Урок литературного чтения в 4 классе. К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками".
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Представленный урок проводился в рамках муниципального конкурса "Учитель года-2011"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
(Урок литературного чтения в 4 классе)
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
- Добрый день, дети! Добрый день, уважаемые взрослые! Мне приятно вас видеть. Пусть этот урок несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
- Дыхательная гимнастика.
Представьте, что вы почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).
- Постановка цели урока.
На доске: Волшебник и великий музыкант!
Чтение хором слов на доске.
- Эти слова будут темой сегодняшнего урока. К кому они относятся, вы ответите позже.
- Сообщение о писателе.
- Ребята, посмотрите на выставку книг и скажите произведения какого писателя, здесь представлены?
Слайд 2.
Показ портрета К.Г. Паустовского.
- Все произведения этого писателя наполнены удивительно тёплым и трепетным чувством любви к природе родной земли, учат видеть прекрасное. На всю жизнь писатель запомнил слова отца: «Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным». Он стал таким.
К. Г. Паустовский много путешествовал. Он бывал в Англии, Италии, Франции и других странах. Его восхищали люди этих стран, музеи, архитектура, музыка. Он много писал и о композиторах, художниках, писателях.
- Вы уже читали произведения этого писателя? Предлагаю провести викторину и вспомнить откуда взяты строки.
5) Викторина: « Откуда взяты эти строки?» (Учащиеся зачитывают отрывки из произведений)
- «…Варюша охнула и начала разгребать снег руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши посинели. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались…» ( «Стальное колечко» )
- «Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед – оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс его домой. У зайца были опалены задние ноги и живот».
- «Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя
косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки.»
(«Корзина с еловыми шишками»)
- О каком известном человеке повествует К.Паустовский в своем рассказе?
( О композиторе Э. Григе) .
Слайд 3.
- В какой стране жил композитор? ( В Норвегии)
- Краткое сообщение о Норвегии, об Э. Григе.
Слайды 4-8
- Э. Григ очень любил природу родной Норвегии.
(Звучит музыка Э. Грига «Норвежский танец №2»)
Величественная суровая Норвегия- страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Норвегия богата преданиями, легендами, сказками. Богата Норвегия и музыкой.
Берген… Один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ – композитор, дирижёр, пианист. В его музыке оживают сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии - сумрачное величие хвойных лесов, прибой северного моря.
- Постановка цели урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о героях рассказа «Корзина с еловыми шишками. Мне хочется, чтобы на уроке вы смогли продемонстрировать свои творческие способности. На уроке будет звучат классическая музыка Эдварда Грига.
Показ корзины с шишками.
- А вот корзина с еловыми шишками поможет узнать чудесную историю неожиданной встречи.
- Словарная работа.
На доске:
Нильс
Магда
Эдвард Григ
город Берген
Дагни Педерсен
Северная страна Норвегия
-Прочитайте слова молча, «про себя»
- А теперь прочитаем их хором.
- На какие две группы можно разбить эти слова? ( Место действия, герои рассказа)
- Работа с текстом.
I часть рассказа.
- - С чего начинается рассказ? Прочитаем первое предложение.
- - Найдите отрывок, где Паустовский описывает природу осеннего горного леса. Прочитаем его.
- – Читать будем в парах. (бинарное чтение)
- Какими красками нарисован лес? (зеленые пряди мха, золото и медь листьев)
- Какие звуки наполняли его? (раздаётся эхо, шелест листьев, шум прибоя) А запахи? (грибной воздух)
- Какое настроение создает это описание? (Слайд 9) Словарик настроений: возвышенное, грустное, сказочное, таинственное, беспокойное. (Возвышенное, сказочное, таинственное. Осень - поэтическое время года, оно даёт вдохновение, настраивает к творчеству)
- Как вы считаете, случайно ли писатель включил в рассказ описание природы?
- Как вы думаете, ребята, можно ли эти звуки, краски, запахи изобразить в музыке?
- Среди этой сказочной красоты и произошла встреча композитора и маленькой девочки Дагни. А как произошла эта встреча мы с вами сейчас и увидим.
Слайд 10.
Инсценировка.
(Звучит музыка )
- Что в разговоре самое главное? (Григ решил сделать подарок.)
- Как вы думаете, почему Григу захотелось сделать девочке подарок?
Выслушиваются предположения детей
( 1. Эта девочка живёт в лесу - она для Грига - воплощение природы, у неё зеленоватые зрачки.
2.Дагни - девочка из народа. А Григ черпал из народа.
3. И, наконец, девочка для Грига - олицетворение молодости, нового поколения, которому он хотел бы оставить свою музыку.
4. Девочка понравилась композитору своей добротой, вниманием.)
- Что надеялась получить Дагни в подарок?
- Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждёшь с нетерпением? Зачитайте цитату из текста. ( Подарки материальные - вещи, игрушки - легче дарить. Григ же задумал очень сложный духовный подарок - музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку. Поэтому композитор обещает подарить свой подарок позже.)
- Какие черты характера Грига раскрываются? (Добрый – ищет подарок для незнакомой девочки, ребенок не испугался – глаза у Грига смеялись… помог (предложил сам) донести корзину. Общительный, простой - находит общий язык с простой девочкой. Дагни - дочь лесника, Э.Григ -знаменитый композитор, не высокомерен, внимательный, щедрый).
II часть рассказа.
- В каком городе Григ писал музыку для Дагни?
- Перенесёмся в дом композитора. (Слайд 11 ) Прочитайте, как он выглядел? О чем рассказывает описание дома композитора? (Не окружал себя роскошью).
- Что Паустовский пишет о рояле? С чем он его сравнивает? (Слайд 12 )
( С голосом человека: «Рояль мог петь обо всем - о порыве человеческого духа к великому и о любви».)
- Кого представлял Григ, когда писал музыку? Зачитайте.
- Найдите в тексте и прочитайте мысли Грига, писавшего музыку.(Чтение по «цепочке»).
- Что хотел рассказать Григ своей музыкой Дагни? ( 1. Жизнь удивительна и прекрасна. 2. Счастлив, потому что отдал все. Григ был воодушевлён и счастлив, потому что он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелёными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается к его седой небритой щеке. Он весь отдался работе, он творил и творил великое.)
На доске : Не тот живёт больше, кто живёт дольше.
- Прочитайте пословицу.
- Можно ли соотнести эту пословицу с жизнью и творчеством Эдварда Грига.
III-IV часть рассказа
- Вернемся же к нашей героине. Маленькая девочка выросла.
- Какой же она стала?
- Попробуйте составить портрет Дагни. (Работа в группах. У учащихся на партах лежит карточка - помощница.)
(Слайды 13-14 )
- Куда, после окончания школы отправилась Дагни?
- Куда настояла пойти однажды тётушка Магда?
- В какой необычной обстановке проходил концерт?
- Что такое «белые ночи»?
На севере в начале лета можно наблюдать такую картину - ночью почти светло, стоят лёгкие сумерки, т.к. солнце ненадолго прячется за горизонт.
А. С. Пушкин так красиво сказал о белых ночах Петербурга:
…И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
- Что впервые на концерте слушала Дагни? (Симфоническую музыку)
- Что такое симфония. Значение этого слова прочитаем в толковом словаре.
Слайд 15
ФИЗКУЛЬМИНУТКА. (Звучит музыка «Сон»)
-Ребята, представьте себя симфоническим оркестром. А дирижером позвольте быть мне.
Под музыку дети изображают игру на скрипке, рояле, кларнете.
- А сейчас вы услышите отрывок из музыкальной пьесы, которая называется «Утро». Вы можете закрыть глаза.
- После прослушивания расскажите, что вы представляли, слушая эту музыку. (Дети слушают с закрытыми глазами.)
- Прозвучала музыка. Какая это музыка по характеру? ( Она то нежная, спокойная, то вдруг порывистая, взволнованная, музыка звучит то громко, то тихо).
- А теперь прочитаем о том, что услышала Дагни в посвященном ей музыкальном произведении. ( Чтение учителем со слов « Сначала она ничего не слышала» до слов «Музыка стихла.» Учащиеся следят.)
(Звучит музыка «Утро».)
- Какие картины возникают перед мысленным взором Дагни?
- Почему она смогла услышать и увидеть все это? ( Музыка, как живопись и поэзия, способна вызывать пространственные картины в сознании человека, наделенного, как Дагни, богатым воображением, умением чувствовать, мечтать).
- Почему же Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Люди плачут не только от горя, но и от больших , хороших чувств . Это Были слёзы благодарности , Кроме того, Дагни было жаль, что Григ умер и она не скажет ему спасибо за подарок.)
- Так за что же Дагни была благодарна Григу? Прочитайте. (За вашу щедрость, за то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек.)
- Чем же должен жить человек? (человек должен видеть красоту окружающего мира, совершать благородные поступки )
- Эдварда Грига с нами нет, но нельзя считать его безвозвратно ушедшим от нас. Грига сделали вечным, живым и после смерти его музыка, талант, любовь к жизни, к людям, желание дарить себя, свою душу. Музыку таких людей исполняют и после их смерти, о них снимают фильмы, пишут книги, как сделал это Паустовский.
9) Итог урока.
- Я предлагаю вернуться к нашей теме.
- О ком эти слова? (Мы должны быть благодарны писателю К.Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о великом композиторе Э.Григе - об этом добром волшебнике и музыканте. Оба они великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждает в нас чистые и добрые чувства.)
- Людей искусства благодарят аплодисментами. Давайте поблагодарим
К. Паустовского за прекрасный рассказ и Эдварда Грига за чудесную музыку!
- Наверное, и вы ребята, в своей жизни встречали людей, которые охотно давали, дарили не обязательно вещи, но и хорошие настроение , улыбку .
- А сейчас каждый из вас напишет своё слово о доброте на лепестках наших цветов. Напишите на нём кратко какое доброе дело вы совершили за свою жизнь, от которого и вам и окружающим стало радостно .
(Дети работают под спокойную музыку)
- Зачитывать их не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит .
«Кто добр поистине. Добро творит в молчании» - английская пословица .
- Посмотрите, доброта - это как сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого .
- В заключении нашей встречи я хочу благодарить вас за работу , за творчество и пожелать вырасти добрыми и надёжными людьми.
Учитель наизусть:
Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей,
Ни своих прозрений и открытий
Не держите в тайне от людей...
Торопитесь все отдать при жизни
Чтоб, уйдя к небытию во власть,
Теплым ливнем, снегом ли пушистым
Снова к милой родине припасть.
- Знайте, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым был посвящен этот урок чтения. Это Константин Георгиевич Паустовский и Эдвард Григ.
- Рефлексия.
- Появилось ли желание познакомиться с другими произведениями искусства Паустовского и Грига.
- Ребята, я хочу поблагодарить вас за хорошее чтение, за откровенность ваших ответов, за работу души. Я приготовила для вас небольшой подарок. Я хочу подарить вам диск с прекрасной музыкой Э.Грига.
Слайд 16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения 4 класс К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"...
К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками" урок литературного чтения 4 класс
Урок по литературному чтению 4 класс...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»
Сыплет, сыплет снег-снежок, начинаем наш урок.Произведения двух мастеров: К.Паустовский словами, а Григ музыкой , пробудили чистые и добрые чувства....
Урок литературного чтения 4 класс К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Можно использовать по любой программе...