Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу В. Бианки "Мышонок Пик"
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему

Пахомова Татьяна Григорьевна

Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon myshonok_pik.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: В.В. Бианки  рассказ «Мышонок Пик»

КЛАСС: 3 («Школа России»)

ТИП УРОКА: урок «открытия» нового знания

ВИД УРОКА: урок — диалог

ЦЕЛИ:

Образовательная: ознакомить с творчеством В.В. Бианки, формировать умение решать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач

Развивающая: обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; понимать тему и главную мысль рассказа

Воспитательная: прививать любовь к чтению

Предметные результаты обучения: умение прогнозирования содержания произведения, определение жанра произведения, выбор видов деятельности на уроке умение понимать поступки героев, характеризовать героя, подбирая слова-определения, умение работать в группе.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий — УУД):

Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, предвосхищают результат, осуществляют пошаговый контроль по результату, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других, вступают в речевое обращение, строят монологическое высказывание, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, управляют поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений, доказывают.

Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков.

Оборудование: учебники, тетради, записи на доске, запись мультипликационного фильма «Мышонок Пик», карточки для самостоятельной работы.

Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге

Формы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (побуждение, обращение, похвала)

Технологии: ЗОТ, игровые технологии, технология деятельностного подхода

МПС: русский язык, физическая культура, ОЗОМ, связь с жизнью.

                                                                                             


 СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Самоопределение деятельности

Создание ситуации успеха

(1 минута)

- Закройте глаза, вспомните о чем-то хорошем. Откройте глаза, улыбнитесь друг другу.

- Начинаем урок чтения.

Настраиваются на активную работу на уроке

Регулятивные:

- формирую способность к организации своей деятельности

2. Актуализация

Мотивация

( 1 минута)

- Назовите автора, произведение которого мы читали вчера на уроке.

- О чем пишет В.Бианки в своих рассказах? Кто его герои?

- Назовите произведение, которое мы читаем сейчас.

- Почему мы решили, что это сказка?

Отвечают на вопросы; записывают в тетрадь.

В.В. Бианки

«Мышонок Пик»

Литературный жанр:

сказка.

Коммуникативные:

- учу отвечать на вопросы

- создаю ситуацию для обсуждения

3. Постановка

учебной задачи

Создание проблемной

ситуации

(1 минута)

- Сегодня на уроке мы будем перечитывать сказку и проводить небольшое исследование. Цель нашего исследования: узнать, какими художественными приёмами пользовался автор, чтобы мы поняли, что пришлось пережить мышонку во время его путешествия.

Регулятивные:

- учу определять цели урока

4. Проверка д/з

5 минут

- Дома вы готовили чтение I части в лицах.

- Назовите героев, с которыми мы знакомимся в I части

- Как называется разговор 2-х человек?

- Кто участвует в диалоге?

-Каким мы видим брата в этой части (на доске появляется сердитое лицо брата)

- С какой интонацией мы прочитаем его реплики?

- Какой мы видим сестру?

(на доске появляется веселое лицо сестры)

- С какой интонацией мы прочитаем её реплики?

Вопрос после чтения:

- Понравился ли вам поступок детей? Почему? Что совершили дети? Добро или зло?

Сердитым, злым, упрямым.

Уверенно, сердито.

Доброй, жалостливой, неразумной.

Удивленно, радостно, с жалостью, испуганно.

Зло

Познавательные:

- учу осмысливать, какая информация нужна для решения задачи

- учу анализировать характеры и чувства героев

- учу делать выводя

5. Открытие

нового знания

Исследование            (10 мин)

- Перечитайте и найдите в следующей части (с.75), что говорит сам автор об этом поступке детей

-Давайте прочитаем, с какими опасностями встретился маленький мышонок в реке.

Первая опасность — сама река.

- Прочитайте, как описывает реку автор. (На доске появляется рисунок реки и описание реки)

- Река (какая?) широкая

- Как называется этот художественный приём?

- На что похожа река?

- Как называют этот художественный приём?

На доске:1) Река была широкая (эпитет) — целое море (сравнение).

- Прочитайте, какая ещё опасность поджидала мышонка в реке?

На доске: 2) Большие белые чайки

(рисунок)

- Какой художественный приём помогает нам представить чаек?

Аналогичная работа проводится далее.

3) щука со страшными зубами

4) крупная хищная птица

- Какие выразительные слова помогают автору показать, каким опасным было путешествие Пика?

«..... в опасное

путешествие»

Река была широкая — целое море

эпитет

на море

сравнение

«...Большие белые чайки...»

эпитеты

эпитеты и сравнения

Познавательные

- учу выбирать из текста нужные  для анализа фрагменты

- учу анализировать

- учу называть существенные признаки объектов

- учу делать выводы  и обобщения по итогам анализа

Коммуникативные

- учу отвечать на вопросы

6. Применение

нового знания

и первичное

закрепление.

Применение

открытого

знания в

практической

деятельности

(7 минут)

Чтение III части.

- Прочитаем, что случилось с мышонком в следующей части.

После чтения:

- Почему автор назвал эту часть «Страшная ночь»?

- А теперь вы сами проведете исследование в этой части и найдете эпитеты и сравнения.

- Возьмите карточки. Перечитайте III часть, найдите и вставьте в предложения пропущенные слова. Укажите, где эпитеты и сравнения.

Карточка.

* Так он и просидел.... целый день

* Огляделся — никого. Тогда он....

быстро покатился в траву.

* ...... шорохи и шелесты слышались со всех сторон в траве.

- Поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

-Прочитайте предложение, назовите пропущенное слово и художественный приём.

- «Учителя» подарите вашим ученикам цветок за правильно выполненную работу.

- Скажите, что изменилось бы в предложениях без этих слов?

Работа с карточками

голодный (эпитет)

тёмным(сравнение)

клубочком

тихие (эпитет)

Регулятивные

- учу действовать по выбранному плану

- учу способам самопроверки

Познавательные:

 - учу анализировать

- учу делать выводы

Коммуникативные:

 - учу работать в группе

- учу критически относиться к своей позиции и признавать свою неправоту

7. Самостоятельная работа в группах

Применение

нового способа дейст-

вия, рефлексия достижения цели,

создание ситуации успеха

(5 минут)

- Молодцы, вы всё хорошо поняли про эпитеты и сравнения.

- Попробуем заполнить трудную таблицу в которой вы приведёте примеры эпитетов и сравнений.

- Работать будете парами, помогая друг другу. Можно взять примеры с доски, из карточек.

Проверка с учителем.

- Приведите примеры эпитетов, сравнений.

Карточка

Средства художественной

выразительности

ПРИМЕРЫ

Регулятивные:

 - учу действовать по выбранному плану

- учу способам взаимопроверки

Познавательные:

- учу осмысливать, какая информация нужна для решения задачи

- учу искать информацию  в разных источниках

- учу анализировать и обобщать

Коммуникативные:

- учу работать в группе

- учу убеждать другого человека

- учу вносить вклад в совместные действия

8. Физкультминутка

1 минута

9. Составление

характеристики

героя

6 минут

Чтение IV части (выборочное)

- Кто запомнил возраст Пика?

- Он ещё ничего не умел, когда остался без мамы.

- Давайте прочитаем в следующей

части — чему же он научился?

- Чему еще надо обязательно научиться?

Чтение V части цепочкой.

- Прочитаем следующую часть «Соловей — разбойник». Найдем, чему еще научится Пик.

- Про кого так говорят «соловей — разбойник»?

После чтения:

- Почему автор сравнивает птицу с разбойником?

- Как удалось мышонку перехитрить соловья — разбойника? Расскажите.

- Чему он ещё научился?

- Мышонку выпало много испытаний, во время путешествия. Какие качества характера помогли ему их преодолеть? Докажите.

На доске:

Мышонок (какой?) ..... (рисунок)

упрямый

* упорный

злой

* смелый

* сообразительный

легкомысленный

2 недели от роду

1) научился находить себе пищу

2) научился лазать

спасаться от врагов

о тех, кто занимается разбоем.

Спасаться от врагов

упорный, смелый,

сообразительный.

Познавательные:

- учу анализировать характер и чувства героев

- учу делать выводы

Коммуникативные:

 - учу отвечать на вопросы

- учу убеждать другого человека

10. Включение

нового знания

в систему знаний и закрепление.

Применение открытого знания в практической дея-

тельности.

( 2минуты)

- Как многому научился маленький мышонок, а чему научились вы на этом уроке?

- Над чем заставил задуматься В.Бианки?

- Прочитайте пословицы. Выберите те, которые можно отнести к мышонку; к детям.

* Мал, да удал.

* Злой человек не проживет в добре век.

* Кто смел, тот и цел.

* Худо тому, кто добра не делает ни-

кому.

- Ещё мы с вами провели на уроке небольшое исследование. Что же мы узнали в результате этой работы?

*относиться бережно к природе;

* не обижать маленьких, беззащитных;

* не сдаваться, бороться с опасностями

Писатели используют такие выразительные слова, как эпитеты и сравнения для того, чтобы читатели лучше представляли героев произведения и события, которые с ними происходят.

Регулятивные:

- учу способам самопроверки

Познавательные:

 - учу выделять главную мысль

Коммуникативные:

- учу строить монологическое высказывание

11. Домашнее задание

1 минута

Нарисовать картинный план к сказке

или пересказ одной части (по выбору)

12. Рефлексия

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения (5 минут)

- Мы с вами прочитали сказку в сокращении.

- Давайте посмотрим отрывок из мультфильма и узнаем, чем закончилась сказка.

После просмотра:

- Вы рады за мышонка? Я — очень!

- Вспомним начало сказки.

- Что мы с вами сказали о поступке детей?

- А сейчас, что вы думаете о детях?

Изменилось ли их отношение к живым существам, к природе?

- Какой поступок они совершили в конце сказки?

- Получается, что в этой сказке, как всегда, встретились добро и зло.

- Кто догадается, какое слово надо вставить в это предложение?

На доске:

ДОБРО ......... ЗЛО.

Да будет так!

- А сейчас, ребята, оцените свою работу на уроке. Нарисуйте в тетрадях смайлики.

- Поднимите руку те, кто нарисовал улыбку. Молодцы!

- Спасибо за урок.

Дети совершили зло

Дети совершили добрый поступок.

ПОБЕЖДАЕТ

Оценка своей работы.

Познавательные:

 - учу анализировать, обобщать и делать выводы

Регулятивные

- учу способам самопроверки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Л.Н. Толстого "Прыжок"

Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока...

Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Л.Н. Толстого "Прыжок"

Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока...

Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу К. Паустовского «Заячьи лапы»

Анализ рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы», знакомства с системой образов и  жанровыми особенностями произведения...

Технологическая карта урока литературного чтения «Художественные рассказы. В. Осеева «Бабка»»(УМК «НШ 21 века», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе работы над произведением В. Осеевой «Бабка»; совершенствование видов речевой деятельностиЗадачи урокаДидактические:1. ф...

Технологическая карта урока литературного чтения «Исторические рассказы. Л. Пантелеев «Камилл и учитель»» (УМК «НШ 21 века», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе работы над произведением Л. Пантелеева «Камилл и учитель»; совершенствование видов речевой деятельности.Задачи урокаДид...

Технологическая карта урока литературного чтения «Драматизм рассказа Людмилы Улицкой «Бумажная победа»» (УМК «ПНШ», 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа Л. Улицкой «Бумажная победа».Задачи урока:Дидактические:знать сведения из биографии писателя, содержание р...