ТЕМА: В.В. Бианки рассказ «Мышонок Пик»
КЛАСС: 3 («Школа России»)
ТИП УРОКА: урок «открытия» нового знания
ВИД УРОКА: урок — диалог
ЦЕЛИ:
Образовательная: ознакомить с творчеством В.В. Бианки, формировать умение решать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач
Развивающая: обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; понимать тему и главную мысль рассказа
Воспитательная: прививать любовь к чтению
Предметные результаты обучения: умение прогнозирования содержания произведения, определение жанра произведения, выбор видов деятельности на уроке умение понимать поступки героев, характеризовать героя, подбирая слова-определения, умение работать в группе.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий — УУД):
Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, предвосхищают результат, осуществляют пошаговый контроль по результату, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других, вступают в речевое обращение, строят монологическое высказывание, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, управляют поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений, доказывают.
Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков.
Оборудование: учебники, тетради, записи на доске, запись мультипликационного фильма «Мышонок Пик», карточки для самостоятельной работы.
Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге
Формы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (побуждение, обращение, похвала)
Технологии: ЗОТ, игровые технологии, технология деятельностного подхода
МПС: русский язык, физическая культура, ОЗОМ, связь с жизнью.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Самоопределение деятельности | Создание ситуации успеха (1 минута) | - Закройте глаза, вспомните о чем-то хорошем. Откройте глаза, улыбнитесь друг другу. - Начинаем урок чтения. | Настраиваются на активную работу на уроке | Регулятивные: - формирую способность к организации своей деятельности |
2. Актуализация | Мотивация ( 1 минута) | - Назовите автора, произведение которого мы читали вчера на уроке. - О чем пишет В.Бианки в своих рассказах? Кто его герои? - Назовите произведение, которое мы читаем сейчас. - Почему мы решили, что это сказка? | Отвечают на вопросы; записывают в тетрадь. В.В. Бианки «Мышонок Пик» Литературный жанр: сказка. | Коммуникативные: - учу отвечать на вопросы - создаю ситуацию для обсуждения |
3. Постановка учебной задачи | Создание проблемной ситуации (1 минута) | - Сегодня на уроке мы будем перечитывать сказку и проводить небольшое исследование. Цель нашего исследования: узнать, какими художественными приёмами пользовался автор, чтобы мы поняли, что пришлось пережить мышонку во время его путешествия. |
| Регулятивные: - учу определять цели урока
|
4. Проверка д/з | 5 минут | - Дома вы готовили чтение I части в лицах. - Назовите героев, с которыми мы знакомимся в I части - Как называется разговор 2-х человек? - Кто участвует в диалоге? -Каким мы видим брата в этой части (на доске появляется сердитое лицо брата) - С какой интонацией мы прочитаем его реплики? - Какой мы видим сестру? (на доске появляется веселое лицо сестры) - С какой интонацией мы прочитаем её реплики? Вопрос после чтения: - Понравился ли вам поступок детей? Почему? Что совершили дети? Добро или зло? |
Сердитым, злым, упрямым.
Уверенно, сердито. Доброй, жалостливой, неразумной. Удивленно, радостно, с жалостью, испуганно.
Зло | Познавательные: - учу осмысливать, какая информация нужна для решения задачи - учу анализировать характеры и чувства героев - учу делать выводя
|
5. Открытие нового знания | Исследование (10 мин) | - Перечитайте и найдите в следующей части (с.75), что говорит сам автор об этом поступке детей -Давайте прочитаем, с какими опасностями встретился маленький мышонок в реке. Первая опасность — сама река. - Прочитайте, как описывает реку автор. (На доске появляется рисунок реки и описание реки) - Река (какая?) широкая - Как называется этот художественный приём? - На что похожа река? - Как называют этот художественный приём? На доске:1) Река была широкая (эпитет) — целое море (сравнение). - Прочитайте, какая ещё опасность поджидала мышонка в реке? На доске: 2) Большие белые чайки (рисунок) - Какой художественный приём помогает нам представить чаек? Аналогичная работа проводится далее. 3) щука со страшными зубами 4) крупная хищная птица - Какие выразительные слова помогают автору показать, каким опасным было путешествие Пика? | «..... в опасное путешествие»
Река была широкая — целое море
эпитет на море сравнение
«...Большие белые чайки...»
эпитеты
эпитеты и сравнения
| Познавательные - учу выбирать из текста нужные для анализа фрагменты - учу анализировать - учу называть существенные признаки объектов - учу делать выводы и обобщения по итогам анализа Коммуникативные - учу отвечать на вопросы
|
6. Применение нового знания и первичное закрепление. | Применение открытого знания в практической деятельности (7 минут) | Чтение III части. - Прочитаем, что случилось с мышонком в следующей части. После чтения: - Почему автор назвал эту часть «Страшная ночь»? - А теперь вы сами проведете исследование в этой части и найдете эпитеты и сравнения. - Возьмите карточки. Перечитайте III часть, найдите и вставьте в предложения пропущенные слова. Укажите, где эпитеты и сравнения. Карточка. * Так он и просидел.... целый день * Огляделся — никого. Тогда он.... быстро покатился в траву. * ...... шорохи и шелесты слышались со всех сторон в траве. - Поменяйтесь карточками и проверьте друг друга. -Прочитайте предложение, назовите пропущенное слово и художественный приём. - «Учителя» подарите вашим ученикам цветок за правильно выполненную работу. - Скажите, что изменилось бы в предложениях без этих слов? |
Работа с карточками
голодный (эпитет) тёмным(сравнение) клубочком тихие (эпитет)
| Регулятивные - учу действовать по выбранному плану - учу способам самопроверки Познавательные: - учу анализировать - учу делать выводы Коммуникативные: - учу работать в группе - учу критически относиться к своей позиции и признавать свою неправоту
|
7. Самостоятельная работа в группах | Применение нового способа дейст- вия, рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха (5 минут) | - Молодцы, вы всё хорошо поняли про эпитеты и сравнения. - Попробуем заполнить трудную таблицу в которой вы приведёте примеры эпитетов и сравнений. - Работать будете парами, помогая друг другу. Можно взять примеры с доски, из карточек. Проверка с учителем. - Приведите примеры эпитетов, сравнений. Карточка Средства художественной выразительности | ПРИМЕРЫ |
|
|
|
| Регулятивные: - учу действовать по выбранному плану - учу способам взаимопроверки Познавательные: - учу осмысливать, какая информация нужна для решения задачи - учу искать информацию в разных источниках - учу анализировать и обобщать Коммуникативные: - учу работать в группе - учу убеждать другого человека - учу вносить вклад в совместные действия
|
8. Физкультминутка | 1 минута
|
|
|
|
9. Составление характеристики героя | 6 минут | Чтение IV части (выборочное) - Кто запомнил возраст Пика? - Он ещё ничего не умел, когда остался без мамы. - Давайте прочитаем в следующей части — чему же он научился?
- Чему еще надо обязательно научиться?
Чтение V части цепочкой. - Прочитаем следующую часть «Соловей — разбойник». Найдем, чему еще научится Пик. - Про кого так говорят «соловей — разбойник»? После чтения: - Почему автор сравнивает птицу с разбойником? - Как удалось мышонку перехитрить соловья — разбойника? Расскажите. - Чему он ещё научился? - Мышонку выпало много испытаний, во время путешествия. Какие качества характера помогли ему их преодолеть? Докажите. На доске: Мышонок (какой?) ..... (рисунок) упрямый * упорный злой * смелый * сообразительный легкомысленный
|
2 недели от роду
1) научился находить себе пищу 2) научился лазать спасаться от врагов
о тех, кто занимается разбоем.
Спасаться от врагов
упорный, смелый, сообразительный.
| Познавательные: - учу анализировать характер и чувства героев - учу делать выводы Коммуникативные: - учу отвечать на вопросы - учу убеждать другого человека
|
10. Включение нового знания в систему знаний и закрепление. |
Применение открытого знания в практической дея- тельности. ( 2минуты) |
- Как многому научился маленький мышонок, а чему научились вы на этом уроке? - Над чем заставил задуматься В.Бианки?
- Прочитайте пословицы. Выберите те, которые можно отнести к мышонку; к детям. * Мал, да удал. * Злой человек не проживет в добре век. * Кто смел, тот и цел. * Худо тому, кто добра не делает ни- кому. - Ещё мы с вами провели на уроке небольшое исследование. Что же мы узнали в результате этой работы? |
*относиться бережно к природе; * не обижать маленьких, беззащитных; * не сдаваться, бороться с опасностями
Писатели используют такие выразительные слова, как эпитеты и сравнения для того, чтобы читатели лучше представляли героев произведения и события, которые с ними происходят. | Регулятивные: - учу способам самопроверки Познавательные: - учу выделять главную мысль Коммуникативные: - учу строить монологическое высказывание
|
11. Домашнее задание | 1 минута | Нарисовать картинный план к сказке или пересказ одной части (по выбору) |
|
|
12. Рефлексия | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения (5 минут) | - Мы с вами прочитали сказку в сокращении. - Давайте посмотрим отрывок из мультфильма и узнаем, чем закончилась сказка. После просмотра: - Вы рады за мышонка? Я — очень! - Вспомним начало сказки. - Что мы с вами сказали о поступке детей? - А сейчас, что вы думаете о детях? Изменилось ли их отношение к живым существам, к природе? - Какой поступок они совершили в конце сказки?
- Получается, что в этой сказке, как всегда, встретились добро и зло. - Кто догадается, какое слово надо вставить в это предложение? На доске: ДОБРО ......... ЗЛО. Да будет так! - А сейчас, ребята, оцените свою работу на уроке. Нарисуйте в тетрадях смайлики. - Поднимите руку те, кто нарисовал улыбку. Молодцы! - Спасибо за урок. |
Дети совершили зло
Дети совершили добрый поступок.
ПОБЕЖДАЕТ
Оценка своей работы. | Познавательные: - учу анализировать, обобщать и делать выводы Регулятивные - учу способам самопроверки
|