Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"
презентация урока для интерактивной доски по чтению (2 класс) по теме
Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ска́зка о рыбаке́ и ры́бке» — н аписана 14 октября 1833 года . Впервые напечатана в 1835 году в журнале « Библиотека для чтения ».
Сюжет сказки Считается, что сюжет сказки основан на сказке «О рыбаке и его жене» из сборника братьев Гримм , с которой имеет очень близкие совпадения, а также перекликается с русской народной сказкой «Жадная старуха» (где вместо рыбки выступает волшебное дерево)
В конце сказки братьев Гримм старуха хочет стать римским папой . В первой рукописной редакции сказки у Пушкина старуха сидела на Вавилонской башне , а на ней была папская тиара .
Невод - большая рыболовная сеть
Столбовая дворянка —особо почетная дворянка древнего рода
Кичка —праздничный головной убор Душегрейка — женская теплая кофта без рукавов
Бояре - богатые земледельцы Была на посылках -прислуживала Перечить - возражать, спорить Простофиля - глупый человек Невежа - грубый, невежливый человек Откуп - плата за что-то
Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул невод, — Пришел невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, — Пришел невод с травой морскою.
Источники skaz- pushkin a.ru › О рыбаке и рыбке http://bredenvtomske.ru/seti / http://stranamasterov.ru/node / http ://gotovim-doma.ru/forum/v… ru.wikipedia.org › wiki / Сказка _ о _ рыбаке _ и _ рыбке
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Проверка домашнего задания План – это заглавия частей текста, расположенные последовательно Цитата – дословная выдержка (предложения) из текста Ц итатный план
Определим п оследовательность развития событий в сказке, взяв нужные строчки из текста . 1-я часть сказки. О чём в ней рассказывает автор? Знакомит с двумя девочками I часть - «... жили две девочки – Рукодельница да Ленивица»
II часть – «Будешь умна, тебе же лучше; будешь ленива, тебе же хуже». III часть – «Я у тебя в дому не останусь». IV часть – «Поди-ка к старичку да послужи ему». V часть – «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда». – «... жили две девочки – Рукодельница да Ленивица» . I часть Цитатный план
Сопоставление сказки Одоевского с народной сказкой
Сегодня мы с вами сравним сказку Владимира Одоевского с народной сказкой и ещё раз понаблюдаем, как на основе народной сказки родилась сказка авторская.
– Вспомните, какую народную сказку мы прочитали недавно – А почему она народная ? - Есть ли у неё автор? – А какие авторские сказки мы уже читали? - Как родились сказки Пушкина, сказка Ершова
«Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу: Знать, столица та была …» Определи сказку и автора «Жил старик со своею старухой у самого синего моря ...»
Мороз Красный Нос Мороз Синий Нос Трескун Мороз Морозко Мороз Иванович
Р усская народная сказка « Морозко ».
– Какое настроение вызвала сказка? Беседа о героях сказки, приметах народной сказки – Назовите положительных, отрицательных, нейтральных героев сказки.
– Кто в сказке волшебный герой?
Во многих сказках есть герой, который предсказывает то, что случится позже. Много лет назад люди поклонялись силам природы и животным, наделяли их особыми возможностями. П о народному поверию , ворона каркает не к добру, а вот собака может предупредить о беде или радости. Если в сказке есть собака, значит, сказка очень древняя.
– Можно ли на основе речи Рукодельницы и Ленивицы судить об их характерах? Мороз спрашивает Рукодельницу: «Тепло ли тебе девица?» А та ему в ответ: «Тепло, Морозушко , тепло, батюшка», хотя ей и холодно. А Ленивица в ответ на такой же вопрос Мороза отвечает: «Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко !» ) Ленивица – грубая, Рукодельница – ласковая, добрая
А чем отличаются сказки? В сказке Одоевского разговаривают пирожок, яблочки, зато нет говорящей собаки; Мороз Иванович совсем не страшный, не пытается заморозить девочек В сказке Одоевского девочки имеют говорящие имена, ярче описаны их дела по дому. Сказка Одоевского поучительна, в отличие от народной сказки в ней есть интересный поучительный диалог Мороза Ивановича и Рукодельницы
Вывод . В очередной раз мы увидели, что настоящий писатель, используя известный сюжет, пересказывает сказку по-своему, делает её неповторимой.
Что мы делали? Какое умение формировали? « Какой чудесный старик!» – написал об авторе книжки «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея » один из литературных критиков. А старика на самом деле не было. Дедушка Ириней – вымышленное имя, под которым выпустил сборник сказок Владимир Фёдорович Одоевский. Он был необыкновенным человеком: знал философию и математику, физику и химию. Был музыкальным критиком и сам писал музыку. Собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А ещё очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей. Свои сказки он всегда заканчивает словами: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление».
Почему же и сказка Одоевского, и народные сказки о Морозке по-прежнему современны? Во все времена ценились в людях трудолюбие, ум, скромность... Лень в сказках наказана прилюдно, чтобы все увидели: только труд создаёт истинные ценности. В сказке Одоевского нет чудес, когда за ночь вырастают дворцы и города. Он стремился, чтобы все увидели: всё в жизни создаётся человеком, нелёгким повседневным трудом, а лень губительна, с ней надо бороться
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока литературного чтения в 3 классе.Сказки. Обобщение.
В презентации показан ход урока по литературному чтению в 3 классе коррекционной школы.На уроке много демонстрационного материала, индивидуального раздаточного материала, кроссворды и другое. Раздаточ...
Презентация к уроку литературного чтения "Вечные ценности в стихотворении Ф.Тютчева "В небе тают облака", в сказке С.Козлова "Если меня совсем нет"
Презентация к уроку литературного чтения "Вечные ценности в стихотворении Ф.Тютчева "В небе тают облака", в сказке С.Козлова "Если меня совсем нет", 4 класс, система Л.В.Занкова...
презентация Урока литературного чтения в 3 классе. Тема: Добро и зло в разных литературных жанрах
УМК: «Планета Знаний»Автор учебника: Э.Э. Кац Тип урока: урок закрепления- обобщения.Педагогические технологии: проблемно- диалогический урок....
Презентация урока литературного чтения по теме:"Приезжает дядюшка белый медведь" 2 класс. 2 урок. ПНШ.
Презентация к уроку...
Презентация урока литературного чтения во 2 классе. Тема "Нравственные ценности татарской сказки "Три сестры"
Презентация урока литературного чтения....
Презентация урока литературного чтения по сказке «Два Мороза»
Автором предложена практическая реализация урока литературного чтения для начальных классов (тип урока: урок открытия нового знания).Целью урока являлось: способствование развитию навыков чтения, флор...
Презентация урока литературного чтения 1 класс "Сказки А.С.Пушкина"
презентация урока литератцрного чтения...