.Н. Плещеев «Дети и птичка» | К-1 К-12 Л-6 | ||||
3 | Актуализация знаний (7 мин) | Актуализация субъектного опыта учащихся | Прежде чем мы приступим к новой теме урока, проверим домашнее задание. -Что я вам задавала? (такие вопросы не задавай) -Что значит прочитать выразительно? Несколько учеников на оценку читают стихотворение | Фронтальная работа Словесный метод (беседа) | -Прочитать выразительно стихотворения Е.А.Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!... и «Где сладкий шёпот моих лесов?...» -Это значит целыми словами, без ошибок, соблюдая паузы, выделяя голосом нужные слова, передать интонацией чувства и настроение | П-5 П-9 Р-5 Р-8 К-1 | ||||
4 | Первичное усвоение новых знаний (5-7 мин) | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала | 1.Знакомство с биографией А.Н.Плещеева Рассказывает о творчестве поэта. Показ презентации Слайд 1. Урок литературного чтения. Слайд 2. Алексей Николаевич Плещеев Алексей Николаевич «Дети и птичка» Слайд 3. Алексей Николаевич Плещеев родился в городе Костроме в старинной обедневшей дворянской семье. В 18 лет поступил в Петербургский университет на восточный факультет. Слайд 4. В студенческие годы он пробует свои силы в поэзии. Первое стихотворение А.Н. Плещеева было напечатано в журнале «Современник», когда ему было 19 лет. Слайд 5. Талант молодого Плещеева был замечен, его стихи получили одобрительный отзыв, и вскоре «Современник» публикует уже тринадцать стихотворений А.Н.Плещеева. Слайд 6. Через два года (1846 г.) выходит в свет первая книга стихов поэта. Стихи Плещеева этого времени очень близки по духу поэзии К.Ф Рылеева и М.Ю.Лермонтова. В эти годы Плещеев пишет не только стихи, но и прозу: очерки, рассказы, фельетоны. Слайд 7. Любимый русской молодёжи 1840 –х годов, после ссылки превращается в отличного детского поэта. Детские стихи будут собраны поэтом в Москве в его сборник «Подснежник». | Словесный Метод. Фронтальная работа | Слушают биографию автора | П-5 Л-2 Л-6 | ||||
5 | Первичная проверка понимания (15 мин) | Установить правильность и осознанность изученного материала Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся | -А теперь сядьте красиво и послушайте стихотворение А.Н.Плещеева «Дети и птичка». -Какое впечатление произвело на вас стихотворение? -Чем оно необычно? -Назовите собеседников. -Какой вы представили себе птичку? -А детей? -Молодцы! Внимательно слушали. Словарная работа - Прежде, чем вы самостоятельно прочитаете стихотворение, выясним смысл непонятных слов. (Дети объединяются в 4 группы, работают со словарями и ищут значение слов, написанных на слайде.) ПРОЧЬ – подальше от кого-либо ПОНЕСЁМСЯ - следовать очень быстро, стремительно одно за другим СТУЖА - сильный холод, мороз ВЕШНЕЕ – весеннее -Ребята, зачем вы выясняли значение непонятных слов? -А теперь прочитайте это стихотворение вполголоса. Ваша задача – научиться читать без ошибок целыми словами. -А теперь читаем вслух по четверостишьям, выделяя голосом прямую речь Анализ стихотворения -В какое время года происходит разговор детей с птичкой? -Докажите свой ответ. -О чём просят дети птичку? -Почему дети просят птичку не улетать? -Что она им отвечает? -Какой глагол указывает на стремительность действий птиц? (Понесёмся.) -Почему автор использовал именно этот глагол? -Прочитайте описание юга. -Какой ещё вопрос задают дети птичке? -Как она им объяснила время прилёта назад? -Какое это будет время года? -А теперь немного отдохнём. | Словесный метод. Словарная работа | Слушают стихотворение Делятся своими впечатлениями - Написано в форме диалога - Дети и птичка - Маленькие, учатся в 1 классе, т.к. птичка называет их малютками и говорит, что вернётся, когда они научатся читать Проводят словарную работу -Чтобы был понятен смысл прочитанного. Дети читают стихотворение. - Осенью - Не улететь от них - Нам жаль твоих песенок звонких - Гонят меня холода и дожди - Понесёмся - Нет там ни стужи теперь, ни дождей и т.д. - Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам? - Я вернусь, когда с полей сойдёт снег, зажурчит ручей, когда вся природа начнёт оживать. -Весна | П-1 П-9 Р-8 К-1 К-12 | ||||
Физкультминутка | Стая птиц летит на юг, Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями) Чтоб скорее прилетать, Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее) В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх) А внизу леса, поля – Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону) Птички начали спускаться, На поляне все садятся. Предстоит им долгий путь, Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд) И опять пора в дорогу, Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями») Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы) | Проводят физ. минутку | ||||||||
6 | Первичное закрепление(10мин) | .Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу | -Ребята! Какие литературные приёмы вы встретили в этом стихотворении? -Что такое олицетворение? -Что такое эпитет? -Давайте найдём в стихотворении олицетворения и эпитеты. -Ребята 1 варианта ищут олицетворения, ребята 2 варианта – эпитеты. - С какой целью использует поэт эти приёмы? -Скажите, как автор относится к птичке? Докажите. Работа над выразительным чтением стихотворения -А теперь будем учиться читать стихотворение выразительно. -С каким настроением будете читать 1 часть? -Какой будет темп? -Прочитайте 1 часть. -Меняется ли настроение во 2 части стихотворения? С каким чувством вы будете её читать? -Какой темп? -Прочитайте 2 часть. -Почему меняется ритм стихотворения? -А теперь вы будете читать стихотворение по ролям. -А теперь послушаем вас. (Дети слушают и анализируют, как читают одноклассники.) | Словесный метод (беседа) Групповая работа |
- Олицетворения, эпитеты -Олицетворение-это литературный приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются человеческими качествами. -Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. -Они лучше помогают представить картину, которую рисует поэт. Чтобы мы ярко представили себе осень, образы детей и птички -.С грустным настроением, с болью и печалью - Быстрый. - Вторую часть будем читать с чувством лёгкой грусти. - плавный, неспешный -Чтобы показать, что время пролетит быстро, и птичка скоро вернётся. | П-5 Р-5 Л-4 Л-6 | ||||
7 | Информация о домашнем задании (1мин) | Обеспечить понимание учащихся домашнего задания | -Подготовить выразительное чтение стихотворения А.Н. Плещеева «Дети и птичка». Вставь чтение по ролям | Фронтальная и самостоятельная форма работы. | Записывают домашнее задание | П-1 П-9 Р-8 К-1 К-12 Л-4 | ||||
8 | Рефлексия (2-3 мин) | Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального состояния. | -Что особенно заинтересовало вас во время урока? -Что нового узнали на уроке? Что нового узнали о поэте? -Какое настроение у вас после сегодняшнего урока? -Что понравилось? Что бы вам хотелось сделать по- другому? - Расскажите свои впечатления об уроке, продолжив предложения: Мы узнали …, Теперь я умею …, Было интересно … -Молодцы. Спасибо за урок. Вы были внимательны, дружно работали, помогали друг другу. Сегодня за работу на уроке оценки получили: …… - Урок окончен. | Словесный метод | Проводят рефлексию |
Дети умеют читать целыми словами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс "Басня. знакомст во с новым литературным жанром"
Ø Помочь школьникам на близком им материале (случаи из их жизни, в которых они сами винили обстоятельства в своих неудачах) лучше понять смысл басни Эзопа и специфику басни вообще.Ø Обнару...
технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."
Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...
технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»
Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...
технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"
Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...
технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"
Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов " Фантазеры"
Предмет: Литературное чтение.Класс: 2.Тема урока: «Н.Носов «Фантазёры».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чте...
Технологическая карта урока по литературному чтению (1 класс) по теме Чтение текстов. В. Куприн. "Первоучители словенские", "Первый букварь".
В материале представлена технологическая карта по литературному чтению для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....