технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Аминова Гульсина Фазылгалиевна

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 1.

Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

Задачи:

1. Совершенствовать предметные умения:

Аудирование (слушание)

- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;

- отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции;

- определять жанр произведения;

Чтение

- предполагать содержание по заглавию, иллюстрации;

- вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую.

- объяснять выбор автором заглавия;

- вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту;

- формулировать главную мысль;

- находить в тексте материал для характеристики героя.

Культура речевого общения

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

Культура письменной речи

- создавать письменный текст (рассуждение).

2. Формировать УУД:

- прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);

- формулировать познавательную цель; проводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);

- задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);

- оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение. 1-й класс» 2-я часть. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аминова Гульсина Фазылгалиевна,

учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 7»

г. Менделеевск

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 1.

Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

Задачи:

1. Совершенствовать предметные умения:

Аудирование (слушание)

- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;

- отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции;

- определять жанр произведения;

Чтение

- предполагать содержание по заглавию, иллюстрации;

- вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую.

- объяснять выбор автором заглавия;

- вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту;

- формулировать главную мысль;

- находить в тексте материал для характеристики героя.

Культура речевого общения

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

Культура письменной речи 

- создавать письменный текст (рассуждение).

2. Формировать УУД:

- прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);

- формулировать познавательную цель; проводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);

- задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);

- оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение. 1-й класс» 2-я часть. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

-В любой семье происходят интересные, смешные, веселые истории, которые любят вспоминать и рассказывать друзьям. Вот с одной такой историей мы с вами познакомимся.

Как называется произведение?

- Интересное название. На ваш взгляд, какую историю можно назвать глупой?

 (Нелепую, шуточную, смешную). Какое это произведение будет по настроению?

-Рассмотрите иллюстрацию. Что, кто на ней изображен?

Можете предположить, о чем будет текст? Обращение к ключевым словам. Чтение «Пирамиды слов».

Прочитайте ключевые слова: (На доске)

Петя

Стала одевать

Мальчик падает

Доктор

Профессор

Глупая история

Значение какого слова необходимо объяснить? (профессор – ученое звание, преподаватель высокого уровня)

-Что еще хотите добавить к предположениям?

-Как вы думаете, какое произведение по жанру будем читать? Докажите. Сколько частей? Есть ли еще иллюстрации? Рассмотрите их. Дополните свои предположения.

Итак, предположения высказаны, какую  задачу ставим для себя дальше?

-« Глупая история.»

Высказывают свои догадки

- Маленький мальчик, женщина (чья-то мама).

Высказывают свои предположения.

- о смешной истории

- о маленьком мальчике

- Мы будем читать рассказ.

-  Нет рифмы, текст небольшой по объёму, герои – не сказочные персонажи, а люди, судя по иллюстрации не сказочные герои.

Работа с текстом до чтения (7 мин)

1. Антиципация (прогнозирование содержания)

- А помогут нам в этом герои произведения  Михаила Зощенко « Глупая история»

- Откройте учебники на стр. 106.

- Рассмотрите иллюстрацию. Кто является героем данного рассказа?

- Как вы думаете, почему автор назвал рассказ « Глупая история»?

- Прочитайте название рассказа.

- Почему автор назвал рассказ «Глупая история»?

- Какой вопрос вы хотите задать автору?

2. Постановка цели

- На какие вопросы мы хотим найти ответы в тексте?

Вопросы напечатаны на листах формата А 4.

Почему рассказ называется « Глупая история» ?

Что произошло с мальчиком?

- Высказывают свои предположения.

Высказывают свои предположения. Возможно, предположений не будет.

- Что произошло с этим маленьким мальчиком?

- Почему автор назвал рассказ «Глупая история»?

Определять жанр произведения.

Предполагать содержание по заглавию, иллюстрации.

Объяснять выбор автором заглавия.

Проводить доказательство (Познавательные УУД).

Прогнозировать (Регулятивные УУД).

Задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

Формулировать познавательную цель (Познавательные УУД).

Работа с текстом во время  чтения (15 мин)

1. Чтение текста с использованием приёмов: «диалог с автором» и комментированное чтение.

Организует работу с текстом (Приложение).

2. Обобщающая беседа

- Вспомним, на какие вопросы искали ответ.

Обращает внимание на вопросы на доске.

Почему рассказ называется « Глупая история» ?

Что произошло с мальчиком?

- Попробуем разобраться, почему же автор назвал свой рассказ «Глупая история».

-

Слушают текст, следят по ходу чтения, вступают в «диалог с автором».

 

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя.

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции.

Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию.

Задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

Прогнозировать (Регулятивные УУД).

Оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД).

Работа с текстом после  чтения (10 мин)

1. Концептуальная беседа

- Как вы думаете, о чём просит нас задуматься автор?

- Выберите из пословицу ту, в которой заключена главная мысль рассказа.

Пословицы напечатаны на листах формата А 4.

Один ум хорошо, а два лучше.

Всё хорошо, что хорошо кончается.

2. Составление характеристики героев

- Предлагаю вам поработать в паре и составить характеристику героев, используя план:

1. Имя героя.

2. Какие поступки совершает герой?

3. Как автор относится к герою?

4. Как ты относишься к герою?

Организует проверку.

3. Творческое задание.

- Дома предлагаю вам составьте сочинение на тему «Моя смешная история»

- Работу оформите в тетради. Не забывайте о правилах оформления предложений на письме, о словах с изученными орфограммами. Объём текста не меньше 5-ти предложений.

Высказывают своё мнение.

Выполняют работу на листочках. Работают в паре 3 мин.

По одному представителю от каждой пары зачитывает (или дополняет) характеристику героев.

Формулировать главную мысль.

Находить в тексте материал для характеристики героя.

Создавать письменный текст (рассуждение).

Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД). 

Оценивать поступки героев (Личностные УУД).

С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).

Рефлексия  (10 мин)

- Какое произведение сегодня читали?

- Кто автор этого произведения?

- На какие вопросы данное произведение нам помогло найти ответ?

Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения:

Я понял, что  ….

Меня удивило ….

Мне захотелось ….

- «Глупая история».

- Михаил Зощенко.

- Что произошло с мальчиком

- Почему автор назвал рассказ «Глупая история»?

На листочках самостоятельно выполняют работу 2-3 мин. Желающие 2-3 человека озвучивают записи.

Осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД).

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

Приложение 1.

Глупая история. Михаил Зощенко

 

Петя был не такой уж маленький мальчик. (А сколько ему было лет?)  Ему было четыре года. Но мама считала его совсем крошечным ребёнком. Она кормила его с ложечки, гулять водила за ручку и по утрам сама одевала его.( Что умеет делать ребенок в 4 года?)

         Однажды Петя проснулся в своей постельке. И мама стала его одевать. Вот она одела его и поставила на ножки около кровати. Но Петя вдруг упал. Мама думала, что он шалит, и снова поставила его на ножки.( Как вы думаете чем заболел ребенок?)

Но от опять упал. Мама удивилась и в третий раз поставила его около кроватки. Но ребёнок снова упал.( Как вы думаете что случилось с мальчиком?)

         Мама испугалась и по телефону позвонила папе на службу.( Что мама сказала папе?)

         Она сказала папе:

         - Приезжай скорей домой. Что-то с нашим мальчиком случилось – он на ножках стоять не может.

         Вот папа приезжает и говорит:

         - Это глупости. Наш мальчик хорошо ходит и бегает, и не может быть, чтобы он у нас падал.

         И он моментально ставит мальчика на ковёр. Мальчик хочет пойти к своим игрушкам, но снова, в четвертый раз, падает. Папа говорит:

         - Надо скорей позвать доктора. Наверно, наш мальчик захворал.

         Наверно, он вчера конфетами объелся.( Из за конфет может ли ребенок падать?)

         Позвали доктора. Приходит доктор в очках и с трубкой. Доктор говорит Пете:

         - Это что за новости! Почему ты падаешь?

         Петя говорит:

         - Не знаю почему, но немножко падаю.

         Доктор говорит маме:

         - А ну-ка, разденьте этого ребёнка, я его сейчас осмотрю.

Мама раздела Петю, и доктор стал его слушать. Доктор послушал его через трубку и говорит:

         - Ребёнок совершенно здоровый. И это удивительно, почему он у вас падает. А ну-ка, оденьте его снова и поставьте на ножки.

Вот мама быстро одевает мальчика и ставит на пол.

         И доктор одевает очки на нос, чтобы получше видеть, как мальчик падает. Только мальчика поставили на ножки – и вдруг он опять упал.

         Доктор удивился и говорит:

         - Позовите профессора. Может быть, профессор догадается, почему этот ребёнок падает.

         Папа пошёл звонить профессору, а в этот момент к Пете в гости приходит маленький мальчик Коля. Коля посмотрел на Петю, засмеялся и говорит:

         - А я знаю, почему у вас Петя падает.( Как вы думаете , почему мальчик все время падает?)

         Доктор говорит:

         - Глядите, какой нашёлся учёный карапуз, - он лучше меня знает, почему дети падают.( А может ли маленький мальчик знать о чем то лучше чем доктор?)

         Коля говорит:

         - Поглядите, как Петя у вас одет. У него одна штанина болтается, а в другую засунуты обе ножки. Вот почему он и падает.

         Тут все заахали и заохали.

         Петя говорит:

         - Это меня мама одевала.

         Доктор говорит:

         - Не нужно звать профессора. Теперь нам понятно, почему ребёнок падает.

         Мама говорит:

         - Утром я очень торопилась, чтобы ему кашу варить, а сейчас я очень волновалась, и поэтому я так неправильно ему штанишки надела.

         Коля говорит (Что мог предложить Коля?)

         - А я всегда сам одеваюсь, и у меня таких глупостей с ногами не бывает. Взрослые вечно что-нибудь напутают.

         Петя говорит:

         - Теперь я тоже буду сам одеваться.

         Тут все засмеялись. И доктор засмеялся. Он со всеми попрощался, и с Колей тоже попрощался. И ушёл по своим делам. Папа пошёл на службу.

Мама пошла на кухню. А Коля с Петей остались в комнате. И стали играть в игрушки.

         А на другой день Петя сам надел штанишки, и никаких глупых историй с ним больше не произошло.

Приложение 2.

Петя

Стала одевать

Мальчик падает

Доктор

Профессор

Глупая история

- Что произошло с этим маленьким мальчиком?

- Почему автор назвал рассказ «Глупая история»?

Один ум хорошо, а два лучше.

Всё хорошо, что хорошо кончается.

Я понял, что…

Меня удивило…

Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 3 классе «а» по эвристическому обучению. (УМК «система развивающего обучения Л.В. Занкова») Тема урока: Измерение площади с помощью палетки

Технологическая карта урока математики в 3 классе «а» по эвристическому обучению.(УМК «система развивающего обучения Л.В. Занкова»)Тема урока: Измерение площади с помощью палетки...

Технологическая карта урока по литературному чтению по методу продуктивного чтения О.В.Чиндиловой " Как мудрость в жизни помогает по мотивам татарской сказки " Мудрый старик"

1.В начале урока создается интрига для открытия нового знания и анализа самими учащимися, когда учитель спрашивает:- На ваш взгляд, кого можно назвать мудой?- Можете предположить, о чем будет сказка? ...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

Технологическая карта урока музыки с применением элементов технологии продуктивного чтения

Тема урока: Знакомство с песней Жанны Колмагоровой “Как люблю тебя я, мама”.Цель: Формирование интереса к основному источнику музыки - пению.Задачи:Воспитывающие: воспитание...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Технологическая карта урока по Литературному чтению.  Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....