технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Аминова Гульсина Фазылгалиевна

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

Задачи:

1. Совершенствовать предметные умения:

Аудирование (слушание)

- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;

- отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции;

- определять жанр произведения;

Чтение

- предполагать содержание по заглавию, иллюстрации;

- вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую.

- объяснять выбор автором заглавия;

- вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту;

- формулировать главную мысль;

- находить в тексте материал для характеристики героя.

Культура речевого общения

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

Культура письменной речи

- создавать письменный текст (рассуждение).

2. Формировать УУД:

- прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);

- формулировать познавательную цель; проводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);

- задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);

- оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение. 3-й класс» 2-я часть. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аминова Гульсина Фазылгалиевна

учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 7»

г. Менделеевск

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 3.

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

Задачи:

1. Совершенствовать предметные умения:

Аудирование (слушание)

- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;

- отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции;

- определять жанр произведения;

Чтение

- предполагать содержание по заглавию, иллюстрации;

- вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую.

- объяснять выбор автором заглавия;

- вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту;

- формулировать главную мысль;

- находить в тексте материал для характеристики героя.

Культура речевого общения

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

Культура письменной речи 

- создавать письменный текст (рассуждение).

2. Формировать УУД:

- прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);

- формулировать познавательную цель; проводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);

- задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);

- оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение. 3-й класс» 2-я часть. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

- В какие игры вы любите играть с друзьями, одноклассниками?

- А есть игры, в которые нельзя играть?

- Назовите их.

Записывает названия этих игр на доске.

- А почему в эти игры нельзя играть?

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Называют игры.

- Есть.

Называют игры.

Объясняют причины.

- Об играх, в которые можно и нельзя играть.

Работа с текстом до чтения (7 мин)

1. Антиципация (прогнозирование содержания)

- А помогут нам в этом герои произведения Иосифа Дика «Красные яблоки».

- Откройте учебники на стр. 112.

- Произведение какого жанра мы будем читать?

- Докажите, что это рассказ.

- Рассмотрите иллюстрацию. Кто является героем данного рассказа?

- Как вы думаете, в какие игры мальчики играют?

- Прочитайте название рассказа.

- Какой вопрос вы хотите задать автору?

- Как вы сами думаете?

2. Постановка цели

- На какие вопросы мы хотим найти ответы в тексте?

Вопросы напечатаны на листах формата А 4.

- Мы будем читать рассказ.

-  Нет рифмы, текст небольшой по объёму, герои – не сказочные персонажи, а люди, судя по иллюстрации.

- Мальчики, женщина (чья-то мама).

- Компьютерные игры, войну …

- Красные яблоки.

- Почему автор назвал рассказ «Красные яблоки»?

Высказывают свои предположения. Возможно, предположений не будет.

- В какие игры мальчики играют?

- Почему автор назвал рассказ «Красные яблоки»?

Определять жанр произведения.

Предполагать содержание по заглавию, иллюстрации.

Объяснять выбор автором заглавия.

Проводить доказательство (Познавательные УУД).

Прогнозировать (Регулятивные УУД).

Задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

Формулировать познавательную цель (Познавательные УУД).

Работа с текстом во время  чтения (15 мин)

1. Чтение текста с использованием приёмов: «диалог с автором» и комментированное чтение.

Организует работу с текстом (Приложение).

2. Обобщающая беседа

- Вспомним, на какие вопросы искали ответ.

Обращает внимание на вопросы на доске.

- В какую игру мальчики играют?

- Эта хорошая игра или плохая?

- Почему плохая?

- Как вы считаете, можно играть в такие игры?

- Почему нельзя?

- Попробуем разобраться, почему же автор назвал свой рассказ «Красные яблоки».

- Что обычно символизирует красный цвет? Например, на проезжей части?

- У кого были красные яблоки?

- Можно ли сказать, что красные яблоки послужили сигналом об опасности?

- Какая опасность могла быть?

- У кого из мальчиков изменилось ли отношение к игре после этого случая? Как изменилось?

- Найдите подтверждение в тексте.

Слушают текст, следят по ходу чтения, вступают в «диалог с автором».

- Загадывают, кто упадёт, кто не упадёт.

- Плохая.

- Мальчики смеются над тем, что люди падают. Смеются над бедой других.

- Нельзя.

- Потому что такая беда может случиться и с твоими родными.

- Предупреждение об опасности.

- У женщины, которая упала.

- Можно.

- Женщина, которая упала, могла оказаться мамой Валерки. 

- У Севки не изменилось, а у Валерки изменилось.

Один ученик зачитывает отрывок вслух (2 часть, начиная с 5 абзаца). 

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя.

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции.

Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию.

Задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

Прогнозировать (Регулятивные УУД).

Оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД).

Работа с текстом после  чтения (10 мин)

1. Концептуальная беседа

- Как вы думаете, о чём просит нас задуматься автор?

- Выберите из пословицу ту, в которой заключена главная мысль рассказа.

Пословицы напечатаны на листах формата А 4.

Смех без причины - признак дурачины.

Не смейся чужой беде: своя на гряде.

Смех — не грех, коль приятен для всех.

2. Составление характеристики героев

- Предлагаю вам поработать в паре и составить характеристику героев, используя план:

1. Имя героя.

2. Какие поступки совершает герой?

3. Как автор относится к герою?

4. Как ты относишься к герою?

Организует проверку.

3. Творческое задание.

- Дома предлагаю вам составьте сочитение на тему «В какие игры нельзя играть?»

- Работу оформите в тетради. Не забывайте о правилах оформления предложений на письме, о словах с изученными орфограммами. Объём текста не меньше 5-ти предложений.

Высказывают своё мнение.

Выполняют работу на листочках. Работают в паре 3 мин.

По одному представителю от каждой пары зачитывает (или дополняет) характеристику героев.

Формулировать главную мысль.

Находить в тексте материал для характеристики героя.

Создавать письменный текст (рассуждение).

Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД). 

Оценивать поступки героев (Личностные УУД).

С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).

Рефлексия  (10 мин)

- Какое произведение сегодня читали?

- Кто автор этого произведения?

- На какие вопросы данное произведение нам помогло найти ответ?

Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения:

Я понял, что  ….

Меня удивило ….

Мне захотелось ….

- «Красные яблоки».

- Иосиф Дик.

- В какие игры мальчики играют?

- Почему автор назвал рассказ «Красные яблоки»?

На листочках самостоятельно выполняют работу 2-3 мин. Желающие 2-3 человека озвучивают записи.

Осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД).

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Иосиф Дик

КРАСНЫЕ ЯБЛОКИ

1

Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. (Что их так рассмешило?) Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. (Текст даёт ответ на вопрос, но возникает новый: цирковое представление под окном, на улице? Возможно ли это?)

По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей – начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг... хлоп один! Хлоп второй! Хлоп третий! (То есть люди падали, поскользнувшись на льду, – это цирковое представление? Вопрос ставим, но ответа он не требует.)

Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лёд, а потом на четвереньках выбирались на более надёжное место. (А вот ребятам на всё это смотреть смешно...)

А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек (т.е. из сумок).

К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тёте встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил её с ног.

– А давай так, – вдруг предложил Валерка, – будем загадывать: если кто упадёт, значит, ты проиграл, а не упадёт – выиграл! (Заметим: первым играть в эту игру предложил Валерка.)

– Давай, – согласился Севка и сказал: – Ну а как ты думаешь, во-от та старушка в платочке брякнется?

– Брякнется, – усмехнулся Валерка.

– А я говорю нет. Ну посмотрим, чья возьмёт! – ответил Севка.

И ребята буквально впились глазами в маленькую старушку, подходившую к злополучному месту. («Злополучное место» – значит несчастное место, где происходят бедствия.)

Старушка остановилась перед широкой наледью. Она понимала, что ещё шаг – и ей несдобровать. Но обходить наледь было далеко.

Вчера в водопроводном колодце сорвало вентиль, и вода долго била из-под чугунной крышки, лежащей на асфальте. Неисправность вскоре устранили, но на улице, сияя на солнце, застыло хрустальное озерцо. (Значит, наледь образовалась ещё вчера. Можно было что-то сделать… Вам ни о чём не хочется спросить? (Вопросы детей: «Кто должен был сделать?», «Что нужно было сделать?»).

Старушка с минуту стояла, беспомощно оглядываясь по сторонам, а потом подошла к маленькому заборчику, тянувшемуся вдоль тротуара, и, держась за него руками, перешла опасное место.

– Э-э, хитрая старушенция попалась! – сказал Валерка. – Один-ноль в твою пользу. А теперь во-он видишь, толстый дядька с портфелем бежит. Вот посмотришь – сейчас поцелуется! (То есть что сделает? (Упадёт лицом вниз.)

– А я говорю, не поцелуется! – засмеялся Севка.

Но «выиграл» Валерка.

Толстый дядька, видимо, торопился на автобусную остановку и с размаху влетел на лёд. Здесь он всплеснул руками, потом высоко вскинул левую ногу и, широко взмахнув портфелем, хлопнулся спиной на лёд. Но он тут же вскочил на ноги, подобрал шапку и, потирая ушибленный бок, побежал дальше.

Молодец! Вот это физкультурник! Один-один, ничья! – сказал Валерка. (Заметьте: Валерка предложил игру, он довольно остроумно комментирует происходящее.)

– А теперь видишь вот ту, в красной шапочке? Упадёт или не упадёт?

– Хо, а это не твоя ли мамаша?

– Моя мама?! – встрепенулся Валерка.

– Да, – Севка вгляделся в подходившую ко льду женщину, но через секунду уже уверенно сказал: – Нет, не твоя. Твоя повыше! (Что может произойти дальше? Попробуйте предположить.)

2

И вдруг женщина упала. Она взмахнула руками и, разбросав вокруг себя по снегу красные яблоки, завалилась на бок. Упала и больше не встала. Вокруг неё тотчас же собралась толпа.

Валерка и Севка увидели, как какой-то человек выскочил из толпы и подбежал к будке телефона-автомата. Потом эту женщину занесли в парадное (т.е. в подъезд).

Валерке почему-то очень захотелось увидеть её лицо (Почему? Что можно предположить?), но он так и не смог – загораживали прохожие.

Но вот приехала «скорая помощь» – и женщину увезли. (Видимо, случилось что-то серьёзное: травма, раз вызвали «скорую».)

Валерка был уверен, что эта женщина не его мама, и всё-таки не совсем. (Вот ответ в тексте: Валерке так хотелось увидеть лицо женщины, потому что он не до конца был уверен, что это не его мама.) У неё ведь тоже была такая же походка, как и у мамы, и пальто такое же. И, главное, вот сейчас, в обеденный перерыв, мама должна была прийти с фабрики накормить Валерку, а её нет!

– Ну давай ещё загадаем... Во-он на ту девчонку. Проедется ли она носом или нет? – как ни в чём не бывало сказал Севка и уткнулся в окно. («Как ни в чём не бывало…» То есть Севку вся эта история… совсем не тронула, не вызвала сочувствия, он готов продолжать игру).

– А у тебя голова, честное слово, трухой набита! – вдруг сердито сказал Валерка. (Так говорят: «голова трухой набита», – когда хотят сказать, что человек плохо соображает, не думает, что говорит.)

– А ты чего это разъярился? (А вы можете ответить Севке?)

– Ничего! Думай, что говоришь!

– Я и думаю! А не хочешь играть – я пошёл! – И Севка, обиженный, ушёл.

«Ну куда же мама задевалась? – думал Валерка и почувствовал, что ему становится страшно. – Она это была или не она? И почему я не выскочил на улицу?» (Видите, Валерка задаёт очень важный вопрос сам себе: а действительно, почему не выскочил? Не помог?)

И вдруг в коридоре раздался звонок. (Кто мог позвонить в дверь?) Валерка подбежал к двери и распахнул её.

На пороге стояла мама – румяная с морозца, улыбающаяся! Валерка бросился к ней и суетливо стал помогать снимать пальто, чего раньше никогда не делал! (О чём хотите спросить Валерку?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по методу продуктивного чтения О.В.Чиндиловой " Как мудрость в жизни помогает по мотивам татарской сказки " Мудрый старик"

1.В начале урока создается интрига для открытия нового знания и анализа самими учащимися, когда учитель спрашивает:- На ваш взгляд, кого можно назвать мудой?- Можете предположить, о чем будет сказка? ...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"

Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов " Фантазеры"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 2.Тема урока: «Н.Носов «Фантазёры».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чте...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Технологическая карта урока по Литературному чтению.  Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....