Программа дистанционного обучения «Проектная деятельность»
рабочая программа

Ериклинцева Ирина Борисовна

Программа внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon distantsionnaya_programma_proektnaya_deyatelnost.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №131 г. Карталы имени Героя Советского Союза К.С. Заслонова»

«Рассмотрена»

На заседании МО

Протокол № _____

________________    ________________

«___»______2020г.          

«Согласовано»

Заместитель директора

МОУ СОШ №131 по УВР

____________________

____________________

«____»___________2020г.            

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №131

___________________

___________________

«____»_________2020г.            

Программа

дистанционного обучения

«Проектная деятельность»

                                                                                  Составила:

И.Б. Ериклинцева

Учитель нач. классов

         

                                                   Карталы, 2020

Пояснительная записка.

        Программа “ Проектная деятельность ” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи  передовых образовательных систем, методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

        Ценность программы заключается в том, что обучающиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

        Ее актуальность основывается на интересе, потребностях обучающихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

       Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

 

Цель и задачи курса «Проектная деятельность»

        Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

        Задачи программы:

формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

 обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Содержание программы

      Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира.  Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

         Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции обучающихся, умениям:

вести устный диалог на заданную тему;

участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

участвовать в работе конференций, чтений.

участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

 Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

   Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

  При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

 Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

     Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

      Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

        Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

       Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Формы  организации учебного процесса.

       Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Основные методы и технологии.

           Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

          Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

         Технологии, методики:

        уровневая дифференциация;

        проблемное обучение;

        моделирующая деятельность;

        поисковая деятельность;

        информационно-коммуникационные технологии;

        здоровьесберегающие технологии;

Личностные   и   метапредметные результаты

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

    По окончании программы обучающиеся смогут продемонстрировать:

•         действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы;

•         зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;

•         обозначится граница исследования;

•         разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;

•         деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;

•         поведется последовательно исследование;

•         зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);

•         проанализируются и обобщатся полученные материалы;

•         подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;

•         организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;

•         простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей;

•         обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;

•         организуется  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное; 

•         продемонстрируются  результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 20%;

•         включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов,  среди обучающихся 2,3,4 классов не менее 10%;

•         сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!

•         активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

альбом,

газета,

гербарий,

журнал, книжка-раскладушка,

коллаж,

коллекция,

костюм,

макет,

модель,

музыкальная подборка,

наглядные пособия,

паспарту,

плакат,

план,

серия иллюстраций,

сказка,

справочник,

стенгазета,

сувенир-поделка,

сценарий праздника,

учебное пособие,

фотоальбом,

экскурсия

Тематическое планирование. 3 класс (20 часов)

Тема

Кол-во

часов

1

Проект? Проект!

Научные исследования и наша жизнь.

1

2

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

1

3

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

1

4

Какими могут быть  проекты?

1

5

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

1

6

Планирование работы.

1

7

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

1

8

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

1

9

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

1

10

Анализ прочитанной литературы.

1

11

Исследование объектов.

1

12

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

1

13

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

1

14

Как сделать сообщение о результатах исследования

1

15

Оформление работы.

1

16

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

1

17

Мини конференция по итогам собственных исследований

1

18

Мини конференция по итогам собственных исследований

1

19

Анализ исследовательской деятельности.

1

20

Анализ исследовательской деятельности

1

Итого 20 часов

Календарно – тематическое планирование, 3 класс

Тема урока

Дата проведения

План

Факт

Искусство в твоём доме  (8 ч)

1

Проект? Проект!

Научные исследования и наша жизнь.

2

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

3

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

4

Какими могут быть  проекты?

5

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

6

Планирование работы.

7

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

8

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

9

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

10

Анализ прочитанной литературы.

11

Исследование объектов.

12

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

13

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

14

Как сделать сообщение о результатах исследования

15

Оформление работы.

16

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

17-18

Мини конференция по итогам собственных исследований

19-20

Анализ исследовательской деятельности.

Содержание занятий.

Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Тема 2. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования

Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

Тема 3. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.

Тема 4. Какими могут быть  проекты?

Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

Тема 5. Формулирование цели, задач исследования, гипотез

Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

Тема 6. Планирование работы

Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».

Тема 7. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии

Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.

Тема 8. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Тема 9. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования

Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Тема 10.  Анализ прочитанной литературы

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.

Тема 11. Исследование объектов

Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

Тема 12. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.

Тема 13. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы

Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

Тема 14. Как сделать сообщение о результатах исследования

Составление плана работы. Требования к сообщению.

Тема 15. Оформление работы

Выполнение рисунков, поделок и т.п.

Тема 16. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации

Работа на компьютере – создание презентации.

Тема 17-18. Мини конференция по итогам собственных исследований

Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Тема 19-20. Анализ исследовательской деятельности

Анализ своей проектной деятельности.

Материально-техническое обеспечение.

Список оргтехники, используемой при реализации программы

  • Сканер –1 шт.
  • Принтер – 1 шт.
  • Ксерокс – 1 шт.
  • Медиапроектор – 2 шт.
  • Ноутбук – 1 шт.

Информационное обеспечение.

  • наличие Интернета,
  • наличие библиотеки, аудиотек, видеотек, компьютерных программ по предметам,
  • обеспеченность научно-методической литературой,
  • банк данных на участников программы

Список литературы

Для учителя

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.

М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

Для  обучающихся/при наличии:

Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

Интернет  - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлаг...

Обучение проектной деятельности обучающихся на базе кружка «Край, в котором я живу» ( на примере проекта Моя семья») в условиях ФГОС

Цель статьи – обмен практическим опытом по обучению создания  проекта   во внеурочной деятельности в условиях ФГОС.        Хочу предложить вашему вним...

ПРОГРАММА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПЕРИОД КАРАНТИНА

1 деньЧТЕНИЕ - азбука стр 78. В тетрадь составить и записать схемы следующих слов: АЗБУКА, БУКВА, ЗВУК,СЛОГМАТЕМАТИКА - 1.Выучить правило в учебнике на стр.14 (От перестановки слагаемых знач...

’’Новые технологии развивающего обучения «Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД»’’

В начальной школе широкое поле для проектной деятельности открывает внеурочная деятельность в клубах и кружках. Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дистанционного обучения по русскому языку 3 класс (внеурочная деятельность)

На  учебный годКоличество часов за год - 34Количество часов в неделю -1Тематическое планирование составлено в соответствие с Примерной программой начального образования по русскому языкуУчебник -...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Обучение проектной деятельности" для младших школьников. 1-4 класс

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация пед...