Тема: Средства художественной выразительности в стихотворениях о весне. Произведения по выбору, например, С.Я. Маршак «Весенняя песенка»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Цель. ознакомление учащихся со стихотворением С.Я Маршака о весне
Задачи: учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь учащихся, образное и логическое мышление, внимание, воспитывать любовь к природе и русской словесности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения и загадки выразительно; соотносить загадки и отгадки; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представлять эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.
Оборудование: портрет С.Я. Маршака, выставка книг; аудиозапись произведения из цикла П.И. Чайковского « Времена года»( «Весна»); карточки( текст речевой разминки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Тема: Средства художественной выразительности в стихотворениях о весне. Произведения по выбору, например, С.Я. Маршак «Весенняя песенка»
Цель. ознакомление учащихся со стихотворением С.Я Маршака о весне
Задачи: учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь учащихся, образное и логическое мышление, внимание, воспитывать любовь к природе и русской словесности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения и загадки выразительно; соотносить загадки и отгадки; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представлять эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.
Оборудование: портрет С.Я. Маршака, выставка книг; аудиозапись произведения из цикла П.И. Чайковского « Времена года»( «Весна»); карточки( текст речевой разминки).
1.Организационный момент.
2. Речевая разминка. Постановка цели урока.
- Прочитайте стихотворение.
Весна
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами. Черные проталины
На полях видны, верно, очень теплые Ноги у весны. И. Токмакова
- Прочитайте стихотворение с удивлением( еще: раздражением, задорно, грустно).
- Прочитайте выразительно.
– Сегодня мы продолжаем изучать новый раздел. Познакомимся с жизнью и творчеством С.Я. Маршака.
3. Проверка домашнего задания.
- Назовите автора произведения.( Г. Скребицкий).
- Назовите заголовок.( «Весна-художник»)
- Назовите тему произведения.(Это произведение о природе).
- К какому жанру отнесем произведение?( Это рассказ с элементами сказки. Автор умело вносит в рассказ сказочные элементы).
- А теперь проверим, как вы ориентируетесь по содержанию прочитанного произведения.
Игра называется «Перепутанные логические цепочки». Перед вами 13 цитат из каждой части рассказа, но они перепутаны, ваша задача – установить цитаты по логике событий, поменять нумерацию в соответствии с номером части.
( каждая группа получает лист)
«Перепутанные логические цепочки»
.
1. | День за днём всё наряднее пишет свою картину весна | 1.Призадумалась Весна-Красна: какую бы ей картину нарисовать? |
2. | Призадумалась Весна-Красна: какую бы ей картину нарисовать? | 2.Вот стоит перед ней лес-хмурый, унылый. |
3. | На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. | 3.Взяла она тонкие кисточки. |
4. | Вот стоит перед ней лес-хмурый, унылый. | 4.День за днём всё наряднее пишет свою картину весна |
5. | Выглянуло солнышко. | 5.На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. |
6. | А что это в зелёной траве? | 6.Ещё рисует день за днём. |
7. | Ещё рисует день за днём. | 7.Посреди небольшого луга уже зеленеет трава. |
8. | Этими малышами и решила Весна-Красна закончить свою картину. | 8.Всё оживает кругом. |
9. | Посреди небольшого луга уже зеленеет трава. | 9.А сколько птиц в лесу и в полях! |
10. | Всё оживает кругом. | 10.Бегут дни за днями. |
11. | А сколько птиц в лесу и в полях! | 11.А что это в зелёной траве? |
12. | Бегут дни за днями. | 12.Этими малышами и решила Весна-Красна закончить свою картину. |
13. | Взяла она тонкие кисточки. | 13.Выглянуло солнышко. |
А) Взяла она тонкие кисточки. Чуть –чуть тронула зеленью ветви берёз , а на осины и тополя развесила зелёные листочки. 3 абзац.
Верный ответ: развесила длинные серёжки.
Б) На широкой лесной поляне зелёной краской вывела она маленькую весеннюю лужу. 5 абзац.
Верный ответ: на широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу.
В) Всё оживает кругом. Выползают муравьи и паучки. 8 абзац.
Верный ответ: выползают букашки и паучки.
Г) А что это в зелёной траве? Медвежата. Медвежата во все стороны поглядывают; ждут свою мать-медведицу, чтобы их молоком накормила.
Верный ответ: что это в зелёной траве? Зайчата. Зайчата во все стороны поглядывают; ждут свою мать-зайчиху, чтобы их молоком накормила.
4. Работа по теме урока. Сообщение об авторе.
- Сегодня мы будем читать стихотворение которое написал известный детский поэт Самуил Яковлевич Маршак.
Краткая биография С.Я.Маршака. https://www.youtube.com/watch?v=fylLjI2DLC4
- Послушайте стихотворение и доскажите словечко и тогда вы узнаете, о чем это стихотворение.
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая-
Значит к нам пришла ..
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна, И поет пичужек стая-
Значит к нам пришла….
Если солнце разрумянит
Наши щеки докрасна, Нам еще приятней станет-
Значит к нам пришла…
- По каким признакам вы догадались, что это весна?
- Весна прекрасное время года, время пробуждения природы.
- Какие произведения о весне, вы уже прочитали?
– Что вы узнали о весне, читая эти произведения?
- Назовите произведения о весне, которые соответствуют следующим моделям :
рассказ
сказка
стихотворение
(А.П. Чехов «Весной, Г.А. Скребицкого «Четыре художника», )
5. Физкультминутка.
Весна пришла!
Встаѐм, друзья!
Нас ждѐт - торопит улица.
Шагаем дружно: ты и я
И не будем хмуриться.
Вот птицы с юга к нам летят.
Букашки пробудились.
Деревья листьями шумят.
Все звери оживились.
Танцует лес, танцует луг
И мы с тобою кружимся.
Как хорошо весной вокруг!
С природой мы подружимся.
6. Продолжение работы по теме урока. Работа над стихотворением.
- А сегодня мы будем читать стихотворение С.Маршака, в котором много красоты, любви к природе. Оно называется « Весенняя песенка»
- Я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь представить себе картины, описанные автором в стихотворении.
- Понравилось вам произведение? Вам было грустно ил радостно его слушать?
- К какому жанру относится это произведение?
-О каких признаках весны рассказывает автор?
-Какие звуки природы вы услышали, читая четверостишие? Докажите с помощью текста.
-Какие краски вы бы использовали, если бы рисовали иллюстрацию? Докажите с помощью текста.
-Перечитайте еще раз название стихотворения.
- Почему оно называется «Весенняя песенка»( Оно поется, на одном дыхании)
- А сейчас прозвучит музыка весны П.И.Чайковского. Вслушайтесь в неѐ, поживите в ней несколько минут .
-Кто сможет сказать, когда слушали музыку кого или что себе представляли?
- Прочитайте первую строфу.
- Что о снеге рассказывает автор?
- Прочитайте вторую строфу.
- Какое действие совершают облака. А разве могут облака бегать?. Этот прием в литературе называется олицетворением.
- Прочитайте третью строфу.
- Почему чернее с каждым днем стежки и дорожки? С чем сравнивает поэт цветы вербы?
7. Рефлексия.
- Расскажите, какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок.
- Что вы для себя открыли?
« Продолжи фразу»
- Мне было интересно..
- Мы сегодня разобрались…
- Мне было трудно..
- Завтра я хочу на уроке..
8. Подведение итогов урока.
- Сегодня мы наблюдали, как великие мастера своего дела, поэт через художественное дело словами рисует картины, композитор – через звуки изобразил, пробуждение природы и призывали, своими произведениями любить родную землю. Только любовь к природе, еѐ глубокое знание, доброта, помогли С.Я.Маршаку и П.И.Чайковскому написать такие замечательные произведения.
9. Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство со средствами художественной выразительности в стихотворении Ф.Тютчева "Есть в осени первоначальной..."
Элементы урока в виде презентации...
А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами… Средства художественной выразительности для создания образа весны (УМК "Перспектива" 4 класс, 2 часть)
Цель: учить детей анализировать лирическое стихотворение, умение видеть средства художественной выразительности....
Литературное чтение 3 класс УМК «Школа России» С.Есенин. Средства художественной выразительности в стихотворении «Черёмуха».
Цели: познакомить учащихся со стихотворением С.А.Есенина, ввести понятие олицетворения, развивать умение видеть прекрасное, выражать свои мысли и чувства словами, обучить правильному чтению стих...
Карточка для проверки по теме "Средства художественной выразительности" Литературное чтение 4 класс
Карточка для проверки знаний учащихся по теме средства художественной выразительности ( тропы) . Литературное чтение 4 класс. Даётся после изучения понятий сравнения, олицетворения, эпитета, метафоры....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе " Средства художественной выразительности в стихотворении И. Бунина " Листопад""
Данный материал можно использовать на уроке литературного чтения в 4 классе.Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А. Бунина, его стихотворением «Листопад». Задачи:...
Презентация и конспект к уроку литературного чтения, 3 класс. Средства художественной выразительности в стихотворении Н.Некрасова "Славная осень!
Литературное чтение3 классСредства художественной выразительности в стихотворении Н.Некрасова «Славная осень»Автор: Горачева Марьям Вагсевна...
Рабочий лист к уроку литературного чтения по теме "Средства художественной выразительности:сравнение.З.Н.Александрова "Снежок"
Рабочий лист поможет учителю организовать работу на уроке литературного чтения....