Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов " Фантазеры"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 2.
Тема урока: «Н.Носов «Фантазёры».
Тип урока: знакомство с новым произведением.
Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.
Задачи:
1. Совершенствовать предметные умения:
- отвечать на вопросы по содержанию текста,
- находить в тексте материал для характеристики героя,
- относить произведение к одному из жанров,
- пересказывать отдельные эпизоды произведения,
- формулировать главную мысль.
2. Формировать УУД:
- прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности; осуществлять рефлексивную оценку (Регулятивные УУД);
- формулировать познавательную цель; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);
- задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли с помощью учителя (Коммуникативные УУД);
- оценивать поступки героев (Личностные УУД).
Оборудование:
- учебник «Литературное чтение. 2-й класс»
- музыкальный файл (Оркестр П.Мориа «Мир твоих фантазий»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аминова Гульсина Фазылгалиевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 7»
г. Менделеевск
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 2.
Тема урока: «Н.Носов «Фантазёры».
Тип урока: знакомство с новым произведением.
Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.
Задачи:
1. Совершенствовать предметные умения:
- отвечать на вопросы по содержанию текста,
- находить в тексте материал для характеристики героя,
- относить произведение к одному из жанров,
- пересказывать отдельные эпизоды произведения,
- формулировать главную мысль.
2. Формировать УУД:
- прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности; осуществлять рефлексивную оценку (Регулятивные УУД);
- формулировать познавательную цель; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);
- задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли с помощью учителя (Коммуникативные УУД);
- оценивать поступки героев (Личностные УУД).
Оборудование:
- учебник «Литературное чтение. 2-й класс»
- музыкальный файл (Оркестр П.Мориа «Мир твоих фантазий»
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) | |||
Мотивация к учебной деятельности (5 мин) | - Прослушайте музыкальное произведение. Включает музыкальный файл. Длительность 2,5 мин. - Это произведение называется «Мир твоих фантазий» в исполнении оркестра известного музыканта Поля Мориа. - А вы любите фантазировать? - О чём вы фантазируете? - А вот о чём ещё фантазируют дети, мы узнаем из произведения Николая Носова. | - Да. Называют, о чём фантазируют. | |||||
Работа с текстом до чтения (5 мин) | 1. Антиципация (прогнозирование содержания) - Произведение так и называется «Фантазёры». - Откройте учебники на стр. ___ и найдите данное произведение. - Произведение какого жанра мы будем читать (сказку или рассказ)? - Почему вы решили, что это будет сказка? - Почему решили, что это будет рассказ? - Итак, наши мнения разделились. Записывает на доске: РАССКАЗ СКАЗКА ? - На какой первый вопрос мы хотим найти ответ? Записывает вопрос на доске. - Как вы считаете, фантазия и враньё – это одно и то же? - Итак, наши мнения опять разделились. - На какой вопрос мы ещё хотим найти ответ? Записывает вопрос на доске. ФАНТАЗИЯ=ВРАНЬЁ ? - Предположите, о чём могут фантазировать мальчики. - Вы хотите узнать, чьи предположения оправдаются? - Итак, на какой третий вопрос мы хотим найти ответ? Записывает вопрос на доске. 2. Постановка цели - На какие вопросы мы хотим найти ответы в тексте? Обращает внимание на доску. | Возможные ответы: - Мы будем читать рассказ. - Мы будем читать сказку. - В сказке есть герои, которых нет в жизни, это фантастические герои. - Герои – обычные дети. События происходят в реальной жизни. - Это рассказ или сказка? Высказывают предположения. Возможно, мнения могут разделиться. - Фантазия и враньё – это одно и то же? Высказывают предположения. - О чём фантазируют мальчики? - Это рассказ или сказка? - Фантазия и враньё – это одно и то же? - О чём фантазируют мальчики? | Определять жанр произведения. | Прогнозировать (Регулятивные УУД). С полнотой и точностью выражать свои мысли с помощью учителя (Коммуникативные УУД). Задавать вопросы (Коммуникативные УУД). Формулировать познавательную цель с помощью учителя (Познавательные УУД). | |||
Работа с текстом во время чтения (15 мин) | 1. Чтение текста с использованием приёмов: «диалог с автором» и комментированное чтение. Организует работу с текстом (Приложение). Читает учитель. 2. Обобщающая беседа - Вспомним, на какие вопросы искали ответ. Обращает внимание на вопросы на доске. - Произведение какого жанра мы прочитали? - Объясните свой ответ. - На какой второй вопрос мы искали ответ? - Фанта́зия (греч. φαντασία — «воображение») — ситуация, не соответствующая реальности. Фантазировать, значит воображать, сочинять, представлять (записать на доске синонимы). - А что делали мальчики в рассказе? Как они сами говорили? - Так фантазия и враньё – это одно и то же? - А как они ответили Игорю про своё занятие? Зачитайте словами из текста. - А что следует из этих слов? - Для мальчиков враньё – это обман, а фантазия – это безобидная выдумка. - О чём фантазировали мальчики? - Чьи предположения оправдались? | Слушают текст, следят по ходу чтения, вступают в «диалог с автором». - Рассказ. - Нет сказочных героев, герои – обычные дети. Волшебства не происходит. - Фантазия и враньё – это одно и то же? - Врали. («Ври дальше»). - Нет. - «Мы же никого не обманываем, просто выдумываем». - Что фантазия – это не враньё, а выдумка.
Отвечают на вопрос. Поднимают руку, если есть такие дети. | Отвечать на вопросы по содержанию текста. Определять жанр произведения. Отвечать на вопросы по содержанию текста. | Задавать вопросы (Коммуникативные УУД). Оценивать поступки героев (Личностные УУД). С полнотой и точностью выражать свои мысли с помощью учителя (Коммуникативные УУД). Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД). | |||
Работа с текстом после чтения (10 мин) | 1. Концептуальная беседа - Как вы думаете, о чём просит нас задуматься автор? - Выберите из пословиц ту, в которой заключена главная мысль рассказа. Пословицы напечатаны на листах формата А 4 или написаны на доске. Как вариант: 1. Ври, да знай меру! 2. Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят. 3. Маленькая ложь за собой большую ведёт. 2. Составление характеристики героев - Предлагаю вам поработать в паре и составить характеристику героев, используя план: 1. Имя героя. 2. Какие поступки совершает герой? 3. Как автор относится к герою? 4. Как ты относишься к герою? Организует проверку. Примечание: - первый ряд – характеристика Стасика, - второй ряд – характеристика Мишутки, - третий ряд – характеристика Игоря. 3. Творческое задание. - Предлагаю дома нарисовать иллюстрацию к любой фантазии героев. - Используя данную иллюстрацию, попробуйте рассказать, о чём фантазирует герой. Договориться о критериях оценивания данного задания: «5» -? «4» - ? «3» - ? | Высказывают своё мнение. Выполняют работу на листочках. Работают в паре 3 мин. По одному представителю от каждой пары зачитывает (или дополняет) характеристику героев. Договариваются о критериях оценивания данного задания. | Формулировать главную мысль. Находить в тексте материал для характеристики героя. Пересказывать отдельные эпизоды произведения. | Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД). Оценивать поступки героев (Личностные УУД). С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД). Осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД). | |||
Рефлексия (10 мин) | - Какое произведение сегодня читали? - Кто автор этого произведения? - На какие вопросы данное произведение нам помогло найти ответ? Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения:
| - «Фантазёры». - Николай Носов. - Это рассказ или сказка? - Фантазия и враньё – это одно и то же? - О чём фантазируют мальчики? Желающие проговаривают предложения. | Осуществлять рефлексивную оценку (Регулятивные УУД). Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД). |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Николай Носов
ФАНТАЗЁРЫ
Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы (то, чего не было), будто пошли на спор, кто кого переврёт. (На какой второй вопрос мы ищем ответ? Фантазия и враньё – это одно и то же? Как мы теперь на него ответим? Да, одно и то же.)
- Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.
- Девяносто пять. А тебе?
- А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка, - раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
- А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
- А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, - говорит Мишутка.
- У! А я море мог переплыть!
- Подумаешь - море! Я океан переплывал!
- А я раньше летать умел!
- А ну, полети!
- Сейчас не могу: разучился.
- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.
- Врёшь! (А вы как думаете, врёт ли Мишутка? Врёт.)
- Нет, правда!
- Почему же ты не умер?
- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.
- Без головы?
- Конечно, без головы. Зачем мне голова?
- Как же ты шёл без головы?
- Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя.
- Почему же ты теперь с головой?
- Другая выросла.
"Ловко придумал!" - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки. (Вот опять доказательство того, что фантазия и враньё – одно и то же.)
- Ну, это что! - сказал он. - Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.
- Вот так соврал! - рассмеялся Мишутка.
- Вовсе нет.
- Почему же ты теперь живой?
- Так он же меня потом выплюнул.
Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:
- Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики...
- Знаю, знаю! - закричал Стасик. - Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.
- Ничего подобного. Я не про это.
- Ну ладно. Ври дальше.
- Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой - раз! - и раздавил в лепёшку.
- Ха-ха-ха! Вот это враки!
- А вот и не враки! (А вы как думаете, правду сказал Мишка? Нет.)
- Как же ты мог раздавить автобус?
- Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на верёвочке тащил. (А теперь вы как ответите? Может такое быть? Да, может.)
- Ну, это не удивительно, - сказал Стасик. - А я раз на Луну летал.
- Эва, куда махнул! - засмеялся Мишутка.
- Не веришь? Честное слово!
- На чём же ты летал?
- На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!
- Что же ты там на Луне видел?
- Ну, что... - замялся Стасик. - Что я там видел? Ничего и не видел.
- Ха-ха-ха! - рассмеялся Мишутка. - А говорит, на Луну летал!
- Конечно, летал.
- Почему же ничего не видел?
- А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно... Летел, летел, а потом бряк о землю... ну и проснулся... (Какой вопрос вы хотите задать автору? Можно во сне на Луну летать? Как сами на него ответите? Можно.)
- А-а, - протянул Мишутка. - Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты - во сне.
Тут пришёл соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
- Вот врут-то! И вам не стыдно?
- А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, - сказал Стасик. - Просто выдумываем, будто сказки рассказываем. (Можно из этих слов предположить, что фантазии – это сказки, не обман, не враньё? Можно.)
- Сказки! - презрительно фыркнул Игорь. - Нашли занятие!
- А ты думаешь, легко выдумывать! (А вы как считаете? Отвечают на вопрос.)
- Чего проще!
- Ну, выдумай чего-нибудь.
- Сейчас... - сказал Игорь. - Пожалуйста.
Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.
- Сейчас, - повторил Игорь. - Э-э-э... гм... кхм... э-э-э...
- Ну, что ты все "э" да "э"!
- Сейчас! Дайте подумать.
- Ну, думай, думай!
- Э-э-э, - снова сказал Игорь и посмотрел на небо. - Сейчас, сейчас... э-э-э...
- Ну, чего же ты не выдумываешь? Говорил - чего проще!
- Сейчас... Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.
- Ну и что же ты тут выдумал? - спросил Стасик.
- Ничего. Как было, так и рассказал.
- А говорил - выдумывать мастер!
- Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза. (Какой вопрос вы хотите задать герою? Какая польза была от вранья? Посмотрим, что он сам рассказывает об этом.)
- Какая польза?
- А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: "Кто варенье съел?" Я говорю: "Ира". Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза. (Как вы думаете, это польза? Нет, не польза. Почему вы так считаете? Отвечают на вопрос. А вот что об этом думают Стасик и Мишка.)
- Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! - сказал Мишутка.
- А тебе что?
- Мне ничего. А вот ты этот, как это называется... Брехун (тот, кто брешет, говорит неправду, врёт)! Вот!
- Сами вы брехуны! (Прав ли Игорь, назвав мальчиков брехунами? Да, они тоже неправду говорили.)
- Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.
- Я и сам не стану с вами сидеть.
Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.
- Купим порцию и разделим пополам, - предложил Игорь.
Продавщица дала им мороженое на палочке.
- Пойдём домой, - говорит Мишутка, - разрежем ножом, чтоб было точно.
- Пойдем.
На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.
- А ты чего ревела? - спрашивает Мишутка.
- Меня мама гулять не пускала.
- За что?
- За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.
- Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свою пол порцию мороженого дам, - сказал Мишутка.
- И я тебе свою пол порцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, - пообещал Стасик.
- А вы разве не хотите сами?
- Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, - сказал Стасик.
- Давайте лучше это мороженое на троих разделим, - предложила Ира.
- Правильно! - сказал Стасик. - А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.
Пошли они домой, разделили мороженое на три части.
- Вкусная штука! - сказал Мишутка. - Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.
- Ну, ты выдумываешь всё! - засмеялась Ира. - Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!
- Так оно ведь совсем маленькое было, вёдрышко! Такое бумажное, не больше стакана...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики в 3 классе «а» по эвристическому обучению. (УМК «система развивающего обучения Л.В. Занкова») Тема урока: Измерение площади с помощью палетки
Технологическая карта урока математики в 3 классе «а» по эвристическому обучению.(УМК «система развивающего обучения Л.В. Занкова»)Тема урока: Измерение площади с помощью палетки...
Технологическая карта урока по литературному чтению по методу продуктивного чтения О.В.Чиндиловой " Как мудрость в жизни помогает по мотивам татарской сказки " Мудрый старик"
1.В начале урока создается интрига для открытия нового знания и анализа самими учащимися, когда учитель спрашивает:- На ваш взгляд, кого можно назвать мудой?- Можете предположить, о чем будет сказка? ...
технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."
Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...
технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»
Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...
Технологическая карта урока музыки с применением элементов технологии продуктивного чтения
Тема урока: Знакомство с песней Жанны Колмагоровой “Как люблю тебя я, мама”.Цель: Формирование интереса к основному источнику музыки - пению.Задачи:Воспитывающие: воспитание...
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....