План-конспект урока литературного чтения 4 класс, тема: Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
В данном документе представлен конспект урока литературного чтения, 4 класс, тема: Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_4_klass_ivan-tsarevich_i_seryy_volk.docx | 40.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Разрешаю:___________
Допускаю:___________
Оценка за урок:__________
План-конспект
по литературному чтению
проведенного в 4 «Б» классе
Емельяновой Ангелины Вячеславовны
28.09.2021г
Консультация методиста: ________
Консультация учителя: __________
План-конспект урока литературного чтения
УМК: «Перспективная начальная школа»
(Чуракова Н.А., Литературное чтение, 4 класс 1 часть.)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата:
Время:
Место:
Класс: 4
Целевой компонент урока:
Тема урока: Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
Цель: организация деятельности обучающихся для осознанного восприятия, понимания идейного содержания и специфики текста сказки, для умения давать характеристику героев, обосновывать нравственную оценку поступков героев, определять жанровые особенности сказки.
Задачи:
Дидактические: способствовать формированию умения анализировать сказку, понимать ее смысл и определять тему, главную мысль, идейное содержание; давать характеристику героев; обосновывать нравственную оценку поступков героев; определять причинно-следственные связи поступков героев; определять жанровые особенности сказки.
Развивающие: способствовать развитию психических процессов: произвольного внимания, воображения, произвольной памяти, наглядно-образного мышления; совершенствованию навыка чтения (правильность, сознательность, выразительность, беглость); развитию связной речи, умению анализировать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, делать выводы, умению выделять жанровые особенности сказки; расширению кругозора, развитию любознательности, читательской самостоятельности.
Воспитательные: способствовать воспитанию читательского интереса к произведениям , воспитанию вдумчивого чтеца.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПин, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; формирование положительного отношения к процессу познания, умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; формирование самоанализа и самоконтроля результата.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознают познавательную задачу, читают, строят логическую цепочку рассуждений, сравнивают, обобщают, делают выводы; осознают смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: ставят задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, вносят коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь.
Предметные: правильно, сознательно, выразительно читают, анализируют текст стихотворения: отвечают на вопросы и составляют вопросы по содержанию прочитанного, понимают смысл, определяют основную мысль и идейное содержание произведения.
Тип урока: открытие нового знания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая работа.
Основные образовательные ресурсы урока: раздаточный материал, проектор, презентация.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1) Приветствие
У.: Здравствуйте! Меня зовут Ангелина Вячеславовна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.
2) Проверка готовности к уроку
У.: У кого на парте лежит хрестоматия и пенал, можете садиться на свои места.
- Молодцы! Я вижу, что все готовы.
3) Мотивация к учебной деятельности
У.:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
У.: Ребята, как вы думаете, для чего нам нужно внимательно слушать учителя на уроке?
О.: Мы должны внимательно слушать учителя на уроке для того, чтобы узнать что-то новое.
II. Актуализация знаний обучающихся.
Беседа
У.: Какое произведение вы изучали на прошлом уроке?
О.: На прошлом уроке мы изучали русскую народную сказку «Финист – ясный сокол».
У.: Какое домашнее задание у вас было?
О.: Пересказ сказки «Финист – ясный сокол».
У.: Кто хочет начать пересказ?
Пересказ
О.: Пересказывают.
У.: Кто хочет продолжить дальше?
- Может кто-то хочет дополнить?
Критерии оценки
Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану).
Оценка «4» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка «2»- не может передать содержание прочитанного.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
Беседа
У.: Сегодня на уроке мы познакомимся с новой для вас волшебной сказкой, попробуйте угадать ее название, отгадав загадку:
В сказке той царевич жил.
Серый волк ему служил.
Сказку эту вспоминайте,
Кто знает ответ – руку поднимайте!
О.: Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк».
У.: Правильно. Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Иван- царевич и Серый волк». Как вы думаете, о чем будет идти речь в сказке, кто будет являться главными героями?
О.: Главными героями будут являться: серый волк и Иван-царевич. В сказке будут описываться события, которые с ними будут происходить.
У.: Попробуйте с помощью «слов – помощников» определить задачи урока:
Узнаем … (является ли Иван-царевич настоящим героем волшебной сказки)
Познакомимся с … (содержанием русской народной сказки «Иван-царевич и Серый волк)
Будем учиться … (выразительно читать, анализировать текст произведения)
О.: отвечают.
IV. Открытие новых умений, знаний.
У.: В тексте сказки вам встретятся непонятные слова, обратите внимание на доску, прочитайте их про себя и попытайтесь объяснить их значение (каждое слово читает один человек вслух и пытается объяснить значение, затем учитель проговаривает правильный ответ):
карау́л– военная охрана;
похи́тник – вор, похититель;
задо́лит – одолеет;
наутёк – бегом.
У.: Перед тем как познакомиться с содержанием русской народной сказки «Иван-царевич и Серый волк», выполним речевую разминку.
Фонетическая разминка
Скороговорка: от топота копыт пыль по полю летит.
V. Первичное чтение сказки «Иван-царевич и Серый волк». Анализ первичного восприятия.
У.: Откройте содержание хрестоматии и найдите страницу, на которой находится данная сказка (страница 23). Сейчас мы начнем читать сказку. Во время прочтения подумайте, какие волшебные персонажи и предметы встречаются нам в начале сказки? Читаем цепочкой, начиная с первой парты первого ряда.
О.: персонажи: царь Берендей, три сына, младший- Иван-царевич, Жар-птица, серый волк.
Предметы: яблоня с золотыми яблоками.
У.: Ответим на вопросы на странице 26. Прочитай.
О.: Какой признак указывает на то, что яблоня в саду царя Берендея была волшебной? (яблоки были золотыми)
У.: Кто же воровал яблоки из сада?
О.: Жар-птица.
У.: Смогли ли братья поймать Жар-птицу? Найдите этот эпизод в тексте и прочитайте.
О.: Братья не поймали Жар-птицу, (зачитывают эпизод в тексте).
У.: Прочитайте второй вопрос в хрестоматии на странице 26.
О.: Является ли Иван-царевич настоящим героем волшебной сказки?
О.: Является.
У.: Почему?
О.: Иван-царевич: положительный персонаж, с ним происходят волшебные, сказочные события, у него есть волшебный помощник (серый волк), как и происходит чаще всего в других сказках, он является младшим и царским сыном, а все окружающие считают его глупым.
У.: Верно. Продолжаем читать самостоятельно, про себя со страницы 26 по 29 до вопросов.
У.: Смог Иван-царевич поймать Жар-птицу?
О.: Нет.
У.: Прочитайте в тексте, почему у него не получилось сделать этого.
О.: Читают. Пересказывают: Иван-царевич не послушал волка и дотронулся до клетки золотой. Повели его к царю Афрону, а тот сказал, что отпустит Ивана и отдаст ему Жар-птицу, если добудет он для него коня златогривого.
У.: Хорошо, перескажите, что происходило дальше.
О.: Иван-царевич и серый волк добрались до той крепости, где стоит конь златогривый. Серый волк предупредил Ивана, что нельзя трогать уздечку. Но он его не послушал и схватили царевича, да повели к царю Кусману. Тот сказал, если приведет Иван ему дочь царя Долмата – Елену Прекрасную, то подарит златогривого коня с уздечкой золотой.
У.: Посмотрите на доску, прочитай вопрос: почему Ивану-царевичу не удается полностью следовать советам серого волка? Чем он руководствуется в своих поступках: человеческими чувствами или правилами волшебного мира?
О.: Иван-царевич руководствуется в своих поступках человеческими чувствами: он не может устоять перед тем, что кажется ему ценным.
У.: Вспомним особенности волшебной сказки, найдем примеры этих особенностей в тексте.
О.: сказочные слова и выражения – живая и мертвая вода, златогривый конь;
волшебные герои/предметы – яблоня с золотыми яблоками, Жар-птица, златогривый конь, живая и мертвая вода, серый волк;
троекратные повторы – три сына, три испытания, три стороны (братья отправились на поиски Жар-птицы в три разных места).
У.: Как вы думаете, с какой наградой вернется Иван-царевич домой и кто ему в этом поможет?
О.: Отвечают.
VI. Физкультминутка
1. И.п - о.с. 1 - 2 - встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3 - 4 - дугами в стороны руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.
2. И.п. – ноги на ширине плеч. 1 - голову наклонить вправо. 2 и.п. 3 - голову наклонить влево. 4 - и.п. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п. 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
VII. Анализ содержания сказки
Групповая работа
Подчеркните пропущенные слова:
1 группа: Стал кто-то золотые (яблоки, груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад (караулы, наряды, армии). Никто не может уследить (молодца, девицу, похитника).
2 группа: Жил-был царь (Далмат, Афрон, Берендей), у него было (два, три, четыре) сына, младшего звали (Петей, Иваном, Васей). И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с (золотыми, серебряными, бронзовыми) яблоками.
3 группа: Иван-царевич тихонько подполз к (яблоне, дереву, груше) и поймал птицу за хвост. (Царь-птица, Жар-птица, волшебная птица) встрепенулась и улетела, осталось у него в руке одно перо от ее хвоста.
VIII. Подведение итогов. Рефлексия.
У.: Попробуйте с помощью «слов – помощников» определить, как мы выполнили задачи, поставленные в начале урока:
Узнали … (что Иван-царевич является настоящим героем волшебной сказки)
Познакомились с … (содержанием русской народной сказки «Иван-царевич и Серый волк)
Научились … (выразительно читать, анализировать текст произведения)
Молодцы, ребята! Мы выполнили все поставленные перед нами задачи.
У.: Рефлексия «Лист самооценки»
IX. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
У.: Дочитать сказку до конца и ответить устно на вопросы после текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме русская народная сказка ,, Зимовье" (2 класс)
Литературное чтение2 классУчитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна Тема урока: «Русская народная сказка "Зимовье "».Цель:- содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.
Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....
Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка "У страха глаза велики" 2 класс
Класс: 2УМК: «Начальная школа XXI века»Тема: Русская народная сказка "У страха глаза велики".Тип урока: Открытие новых знанийЦель: Познакомить учащихся с русской народной сказкой «У страха глаза ...
Урок литературного чтения по теме "Русские народные сказки "(урок – игра)
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по ФГОС, УМК "Гармония....
Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Петух и собака» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование читательского интереса к устному народному творчеству; развитие умения находить сходство и различие между сказками русского народного творчества....
Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Рукавичка» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: ознакомление с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствование навыка чтения. Планируемые результаты:...
Урок литературного чтения по теме: Русская народная сказка"Зимовье зверей" 2 класс.
Презентация содержит материал для знакомства со сказкой и проведения анализа произведения....