Технологическая карта урока литературного чтения, «Рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга» УМК «Школа России». Литературное чтение. В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения, «Рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга» УМК «Школа России». Литературное чтение. В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 3 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 01.03.24 Школа: МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска» (филиал) Класс: 3 «Е» Урок: 4 Время: 10:45-11:25 Кабинет: 209 | Студент: Кудашева Софья Дмитриевна Группа: 31 Учитель: Залялова Нейля Анатольевна Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна |
Тема урока «Рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения произведения
Константина Паустовского «Кот-ворюга»; представлений о жизни и творчестве автора.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Познакомить обучающихся с биографией автора; 2. Познакомить обучающихся с произведением «Кот-ворюга». | Предметные: 1. Формировать представление о биографии автора; 2. Понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам; |
Развивающие: 1. Развивать речевые умения в ходе обсуждения прочитанного; 2. Развивать умение работать с текстом через анализ произведения. | Личностные: 1. Осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; 2. Понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. |
Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к литературному чтению через использование продуктивных заданий. 2. Воспитывать уважение к другим, ответственное отношение к своим поступкам. |
УМК: «Школа России». Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. В. Г. Горецкий,
М. В. Голованова, учебная презентация, раздаточный материал.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф С: беседа | 1. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. - Здравствуйте ребята, меня зовут Софья Дмитриевна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. 2. Создание эмоционального настроя. Активизация внимания учащихся. - Сядьте те, у кого хорошее настроение, теперь сядут те, кто вкусно позавтракал, теперь сядут те, кто хорошо выспался, сядут те, кто готов начать работу. | 1. Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку. - Здравствуйте. 2. Сосредотачивают внимание на речи учителя. Здороваются, присаживаются. | Л: мотивация учебной деятельности Р:самоопределение к деятельности; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
Актуализация знаний и мотивация (2 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф П С: опрос, беседа Н: показ П: задание(кроссворд) Взаимоконтроль | 1. Актуализирует знания по пройденным темам. 2. Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. - Чтобы начать работать, нам нужно сделать разминку. - Послушайте скороговорку. Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход. В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота. - Теперь первое предложение читает первый ряд, второе – второй, третье – третий, затем быстрее также и все вместе еще быстрее. - Какие звуки встречаются чаще? - Зачем нам скороговорка? - Вы правы. И прочитайте ещё раз и постарайтесь её запомнить. Кто готов сказать скороговорку без опоры? -Молодцы! - Кто мне назовёт тему, над которой вы работали на прошлом уроке? - Верно, и сейчас мы с вами будем решать кроссворд по произведению Бориса Житкова "Про обезьянку". Вопросы будут на экране, решать мы будем в парах, но для начала повторим правила работы в парах. - Отлично, приступаем к работе, на это задание у вас есть 3 минутки. Показываем свою готовность «домиком».
По вертикали: 1: Одежда Яшки. 3: Животное, которым был Яшка. 6: Любимый напиток Яшки. По горизонтали: 2: То, чего не было у Яшки. 4: Любимое лакомство Яшки. 5: Образовательное учреждение, где учится главный герой рассказа. Теперь посмотри на эталон на экране и проверьте всё ли у вас правильно. Поднимите руки те, у кого нет ошибок. Опустите. Поднимите руки те, у кого 1-2 ошибки. Опустите. И теперь поднимите руки у кого 3 и более ошибок. - Начнём мы с загадки: Красив, он и строен, длинноус и мохнат. Он любит мышей, ненавидит собак. Так вы отгадайте скорей, о ком говорится в загадке моей. - По каким признакам вы отгадали, что это кот? А кто услышал отгадку в самом тексте? | 1. Отвечают на вопросы учителя. -Над темой Б. Житкова «Про обезьянку». - Звук [ч’], буква ч. - Чтобы улучить дикцию – правильно и чётко выговаривать звуки и буквы. Поднимают руки по желанию. 1. При разговоре смотри на собеседника. 2. Называй товарища по имени. 3. Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар. 4. Работать должны оба. 5. Один говорит, другой слушает. 6. Своё несогласие высказывай вежливо. 2. Выполняют задание. -Кот. - По словам длинноус и мохнат, любит мышей, ненавидит собак. | П: извлечение необходимой информации из текста; анализ, синтез, сравнение, обобщение; осознанное или произвольное построение речевого высказывания К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции. Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Слайд 1 Слайд 2 |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф С: беседа, опрос Н: презентация. П: задание Внешний контроль | 1. Подведение к формулировке темы и целей урока. -Ребята, сегодня я буду смотреть кто будет самым активным рядом на уроке и в конце урока я оценю вашу работу и выдам грамоты каждому ряду за I, II и III место. Желаю вам активно поработать! А теперь посмотрим на фотографию на слайде. Это Константин Георгиевич Паустовский. - Исходя из загадки и автора подумайте, о чём мы будем с вами говорить? Предположите тему урока? - Почти правильно! Произведение К. Г. Паустовского называется «Кот-ворюга». - Какую поставим цель для нашего урока? Для этого на слайде слово - помощник: Познакомиться с … - А теперь, давайте составим план, которому мы будем следовать в течение всего урока. В нём пропущены некоторые слова, давайте их подберём: План: 1) Познакомимся с биографией _______. 2) Познакомимся с _____________ «Кот-ворюга». 3) Выполним _______________ и групповую работу. 4) Сделаем _________ о проделанной работе. | 1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении. - произведение К. Г. Паустовского «Кот»? - Познакомиться с биографией автора и его произведением «Кот-ворюга». План: 1) Познакомимся с биографией автора. 1) Познакомимся с произведением «Кот-ворюга». 2) Выполним самостоятельную и групповую работу. 3) Сделаем вывод о проделанной работе. | Л: мотивация к учению и познанию Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф Г С: беседа, объяснение, чтение Н: раздаточный материал П: задание Внешний контроль | 1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания. - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с его творчеством и познакомимся с его произведением. Вам нужно будет поработать в группах и заполнить карточки о биографии Константина. Паустовского, но перед этим повторим правила работы в группах. - На это задание у вас есть 3 минуты. Константина Георгиевича Паустовского и познакомимся с произведением - А теперь каждая группа прочитает свой отрывок. - Для знакомства с произведением у нас есть маршрутные листы, пока что не переворачивайте их. Сначала мы поработаем над словами, которыми могут вызвать у вас затруднения. Сейчас на экране будут появляться слова, и мы будем предполагать значение этих слов. Слова: прорва, чулан, кукан, тесовая крыша, лаз, плотица, негодование, подпалины, припадок. - Отлично, можете перевернуть маршрутные листы и увидеть эти слова в табличке. Так же вы можете уже сейчас записать автора произведения и название. Всё, отложили листы. -Теперь обратим внимание на название. Почему автор назвал так своё произведение? свое произведение? - О ком пойдет речь? - Как вы думаете, по названию он будет отличаться от других котов? - Почему автор назвал кота – ворюга? - Главный герой рассказа Паустовского - кот. - Подберите к слову “ворюга” синонимы. - Почему автор остановился на слове «ворюга»? Чтение первой части. – Как характеризует кота автор? – Какая сцена вызвала у вас улыбку? – Почему он воровал? - Как вы думаете, поймают ли кота? Чтение второй части. (До слов «Что же нам с ним делать?») – Оправдались ли ваши прогнозы? – Каким предстал перед вами кот, когда его вытащили из- под дома? Чтение второй части. (До слов «Что же нам с ним делать?») – Оправдались ли ваши прогнозы? – Каким предстал перед вами кот, когда его вытащили из- под дома? Чтение второй части. (До слов «Что же нам с ним делать?») – Оправдались ли ваши прогнозы? – Каким предстал перед вами кот, когда его вытащили из- под дома? Чтение второй части. (До слов «Что же нам с ним делать?») – Оправдались ли ваши прогнозы? – Каким предстал перед вами кот, когда его вытащили из- под дома? Чтение второй части. (До слов «Что же нам с ним делать?») – Оправдались ли ваши прогнозы? – Каким предстал перед вами кот, когда его вытащили из- под дома? Чтение второй части. (До слов «Что же нам с ним делать?») – Оправдались ли ваши прогнозы? – Каким предстал перед вами кот, когда его вытащили из- под дома? Чтение второй части. (До слов «Что же нам с ним делать?») – Оправдались ли ваши прогнозы? – Каким предстал перед вами кот, когда его вытащили из- под дома? Чтение второй части. (До слов «Что же нам с ним делать?») – Оправдались ли ваши прогнозы? – Каким предстал перед вами кот, когда его вытащили из- под дома? Чтение второй части. - Оправдались ли или опроверглись ваши прогнозы? - Каким предстал перед вами кот, когда его вытащили из-под дома? Остановка во второй части. (До слов «Что же с ним делать?) - Как вы думаете, что сделают с котом? Чтение второй части до конца. - Ваши предположения совпали с прочитанным? - Почему герои отказались наказывать кота, а просто решили дать ему поесть? - Как вы думаете, есть ли надежда на то, что кот исправится? Чтение третьей части. 2.Проводит работу по обсуждению текста после первичного прочтения. -Посмотрите на маршрутный лист и отметьте, кто является главными героями в рассказе? - От чьего лица ведется повествование? - К какому литературному жанру относится это произведение? Объясните, как вы это выяснили, по каким критериям? Отметьте на своих листах, что это рассказ. - А из каких частей состоит рассказ? - Какой момент является завязкой? - Давайте определим кульминационный момент в рассказе. - В чём заключается развязка в этом произведении? | 1.Выполняют задания, отвечают на вопросы. 1.В группе должен быть ответственный. 2.Работать должен каждый. 3.Один говорит, другие слушают. 4.Свое несогласие высказывай вежливо. 5.Не понял – переспроси. 6.Говорить вполголоса. - Может быть это произведение о коте, который ворует. - О коте. - Возможно да. - Потому что кот воровал что-то? -Вор, воришка, жулик. -Хотел показать негативное отношение окружающих к воровству. - Как злого, подлого воришку, который ворует всё, что захочет и у всех. - Фраза из сцены «грабёж среди белого дня». - Потому, что ему нечего было кушать - Да - Да, прогнозы подтвердились, кота поймали. - Кот был худой, бедный и несчастный. - Лёнька заберёт его к себе. - Нет/Да. -Вид кота вызвал чувства жалости, сострадания. - Есть, потому что у него появились хозяева. - Автор, Ленька, Рувим, кот. - От лица автора. - Рассказ. 1. Повествование о реальных событиях. 2. Небольшой объём. 3. Немного действующих лиц. 4. Полнота и законченность повествования. - Завязка, кульминация, развязка. - Кот украл со стола кусок ливерной колбасы. Если бы Ворюга не украл эту колбасу, может быть его и не поймали. Но так как он её украл, то начали развиваться дальнейшие действия. - Поимка кота. - Кот начал совершать благородные поступки. Кота переименовали из Ворюги в Милиционера, чтобы показать необратимость происшедших перемен. | Л:готовность и способность обучающихся к саморазвитию П: извлечение из текста необходимой информации; анализ, синтез, обобщение, сравнение. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения. | Слайд 6 Слайд 7-16 УМК Раздаточный материал Слайд 17 |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Ф С: объяснение, беседа, опрос, характеристика текста Н: учебное пособие Внешний контроль | 1.Организует повторное, (или выборочное) чтение и обсуждение содержания произведения. - Мы с вами сейчас перечитаем рассказ и составим план этого рассказа, проанализируем. - Прочитайте сначала до слов «Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.». О чем говорится в этой части? - Что делали герои рассказа? - Как можем озаглавить эту часть? - Читаем дальше, 2 часть до слов «…, и это действовало нам на нервы.» -Удалось ли поймать кота рыбакам? Как можем озаглавить часть? - Прочитайте 3 часть до слов «Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел.». - Кто такой Ленька? Почему позвали именно его? Как вел себя кот в ловушке? Почему он выл и ругался? Чьему совету лучше довериться Ленькиному или Автора? Как можем озаглавить часть? - Прочитайте заключительную 4 часть. - Озаглавьте часть. 2.Организует оценивание - Давайте подумаем, каковы главная мысль рассказа? - Верно, к этому рассказу отлично подходит пословица: твори добро - не помни зла. - Запишите главную мысль в маршрутном листе. | 1. Выполняют задание и объясняют свой выбор - О том, что автор и его семья никак не могли поймать ловкого кота-ворюгу, ничего не получалось. - «В отчаянии». - «Неудачная охота». - «Ловушка». -«Кот- Милиционер». - Этот рассказ учит доброте и бережному отношению к животным, умению прощать, не держать зла, творить добро. | П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. | |
Динамическая пауза | Снижение эмоционального и физического напряжения | П: выполнение динамической паузы | 1.Организует динамическую паузу. - Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест. Повторяйте движения. Показ видеофрагмента с динамической паузой. | 1.Выполняют динамическую паузу. Повторяют движения из видеофрагмента | ||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интегриоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Ф И С: опрос П: тест Взаимоконтроль | 1.Организует самостоятельную работу. - Ребята, теперь вы будете выполнять задание самостоятельно. У вас на столе небольшой тест, в котором есть вопросы по рассказу. Тест. 1. Жанр этого произведения: а) сказка; б) рассказ; в) повесть. 2. От имени кого ведется повествование? а) Леньки; б) кота; в) автора. 3. Кто главный герой рассказа? а) Ленька; б) кот; в) голенастый петух. 4. Как звали кота? а) бандит; б) бродяга; в) ворюга. 5. Что такое кукан? а) металлическая сетка; б) верёвка, на которую одевается пойманная рыба. 6. Где кот попался? а) на березе; б) в узком лазу. 7. Кто предложил накормить кота, вместо избиения? а) Ленька; б) Рувим; в) Автор. 8. Как повлиял ужин на кота? а) убежал из дома; б) перестал воровать. 9. Автор произведения: а) Пушкин; б) Тютчев; в) Паустовский. 10. Сколько жирных окуней было в кукане? а) 5; б) 10; в) 7. Контролирует выполнение работы. - Теперь давайте проверим. Обмениваемся с соседом по парте карточками и сверяем с эталоном. Нет ошибок – 5, 1-2 ошибки – 4, 3-4 ошибки – 3, 5 и более ошибок – 2. 3.Организует взаимооценивание и самооценивание. - Оценим свою успешность в маршрутном листе. Если вы нигде не ошиблись ставим «5» в «окошке» напротив слова «тест», одна ошибка «4», две и более ошибок «3». | 1.Выполняют самостоятельную работу. Ответы: 1-Б. 2-В. 3-Б. 4-В. 5-Б. 6-Б. 7-А. 8-Б. 9-В. 10-Б. Взаимопроверка деятельности. | Л:Развитие самостоятельности и личной ответственности Р: контроль, оценка | Слайд 18 |
Включение в систему знаний, повторение (5-6 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф И С: объяснение П: задание Внешний контроль | 1. Организует работу класса на повторение теоретического материала. 2. Обобщает материал урока. Составление «Синквейна» 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами. 4. Четвертая строка - предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней. 5. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. - Напишите синквейн. 1 вариант: Кот в начале рассказа (до переломного момента). 2 вариант: Кот в конце рассказа (после переломного момента). - Кто хочет рассказать, что у него получилось? | 1.Составляют синквейн для закрепления материала. Варианты детей. | П: построение логической цепи рассуждений. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения. | Слайд 19 |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Ф С: беседа, опрос Н: раздатка Внешний контроль | 1.Организует анализ работы по критериям. Каждый ученик пишет фразу на стикерах: «Сегодня на уроке …» Было интересно… было трудно… я понял, что… я почувствовал… -Давайте подводить итоги. - Скажите, какая была тема урока? - Верно, а какую цель мы ставили? -Достигли ли мы этой цели? -Посмотрите ещё раз на план, все ли пункты плана мы выполнили? Правильно, а какой пункт не выполнили? - Не подвели итоги. На маршрутном листе у вас есть 3 фразы: Мне было интересно... Мне было трудно... Я понял или почувствовал, что... - Вам нужно с места, по поднятой руке ответить на 2-3 вопроса и таким образом мы подведём итоги нашей работы. Кто хочет высказаться? - Спасибо за урок, вы отлично поработали. | 1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала. Тема - произведение Константина Паустовского «Кот-ворюга» - Познакомиться с произведением «Кот-ворюга». - Да. -Нет. План: 1) Узнать о произведении «Кот-ворюга». 2) Выполнить самостоятельную и групповую работу. 3) Сделать вывод о проделанной работе. - Не подвели итоги. Высказывают свои мысли, чувства. | П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса; отвечать на вопросы учителя. | Слайд 20 Слайд 21 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики по теме "Умножение суммы на число" (УМК "Школа России", 3 класс)
Учащиеся научатся моделировать приёмы умножения суммы на число с помощью схематических рисунков; читать равенства, используя математическую терминологию; решать задачи изученных видов...
Технологическая карта урока математики по теме "Решение задач на движение" (УМК "Школа России", 4 класс)
Учащиеся научатся моделировать с помощью таблиц и решать задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние»; дополнять вопросом условие задачи и составлять задачу по решению; устанавливать аналогии...
Технологическая карта урока математики : «Сложение и вычитание вида +2, -2» (УМК "Школа России", 1 класс)
Технологическая карта урока математики: «Сложение и вычитание вида +2, -2» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умения реша...
Технологическая карта урока русского языка : «Единственное и множественное число глаголов» ( УМК " Школа России, 2 класс)
Тема урока русского языка :«Единственное и множественное число глаголов»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование понятий единственное и множественное число гла...
Технологическая карта урока окружающего мира : «В лесу и на воде» ( УМК " Школа России", 3 класс)
Технологическая карта урока окружающего мира : «В лесу и на воде»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о правилах бе...
Технологическая карта урока окружающего мира: «Что общего у разных растений?» ( УМК " Школа России", 1 класс)
Технологическая карта урока окружающего мира «Что общего у разных растений?»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления о частях растения...
Технологическая карта урока обучения грамоте, «Звуки [с], [с\'], буква «с», УМК «Школа России» Русский язык. 1 класс. Учебник в 2 частях, 1 часть - Канакина В.П., Горецкий В.Г., 1 класс
Технологическая карта урока обучения грамоте, «Звуки [с], [с'], буква «с», УМК «Школа России» Русский язык. 1 класс. Учебник в 2 частях, 1 часть - Канакина В.П., Горе...