Методическая разработка урока литературного чтения по теме: К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
с использованием технологии интегрированного обучения
( интегрированный урок литературного чтения и музыки)
Тема: К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
4 класс
Учитель: Гришина Елена Николаевна
ГБОУ лицей № 533
Цель урока: формирование у детей представлений о нравственности, эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений литературы и музыки на примере рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и музыки Э.Грига.
Задачи:
Обучающие: - познакомить учащихся с произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», проанализировать его; показать, как рождается музыка и как она может воздействовать на слушателя, о чем может рассказать;
- формирование навыка выразительного чтения и умения определять и формулировать идею произведения;
- обучение анализу художественного произведения;
- формирование внимательного отношения к языку художественного произведения;
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Эдварда Грига.
Развивающие: - способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;
- развитие речи учащихся;
- развитие воображения, мышления, творческих способностей учащихся.
Воспитательные: - воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей действительности;
- воспитание любви к музыке и литературе.
Тип урока: интегрированный урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная.
Оборудование: запись музыкального произведения Э.Грига «Утро», портреты К.Г.Паустовского и Э.Грига, толковый словарь Ожегова
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня на уроке постарайтесь быть внимательными и активными, покажите свои творческие способности, умение правильно выражать свои мысли, умение слушать и понимать язык литературы и язык классической музыки.
2. Целеполагание и мотивация.
- Наш урок я хотела бы начать красивыми и мудрыми словами. Послушайте их.
« …Не жалейте сердца, не таите доброты и нежности своей,
Ни своих презрений и открытий не держите в тайне от людей…
Торопитесь все отдать при жизни, чтоб, уйдя к небытию во власть,
Теплым ливнем, снегом ли пушистым снова к милой родине припасть.»
- То, что прозвучало в этих строках, касается нас всех. Автор этих строк дает совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так
прожили свою жизнь люди, которым будет посвящен этот урок чтения. Это Константин Георгиевич Паустовский и Эдвард Григ.
- Начнем знакомство с новым для вас литературным произведением необычно. Загляните в конец рассказа. Прочитайте последние четыре слова. («…чем должен жить человек…»)
- Какой знак препинания стоит после этих слов? ( многоточие)
- Для чего автор поставил многоточие? ( есть продолжение или недосказанность, что-то нужно домыслить)
- В литературе это называется: риторический вопрос. Давайте посмотрим в толковом словаре, что это означает. ( Риторический вопрос не требует ответа, но заставляет задуматься)
- Попробуйте сформулировать цель урока. ( задуматься: чем должен жить человек, найти ответ автора на этот вопрос в тексте, выразить свое мнение на поставленный вопрос)
3. Подготовка к художественному восприятию произведения
( портрет К.Г.Паустовского)
- Мы уже читали произведения К.Г.Паустовского. Вспомните их. («Заячьи лапы», «Какие бывают дожди», «Стальное колечко», «Барсучий нос»)
- Каким по прочитанным рассказам вы себе представляете К.Г.Паустовского?
( ответы детей)
Сообщение о писателе читает заранее подготовленный ученик.
- К.Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель бывал в Англии, Италии, Франции. Его восхищали люди этих стран, музеи, искусство, архитектура. Он много писал и о композиторах, художниках, писателях, то есть о людях, тонко чувствующих красоту окружающего нас мира и старающихся своим творчеством приобщать всех к миру прекрасного. С человеком, о котором мы будем сегодня читать, К.Г.Паустовский познакомился через музыку. Послушайте музыкальное произведение и представьте себе композитора, который написал его.
( звучит музыка Э.Грига «Утро»)
- Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
- Какой человек мог написать ее?
( портрет Э.Грига)
- Автор этого музыкального произведения – великий норвежский композитор Эдвард Григ. Норвегия – северная страна и музыка Грига проникнута любовью к своей стране, ее красоте, ее природе. Посмотрите на портрет композитора. Вот об этом человеке мы и будем читать рассказ К.Паустовского « Корзина с еловыми шишками». Давайте прочитаем рассказ и постараемся увидеть композитора таким, каким он был в представлении К.Паустовского.
1 часть – читает учитель
2- 3 часть – читают дети «по цепочке»
4 часть – читает учитель на фоне музыки Грига «Утро»
4. Проверка первичного восприятия
- Ребята, что взволновало вас в этом рассказе?
- Смог ли Григ нарисовать в музыке природу?
- Какие картины природы вы представляли себе, слушая музыку? ( плеск волн океана, горное эхо, звуки пастушьего рожка, шествие маленьких волшебных гномов)
- А как менялась музыка?
- Что особенно вам понравилось в рассказе?
Физминутка – релаксация под тихую классическую музыку
5. Работа с текстом. Беседа по вопросам. Выборочное чтение.
- Музыка – это язык чувств. Она помогает нам посмотреть на мир другими глазами, почувствовать и увидеть богатство красок природы. Музыка делает нашу жизнь прекрасной. Где, по-вашему мнению, брал вдохновение Э.Григ?
- Как об этом пишет К.Паустовский? Прочитайте.
- Писательское мастерство К.Паустовского позволяет нам заглянуть в дом композитора в Бергене. Прочитайте этот отрывок рассказа.
- О чем нам говорит этот эпизод? Какие черты характера Э.Грига он раскрывает?
- Какие сравнения, олицетворения использует Паустовский, чтобы мы услышали пение рояля великого композитора?
- Где происходят события рассказа?
- Что делал в лесу Э.Григ?
- С какой целью отправилась в лес дочь лесника?
- Расскажите о встрече маленькой Дагни с композитором. Используйте в своем рассказе слова автора.
Перечитайте отрывок о том, как Григ сочинял свое произведение, посвященное дочери лесника. О чем думал композитор во время игры? Какие картины виделись ему?
- Что говорил великий композитор о жизни?
- Почему он чувствовал себя счастливым человеком?
- Как слушала Дагни музыку, посвященную ей?
- Какие мысли и чувства вдруг охватили ее?
- Почему она сразу вспомнила того седого человека, который ей встретился в лесу и помог донести до дома корзину с еловыми шишками?
- Что она думала о композиторе? Как называла его?
6. Обобщение
- В жизни ни Паустовский, ни Григ не встречались. Как вы думаете, почему?
- Почему же тогда К.Паустовский решил написать рассказ об Э.Григе?
- Могли бы они подружиться? Объясните свое мнение.
- Какое чудо случилось в жизни Дагни?
- Какую главную истину открыла для себя Дагни, слушая музыку Эдварда Грига?
7. Итог урока
- Так чем же должен жить человек?
- Кто захотел после этого урока прочитать другие произведения К.Г.Паустовского, послушать другие музыкальные произведения Э.Грига?
8. Рефлексия
- За что могли бы себя похвалить после урока?
- Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшей жизни?
- Какие выводы сделали для себя?
- Надеюсь, что теперь вы будете чаще любоваться природой и ценить каждую минуту жизни.
Домашнее задание: подготовить пересказ той части рассказа. Которая вам понравилась больше всего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка
Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».
ТемаРусская народная сказка «Белые пёрышки» Цели Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать тех...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: А. П. Платонов "Ещё мама". ( 3 класс)
УМК:Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.Учебник « Литературное чтение» 3 класс 2 часть, автор В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2010 г.Поурочные разработки по литературному чте...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.
Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....
Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Юрий Коринец. Из книги «Там, вдали, за рекой» «Подарки под подушкой»
Цели: 1. Формировать читательские умения и навыки: понимать характер героя, идею произведения, составлят...
методическая разработка урока литературного чтения по теме Л. Н. Толстой "Филипок"
Конспект урока литературного чтения по программе "Школа России" во 2 классе....