Технологическая карта урока литературного чтения, «Рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга» УМК «Школа России». Литературное чтение. В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Кудашева Софья Дмитриевна

Технологическая карта урока литературного чтения, «Рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга» УМК «Школа России». Литературное чтение. В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 01.03.24

Школа: МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска» (филиал)

Класс: 3 «Е»

Урок: 4

Время: 10:45-11:25   Кабинет: 209

Студент: Кудашева Софья Дмитриевна

Группа: 31

Учитель: Залялова Нейля Анатольевна

Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна

Тема урока «Рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения произведения

Константина Паустовского «Кот-ворюга»; представлений о жизни и творчестве автора.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с биографией автора;

2. Познакомить обучающихся с произведением «Кот-ворюга».

Предметные:

1. Формировать представление о биографии автора;

2. Понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;

Развивающие:

1. Развивать речевые умения в ходе обсуждения прочитанного;

2. Развивать умение работать с текстом через анализ произведения.

Личностные:

1. Осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

2. Понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к литературному чтению через использование продуктивных заданий.

2. Воспитывать уважение к другим, ответственное отношение к своим поступкам.

УМК: «Школа России». Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. В. Г. Горецкий,

М. В. Голованова, учебная презентация, раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

С: беседа

1. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Софья Дмитриевна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

2. Создание эмоционального настроя. Активизация внимания учащихся.

- Сядьте те, у кого хорошее настроение, теперь сядут те, кто вкусно позавтракал, теперь сядут те, кто хорошо выспался, сядут те, кто готов начать работу.

1. Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку.

- Здравствуйте.

2. Сосредотачивают внимание на речи учителя.

Здороваются, присаживаются.

Л: мотивация учебной деятельности

Р:самоопределение к деятельности;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и мотивация

(2 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

П

С: опрос, беседа

Н: показ

П: задание(кроссворд)

Взаимоконтроль

1. Актуализирует знания по пройденным темам.

2. Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

- Чтобы начать работать, нам нужно сделать разминку.

- Послушайте скороговорку.

Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота.

- Теперь первое предложение читает первый ряд,

второе – второй, третье – третий, затем быстрее также и все вместе еще быстрее.

- Какие звуки встречаются чаще?

- Зачем нам скороговорка?

- Вы правы. И прочитайте ещё раз и постарайтесь её запомнить. Кто готов сказать скороговорку без опоры?

-Молодцы!

- Кто мне назовёт тему, над которой вы работали на прошлом уроке?

- Верно, и сейчас мы с вами будем решать кроссворд по произведению Бориса Житкова "Про обезьянку". Вопросы будут на экране, решать мы будем в парах, но для начала повторим правила работы в парах.

- Отлично, приступаем к работе, на это задание у вас есть 3 минутки. Показываем свою готовность «домиком».

 

По вертикали:

1: Одежда Яшки.

3: Животное, которым был Яшка.

6: Любимый напиток Яшки.

По горизонтали:

2: То, чего не было у Яшки.

4: Любимое лакомство Яшки.

5: Образовательное учреждение, где учится главный герой рассказа.

Теперь посмотри на эталон на экране и проверьте всё ли у вас правильно. Поднимите руки те, у кого нет ошибок. Опустите. Поднимите руки те, у кого 1-2 ошибки. Опустите. И теперь поднимите руки у кого 3 и более ошибок.

- Начнём мы с загадки:

Красив, он и строен, длинноус и мохнат.

Он любит мышей, ненавидит собак.

Так вы отгадайте скорей, о ком говорится в загадке моей.

- По каким признакам вы отгадали, что это кот? А кто услышал отгадку в самом тексте?

1. Отвечают на вопросы учителя.

-Над темой Б. Житкова «Про обезьянку».

- Звук [ч’], буква ч.

- Чтобы улучить дикцию – правильно и чётко выговаривать звуки и буквы.

Поднимают руки по желанию.

1. При разговоре смотри на собеседника.

2. Называй товарища по имени.

3. Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар.

4. Работать должны оба.

5. Один говорит, другой слушает.

6. Своё несогласие высказывай вежливо.

2. Выполняют задание.

-Кот.

- По словам длинноус и мохнат, любит мышей, ненавидит собак.

П: извлечение необходимой информации из текста; анализ, синтез, сравнение, обобщение; осознанное или произвольное построение речевого высказывания

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Слайд 1

Слайд 2

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

С: беседа, опрос

Н: презентация.

П: задание

Внешний контроль

1. Подведение к формулировке темы и целей урока.

-Ребята, сегодня я буду смотреть кто будет самым активным рядом на уроке и в конце урока я оценю вашу работу и выдам грамоты каждому ряду за I, II и III место. Желаю вам активно поработать! А теперь посмотрим на фотографию на слайде. Это Константин Георгиевич Паустовский.

- Исходя из загадки и автора подумайте, о чём мы будем с вами говорить? Предположите тему урока?

- Почти правильно! Произведение К. Г. Паустовского называется «Кот-ворюга».

- Какую поставим цель для нашего урока? Для этого на слайде слово - помощник:

Познакомиться с …

- А теперь, давайте составим план, которому мы будем следовать в течение всего урока. В нём пропущены некоторые слова, давайте их подберём:

План:

1) Познакомимся с биографией _______.

2) Познакомимся с _____________ «Кот-ворюга».

3) Выполним _______________ и групповую работу.

4) Сделаем _________ о проделанной работе.

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

- произведение К. Г. Паустовского «Кот»?

- Познакомиться с биографией автора и его произведением «Кот-ворюга».

План:

1) Познакомимся с биографией автора.

1) Познакомимся с произведением «Кот-ворюга».

2) Выполним самостоятельную и групповую работу.

3) Сделаем вывод о проделанной работе.

Л: мотивация к учению и познанию

Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи   учебной   деятельности.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

Г

С: беседа, объяснение, чтение

Н: раздаточный материал

П: задание

Внешний контроль

1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с его творчеством и познакомимся с его произведением. Вам нужно будет поработать в группах и заполнить карточки о биографии Константина. Паустовского, но перед этим повторим правила работы в группах.

- На это задание у вас есть 3 минуты.

Константина Георгиевича Паустовского и познакомимся с

произведением

- А теперь каждая группа прочитает свой отрывок.

- Для знакомства с произведением у нас есть маршрутные листы, пока что не переворачивайте их. Сначала мы поработаем над словами, которыми могут вызвать у вас затруднения. Сейчас на экране будут появляться слова, и мы будем предполагать значение этих слов. Слова: прорва, чулан, кукан, тесовая крыша, лаз, плотица, негодование, подпалины, припадок.

- Отлично, можете перевернуть маршрутные листы и увидеть эти слова в табличке. Так же вы можете уже сейчас записать автора произведения и название. Всё, отложили листы.

-Теперь обратим внимание на название. Почему автор назвал так своё произведение?

свое произведение?

- О ком пойдет речь?

- Как вы думаете, по названию он будет отличаться от других котов?

- Почему автор назвал кота – ворюга?

- Главный герой рассказа Паустовского - кот.

- Подберите к слову “ворюга” синонимы.

- Почему автор остановился на слове «ворюга»?

Чтение первой части.  

– Как характеризует кота автор?

– Какая сцена вызвала у вас улыбку?

– Почему он воровал?  

- Как вы думаете, поймают ли кота?

Чтение второй части. (До слов «Что же нам с ним

делать?»)

– Оправдались ли ваши прогнозы?

– Каким предстал перед вами кот, когда его вытащили из-

под дома?

Чтение второй части. (До слов «Что же нам с ним

делать?»)

– Оправдались ли ваши прогнозы?

– Каким предстал перед вами кот, когда его вытащили из-

под дома?

Чтение второй части. (До слов «Что же нам с ним

делать?»)

– Оправдались ли ваши прогнозы?

– Каким предстал перед вами кот, когда его вытащили из-

под дома?

Чтение второй части. (До слов «Что же нам с ним

делать?»)

– Оправдались ли ваши прогнозы?

– Каким предстал перед вами кот, когда его вытащили из-

под дома?

Чтение второй части. (До слов «Что же нам с ним

делать?»)

– Оправдались ли ваши прогнозы?

– Каким предстал перед вами кот, когда его вытащили из-

под дома?

Чтение второй части. (До слов «Что же нам с ним

делать?»)

– Оправдались ли ваши прогнозы?

– Каким предстал перед вами кот, когда его вытащили из-

под дома?

Чтение второй части. (До слов «Что же нам с ним

делать?»)

– Оправдались ли ваши прогнозы?

– Каким предстал перед вами кот, когда его вытащили из-

под дома?

Чтение второй части. (До слов «Что же нам с ним

делать?»)

– Оправдались ли ваши прогнозы?

– Каким предстал перед вами кот, когда его вытащили из-

под дома?

Чтение второй части.

- Оправдались ли или опроверглись ваши прогнозы?

- Каким предстал перед вами кот, когда его вытащили из-под дома?

Остановка во второй части. (До слов «Что же с ним делать?)

- Как вы думаете, что сделают с котом?

Чтение второй части до конца.

- Ваши предположения совпали с прочитанным?

- Почему герои отказались наказывать кота, а просто

решили дать ему поесть?

- Как вы думаете, есть ли надежда на то, что кот

исправится?

Чтение третьей части.

2.Проводит работу по обсуждению текста после первичного прочтения.

-Посмотрите на маршрутный лист и отметьте, кто является главными героями в рассказе?

- От чьего лица ведется повествование?

- К какому литературному жанру относится это произведение? Объясните, как вы это выяснили, по каким критериям?

Отметьте на своих листах, что это рассказ.

- А из каких частей состоит рассказ?

- Какой момент является завязкой?

- Давайте определим кульминационный момент в рассказе.

- В чём заключается развязка в этом произведении?

1.Выполняют задания, отвечают на вопросы.

1.В группе должен быть ответственный.

2.Работать должен каждый.

3.Один говорит, другие слушают.

4.Свое несогласие высказывай вежливо.

5.Не понял – переспроси.

6.Говорить вполголоса.

- Может быть это произведение о коте, который ворует.

- О коте.

- Возможно да.

- Потому что кот воровал что-то?

-Вор, воришка, жулик.

-Хотел показать негативное отношение окружающих к воровству.

- Как злого, подлого воришку, который ворует всё, что захочет и у всех.

- Фраза из сцены «грабёж среди белого дня».

- Потому, что ему нечего было кушать

- Да

- Да, прогнозы подтвердились, кота поймали.

- Кот был худой, бедный и несчастный.

- Лёнька заберёт его к себе.

- Нет/Да.

-Вид кота вызвал чувства жалости, сострадания.

- Есть, потому что у него появились хозяева.

- Автор, Ленька, Рувим, кот.

- От лица автора.

- Рассказ.

1. Повествование о реальных событиях.

2. Небольшой объём.

3. Немного действующих лиц.

4. Полнота и законченность повествования.

- Завязка, кульминация, развязка.

- Кот украл со стола кусок ливерной колбасы. Если бы Ворюга не украл эту колбасу, может быть его и не поймали. Но так как он её украл, то начали развиваться дальнейшие действия.

- Поимка кота.

- Кот начал совершать благородные поступки. Кота переименовали из Ворюги в Милиционера, чтобы показать необратимость происшедших перемен.

Л:готовность и способность обучающихся к саморазвитию

П: извлечение из текста необходимой информации; анализ, синтез, обобщение, сравнение.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения.

Слайд 6

Слайд

7-16

УМК

Раздаточный материал

Слайд 17

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

С: объяснение, беседа, опрос, характеристика текста

Н: учебное пособие

Внешний контроль

1.Организует повторное, (или выборочное) чтение и обсуждение содержания произведения.

- Мы с вами сейчас перечитаем рассказ и составим план этого рассказа, проанализируем.

- Прочитайте сначала до слов «Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.».

О чем говорится в этой части?

- Что делали герои рассказа?

- Как можем озаглавить эту часть?

- Читаем дальше, 2 часть до слов «…, и это действовало нам на нервы.»

-Удалось ли поймать кота рыбакам? Как можем озаглавить часть?

- Прочитайте 3 часть до слов «Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел.».

- Кто такой Ленька? Почему позвали именно его? Как вел себя кот в ловушке? Почему он выл и ругался? Чьему совету лучше довериться Ленькиному или Автора? Как можем озаглавить часть?

- Прочитайте заключительную 4 часть.

- Озаглавьте часть.

2.Организует оценивание

- Давайте подумаем, каковы главная мысль рассказа?

- Верно, к этому рассказу отлично подходит пословица: твори добро - не помни зла.

- Запишите главную мысль в маршрутном листе.

1. Выполняют задание и объясняют свой выбор

- О том, что автор и его семья никак не могли поймать ловкого кота-ворюгу, ничего не получалось.

- «В отчаянии».

- «Неудачная охота».

- «Ловушка».

-«Кот- Милиционер».

- Этот рассказ учит доброте и бережному отношению к животным, умению прощать, не держать зла, творить добро.

П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

П: выполнение динамической паузы

1.Организует динамическую паузу.

- Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест. Повторяйте движения.

Показ видеофрагмента с динамической паузой.

1.Выполняют динамическую паузу.

Повторяют движения из видеофрагмента

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интегриоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Ф

И

С: опрос

П: тест

Взаимоконтроль

1.Организует самостоятельную работу.  

- Ребята, теперь вы будете выполнять задание самостоятельно. У вас на столе небольшой тест, в котором есть вопросы по рассказу.

Тест.

1. Жанр этого произведения:

а) сказка; б) рассказ; в) повесть.

2. От имени кого ведется повествование?

а) Леньки; б) кота; в) автора.

3. Кто главный герой рассказа?

а) Ленька; б) кот; в) голенастый петух.

4. Как звали кота?

а) бандит; б) бродяга; в) ворюга.

5. Что такое кукан?

а) металлическая сетка; б) верёвка, на которую одевается пойманная рыба.

6. Где кот попался?

а) на березе; б) в узком лазу.

7. Кто предложил накормить кота, вместо избиения?

а) Ленька; б) Рувим; в) Автор.

8. Как повлиял ужин на кота?

а) убежал из дома; б) перестал воровать.

9. Автор произведения:

а) Пушкин; б) Тютчев; в) Паустовский.

10. Сколько жирных окуней было в кукане?

а) 5; б) 10; в) 7.

Контролирует выполнение работы.

- Теперь давайте проверим. Обмениваемся с соседом по парте карточками и сверяем с эталоном. Нет ошибок – 5, 1-2 ошибки – 4, 3-4 ошибки – 3, 5 и более ошибок – 2.

3.Организует взаимооценивание и самооценивание.

- Оценим свою успешность в маршрутном листе. Если вы нигде не ошиблись ставим «5» в «окошке» напротив слова «тест», одна ошибка «4», две и более ошибок «3».

1.Выполняют самостоятельную работу.

Ответы:

1-Б.

2-В.

3-Б.

4-В.

5-Б.

6-Б.

7-А.

8-Б.

9-В.

10-Б.

Взаимопроверка деятельности.

Л:Развитие самостоятельности и личной ответственности

Р: контроль, оценка

Слайд 18

Включение в систему знаний, повторение

(5-6 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

И

С: объяснение

П: задание

Внешний контроль

1. Организует работу класса на повторение теоретического материала.

2. Обобщает материал урока.

Составление «Синквейна»

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строка — это описание действия в рамках этой темы

тремя словами.

4. Четвертая строка - предложение из четырех слов,

раскрывающее суть темы или отношение к ней.

5. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

- Напишите синквейн.

1 вариант: Кот в начале рассказа (до переломного момента).

2 вариант: Кот в конце рассказа (после переломного момента).

- Кто хочет рассказать, что у него получилось?

1.Составляют синквейн для закрепления материала.

Варианты детей.

П: построение логической цепи рассуждений.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения.

Слайд 19

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения

Ф

С: беседа, опрос

Н: раздатка

Внешний контроль

1.Организует анализ работы по критериям.

Каждый ученик пишет фразу на стикерах:

«Сегодня на уроке …»  

Было интересно…                    

было    трудно…

я понял, что…                            

я почувствовал…

-Давайте подводить итоги.

- Скажите, какая была тема урока?

- Верно, а какую цель мы ставили?

-Достигли ли мы этой цели?

-Посмотрите ещё раз на план, все ли пункты плана мы выполнили?

 Правильно, а какой пункт не выполнили?

- Не подвели итоги. На маршрутном листе у вас есть 3 фразы:

Мне было интересно...

Мне было трудно...

Я понял или почувствовал, что...

- Вам нужно с места, по поднятой руке ответить на 2-3 вопроса и таким образом мы подведём итоги нашей работы. Кто хочет высказаться?

- Спасибо за урок, вы отлично поработали.

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

Тема - произведение Константина Паустовского «Кот-ворюга»

- Познакомиться с произведением «Кот-ворюга».

- Да.

-Нет.

План:

1) Узнать о произведении «Кот-ворюга».

2) Выполнить самостоятельную и групповую работу.

3) Сделать вывод о проделанной работе.

- Не подвели итоги.

Высказывают свои мысли, чувства.

П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса; отвечать на вопросы учителя.

Слайд 20

Слайд 21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики по теме "Умножение суммы на число" (УМК "Школа России", 3 класс)

Учащиеся научатся моделировать приёмы умножения суммы на число с помощью схематических рисунков; читать равенства, используя математическую терминологию; решать задачи изученных видов...

Технологическая карта урока математики по теме "Решение задач на движение" (УМК "Школа России", 4 класс)

Учащиеся научатся моделировать с помощью таблиц и решать задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние»; дополнять вопросом условие задачи и составлять задачу по решению; устанавливать аналогии...

Технологическая карта урока математики : «Сложение и вычитание вида +2, -2» (УМК "Школа России", 1 класс)

Технологическая карта урока математики:  «Сложение и вычитание вида +2, -2» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умения реша...

Технологическая карта урока русского языка : «Единственное и множественное число глаголов» ( УМК " Школа России, 2 класс)

Тема урока русского языка :«Единственное и множественное число глаголов»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование понятий единственное и множественное число гла...

Технологическая карта урока окружающего мира : «В лесу и на воде» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира : «В лесу и на воде»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о правилах бе...

Технологическая карта урока окружающего мира: «Что общего у разных растений?» ( УМК " Школа России", 1 класс)

Технологическая карта  урока окружающего мира «Что общего у разных растений?»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления о частях растения...

Технологическая карта урока обучения грамоте, «Звуки [с], [с\'], буква «с», УМК «Школа России» Русский язык. 1 класс. Учебник в 2 частях, 1 часть - Канакина В.П., Горецкий В.Г., 1 класс

Технологическая карта урока обучения грамоте, «Звуки [с], [с'], буква «с», УМК «Школа России» Русский язык. 1 класс. Учебник в 2 частях, 1 часть - Канакина В.П., Горе...