Урок литературного чтения в 1 классе. Чему учит русская народная сказка «Теремок»?
план-конспект занятия по чтению (1 класс)
На примере сказки "Теремок" дети должны сделать вывод, что необходимо проявлять заботу о товарищах, с добром относиться и помогать людям, прислушиваться к мнению других. В беде не стоит очаиваться, вместе, сообща любое дело быстрее спорится.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya_v_1klasse.docx | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского родного языка в 1 Б классе
Тема: Чему учит русская народная сказка «Теремок»?
Цели: На примере сказки «Теремок» дети должны сделать вывод, что необходимо проявлять заботу о товарищах, с добром относиться и помогать людям, прислушиваться к мнению других. В беде не стоит отчаиваться, вместе, сообща любое дело быстрее спорится.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Урок русского родного языка.
-Сегодня к нам урок пришли гости.
II. Создание эмоционального настроя.
-Обратимся к нашим истокам – устному народному творчеству.
-Ребята, вы любите русские народные сказки?
-Какие вы знаете русские народные сказки?
-Кто автор этих сказок? (Русский народ)
-Мудрый русский народ на протяжении долгих лет сочинял сказки, пословицы, загадки, песни. В них отражается культурное наследие великого русского народа.
Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Так гласит народная мудрость в пословице.
-Как вы понимаете выражение «добрым молодцам урок»? (Сказки учат .)
Ш. Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.
-Сегодня на уроке мы вспомним русскую народную сказку, которая вам знакома с детства. Вы её узнаете по героям, а помогут нам в этом загадки.
1) Хвост короче уха.
Быстрые повадки.
Мчится, что есть духу
От волка без оглядки. (Заяц)
- А в жизни, что вы можете сказать об этом животном? (Травоядное животное, млекопитающее. Питается травой, ягодами, мелкими веточками кустарников)
2)Рыжая плутовка
Хитрая да ловкая
В лесу живёт,
А в деревне кур крадёт. (Лиса)
-Что вы знаете о лисе? (Млекопитающее. Хищница. Хитрая и ловкая. Питается, в основном, мелкими грызунами.)
3) Кто в глухом лесу живёт,
Любит есть малину, мёд?
Зверь лохматый, косолапый
Он сосёт в берлоге лапу. (Медведь)
-Что вы знаете о медведе? (Млекопитающее. Всеядный, впадает в спячку. В природе у медведя врагов нет.)
4) Сама крошка, боится кошки.
Под полом живёт,
Туда всё несёт. (Мышка)
-Что вы знаете о мышке? (Млекопитающее из отряда мелких грызунов. Питаются зерновыми.)
5) Зелёненький листочек
Скакал меж бурых кочек.
Поквакал в тёплой луже
И муху съел тут же. (Лягушка)
-Что вы знаете о лягушке? (Земноводное животное. Живут в пресных водоёмах. Питается насекомыми.)
6) Ходит, бродит злой разбойник
Без дубинки и ножа
Все в лесу его боятся,
Кроме дядюшки ежа. (Волк)
-Что вы знаете о волке? (Хищное млекопитающее животное из семейства псовых.)
-Какие разные животные! Разные по размеру, образу жизни, повадкам.
-Догадались, что это за сказка? (Теремок)
-Давайте расставим всех животных по порядку заселения в теремок. (Мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь.)
Тема нашего урока: «Русская народная сказка «Теремок»
Цели: К концу урока мы ответим на вопрос «Чему учит нас русская народная сказка «Теремок»?
V. Работа по теме урока.
1. Просмотр мультфильма «Теремок» (1 часть до прихода медведя)
Рыбка подмигнула
2. Физминутка
Мы к лесной полянке вышли.
Поднимаем ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Кто высоко так шагал,
Не споткнулся, не упал!
- Разные животные смогли ужиться в одном доме. Что вы можете сказать о поступках героев сказки? Какие качества характера они проявили? (гостеприимство, доброта, уважение, согласие)
-Кто ещё хочет поселиться в теремке? (Медведь)
(Медведя на Руси считали хозяином леса. Ему противостоять никто не может, только другой медведь)
-Всегда ли нужно делать то, что хочется? (Нет. Для всего есть разумный предел.)
-Свой дом нужно беречь, он не безразмерный.
-Что может произойти? Почему? (Медведь очень большой, он не поместится в теремке. Теремок сломается.)
-Что станет с героями сказки? Они останутся жить на улице? (Животные вместе построят новый дом.)
-Медведь был виноват, а пострадали все. Медведь постарается исправить свою ошибку.
-Если случается несчастье, не надо отчаиваться, а надо идти вперёд.
3. Работа в парах. Построение из слов нового теремка для зверей.
-Давайте все вместе поможем героям сказки. Построим им новый теремок.
-Сейчас поработаем в парах. Какие правила нужно помнить при совместной работе?
1) Умей выслушать товарища.
2) Умение договориться.
3) Закончив дело, помоги другу.
4) Работай тихо, чтобы не мешать другим.
5) Рабочее место содержи в порядке.
-У вас на партах лежат слова. Прочитайте и выберите те, которые, по вашему мнению, подходят к сказке «Теремок». Они характеризуют героев сказки. Из этих слов, как из брёвнышек, мы с вами попробуем построить новый теремок для лесных жителей.
(Дети читают слова, выбирают нужное, вырезают, наклеивают на «брёвнышко»)
-Если ваша пара выполнит задание раньше других, вместе читаете текст сказки «Теремок»
1) ГОСТЕПРИИМСТВО, зависть, жадность
2) ДРУЖБА, зависть, жадность
3) ВЗАИМОВЫРУЧКА, обида, жадность
4) ТРУД, лень, зависть
5) ЗАБОТА, лень, зависть
6) ДОБРОТА, злость, обида
7) ПОМОЩЬ, лень, обида
8) СОГЛАСИЕ, злость, обида
9) МИР, война, обида
10) уважение, зависть, жадность
Дети выходят к доске и строят теремок. Объясняют выбор слов. Почему данные слова подходят к этой сказке.
-Прочитаем слова, из которых мы построили теремок для героев сказки.
Маленький домик-теремок оказался очень вместительным, что говорит о бескрайней доброте русской души.
-Ребята, а как вы думаете, теремок может бесконечно вмещать животных? (Свой дом нужно беречь, он не безразмерный.)
-Какой совет вы дадите медведю? (Не всегда надо делать то, что хочешь. Надо уважать других. Считаться с их мнением.)
4. Просмотр мультфильма до конца.
VI. Итог урока.
-Чему учит нас эта сказка? (Выход на «зелёные аксиомы»)
1) Не всегда надо делать то, что хочешь. Для всего есть разумный предел.
2) Надо помогать друг другу, каждому приходящему и просящему о помощи.
3) Под крышей теремка смогли ужиться разные животные.
4) Коллективным трудом можно добиться многого.
5) Свой дом нужно беречь, он не безразмерный.
6) Нужно считаться с мнением других.
Маленький домик-теремок оказался очень вместительным, что говорит о бескрайней доброте русской души.
Сказка «Теремок» учит нас простым житейским мудростям. Надо быть гостеприимным и дружелюбным.
Жить лучше сообща. Вместе веселее и решить любую проблему проще. Если случается несчастье, не надо отчаиваться, а надо идти вперёд. У славянских народов именно дом являлся символом жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"
Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...
Разработка урока по литературному чтению 1 класс, тема: Русская народная сказка "Снегурочка"
Данная разработка поможет учителю в проведении урока в 1 классе по теме : "Русская народная сказка "Снегурочка"....
Конспект урока литературного чтения на тему: Чему учит киргизская сказка «Мудрая девушка»?
В данном конспекте осуществляется использование технологии продуктивного чтения...
Методическая разработка урока литературного чтения на тему: "Чему учит киргизская сказка «Мудрая девушка»?"
Методическая разработка урока литературного чтения...
Урок литературного чтения 2 класс Тема Русская народная сказка "Два Мороза" УМК Школа России
Урок литературного чтения 2 класс Тема Русская народная сказка "Два Мороза" УМК Школа России...
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Технологическая карта урока УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...
План-конспект урока литературного чтения 4 класс, тема: Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк"
В данном документе представлен конспект урока литературного чтения, 4 класс, тема: Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк"....