Средства художественной выразительности (эпитет, сравнение) в лирических произведениях поэтов. На примере произведения Саши Чёрного «Воробей»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок литературного чтения для 3 класса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению №
Тема: Средства художественной выразительности (эпитет, сравнение) в лирических произведениях поэтов. На примере произведения Саши Чёрного «Воробей»
Цели: познакомиться с творчеством С. Черного на примере стихотворения «Воробей»; научиться анализировать лирическое произведение; учить находить изобразительно- выразительные средства и определять их роль; развивать технику выразительного чтения; расширять словарный запас; воспитывать нравственные качества: сострадание, любовь к животным.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомятся с произведениями Саши Черного; научатся: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному; понимать содержание литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность; осмыслять специфику стихотворений.
Метапредметные:
познавательные: прогнозируют содержание стихотворения; осмысливают произведение литературы;
регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;
коммуникативные: понимают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); строят диалог в паре или группе, задают вопросы.
Личностные: осуществляют эмоциональный отклик на данное лирическое произведение.
Оборудование: проектор, компьютер, индивидуальные листы с текстом для речевой разминки,
- https://www.youtube.com/watch?v=ehUKjCGuHgQ - зрительная гимнастика
- https://yandex.ru/video/preview/2502455668606017896 - запись стихотворения
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Виды работы: индивидуальная, фронтальная, в парах, в группах.
Ход урока
- Организационный момент
Эмоциональный настрой 1 мин.
Стихотворение «Солнце»
- Добрый день, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу. Настройтесь на новые открытия!
Не смотря на пасмурный денёк, наше солнышко (на доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и желает всем хорошего настроения и плодотворной работы.
- – Чтобы узнать о ком будет идти речь в речевой разминке- отгадайте загадку.
Загадка СЛАЙД 3 1 мин.
- Речевая разминка СЛАЙД 4 4 мин.
Прочитайте строки с доски хором, затем:
-О чем говорится в этом стихотворении?
-с интонацией – вопросительной – 1 ряд
-с интонацией – восклицательной- 2 ряд
-сердито -3 ряд
-быстро и весело- вместе
II. Актуализация знаний.
– Расшифруйте, что здесь написано.
ьдартетяаксечитэоп
(поэтическая тетрадь ) Стр. 3 7 4 мин.
– Что это обозначает? (Название раздела).
– Если вы помните мы уже изучали раздел с таким названием. Как вы думаете, о чём этот раздел, какие произведения могут быть помещены здесь?
(Предположения учащихся) Прочитайте чему мы будем учиться, стр. в уч. 37.
Ш. Самоопределение к деятельности. Постановка задач урока
АНАГРАММА НА ДОСКЕ
СZАША ЧЕРGНЫWЙ
- Сформулируйте тему и задачи урока. (Отв. детей)
IV. Физкультминутка ( одевают маски)
V. Работа по теме урока
1.Сообщение детей о воробье
2.Знакомство с биографией автора
Вопросы по содержанию
3. Ознакомление со стихотворением “Воробей”
Работа по учебнику, стр. 40-41.
– Послушаете аудиозапись. Дети следят, подчеркивая непонятные слова.
– Понравилось?
– Словарная работа. Найдите значение слова «вьюшка».
Вьюшка – в деревянном доме крышка, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла.
Ответы на вопросы 1,3,4.
– О ком идёт речь? (о воробье). Беседа – 5 мин.
- Прочитайте как поэт описывает воробья. (Первая строфа).
- С кем сравнивает? Почему?
- Как поэт относится к воробью? Как он его называет? (Воробей мой. Воробьишко. Пичужка. Какой нахал! .
- Обратите внимание на ритм стихотворения, он помогает представить, как прыгает воробей. Самостоятельное чтение. Выразительное чтение.
1 минута на подготовку к конкурсу чтецов. (Выступают 2-3 ученика)
VI. Зрительная гимнастика
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа у доски
- Давайте вспомним, какие средства художественной выразительности вы знаете.
- Один ученик выполняет у доски задание – собирает кластер.
Работа в парах с заданиями в карточке.
В учебнике уже выделены средства художественной выразительности. Определите к какому типу они относятся.
- Работа с пословицами на доске. Проверка по образцу.
С. р. в карточках. Самопроверка. Самооценивание.
VIII. Рефлексия
ОЦЕНИВАНИЕ ПО КАРТОЧКЕ + АКТИВНАЯ РАБОТА НА УРОКЕ.
IX. Сообщение и разбор домашнего задания. Подведение итогов урока
-Как зовут автора произведения, с которым мы сегодня познакомились? О какой птице идет речь?
- Какие средства художественной выразительности использовал автор?
- Что нового узнали на уроке?
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЭПИТЕТ
серый юркий
взъерошенный
черногрудый
нахальный
как комочек
словно мячик
Ветер сыплет снегом, злюка.
Какой нахал! Спасибо не сказал.
СРАВНЕНИЕ
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
Птицы сильны крыльями, а люди дружбой.
Красна птица перьями, а человек знаниями.
Птица радуется весне, а младенец матери.
Пословицы
Задание 2. Соедини стрелками начало и продолжение пословицы.
Птицы сильны крыльями, а люди дружбой.
Красна птица перьями, а младенец матери.
Птица радуется весне, а человек знаниями.
Задание 2. Соедини стрелками начало и продолжение пословицы.
Птицы сильны крыльями, а люди дружбой.
Красна птица перьями, а младенец матери.
Птица радуется весне, а человек знаниями.
Задание 2. Соедини стрелками начало и продолжение пословицы.
Птицы сильны крыльями, а люди дружбой.
Красна птица перьями, а младенец матери.
Птица радуется весне, а человек знаниями.
Задание 2. Соедини стрелками начало и продолжение пословицы.
Птицы сильны крыльями, а люди дружбой.
Красна птица перьями, а младенец матери.
Птица радуется весне, а человек знаниями.
Задание 2. Соедини стрелками начало и продолжение пословицы.
Птицы сильны крыльями, а люди дружбой.
Красна птица перьями, а младенец матери.
Птица радуется весне, а человек знаниями.
Вариант 1_____________________________
Задание1: Определи и надпиши над каждой строкой тип средства художественной выразительности.
- Голоден как волк.
- Мрачный день.
- Лес проснулся.
Вариант 1_____________________________
Задание1: Определи и надпиши над каждой строкой тип средства художественной выразительности.
1.Голоден как волк.
2.Мрачный день.
3.Лес проснулся.
Вариант 1_____________________________
Задание1: Определи и надпиши над каждой строкой тип средства художественной выразительности.
1.Голоден как волк.
2.Мрачный день.
- Лес проснулся.
Вариант 1_____________________________
Задание1: Определи и надпиши над каждой строкой тип средства художественной выразительности.
1.Голоден как волк.
2.Мрачный день.
3.Лес проснулся.
Вариант 1_____________________________
Задание1: Определи и надпиши над каждой строкой тип средства художественной выразительности.
1.Голоден как волк.
2.Мрачный день.
3.Лес проснулся.
Вариант 1_____________________________
Задание1: Определи и надпиши над каждой строкой тип средства художественной выразительности.
1.Голоден как волк.
2.Мрачный день.
3.Лес проснулся.
Вариант 2 _________________________________
Задание1: Определи и надпиши над каждой строкой тип средства художественной выразительности.
1.Труслив как заяц.
2.Добрый молодец.
3.Утро подкралось.
Вариант 2 _________________________________
Задание1: Определи и надпиши над каждой строкой тип средства художественной выразительности.
1.Труслив как заяц.
2.Добрый молодец.
3.Утро подкралось.
Вариант 2 _________________________________
Задание1: Определи и надпиши над каждой строкой тип средства художественной выразительности.
1.Труслив как заяц.
2.Добрый молодец.
3.Утро подкралось.
Вариант 2 _________________________________
Задание1: Определи и надпиши над каждой строкой тип средства художественной выразительности.
1.Труслив как заяц.
2.Добрый молодец.
3.Утро подкралось.
Вариант 2 _________________________________
Задание1: Определи и надпиши над каждой строкой тип средства художественной выразительности.
1.Труслив как заяц.
2.Добрый молодец.
3.Утро подкралось.
Вариант 2 _________________________________
Задание1: Определи и надпиши над каждой строкой тип средства художественной выразительности.
1.Труслив как заяц.
2.Добрый молодец.
3.Утро подкралось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Стихотворения Саши Чёрного "Воробей", "Слон""
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Стихотворения Саши Чёрного "Воробей", "Слон"". Учебник: Климанова Л.Ф. и др. Родная речь 3 класс...

И.А.Бунин “Листопад”. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты.
Данный материал можно использовать на уроке литературного чтения в 4 классе....

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Саша Чёрный "Воробей" 3 класс "Перспектива"
"Саша Чёрный "Воробей"...

Н. Некрасов «Славная осень!..». Средства художественной выразительности: сравнение
Урок разработан по УМК «Перспектива» на основе системно-деятельностного метода. Урок соответствует требованиям ФГОС начального общего образования. Цели: познакомить с жизнью и творчес...

Тема урока: И.А. Бунин «Листопад» Слово как средство художественной вырази-тельности. Сравнения, эпитеты.
Тема урока: И.А. Бунин «Листопад» Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты....

Тема: Средства художественной выразительности в стихотворениях о весне. Произведения по выбору, например, С.Я. Маршак «Весенняя песенка»
Цель. ознакомление учащихся со стихотворением С.Я Маршака о веснеЗадачи: учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь учащихся, образное и логиче...

технологическая карта по литературному чтению «Любовь к природе и родному краю - тема произведений поэтов. На примере стихотворений С.А. Есенина»
Вам представлена технологическая карта на тему: «Любовь к природе и родному краю - тема произведений поэтов. На примере стихотворений С.А. Есенина»...