Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Татьяна Николаевна Бобина

Сыплет, сыплет снег-снежок, начинаем наш урок.Произведения двух мастеров: К.Паустовский словами, а Григ музыкой , пробудили чистые и добрые чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_paustovskiy.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения п теме:

К.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

Цель урока: создать условия для эмоционального восприятия К.Паустовского и музыки Э.Грига.

Задачи урока:

Формирование речевых навыков и умения выражать свои мысли в устной форме;

Воспитание чувства прекрасного:

Развитие воображения, мышления, творческих способностей.

  1. Орг.момент.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет , сыплет снег-снежок.

Начинаем наш урок!

-Добрый день! А это значит, что мы должны показать, как мы умеем быстро, дружно и чётко работать на уроке.

-Ребята, готовы вы к уроку? (Да).

(Вместе). Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас!

-Садитесь.

-Руки? –На месте!

-Ноги? –На месте!

-Локти? –У края!

-Спина?- Прямая!

2.Звуковая разминка.

1. Упражнение для губ:

  • Губы, то растягивают, то сужают трубочкой;
  • Поднимите верхнюю губу (нижняя неподвижна);
  • Опустить нижнюю губу, верхняя неподвижна.

2. Работа со скороговоркой.

-Либретто «Риголетто»

  • Медленное и плавное сжимание пальцев в кулак с одновременным неторопливым проговариванием скороговорки (темп постепенно увеличивается до максимального, потом снижается).
  • Поочерёдное быстрое загибание пальцев на левой и правой руке с помощью указательных пальцев другой руки, сопровождаемое проговариванием скороговорки.

3. Приём стереоскопического зрения.

  • Работа с таблицами Шульте. (25-30 сек. Прочитать про себя цифры по порядку, указывая карандашом на них.)

14

18

7

24

21

22

1

10

9

6

23

5

8

20

11

16

4

25

3

15

19

13

17

12

2

4. Жужжащее чтение рассказа «Заботливый цветок»

5. Упражнения на глаза. (Слайд)

  1. -Итак , начнём наш урок. Сегодня на уроке мы вместе постараемся показать всё то, что узнали из рассказа К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

(Слайд К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

(Слайд портрета К.Паустовского)

 Должны будем продемонстрировать свои творческие способности: артистизм, умение говорить правильно, умение слушать и понимать классическую музыку.

-Вы уже не раз встречались с произведениями К.Г.Паустовского. Назовите их. (Слайд).

Викторина : «Откуда взяты эти строки?» Работа по группам. Дети задают друг другу высказывания из произведений К.Г.Паустовского.

  1. «..Варюша охнула и начала разгребать снег руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши посинели. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались..» ( « Стальное колечко»)- слайд.
  2. « В тех местах, где уничтожен кипрей, совсем не могут бороться сосёнки с холодом и от первых же утренних морозов, какие бывают в начале осени, начисто погибают». (Заботливый цветок).
  3. «..Ваня вытер слёзы и пошёл домой на Урженское озеро. Он не шёл . а бежал  босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошёл стороной на север около самого озера. .» ( « Заячьи лапы»)
  4.  «,,Через полчаса зверь высунул из травы мокрый  чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными  глазами..»  ( «Барсучий нос»).

Учитель: - Все произведения К.Г.Паустовского   наполнены  удивительно тёплым и трепетным чувством любви к природе родной земли, учат видеть прекрасное.

К.Г.Паустовский много путешествовал. Он бывал в Англии, Италии, Франции и других странах. Его восхищали люди этих стран, музеи, архитектура, музыка. Он много писал и о композиторах, художниках, писателях, т. е. о людях, тонко чувствующих красоту окружающего нас мира и старающихся своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного. Рассказ , с которым мы познакомились, ведёт нас  в необыкновенный мир музыкального  творчества великого норвежского композитора Э.Грига

 (Слайд Э.Григ).

Звучит музыка Э.Грига «Норвежский танец №2»

Во время музыки сообщения учащихся с показом слайдов о Норвегии и о Бергене.

1 уч.-ся. Величественная суровая Норвегия- страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Народное искусство Норвегии также своеобразно и прекрасно как природа этой страны. Норвегия богата преданиям, легендами, сказками. Богата Норвегия и музыкой.

2 уч.-ся Берген.. Один из древнейших городов западной Норвегии. Омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Глубокие озёра и чистые фьорды, зелёные склоны холмов и могучие гряды гор, суровое величие горной природы и тихий покой долин. Именно здесь , среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ- композитор, дирижёр, пианист. В его музыке оживают сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии- сумрачное величие хвойных лесов, прибой северного моря.

Учитель:  Вы любите , тайны? Каждое художественное произведение  - тайна. Разгадать её может только  очень внимательный человек. Прочитайте последние 4 слова произведения. (…чем должен жить человек…)

- Какой знак препинания стоит после этих слов? (Многоточие).

-Для чего автор поставил многоточие?  (Есть продолжение или недосказанность, что что-то нужно домыслить…)

В литературе это называют: риторический вопрос. Риторический вопрос не требует ответа, но заставляет задуматься.

Проверим понимание уже прочитанных частей произведения, с которыми мы познакомились на прошлом уроке.

Вспомним , какая задача стоит перед нами?.( Мы должны ответить на вопрос «Чем должен жить человек».

(Работа по частям)

1 часть

  • Мозговой штурм (работа в группах)

У рассказа очень красивое начало. Вспомните с чего он начинается? (С описания осеннего горного леса)

1 группа. Как выглядел осенний лес?  (Дети читают отрывки об осеннем лесе из 1 части).

2 группа. Какие приёмы использовал автор?

(Карточки у детей)

(Метафора – изобразительный приём, основанный на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии, например: Море смеялось. Эта девушка – прекрасный цветок.

Эпитет – это частный случай метафоры, выраженной в художественном определении, например: свинцовые тучи, волнистый туман.

Сравнение как изобразительный прием бывает трудно отличить от случаев употребления союзов (частиц) как, будто, словно с другими целями, нужно найти, что с чем сравнивается. Если же в предложении нет двух сопоставляемых объектов, то в нем нет и сравнения.

Олицетворение это присвоение неживому признаков живых существ).

Приведите примеры:

 (Олицетворение- эхо подхватило, швырнуло звук, живёт и ждёт эхо.

Эпитеты- весёлое эхо, грибной воздух, осенний наряд.

Метафоры- зелёные пряди, буйно разрастаются.

Сравнение-листва сравнивается с медью и золотом, эхо с птицей пересмешником).

Сценка «Встреча в лесу»

-Давайте вспомним, как произошла встреча композитора и Дагни, внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное.

-Как тебя зовут, девочка?

-Дагни Педерсен.

-Вот беда! Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

-У меня есть старая мамина кукла.  Когда-то она закрывала глаза. Вот так! А теперь она спит с открытыми глазами. У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.

-Слушай Дагни, я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.

-Ой, как долго!

-Понимаешь мне нужно её ещё сделать.

-А что это такое?

-Узнаешь потом.

-Разве за всю свою. Жизнь вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?

-Да нет это не так. Я сделаю её, может быть за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для  взрослых.

-Я не  разобью. И не сломаю. Вот увидите. У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с неё пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка.

(Григ вслух размышляет: «Она совсем меня запутала, эта Дагни).

-Ты ещё маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. Я провожу тебя, и мы поговорим о чём-нибудь другом. (Григ берёт у девочки корзину, и они уходят).

_Как вы думаете, почему Григу захотелось сделать девочке подарок? К Паустовский прямо не говорит, но вы, может быть, уже догадались? Давайте поразмышляем.

 (Слайд: Композитор в лесу с Дагни).

Выслушивание предположения детей: (Девочка живёт в лесу- она для Грига- воплощение природы. Дагни- девочка из народа. Григ любил простой народ. Девочка для Грига- олицетворение молодости, для которых он хотел бы оставить свою музыку. Дагни мала, но трудолюбива. Она доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме и игрушках. Она мила. У неё большие, как у куклы, глаза с зелёными зрачками. Тихий от смущения голос. Она чуткая. Нежно думает о старом дедушке, сочувствует ему).

Вывод учителя: Девочка имеет доброе сердце, умеет думать и печалиться о других. Именно поэтому Григу захотелось сделать ей подарок.

-Что надеялась получить Дагни в подарок? (Игрушку. Куклу, зайца).

-Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждёшь с нетерпением? ( Григ задумал очень сложный- духовный подарок-музыку Он обещает подарить свой подарок позже.)

-Когда Григ обещает подарить его? (Через 10 лет)

-Сколько лет будет тогда Дагни?.

2 часть. –Давайте перенесёмся в дом композитора.

Выборочное чтение.

-Прочитайте: кого видел Григ, когда писал музыку.

-Что хотел рассказать Григ своей музыкой Дагни?

Был ли композитор счастлив в момент написания этой музыки?

-В чём  Э.Григ видел своё счастье? (Григ отдавал людям свою музыку, талант, любовь к жизни. И этим он был счастлив).

Физминутка

3 часть

Расскажите, как Дагни спустя 10 лет оказалась в Бергене.

4 часть

-Установите правильную последовательность изменения чувств Дагни.

(Работа в парах). Какие чувства она испытывала сначала? Потом? Найдите и прочитайте .

  • Дагни вздохнула так глубоко, что у неё заболела грудь.
  • Сначала она ничего не слышала.
  • Внутри неё шумела буря.
  •  Потом она, наконец услышала, как поёт рожок.
  • Дагни плакала, не скрывая слезами благодарности.

-Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига?

(Это слёзы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств. Кроме того, Дагни жаль, что Григ уже умер, и она не сможет поблагодарить его за чудесный подарок).

-Понравилась ли музыка другим слушателям? Почему аплодисменты раздались сначала медленно, а потом разрастались, загремели?

(Люди были под впечатлением от услышанной музыки. Они не могли сразу разрушить аплодисментами воцарившуюся атмосферу).

Ваша сейчас задача внимательно следить по тексту, обращая внимание на описание музыки и чувство  Дагни. Выразительное чтение учащихся  4 части.

-О чём автор рассказывает в этой части? (О музыке, о чувствах Дагни).

-О чём была музыка? (О её Родине).

-Кто из вас  хотел бы побывать вместе с  Дагни на концерте.

Слушание музыки Э Грига  «Утро»

-Какие картины всплыли в вашем воображении при прослушивании описания музыки? (Музыка способна вызывать в воображении картины, образы у людей, способных чувствовать).

 Разгадывание тайны произведения, ответ на контрольный вопрос урока.

Перенесёмся на 10 лет назад… Что говорит Григ своей музыкой? «…Я видел жизнь. Что бы тебе не говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна».

-Что этим хочет Григ сказать? (Люби жизнь).

-А кто догадался, как ответить на вопрос урока: «Чем должен жить человек…» (Любовью)

Жить с любовью к кому и к чему? (К жизни, к людям, к природе, к работе, к искусству, к Родине,…)

-За что благодарит Дагни Грига? (За щедрость, за то, что он открыл ей то прекрасное, чем должен жить…)

У рассказа есть продолжение, которое даёт нам ответ на вопрос: Чем будет жить Дагни? (Любовью)

Творческая работа по группам:

 Составить в 5 строк- синквейн по желанию на слова (карточки на выбор): жизнь, природа, музыка, Э.Григ, Дагни. Вы можете в 4 строке использовать сделанные на уроке выводы.

  • Жизнь удивительна и прекрасна
  • Не проживи её зря

(У детей на парте). Синквейн- это стихотворение,состоящее из пяти строк. В синквейне человек высказывает своё отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

  1. одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
  2. два прилагательных, характеризующих данное понятие.
  3. три глагола, показывающих действие понятия.
  4. короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
  5. одно слово , обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

  1. жизнь                                                            музыка
  2. интересная, удивительная                       нежная, умиротворяющая
  3. проходит, радует, бьёт ключом           нахлынет, успокоит, очарует
  4. жизнь дана на добрые дела                  она царица моего сердца
  5. счастье                                                          радость

  1. природа                                                       музыка
  2. удивительная, красивая                         красивая, разная
  3. шумит, радует, занимает                       окрыляет, возбуждает, успокаивает
  4.  без природы жизнь невозможна        музыка жизнь украшает
  5. человек                                                        язык звуков

  1. природа
  2. свежая, приятная
  3. помогает, удивляет, изменяется
  4. без природы жизнь была бы не та
  5. жизнь

-А теперь , посмотрите , как я составила «Синквейн» (слайд)

-Как вы понимаете, счастливый или нет конец у этого рассказа?

-Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку Э.Грига? (Вы открыли передо мной то прекрасное , чем должен жить человек).

-О чём же прочитанный рассказ? (О красоте мира и человека, о том , как прекрасно искусство, отражающее жизнь).

Домашнее задание

  1. Портрет Дагни, составить кластер;
  2. Моделирование настроения главного героя. Нарисуйте, используя словарь настроения.

Рефлексия

Пригодятся ли полученные знания этого урока в дальнейшем в жизни? Какие выводы сделали для себя?

(Будем чаще любоваться природой и ценить каждую минуту жизни.

        

«Поляна»

Цель: оценить содержание этапов урока

На доске-поляна из цветов, над каждым цветком- этап урока-(работа  с текстом, звуковая разминка, слушание музыки , чтение по ролям, инсценирование, творческая работа в группах детям прикрепить бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

Итог урока

Мы познакомились с произведениями двух мастеров К Паустовский словами, а Григ музыкой сумели выразить то , что чувствуют, переживают в душе люди, пробудить в нас чистые и добрые чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"...

конспект урока литературного чтения на тему "К. Г. Паустовский "Кот ворюга"" (3 класс)

материал собержит подробный конспект  к уроку по программе "Школа 2100", в уроке используются современные образовательные технологии: поисковый метод, групповая работа, диццеренцированный подход ...

технологическая карта урока в 4 классе К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

УМК «Гармония».Предметная область «Литературное чтение», автор Кубасова О.В.Класс: 4 Тема урока: К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"Цель урока. Формировать  у детей представлений о нравс...

Конспект урока по теме: К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса по программе "Школа России"....

Конспект урока по литературному чтению "Творчество К.Г.Паустовского."Корзина с еловыми шишками""

Данный урок разработан для учащихся 3-4 классов при расширении представления о творчестве К.Г.Паустовского. Может использоваться в урочной и внеурочной деятельности. Подходит как к дистанционной, так ...