Урок литературного чтения 4 класс К.Г.Паустовский " Корзина с еловыми шишками"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок изучения нового по литературному чтению в 4 классе. Урок учит детей высказывать своё мнение, работать в группе, выполнять задания в рабочем листе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.26 КБ |
![]() | 55.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 4 классе
( по рассказу К. Г. Паустовского ««Корзина с еловыми шишками»)
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Тема урока: «К. Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками»
Цель урока:
1. Расширить знания о творчестве К.Г.Паустовского;
2. Помочь понять смысл произведения;
3. Обучать правильному , осознанному , выразительному чтению;
4. Формировать творческое воображение через умение представлять картины, по музыкальному произведению;
5. Воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы и музыки
Задачи урока:
1. Учиться высказывать своё мнение о прочитанном произведении
- Определять , что хотел сказать автор.
Подготовительная работа: сообщения учащихся о К.Г.Паустовском и Э.Григе.
Межпредметные связи : литературное чтение, музыка.
Организация пространства : фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, мини-группах
Тип урока: урок исследования
Оборудование : компьютер
Для учащихся :Учебник « Литературное чтение Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий 4 класс, 2 часть, толковый словарь русского языка В.И. Даля, книги К.Г.Паустовского, корзина с еловыми шишками, шкатулка с зеркалом, 4 бланка с заданиями,4 бланка для оценивания в группах,4 цветные шишки, рабочий лист ;сигнальные карточки для рефлексии, елочка для сигнальных карточек.
Для учителя:
учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий 4 класс, 2 часть,
мультимедийная презентация, конспект урока, аудиофайлы с музыкой Э. Грига.
Планируемые образовательные результаты
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||
Осмысливать девиза урока « Каждый понимает счастье по-своему.У каждого оно своё» К.Г Паустовский , « Волшебник и великий музыкант», формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях. | Познавательные: Анализировать эпиграф урока, искать необходимую информацию в книге, уметь ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельно и целенаправленно выбирать книгу. Регулятивные: Формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока. Оценивать свою работу на уроке. Коммуникативные: Отвечать на вопросы учебника на основе художественного текста учебника, осмысливать правила взаимодействия в паре и в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях). | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь Характеризовать героев произведения, их восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Придумывать заглавия к каждой части Последовательно воспроизводить содержание рассказа. Анализировать музыкальное сопровождение произведения | ||
№ п/п | Этап урока Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Орг. момент. Мотивация | |||
- включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне за счёт мотивационного настроя и выполнения упражнений, активизирующих мыслительную деятельность. | -Здравствуйте, ребята! Я думаю, что сегодняшний урок принесет Вам радость общения друг с другом . Успехов Вам и удач. Я желаю вам положительных эмоция Давайте посмотрим на эпиграф к нашему уроку « Каждый понимает счастье по-своему. У каждого оно своё» « Волшебник и великий музыкант» Как вы понимаете эти слова ? О чем мы сегодня будем говорить? Предлагаю отгадать автора произведения с которым мы сегодня познакомимся .Нужно зачеркнуть все английские буквы RПUGАJLУSWSСZVТNQЩОIFВСDКИGЙ -С какими произведениями мы уже знакомились? - А сейчас предлагаю вам послушать музыкальное произведение « Утро» – Сегодня у нас на уроке незримо присутствует ещё один герой. Кто догадался, о ком идёт речь? Конечно, это автор этой прекрасной музыки Эдвард Григ. – А знаете ли вы кто такой Эдвард Григ? - Ведь музыка – это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами. Музыка делает нашу жизнь прекрасной.
- А также интересной нашу жизнь делают люди, которые всю жизнь прожили для того, чтобы дарить другим радость и красоту. - Сегодня мы поговорим с Вами о жизни таких замечательных людей, а также попробуем разгадать некоторые тайны. Мы познакомимся с рассказом К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». | Учащиеся слушают музыку, включаются в учебную деятельность. - Для каждого человека счастье разное. Вот для меня это семья, Родина. Наверное сегодня у нас урок будет о музыке и кто как понимает счастье. Паустовский «Растрёпанный воробей», Кот-ворюга» , « Барсучий нос» Это композитор Э.Григ. Мы с ним знакомились на уроках музыки | Предметные: учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение. Формируемые УУД Личностные: - формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви: Регулятивные: - нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. | |
2. | Самоопределение к деятельности. Создание проблемной ситуации | |||
формулирование учащимися темы и цели урока. |
Беседа: - Какой рассказ мы читали? - Кто написал этот рассказ? -Какова тема рассказа? 2 Работа над значением слов ( рабочий лист) Установи соответствие Портниха -город в Норвегии Кряхтеть -плотная шёлковая узорчатая ткань Ботфорты -покрытый ржавчиной Парча -разрушение волн у берегов моря Прибой -длинные сапоги Берген -издавать глухие и неясные звуки Заржавленный - специалист по шитью одежды Проверяем | Слушают аудиозапись рассказа Работают в рабочих листах задания 1, 2 "Корзина с еловыми шишками" Константин Георгиевич Паустовский Паустовский в рассказе “Корзина с еловыми шишками” описывает историю создания одного из произведений Грига Работают в рабочем листе Дети отвечают - | Личностные: - проявлятьположительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности - умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: - ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, - оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Познавательные: - постановка и решение проблемы; -анализировать, проверять, фиксировать информацию; | |
3. | Работа над содержанием рассказа. | |||
- реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новые знания в речи; -организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения | Работаем над 1 частью рассказа. Читают 1 часть А сейчас мы проведем исследовательскую работу по группам. Каждой группе дано несколько вопросов творческого характера. Каждый из членов группы может выбрать себе вопрос и дать на него ответ. Максимальное количество времени, отведенного для подготовки 3 минуты. 1 группа: карточка с заданием -Кто главные герои рассказа? -Где происходило действие рассказа? – Что делал Григ в лесу? – С кем встретился в лесу Григ? – Что делала в лесу Дагни? - Как жилось девочке? 2 группа - А вы знаете, зачем девочка собирала шишки? – Что пообещал Григ девочке? -Какой подарок решил преподнести Э. Григ девочке? -Как вы думаете, какой она ждала подарок? - Почему он решил сделать ей подарок? 3 группа – Почему Григ не захотел сделать его сразу? – Когда же Дагни должна получить подарок? - Какое важное событие описано в 1части? - Как вы бы озаглавили1 часть, чтобы было понятно, о чем она?
Физкультминутка. А теперь ребята, встали! | Ответы детей Выполняют задание (Её семья жила небогато, не было матери, мало игрушек, приходилось работать - собирать шишки). Групповая работа (Шишками топили печку в доме). Подарок (написать музыку) (Игрушку-хрупкую) У нее доброе сердце; умеет думать о других). (Такие вещи не дарят маленьким детям, т.к. дети не всегда понимают сложную музыку). (В 18 лет). (Встреча Дагни и Э. Грига) Выполняют физминутку
| Познавательные: - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, - описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; - ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем); - умение делать выводы в результате совместной работы Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; - доносить свою позицию до других. - использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь; - уважать другую точку зрения; - продолжать учиться работать в группе. - проявлять активность в деятельности. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое. Регулятивные: - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным и словесным материалом при сотрудничестве с одноклассниками; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; - выполнять различные роли в группе. | |
- реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новые знания в речи; -организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения | Чтение и анализ второй части рассказа (Рождение музыки) Переходим ко второй части. - О чем говорит внимательному читателю описание дома композитора? -Что в нем находилось? Ковры портьеры мягкая мебель диван рояль Расскажите, каким стал дом? - С чем сравнивали друзья дом композитора? - А почему? - Что украшало дом композитора? - Дом был бедным, пустым. А счастлив ли был там Григ? - Найдите в тексте, как он рассуждает. - Сколько же времени писал композитор музыкальное произведение для Дагни? -Учитель: Эдвард Григ сидел зимним вечером у себя дома. За окном падал снег, дома топилась печь, а он сочинял музыку для Дагни. Но Григ был не один. Кто же наблюдал за ним? Кто были его первые слушатели? Переходим к 3 части. Как вы озаглавили самую маленькую часть рассказа? - Прошло время и Дагни покидает дом. А по какой причине она это делает? - Переходим к заключительной, четвертой части. Как мы ее озаглавили? - Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт и послушаем отрывок музыкального произведения Эдварда Грига "Утро". Потом она наконец услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр. Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться. Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря! Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке – в ее окно любимый бросил на рассвете горсть песку. Дагни слышала эту песню у себя в горах. - Какие картины предстали перед глазами Дагни? -А какую картину нарисовало ваше воображение? Какой же подарок был сделан Григом Дагни? Проведем следующую исследовательскую работу - Почему Дагни плакала? Что это были за слезы? - О чем думала Дагни, выходя из парка? (последний абзац) Вывод: Не всегда подарок представляет из себя нечто материальное. Не менее важен дар, обогащающий нас духовно. Кто – то может мне сказать сейчас раскрыть тайну и сказать, почему же рассказ называется «Корзина с еловыми шишками»? | Групповая работа - Рояль -Да Выборочное чтение (Там всё было очень просто, несмотря на то, что Григ был очень известным и достаточно обеспеченным человеком, убрал ковры и мебель, чтобы не приглушать звуки). Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить. (с жилищем дровосека) (Дом был бедным, пустым,в нем были только рояль и диван). 1 абзац – читает …………. В Бергене все было по-старому. Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить. Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль. Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи – от рокота северного океана, что катил волны из мглы и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу, до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу. Рояль мог петь обо всем – о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали. -Больше месяца Выборочное чтение Синицы волновались. Как они ни вертелись, их трескотня не могла заглушить рояля. Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и поглядывал в щелку за Григом. Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига. Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов. Выборочное чтение. - Дагни уехала из дома В восемнадцать лет Дагни окончила школу. По этому случаю отец отправил ее в Христианию погостить к своей сестре Магде. Пускай девочка (отец считал ее еще девочкой, хотя Дагни была уже стройной девушкой, с тяжелыми русыми косами) посмотрит, как устроен свет, как живут люди, и немного повеселится. Кто знает, что ждет Дагни в будущем? Может быть, честный и любящий, но скуповатый и скучный муж? Или работа продавщицы в деревенской лавке? Или служба в одной из многочисленных пароходных контор в Бергене? -На концерте Слушаем музыкальное произведение (поет ранним утром рожок, сильный порыв ветра, ее лес, ее родина, горы, море) (Корзина сыграла огромную роль для того, чтобы Григ написал для Дагни музыку. Если бы девочка не пошла в лес, то она не встретила Грига, а если бы не было корзины, то автор не смог бы сразу понять, какой она добрый чуткий человек!) | Познавательные: - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, писывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; - ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем); - умение делать выводы в результате совместной работы Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; - доносить свою позицию до других. - использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь; - уважать другую точку зрения; - продолжать учиться работать в парах и группе. - проявлять активность в деятельности. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое. Регулятивные: - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным и словесным материалом при сотрудничестве с одноклассниками; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; - выполнять различные роли в группе. | |
5 | Итог урока. | |||
-осознание обучающимися своей учебной деятельности, проверка их ресурсного состояния, самооценка результатов деятельности. | Прошло много лет с тех пор как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми БЕССМЕРТНЫ - Так чему же учит это произведение? Человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира. К.Паустовский и Э.Григ – великие мастера: один словом другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. Люди всех времен будут признательны им за это. | - Надо жить, принося радость другим людям | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач Регулятивные: - анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности; - оценивать их влияние на настроение человека | |
6. | Рефлексия. | |||
- осознание обучающимися своей учебной деятельности, проверка их ресурсного состояния, самооценка результатов деятельности. | В произведении Паустовского Дагни собирала шишки. У вас тоже есть шишки. Они разного цвета: коричневые, желтые, зеленые. Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали –поднимите коричневую шишку (самую спелую). - Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получилось - желтую. - Если вам было сложно разобраться, есть трудности - зеленую,ведь это значит, что вам надо немного созреть. | Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач Регулятивные: - анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности; - оценивать их влияние на настроение человека | |
7. | Домашнее задание. | |||
В качестве домашнего задания, я предлагаю вам выполнить творческую работу. Вы сами попробуете выступить в роли творцов: писателей, художников, поэтов, актёров. На части не делится солнце лучистое, И вечную Землю нельзя разделить. Но искорку счастья – луча серебристого – Ты можешь, ты в силах друзьям подарить. | Дети выбирают себе задание для домашней работы. | |||
8. | Оценивание. | |||
А сейчас я попрошу поднять руки тех, кому понравился сегодняшний урок, кому понравился рассказ К.Г. Паустовского, кого затронула музыка Э. Грига, кому понятно как должен жить человек. И кому сегодня захотелось творить подарки для людей. Поаплодируйте себе и всем вокруг себя! Я благодарю вас всех за работу на уроке! В конце урока я хочу обратиться к таким словам Не жалейте сердца, не таите Доброты и нежности своей, Ни своих прозрений и открытий Не держите в тайне от людей… Торопитесь всё отдать при жизни, Чтоб, уйдя к небытию во власть, Тёплым ливнем, снегом ли пушистым Снова к милой родине припасть. - Автор этих стихов Т. Кузовлева даёт совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Она говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь писатель Константин Георгиевич Паустовский и знаменитый норвежский композитор Эдвард Григ Спасибо за урок! | Дети оценивают свою работу на уроке. | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач |
Предварительный просмотр:
Рабочий лист к произведению К.Г.Паустовского " Корзина с еловыми шишками"
1. Подпиши портрет
Фамилия ____________________________
Имя ___________________________________
Отчество_________________________________
2. Определи тему и основную мысль рассказа
Тема: _____________________________________________________________________________-
Основная мысль_________________________________________________________________________
3. Установи соответствие :
Портниха -город в Норвегии
Кряхтеть - плотная шелковая узорчатая ткань
Ботфорты - покрытые ржавчиной
Парча - разрушение волн у берегов морей
Прибой - длинные самоги
Берген -издавать глухие и неясные звуки
Заржавленный - специалист по шитью одежды
4. Восстанови последовательность событий
____ Дагни на концерте
_____В доме композитора
______Встреча Эдварда Грига и Дагни
______Дагни в гостях у тётушки
5. Заполни таблицу данными о героях рассказа " Корзина с еловыми шишками"
Имя | Дагни | Эдвард Григ |
Возраст | ||
Черты характера | ||
Внешность | ||
Важные события в жизни героя |
6. Закрась верные высказывания о рассказе " Корзина с еловыми шишками" зелёным , ложные-красным . Придумай по одному верному ми ложному высказыванию
В лесах около Бергена постоянно слышен шум прибоя с моря | В доме лесника есть мраморный камин и дорогие ковры |
В доме Грига висели тяжёлые портьеры и стояла роскошная мебель | Дом Грига лишён изысканной мебели, остался только старый диван и рояль |
Григ встретил Дагни зимой, когда снег уже покрыл земляю | В доме лесника висит вышитая скатерть , что подчёркивает его простоту и уют |
7 Напиши письмо от имени Дагни , в котором она рассказывает своей подруге , какие чувства у неё вызвала встреча с Григом и его обещание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/07/picture-90764.jpg)
Урок литературного чтения 4 класс К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/29/picture-305110-1380470901.png)
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/28/picture-356055-1385648482.jpg)
Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»
Сыплет, сыплет снег-снежок, начинаем наш урок.Произведения двух мастеров: К.Паустовский словами, а Григ музыкой , пробудили чистые и добрые чувства....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/19/picture-670253-1442694383.jpg)
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Знакомство с произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (I глава)....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/11/picture-801821-1468222529.jpg)
Урок литературного чтения в 4 классе. К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками".
Представленный урок проводился в рамках муниципального конкурса "Учитель года-2011"...
Урок по литературному чтению в 4 классе К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Великий волшебник и музыкант Эдвард Григ.
Интегрированный урок по литературному чтению в 4 классе совместно с музыкой....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/17/picture-757684-1455726796.png)
технологическая карта урока в 4 классе К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
УМК «Гармония».Предметная область «Литературное чтение», автор Кубасова О.В.Класс: 4 Тема урока: К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"Цель урока. Формировать у детей представлений о нравс...