Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Сыплет, сыплет снег-снежок, начинаем наш урок.Произведения двух мастеров: К.Паустовский словами, а Григ музыкой , пробудили чистые и добрые чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_paustovskiy.docx | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения п теме:
К.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»
Цель урока: создать условия для эмоционального восприятия К.Паустовского и музыки Э.Грига.
Задачи урока:
Формирование речевых навыков и умения выражать свои мысли в устной форме;
Воспитание чувства прекрасного:
Развитие воображения, мышления, творческих способностей.
- Орг.момент.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет , сыплет снег-снежок.
Начинаем наш урок!
-Добрый день! А это значит, что мы должны показать, как мы умеем быстро, дружно и чётко работать на уроке.
-Ребята, готовы вы к уроку? (Да).
(Вместе). Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас!
-Садитесь.
-Руки? –На месте!
-Ноги? –На месте!
-Локти? –У края!
-Спина?- Прямая!
2.Звуковая разминка.
1. Упражнение для губ:
- Губы, то растягивают, то сужают трубочкой;
- Поднимите верхнюю губу (нижняя неподвижна);
- Опустить нижнюю губу, верхняя неподвижна.
2. Работа со скороговоркой.
-Либретто «Риголетто»
- Медленное и плавное сжимание пальцев в кулак с одновременным неторопливым проговариванием скороговорки (темп постепенно увеличивается до максимального, потом снижается).
- Поочерёдное быстрое загибание пальцев на левой и правой руке с помощью указательных пальцев другой руки, сопровождаемое проговариванием скороговорки.
3. Приём стереоскопического зрения.
- Работа с таблицами Шульте. (25-30 сек. Прочитать про себя цифры по порядку, указывая карандашом на них.)
14 | 18 | 7 | 24 | 21 |
22 | 1 | 10 | 9 | 6 |
23 | 5 | 8 | 20 | 11 |
16 | 4 | 25 | 3 | 15 |
19 | 13 | 17 | 12 | 2 |
4. Жужжащее чтение рассказа «Заботливый цветок»
5. Упражнения на глаза. (Слайд)
- -Итак , начнём наш урок. Сегодня на уроке мы вместе постараемся показать всё то, что узнали из рассказа К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
(Слайд К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)
(Слайд портрета К.Паустовского)
Должны будем продемонстрировать свои творческие способности: артистизм, умение говорить правильно, умение слушать и понимать классическую музыку.
-Вы уже не раз встречались с произведениями К.Г.Паустовского. Назовите их. (Слайд).
Викторина : «Откуда взяты эти строки?» Работа по группам. Дети задают друг другу высказывания из произведений К.Г.Паустовского.
- «..Варюша охнула и начала разгребать снег руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши посинели. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались..» ( « Стальное колечко»)- слайд.
- « В тех местах, где уничтожен кипрей, совсем не могут бороться сосёнки с холодом и от первых же утренних морозов, какие бывают в начале осени, начисто погибают». (Заботливый цветок).
- «..Ваня вытер слёзы и пошёл домой на Урженское озеро. Он не шёл . а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошёл стороной на север около самого озера. .» ( « Заячьи лапы»)
- «,,Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазами..» ( «Барсучий нос»).
Учитель: - Все произведения К.Г.Паустовского наполнены удивительно тёплым и трепетным чувством любви к природе родной земли, учат видеть прекрасное.
К.Г.Паустовский много путешествовал. Он бывал в Англии, Италии, Франции и других странах. Его восхищали люди этих стран, музеи, архитектура, музыка. Он много писал и о композиторах, художниках, писателях, т. е. о людях, тонко чувствующих красоту окружающего нас мира и старающихся своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного. Рассказ , с которым мы познакомились, ведёт нас в необыкновенный мир музыкального творчества великого норвежского композитора Э.Грига
(Слайд Э.Григ).
Звучит музыка Э.Грига «Норвежский танец №2»
Во время музыки сообщения учащихся с показом слайдов о Норвегии и о Бергене.
1 уч.-ся. Величественная суровая Норвегия- страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Народное искусство Норвегии также своеобразно и прекрасно как природа этой страны. Норвегия богата преданиям, легендами, сказками. Богата Норвегия и музыкой.
2 уч.-ся Берген.. Один из древнейших городов западной Норвегии. Омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Глубокие озёра и чистые фьорды, зелёные склоны холмов и могучие гряды гор, суровое величие горной природы и тихий покой долин. Именно здесь , среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ- композитор, дирижёр, пианист. В его музыке оживают сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии- сумрачное величие хвойных лесов, прибой северного моря.
Учитель: Вы любите , тайны? Каждое художественное произведение - тайна. Разгадать её может только очень внимательный человек. Прочитайте последние 4 слова произведения. (…чем должен жить человек…)
- Какой знак препинания стоит после этих слов? (Многоточие).
-Для чего автор поставил многоточие? (Есть продолжение или недосказанность, что что-то нужно домыслить…)
В литературе это называют: риторический вопрос. Риторический вопрос не требует ответа, но заставляет задуматься.
Проверим понимание уже прочитанных частей произведения, с которыми мы познакомились на прошлом уроке.
Вспомним , какая задача стоит перед нами?.( Мы должны ответить на вопрос «Чем должен жить человек».
(Работа по частям)
1 часть
- Мозговой штурм (работа в группах)
У рассказа очень красивое начало. Вспомните с чего он начинается? (С описания осеннего горного леса)
1 группа. Как выглядел осенний лес? (Дети читают отрывки об осеннем лесе из 1 части).
2 группа. Какие приёмы использовал автор?
(Карточки у детей)
(Метафора – изобразительный приём, основанный на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии, например: Море смеялось. Эта девушка – прекрасный цветок.
Эпитет – это частный случай метафоры, выраженной в художественном определении, например: свинцовые тучи, волнистый туман.
Сравнение как изобразительный прием бывает трудно отличить от случаев употребления союзов (частиц) как, будто, словно с другими целями, нужно найти, что с чем сравнивается. Если же в предложении нет двух сопоставляемых объектов, то в нем нет и сравнения.
Олицетворение это присвоение неживому признаков живых существ).
Приведите примеры:
(Олицетворение- эхо подхватило, швырнуло звук, живёт и ждёт эхо.
Эпитеты- весёлое эхо, грибной воздух, осенний наряд.
Метафоры- зелёные пряди, буйно разрастаются.
Сравнение-листва сравнивается с медью и золотом, эхо с птицей пересмешником).
Сценка «Встреча в лесу»
-Давайте вспомним, как произошла встреча композитора и Дагни, внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное.
-Как тебя зовут, девочка?
-Дагни Педерсен.
-Вот беда! Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.
-У меня есть старая мамина кукла. Когда-то она закрывала глаза. Вот так! А теперь она спит с открытыми глазами. У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.
-Слушай Дагни, я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.
-Ой, как долго!
-Понимаешь мне нужно её ещё сделать.
-А что это такое?
-Узнаешь потом.
-Разве за всю свою. Жизнь вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?
-Да нет это не так. Я сделаю её, может быть за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.
-Я не разобью. И не сломаю. Вот увидите. У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с неё пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка.
(Григ вслух размышляет: «Она совсем меня запутала, эта Дагни).
-Ты ещё маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. Я провожу тебя, и мы поговорим о чём-нибудь другом. (Григ берёт у девочки корзину, и они уходят).
_Как вы думаете, почему Григу захотелось сделать девочке подарок? К Паустовский прямо не говорит, но вы, может быть, уже догадались? Давайте поразмышляем.
(Слайд: Композитор в лесу с Дагни).
Выслушивание предположения детей: (Девочка живёт в лесу- она для Грига- воплощение природы. Дагни- девочка из народа. Григ любил простой народ. Девочка для Грига- олицетворение молодости, для которых он хотел бы оставить свою музыку. Дагни мала, но трудолюбива. Она доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме и игрушках. Она мила. У неё большие, как у куклы, глаза с зелёными зрачками. Тихий от смущения голос. Она чуткая. Нежно думает о старом дедушке, сочувствует ему).
Вывод учителя: Девочка имеет доброе сердце, умеет думать и печалиться о других. Именно поэтому Григу захотелось сделать ей подарок.
-Что надеялась получить Дагни в подарок? (Игрушку. Куклу, зайца).
-Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждёшь с нетерпением? ( Григ задумал очень сложный- духовный подарок-музыку Он обещает подарить свой подарок позже.)
-Когда Григ обещает подарить его? (Через 10 лет)
-Сколько лет будет тогда Дагни?.
2 часть. –Давайте перенесёмся в дом композитора.
Выборочное чтение.
-Прочитайте: кого видел Григ, когда писал музыку.
-Что хотел рассказать Григ своей музыкой Дагни?
Был ли композитор счастлив в момент написания этой музыки?
-В чём Э.Григ видел своё счастье? (Григ отдавал людям свою музыку, талант, любовь к жизни. И этим он был счастлив).
Физминутка
3 часть
Расскажите, как Дагни спустя 10 лет оказалась в Бергене.
4 часть
-Установите правильную последовательность изменения чувств Дагни.
(Работа в парах). Какие чувства она испытывала сначала? Потом? Найдите и прочитайте .
- Дагни вздохнула так глубоко, что у неё заболела грудь.
- Сначала она ничего не слышала.
- Внутри неё шумела буря.
- Потом она, наконец услышала, как поёт рожок.
- Дагни плакала, не скрывая слезами благодарности.
-Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига?
(Это слёзы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств. Кроме того, Дагни жаль, что Григ уже умер, и она не сможет поблагодарить его за чудесный подарок).
-Понравилась ли музыка другим слушателям? Почему аплодисменты раздались сначала медленно, а потом разрастались, загремели?
(Люди были под впечатлением от услышанной музыки. Они не могли сразу разрушить аплодисментами воцарившуюся атмосферу).
Ваша сейчас задача внимательно следить по тексту, обращая внимание на описание музыки и чувство Дагни. Выразительное чтение учащихся 4 части.
-О чём автор рассказывает в этой части? (О музыке, о чувствах Дагни).
-О чём была музыка? (О её Родине).
-Кто из вас хотел бы побывать вместе с Дагни на концерте.
Слушание музыки Э Грига «Утро»
-Какие картины всплыли в вашем воображении при прослушивании описания музыки? (Музыка способна вызывать в воображении картины, образы у людей, способных чувствовать).
Разгадывание тайны произведения, ответ на контрольный вопрос урока.
Перенесёмся на 10 лет назад… Что говорит Григ своей музыкой? «…Я видел жизнь. Что бы тебе не говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна».
-Что этим хочет Григ сказать? (Люби жизнь).
-А кто догадался, как ответить на вопрос урока: «Чем должен жить человек…» (Любовью)
Жить с любовью к кому и к чему? (К жизни, к людям, к природе, к работе, к искусству, к Родине,…)
-За что благодарит Дагни Грига? (За щедрость, за то, что он открыл ей то прекрасное, чем должен жить…)
У рассказа есть продолжение, которое даёт нам ответ на вопрос: Чем будет жить Дагни? (Любовью)
Творческая работа по группам:
Составить в 5 строк- синквейн по желанию на слова (карточки на выбор): жизнь, природа, музыка, Э.Григ, Дагни. Вы можете в 4 строке использовать сделанные на уроке выводы.
- Жизнь удивительна и прекрасна
- Не проживи её зря
(У детей на парте). Синквейн- это стихотворение,состоящее из пяти строк. В синквейне человек высказывает своё отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
- одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
- два прилагательных, характеризующих данное понятие.
- три глагола, показывающих действие понятия.
- короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
- одно слово , обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
- жизнь музыка
- интересная, удивительная нежная, умиротворяющая
- проходит, радует, бьёт ключом нахлынет, успокоит, очарует
- жизнь дана на добрые дела она царица моего сердца
- счастье радость
- природа музыка
- удивительная, красивая красивая, разная
- шумит, радует, занимает окрыляет, возбуждает, успокаивает
- без природы жизнь невозможна музыка жизнь украшает
- человек язык звуков
- природа
- свежая, приятная
- помогает, удивляет, изменяется
- без природы жизнь была бы не та
- жизнь
-А теперь , посмотрите , как я составила «Синквейн» (слайд)
-Как вы понимаете, счастливый или нет конец у этого рассказа?
-Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку Э.Грига? (Вы открыли передо мной то прекрасное , чем должен жить человек).
-О чём же прочитанный рассказ? (О красоте мира и человека, о том , как прекрасно искусство, отражающее жизнь).
Домашнее задание
- Портрет Дагни, составить кластер;
- Моделирование настроения главного героя. Нарисуйте, используя словарь настроения.
Рефлексия
Пригодятся ли полученные знания этого урока в дальнейшем в жизни? Какие выводы сделали для себя?
(Будем чаще любоваться природой и ценить каждую минуту жизни.
«Поляна»
Цель: оценить содержание этапов урока
На доске-поляна из цветов, над каждым цветком- этап урока-(работа с текстом, звуковая разминка, слушание музыки , чтение по ролям, инсценирование, творческая работа в группах детям прикрепить бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Итог урока
Мы познакомились с произведениями двух мастеров К Паустовский словами, а Григ музыкой сумели выразить то , что чувствуют, переживают в душе люди, пробудить в нас чистые и добрые чувства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"...
Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский «Прощание с летом» (из опыта работы по технологии продуктивного чтения)
Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский «Прощание с летом»...
конспект урока литературного чтения на тему "К. Г. Паустовский "Кот ворюга"" (3 класс)
материал собержит подробный конспект к уроку по программе "Школа 2100", в уроке используются современные образовательные технологии: поисковый метод, групповая работа, диццеренцированный подход ...
Урок литературного чтения 4 класс К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Можно использовать по любой программе...
технологическая карта урока в 4 классе К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
УМК «Гармония».Предметная область «Литературное чтение», автор Кубасова О.В.Класс: 4 Тема урока: К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"Цель урока. Формировать у детей представлений о нравс...
Конспект урока по теме: К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Конспект урока по литературному чтению для 4 класса по программе "Школа России"....
Конспект урока по литературному чтению "Творчество К.Г.Паустовского."Корзина с еловыми шишками""
Данный урок разработан для учащихся 3-4 классов при расширении представления о творчестве К.Г.Паустовского. Может использоваться в урочной и внеурочной деятельности. Подходит как к дистанционной, так ...