Главные вкладки
Технологическая карта урока литературного чтения В.Бианки «Мышонок Пик»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Авторская разработка урока литературного чтения 3 класс "Мышонок Пик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В.Бианки «Мышонок Пик» | 56.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения
3 класс
«В.Бианки «Мышонок Пик»
УМК « Школа России»
Автор: Сластина Светлана Николаевна
учитель начальных классов
д. Шунта, 2023 г.
Предметная область, предмет | Филология, литературное чтение | |||||
УМК | «Школа России» | |||||
Тип урока | Формирования новых знаний | |||||
Тема урока | В. Бианки «Мышонок Пик» | |||||
Класс | 3 | |||||
Цель | формировать умения работать с текстом, выделять основную мысль рассказа и определять главного героя; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы. | |||||
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения | формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения; формирование эмоционально – ценностного отношения к окружающим. формирование эмпатии, как понимание чувств других людей и сопереживание к ним. | |||||
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения | формирование умения работать с новым произведением по теме (отбирать, выделять, обобщать, анализировать); расширить знания детей о жизни и творчестве В. Бианки (познавательные УУД); формирование умения выстраивать речевые высказывания; формирование умений работать в группах (коммуникативные УУД); формирование начальных форм рефлексии, формирование способности принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (регулятивные УУД). | |||||
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения | развивать умения и навыки смыслового, правильного, выразительного и беглого чтения, умение работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы | |||||
Оборудование | Мультимедийный проектор, «Дневник наблюдений», портрет В. Бианки, выставка книг В. Бианки, презентация, видео – книга В. Бианки «Мышонок Пик» | |||||
Прогнозируемый результат | Научатся работать с текстом, выделять главное и существенное, получат новые сведения о жизни и творчестве В. Бианки; формулировать тему и цели урока, выстраивать свои речевые высказывания. | |||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | УУД | |||
Мотивация | Сегодня на уроке мы откроем ещё одну тайну, а для этого мы проведём урок-исследование. - А кто же такой исследователь? а Валя посмотрела в словаре Ожегова значение слова исследователь и выяснила… Исследователь – это человек, который занимается научным исследованием. - Сегодня каждый из вас побывает в роли исследователя. Для того чтобы исследование прошло результативно, вам понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, думать, рассуждать, активно работать, помогать друг другу. Необходимо составить план нашего исследования. И так, на уроке мы должны: У – узнать…(тему исследования) Р – рассказать…(об открытии) О – объяснить…(где можно применить открытие) К - коллективно, дружно работать. Девиз нашего урока: Думайте, ищите, творите, развивайтесь! (слайд 2) Приступаем к исследованию. У нас на столах лежат дневники наблюдений, как у настоящих учёных. Здесь вы будете фиксировать всю информацию по ходу работы. Записи должны быть чёткими и аккуратными (планшеты бумажные) | -Дети высказывают свои мнения | Личностные: отработка навыков самоорганизации Регулятивные: организация деятельности на уроке Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |||
Создание проблемной ситуации | Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите серию портретов писателей и записанные в столбик фамилии. Найдите совпадение. ( Совпадают портрет и фамилия только одного автора). А. С.Пушкин В.В. Бианки М. Ю. Лермонтов -Мы, действительно, будем сегодня работать с произведением Виталия Валентиновича Бианки – это тема исследования. | В.В. Бианки | ||||
Исследование | А кто такой В.В. Бианки, какие произведения он написал, Вам сейчас нужно будет узнать. Работа в группах 1 группа - работа с текстом о жизни В.В. Бианки. Задание: Вам нужно прочитать текст, в котором рассказывается о жизни В.В. Бианки и записать в дневник наблюдений самые важные события из жизни В. Бианки 2 группа - работа с выставкой книг Задание: В каких жанрах писал свои произведения В. Бианки? (его произведения смешные сказки, драматические повести, рассказы о животных.) Ответить на вопрос вам поможет выставка книг. 3 группа: - Вспомните, какие произведения В. Бианки вы изучали в 1 - 2 классах. ( Первая охота, Синичкин календарь, Музакант, Сова) О чём пишет этот автор? | Первая охота, Синичкин календарь, Музакант, Сова Героями его произведений являются люди, растения, животные, а пишет он о любви к природе, животным. Что мир говорит с нами всеми голосами | Познавательные: Добывание новых знаний: находить ответы на вопросы, используя тексты, книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор. Регулятивные: высказывание своего предположение (версии) на основе работы с текстом, книгами. Умение работать по предложенному учителем плану Коммуникативные: донесение своей позиции до других: оформление мысли в устной и речи в виде предложений | |||
Обмен информацией | Выступление обучающихся. Если вы узнали что – то интересное из рассказов ребят, оцените их выступление, подняв карточку оценки. (Зелёный – много нового, желтый – немного, красный – ничего) Подведем итог нашего исследования: Следовательно, мы с вами будем работать еще с одним произведением Виталия Валентиновича Бианки (Вместе) - - Я предлагаю вам выяснить, как же называется его произведение над которым будем работать сегодня? | |||||
Исследование. Предварительная словарная работа | -Чтобы ответить на этот вопрос нужно справиться с хитрым заданием. Найти правильное толкование слову, выбрав ответ среди двух вариантов. 1 группа: Порскнуть – а) убежать м) это броситься врассыпную Мореплаватель – это б) солдат ы) устаревшая морская специальность Корабль – ш) крупное морское судно в) плот 2 группа: Рубнул – это о) ударил ножом,cрубил в) оторвал Симпатия – это г) неприязнь н) проявление положительных чувств Доброта – это д) плохое поведение в поступках людей о) свойство человека творить добро. 3 группа: Приключение – это е) фильм к) захватывающее происшествие, событие Опрометью – это п) стремительно, очень быстро ж) неподвижно Море – это з) остров и) большое пространство наполненное соленой водой Мачта – это й) лестница к) высокая конструкция для крепления парусов - Какие вы молодцы – настоящие исследователи! И вот, из букв правильных ответов составляется слово… (вместе) «МЫШОНОК ПИК» (Слайд) - Как же называется рассказ В Бианки? «Мышонок Пик» - Ребята, а что вы знаете про мышей? (выслушав 2-3 ответа) Методический приём «Мини – лекция» - Ваня подготовил мини – сообщение о мышке - малютке «Мышки-малютки обитают на полях с зерновыми культурами или у реки среди кустарников. Летом устраивают из растений гнезда. Длина тела мышки 7 см, хвоста – 5–7 см. У молодых мышей окраска шерсти коричневатая. После первой линьки зверьки приобретают ярко-рыжую окраску. Нижняя сторона шерсти чисто белая. Мышь-малютка питается насекомыми, свежей зеленью и зерновыми кормами (слайд) - А более подробно о мышах вы узнаете в старших классах на уроке биологии. | -Броситься врассыпную -устаревшая морская специальность -крупное морское судно -ударил ножом,cрубил -проявление положительных чувств -свойство человека творить добро. -захватывающее происшествие, событие -стремительно, очень быстро -большое пространство наполненное соленой водой -высокая конструкция для крепления парусов МЫШОНОК ПИК -ответ детей «Мышки-малютки обитают на полях с зерновыми культурами или у реки среди кустарников. Летом устраивают из растений гнезда. Длина тела мышки 7 см, хвоста – 5–7 см. У молодых мышей окраска шерсти коричневатая. После первой линьки зверьки приобретают ярко-рыжую окраску. Нижняя сторона шерсти чисто белая. Мышь-малютка питается насекомыми, свежей зеленью и зерновыми кормами | Регулятивные: выделение учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного Познавательные: извлечение информации из разных источников Коммуникативные: строят высказывания, участвуют в учебном диалоге. Личностные: проявление терпения, преодоление трудностей. | |||
Выдвижение гипотезы
| Методический прием: «Предположение» -Ребята, если рассказ называется «Мышонок Пик» предположите, пожалуйста, о чем пойдет в нём речь? | о мышке и ее жизни | Коммуникативные: выражение своих мыслей, учитывание мнения других, аргументирование своего мнения Познавательные: доказательство. Регулятивные: прогнозирование | |||
Формулирование темы урока и постановка задач | - Кто сможет сформулировать тему урока и поставить цели, которые нам надо достичь на уроке? Целью нашего урока – исследования является произведение … (В В Бианки) называется оно … («Мышонок Пик») , но мы с вами попробуем понять все таки, что хотел сказать В Бианки написав такую сказку. | Целью нашего урока – исследования является произведение … (В В Бианки) называется оно … («Мышонок Пик») | Регулятивные: участие в целеполагании, постановка учебную задачу Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование задач Коммуникативные: выражение своих мыслей Личностные: самоопределение | |||
Первичное ознакомление | - Уважаемые мои исследователи, для перехода к следующему этапу необходима специальная подготовка. Я прошу вас включить в работу слуховые анализаторы: Помассируйте ушки, приговаривая про себя: «Ушки, ушки, слушайте и запоминайте внимательно!», Зрительные анализаторы: Закройте глазки – и ласково погладьте их проговаривая про себя: «Глазки, глазки, смотрите и наблюдайте внимательно!» - Включили? (Да!) Только теперь, когда вы готовы, даю вам установку: внимательно СЛУШАТЬ. Сегодня мы познакомимся с 2 главами рассказа: 1 глава как мышонок Пик попал в мореплаватели 2 глава кораблекрушение. Просмотр видео – книги «Мышонок Пик » до слов « счастливцем, что спасся…» Прием «Прогнозирование по содержанию» - Как вы думаете, что будет дальше? Как могут развиваться события? Просмотр видео – книги до окончания конца. | Массажируют уши, Повторяют за учителем Закрывают глаза Проговаривают про себя -ответ детей | Познавательные: понимание прочитанного, овладение умениями прогнозировать ситуацию, делать выводы, Регулятивные: проявление познавательной инициативы, предвосхищение результата. Коммуникативные: обоснование высказанных суждений, оформление своих мыслей в устной речи, участие в учебном диалоге. Личностные: нравственно-этическое оценивание содержания | |||
Первичное закрепления во внешней речи. Беседа по произведению | - Признаюсь ребята, глядя на этот фильм и слушая рассказ, Я очень волновалась! А, вы, какие эмоции и ощущения испытывали во время просмотра? - Назовите мне самые волнующие моменты. - Какие чувства, кроме страха, вы испытали при чтении рассказа? (беспокойство, жалость, волнение, отчаяние, радость, находчивость, решительность, смелость) | -Начинаешь волноваться, когда мальчик ранил ножом мышонка, хотел забросить в реку, атаковали чайки, когда его караулила щука, нападала птицы рыболов – скопа» -беспокойство, жалость, волнение, отчаяние, радость, находчивость, решительность, смелость | Познавательные: понимание цели чтения, осмысливание прочитанного, умение делать выводы Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, включение в совместную работу, умение задавать вопросы. Регулятивные: оценивание правильности выполнения действий Личностные: проявление интерес к чтению и ведению диалога с автором текста, проявление эмоциональной отзывчивости. | |||
Исследование. Уточнение о глубине полного понятия смысла произведения | Назовите мне действующих лиц рассказа. Кто по вашему главный герой рассказа? Следующим этапом исследования мы составим характеристики героям рассказа и в этом вам помогут карточки – помогайки, которые у вас лежат на столах. (Работа в группах, обмен информацией, при выступлении групп на слайде появляются герои рассказа) | -Мышонок Пик, брат и сестра -Мышонок ПИК | Познавательные: умение добывать новые знания, давать оценку поступкам, уметь вычленять главное. Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор. Регулятивные: умение высказывать своё предположение Коммуникативные: умение донести свою позицию до других | |||
Физминутка | Веселая мышка (слайд) | Личностные: установка на здоровый образ жизни | ||||
Связывание информации. 1.Синквейн | Следующий этап творческий – попытайтесь погрузиться в мир поэзии, через попытку составления – синквейна – пятистрочной стихотворной формы. Для этого берём нужное слово. (памятка слайд) +3 карточки синквейн шаблоны 1. Пишем имя существительное по теме. 2. Два имени прилагательных 3.Три глагола 4. Предложение, в котором содержится мысль 5. Слово-смысл темы. - Я предлагаю вместе составить синквейн про главного героя нашего рассказа «Мышонка». Вы можете пользоваться текстом из учебника или придумывать свое. 1. Пишем имя существительное по теме. 2. Два имени прилагательных. Какой он? 3. Три глагола 4. Предложение, в котором содержится мысль 5. Слово – смысл темы! 4. Пришло время попробовать свои силы самим! - Что у нас получилось? | -дети активно работают -Мышонок -малюсенький, желторотый -зажмурил, открыл, слышал -маленький герой познает мир (учится выживать в трудных ситуациях). путешественник -Дети отвечают по группам | Регулятивные: умение планировать свою работу, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. Коммуникативные: участие в диалоге, умение задавать уточняющие вопросы, вырабатывать навыки общения, планирование учебного сотрудничества. Личностные: умение взаимодействовать с одноклассниками в группе | |||
Подтверждение или опровержение гипотезы | - Подведем итог нашего исследования по плану урока-исследования. - Помните, перед знакомством с произведением я вам задавала вопрос: «О чем пойдет речь в рассказе с таким названием «Мышонок Пик» и вы мне ответили, что о жизни мышонка… - А теперь, вы с этим согласны? | -Нет, речь идет о путешествии, о герое, о том, что он познает мир | Познавательные: умение делать выводы о результатах совместной работы класса и учителя. Личностные: эмоциональное проживание текста, выражение своих эмоций | |||
Подведение итогов | Пришло время подвести итог. Мы с вами познакомились с 2 главами С какой целью написал Бианки свой рассказ? Какой смысл в нем заложен? - Конечно ребята, - Друзья мои, я обращаюсь к вам, помните всегда - любое легкомыслие подкарауливается своей жизненной «акулой» - вот почему Л.Н.Толстой назвал этот рассказ так. Выберите народную мудрость, которая бы раскрывала смысл нашего рассказа: | о поступке, продиктованном родительской любовью! «Любовь побеждает всё!» | Коммуникативные: обмен мнениями по изученному материалу, впечатлениями. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: нравственно-этического оценивание. | |||
Рефлексия | ( На фоне тихой музыки) Каждое прочитанное произведение нас чему-то учит, заставляет над чем-то задуматься. -Чему научило это произведение вас? Ребята можно выйти победителем из любой ситуации, только не нужно впадать в панику, не унывать, а добиваться своего.
-Чему учит, о чем заставляет вас задуматься рассказ «Мышонок Пик»? (вывод: можно выйти победителем из любой ситуации , только не нужно впадать в панику, не унывать, а добиваться своего) - Давайте напишем нашему герою мышонку пожелания. (дети на стикерах пишут пожелания мышонку и прикрепляют к доске) | -чтобы мы любили и бережно относились к живой природе; могли сочувствовать животным и не обижать их -можно выйти победителем из любой ситуации , только не нужно впадать в панику, не унывать, а добиваться своего | Познавательные: рефлексия способов Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | |||
Домашнее задание | 1) Прочитать весь рассказ до конца. 2) Составить три – четыре вопроса к прочитанному тексту. (СЛАЙД 10) Спасибо за урок. Я приготовила вам вот такие подарки. | Личностные: самостоятельно оценивают свои возможности и делают выбор Регулятивные: планируют свои действия |
У нас четыре группы: 3- эксперты, 1- корреспонденты. У вас на столах лежат листочки с заданиями. У каждой группы своё задание.
Составление портрета героев.
Карточка – помогайка для первой группы.
Каким был мальчик? Охарактеризуйте его. |
План характеристики героя:
|
|
|
Карточка – помогайка для второй группы.
Какой была девочка? Охарактеризуйте её. |
План характеристики героя: 1. Описание (какой она была?) |
|
|
|
Карточка – помогайка для третьей группы.
Какой был Мышонок Пик? Охарактеризуйте его. |
План характеристики героя:
|
2. Вывод о герое. Свои чувства к нему. |
|
3. В каких приключениях он побывал, что вы запомнили. |
Карточка – помогайка для третьей группы.
Каким был мышонок Пик? Охарактеризуйте его. |
План характеристики героя: |
1 группа:
Порскнуть – а) убежать м) это броситься врассыпную
Мореплаватель – это б) солдат ы) устаревшая морская специальность
Корабль – ш) крупное морское судно в) плот
2 группа:
Рубнул – это о) ударил ножом,cрубил в) оторвал
Симпатия – это г) неприязнь н) проявление положительных чувств
Доброта – это д) плохое поведение в поступках людей о) свойство человека творить добро.
- группа:
Приключение – это е) фильм к) захватывающее происшествие, событие
Опрометью – это п) стремительно, очень быстро
ж) неподвижно
Море – это з) остров и) большое пространство наполненное соленой водой
Мачта – это й) лестница к) высокая конструкция для крепления парусов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....
Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу В. Бианки "Мышонок Пик"
Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: В.В. Бианки "Мышонок Пик". 3 класс, УМК "Школа России"
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: В.В. Бианки "Мышонок Пик". 3 класс, УМК "Школа России", ФГОС...
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе на тему "В.Бианки "Мышонок Пик". УМК "Школа России".
Технологическая карта урока развития речи на основе произведения В Бианки "Мышонок Пик", 3 класс, УМК "Школа России"....
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...
Технологическая карта урока литературного чтения, «Рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга» УМК «Школа России». Литературное чтение. В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 3 класс
Технологическая карта урока литературного чтения, «Рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга» УМК «Школа России». Литературное чтение. В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 3 класс...