Тема урока: И.А. Бунин «Листопад» Слово как средство художественной вырази-тельности. Сравнения, эпитеты.
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тема урока: И.А. Бунин «Листопад» Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literature_v_4_v_klasse_bunin_listopad.docx | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 44 .
Тема урока: И.А. Бунин «Листопад» Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты.
Цели урока: способствовать формированию целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста произведения; содействовать формированию и развитию умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; содействовать воспитанию любви к природе.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ поэтического текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.А. Бунина.
Оборудование: портрет и выставка книг И.А. Бунина, видео- или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, аудиоприложение к учебнику.
Ход урока
I.Организационный момент.
Учитель: Я прошу сесть того, в чьем имени есть слог: ТЯ, ВА, АР, Я, О, МА, КИ, НЯ, НА,
ША.
Молодцы!
На уроке мы будем следить за своей речью.
Повторим правила речи (слайд 2)
ПРАВИЛА РЕЧИ.
1.Все звуки произноси четко.
2.Говори выразительно, неторопливо.
3.Не разрывай слова.
4.Перед началом речи сделай вдох и говори равномерно выдыхая.
II. Формулирование учащимися темы и цели урока.
Учитель: Назовем этапы урока литературного чтения.
Этапы:
1.Речевая разминка.
2.Знакомство с биографией автора.
3.Знакомство с произведением.
4.Анализ произведения.
5.Работа над выразительностью чтения.
6.Творческая работа.
7.Рефлексия.
1.Речевая разминка (слайд 3):
Унылая _________! Очей _____________!
Приятна мне твоя прощальная ________ -
Люблю я пышное природное __________,
В багрец и ________ одетые леса………..
_____________________ взрытая дорога.
Ей сегодня ________________________,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой _________________.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, _________________.
Справка: увяданье, осталось, очарованье, золото, дремлет, пора, краса, багряный,
примечталось.
Учитель: Познакомьтесь с содержанием карточки № 1. Прочитайте слова из справки. На какие
3 группы я могу разделить все слова.
Ученик: Данные слова можно разделить на 3 группы: 1 группа – имена сущ., 2 группа –
глаголы, 3 группа – имена прилагательные.
Учитель: Вставьте в каждое четверостишие пропущенные слова из справки, учитывая то, что:
В четверостишии А.С. Пушкина пропущены имена существительные.
В четверостишии С.А. Есенина пропущены глаголы.
В четверостишии И.А. Бунина пропущено имя прилагательное.
Назовите авторов произведений.
Работа в парах.
Проводится в проверка.
2.Знакомство с творчеством автора.
Учитель: Назовите автора, о творчестве которого мы будем говорить на уроке. В его имени и фамилии все согласные звонкие.
Ученик: Это Иван Алексеевич Бунин.
Учитель: Определите название произведения, с которым мы будем знакомиться. Это имя сущ-
ое. Оно образовано от слов «листья, падают».
Ученик: Произведение называется «Листопад».
Учитель: Сформулируйте тему урока полностью.
Ученик: Тема урока: «Иван Алексеевич Бунин «Листопад»».(слайд 8)
Учитель: Поставьте цель урока.
Ученик: Познакомиться с биографией автора и его произведением «Листопад»; учиться
правильно, выразительно читать и анализировать его.
2. Знакомство с биографией автора.
Учитель: С биографией автора нас познакомят: Дима, Леша, Ксюша.
Ребята, а вы должны сформулировать вопрос к услышанному материалу.
Текст: Иван Алексеевич Бунин родился в имении своих родителей под Воронежем. Он
происходил из древнего дворянского рода. Великолепная природа, простой быт, домашнее
воспитание помогли сформировать любознательного, наблюдательного, общительного
человека.
Иван Алексеевич рано начал печататься. Он опубликовал стихотворения: «Над
могилой», «Железная дорога». За стихотворение «Листопад» он был награжден Пушкинской
премией. Были изданы собрания его сочинений.
Непреодолимая страсть была И.А. Бунина к путешествиям. Он объездил Европу и
Азию. Побывал в Германии, Италии, Турции, Египте. В 1920 году переехал во Францию.
Здесь он получил Нобелевскую премию.
Учащиеся задают друг другу вопросы.
3.Словарно-лексическая работа.
В стихотворении «Листопад» встретятся слова, значение которых нужно уточнить. Определите,
какие это слова, установите их значение.(слайд 9)
ТЕРЕМЛИЛОВЫЙБАГРЯНЫЙЛАЗУРЬ
Терем - в древности на Руси дом в виде башни. (слайд 10)
Лиловый - голубой с розовым оттенком (светло-фиолетовый). (слайд 11)
Багряный - красный густого, темного оттенка.(слайд 12)
Лазурь — светло-синий цвет.(слайд 13)
III. Введение учащихся в тему чтения.
Учитель: Что может быть в природе багряного цвета?
Ученик: Багряный закат, багряные листья.
Учитель: В какое время года бывают багряные листья?
Ученик: Багряные листья бывают осенью.
Учитель: Как называют осень, когда на деревьях и кустарниках багряные, желтые, красные
листья.
Ученик: Такую осень называют золотой.
Учитель: Давайте узнаем, как об этой необыкновенной поре писал И.А. Бунин.
IV. Чтение учителем произведения И.А.Бунина «Листопад».
Учитель: Во время прочтения попытайтесь мысленно представить себе созданные автором
катрины.
V. Проверка первичного восприятия.
Учитель: Какие картины вы себе представили?
VI. Физкультминутка.
Учитель: Я буду называть разные деревья. Если названия деревьев звучали в стихотворении,
делаете наклон влево. Не звучали – наклон вправо.
Ясень, береза, дуб, липа, клен , ольха, сосна, ель, пихта.
VII. Чтение стихотворения учащимися.
Учитель: Теперь вы прочитаете стихотворение. Постарайтесь определить основной образ
этого стихотворения.
VIII.Анализ стихотворения.
Учитель: Слушаю ответ на поставленный вопрос.
Ученик: Основной образ прочитанного стихотворения – это осенний лес.
Учитель: С чем сравнивается осенний лес в этом произведении?
Ученик: Осенний лес сравнивается с расписным теремом.
Учитель: Почему лес сравнивается с расписным теремом?
Ученик: Лес стоит разноцветный, нарядный. В нем много жителей и все они разные.
Учитель: каких жителей лесного терема вы увидели?
Ученик: Блестят желтой резьбой на фоне ярко-голубого неба стройные березки.
Как вышки елочки темнеют.
Клены раскинули свои ветви. Между ними просвечивает осеннее небо.
Учитель: Что можно увидеть в лесу на лесной поляне?
Ученик: На пустой поляне летает воздушная легкая серебристая паутина.
Учитель: Кто нашел приют на этом дворе?
Ученик: На воздушной паутине замер пригретый солнечным теплом последний мотылек.
Учитель: Чем до краев наполнен осенний лес в золотую пору.
Ученик: Осенний лес наполнен мертвой тишиной. В этой тишине даже слышно, как падает
листок с дерева.
Учитель: Чем дал возможность насладиться автор, создав такое стихотворение?
Обобщающее слово учителя: лес действительно красив в пору золотой осени. Он поражает
яркими красками, умиротворением, покоем и тишиной. Такие стихи мог написать человек,
который любил родную землю, её необозримые просторы.
Учитель: С помощью чего автор смог создать такое замечательное произведение?
Ученик: С помощью художественных средств выразительности.
Учитель: Какие художественные средства выразительности использовал Иван Алексеевич в
своем стихотворении?
Ученик: Автор использовал в своем произведении эпитеты.
Учитель: Что такое эпитет?
Ученик: Эпитет –образное описание предмета.
Учитель: Перечислите эпитеты.
Какие средства художественной выразительности еще нашли ?
Ученик: Сравнение?
Учитель: Что такое сравнение?
Ученик: уподобление одного предмета другому.
Учитель: Перечислите.
Учитель: Какие средства художественной выразительности еще нашли?
Ученик: Олицетворение.
Учитель: Что такое олицетворение?
Ученик: Олицетворение – перенесение свойств с одушевленных предметов на
неодушевленные.
Учитель: Назовите.
Учитель: Какое средство еще использовал автор?
Ученик: Аллитерация.
Учитель: Что такое аллитерация?
Ученик: Аллитерация – повторение согласных звуков.
Учитель: Какие звуки чаще всего звучали в произведении?
Учитель: Для чего автор использует эти языковые средства?
Ученик: Благодаря всем этим выразительным средствам языка мы увидели красоту золотой
осени, прочувствовали настроение автора
XI.Выразительное чтение стихотворения учащимися.
Учитель: Что нам поможет прочитать правильно это стихотворение?
Ученик: Памятка.(слайд 14)
Памятка.
а) Правильно ставь ударения.
б) Соблюдай паузы.
в) Выбери силу голоса (громко, тихо).негромко.
г) Определи темп (быстро, медленно) Неторопливо, спокойно
д) Читай эмоционально.
Чтение учащимися произведения.
X. Творческая работа.
Составление учащимися синквейна к произведению.(слайд 15)
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна,
выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных ( по цвету, форме , настроению)
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл ( вопрос)
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное, пожелание.
Листья.
Золотые, багряные и кружевные
Летите, танцуйте, грустите
Куда вы несетесь, скажите?
Бабочки.
XI. Итог урока.
Учитель: О творчестве какого автора мы говорили на уроке?
XII.Рефлексия.
На доске изображение дерева без листьев. Перед вами на столах 2 листочка: Желтый и
красный .Если вам урок понравился, прикрепите к веткам дерева желтые листочки. Если не все понравилось – красные.
XIII. Домашнее задание.
Учитель: Подготовить выразительное чтение.
Список литературы:
1.Бакулина Г.А. Уроки литературного чтения. 3-4 класс, часть 1: Вятский государственный
гуманитарный университет. — Киров: ОАО «Кировская областная типография», 2008. — 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок И.А. Бунин "Листопад".
Урок был дан в 4 классе. Контингент учащихся отличается достаточно высоким (выше среднего) уровнем познавательных способностей. Это один из уроков в разделе «Поэтическая тетрадь». Предполагает первон...
Урок литературного чтения Тема. «Поэтическая тетрадь», Иван Бунин "Листопад".
Данная презентация подходит для уроков литературы при знакомстве с творчеством И. Бунина. В ней содержатся биографические сведения автора, задания творческого характера В создании презента...
План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе
Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...
И.А.Бунин “Листопад”. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты.
Данный материал можно использовать на уроке литературного чтения в 4 классе....
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "Стихотворение И.А. Бунина "Листопад"
Цели урока: 1) продолжить знакомство с творчеством Бунина И.А.; 2) научить детей выразительно читать стихотворение; 3) воспитывать в детях чуткость, внимание к слову; 4) через систему художествен...
План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»
План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»Задачи:·...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе " Средства художественной выразительности в стихотворении И. Бунина " Листопад""
Данный материал можно использовать на уроке литературного чтения в 4 классе.Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А. Бунина, его стихотворением «Листопад». Задачи:...