Главные вкладки
Интегрированный урок "Как сохранить красоту бабочки, не убивая её?"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Интегрированный урок литературного чтения,изобразительного искусства и музыки. В уроке предусмотрены эффективные приемы и методы, коорые формируют умения учащихся добывать новые знания, делать выводы, умозаключения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
интегрированный урок литературного чтения, музыки и изобразительного искусства | 39.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт. Нагорск
Интегрированный урок в 4 классе
«Красота бабочек в литературе и искусстве»
(литературное чтение, изобразительное искусство, музыка)
Разработала учитель начальных классов
КОГОБУ СО с УИОП пгт Нагорск
Серебреникова Галина Николаевна
Класс 4
Тема урока: Бабочки
Тип урока: интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства, музыки.
Цель урока: Используя содержание отрывка из произведения В.В.Набокова, тексты научно – популярного содержания, формировать умения учащихся воспринимать красоту природы. Создать коллективное панно «Бабочки»
Задачи урока:
Обучающие: Познакомить с отрывком из произведения В.В.Набокова «Другие берега»
Развивающие: Развивать умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы; создавать условия для развития творческого воображения, памяти, мышления, внимания, речи, наблюдательности
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в парах, умение слушать и слышать собеседника; аккуратность и бережное отношение к природе.
Формы организации работы на уроке: фронтальная, работа в парах, групповая.
Оборудование: -презентация по этапам урока -видеоролик «Прекрасный мир бабочек» -физическая карта мира - рабочие материалы для учащихся -толковый словарь Ожегова - портрет В.Набокова и его книга « Другие берега» -музыка для релаксации В.А.Моцарта «Музыка ангелов» --альбомные листы, восковые мелки (или акварельные краски) - картинки двух бабочек на скотче в конвертах -иллюстрации с бабочками -чемпионами
Планируемые результаты обучения :
Предметные:
Знакомятся с отрывком из произведения В.В.Набокова «Другие берега»
Извлекают нужную информацию и текстов разного типа
Создают коллективно панно «Бабочки»
Личностные:
Проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Умеют сотрудничать с учителем и одноклассниками
Регулятивные:
Определяют, формулируют тему и цель урока с помощью учителя.
Совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.
Планируют, контролируют и оценивают свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Учатся высказывать своё предположение.
Познавательные:
Умеют вести информационный поиск для выполнения учебных задач.
Строят монологическую речь в устной форме.
Добывают новые знания: извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, карта, схема,словарь); находят ответы на
вопросы, привлекая свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
Слушают и понимают речь других, совместно договариваются о правилах общения, следуют им.
Вступают в диалог.
Работают в группе, в паре.
Доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи.
Высказывают свою точку зрения и пытаются ее обосновывать, приводя аргументы.
Краткое содержание этапов урока
Этапы урока | Использованные методы и приемы |
Мобилизующий Формулирование темы и целей обучающимися | Фронтальная беседа Развитие монологической речи |
Вводная беседа о бабочках и красоте | Эвристическая беседа Проблемная ситуация Наглядно – иллюстративный метод (средствами ИКТ) |
Чтение научно – популярных текстов | Активное слушание Выразительное чтение Наглядно – иллюстративный Работа с картой |
Актуализация знаний о стилях речи Работа с текстом | Фронтальная беседа Чтение произведения учителем Фронтальная проверка восприятия Самостоятельное чтение текста Словарно – лексическая работа в группах Выразительное чтение детьми Выборочное чтение с целью уточнения описания |
Диагностика точности восприятия | Проблемная ситуация: сравни картинки и найди нужную по описанию (слайды) |
Релаксация | Прослушивание музыкального отрывка Словесное рисование |
Создание панно. Рефлексия. | Рисование, работа в парах |
Подведение итогов. Домашнее задание | Фронтальная беседа |
Рефлексия |
Содержание урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 (3мин)
| Мобилизующий
Формулирование темы и целей обучающимися
| Вот звонок нам дал сигнал- Поработать час настал. Ни минутки не теряем И работать начинаем! Каким бы вы хотели видеть урок сегодня ? – Вы постараетесь сделать урок интересным и полезным? Я рада. - Чтобы определить тему нашего урока, нужно разгадать шараду: Часть первая – две буквы из начала алфавита. Вторая- тарой служит нам, А если все соедините, то полетит она к прекрасная к высоким небесам. Правильно, наш урок посвящен бабочкам. И будет он сегодня необычным. Он объединит сразу несколько предметов: литературное чтение, изобразительное искусство, музыку. Эпиграфом к уроку будут слова К. Паустовского « Все лучшее в природе принадлежит всем вместе» Если вы правильно раскроете смысл этих слов, то легко сможете сформулировать цели нашего урока. Познакомиться… Учиться… Понять… | Высказывают свои мысли Разгадывают шараду, доказывают правильный ответ - Объясняют смысл высказывания. Формулируют цель урока, используя опорные слова : |
2 (3мин) | Просмотр видеоролика и беседа о красоте бабочек
Постановка проблемного вопроса. | -Что вы знаете о бабочках? Дополню: Бабочки, или чешуекрылые, отряд класса насекомых. Известно около 90 тысяч видов бабочек. Это самые изящные и удивительные создания природы. Вы представляете себе глаза бабочки? Нам кажется, что очень маленькие На самом деле они состоят из множества маленьких глазков до20 тысяч! Давайте посмотрим видеоролик о бабочках и насладимся их красотой. -Ваше впечатление об увиденном? -Захотелось ли вам поймать какую – нибудь из увиденных для домашней коллекции? Очень часто мы видим что-то красивое и говорим: вот бы мне такое! Как хочется иметь такую красоту! Знаете ли вы, что поймав бабочку, вы можете нарушить закон? Некоторые бабочки занесены в Красную книгу. Давайте себе признаемся, что поймать бабочку, значит УБИТЬ ее! Так что же делать? Как сохранить красоту бабочки, не убивая ее? Попробуем справиться с этой проблемой на уроке. | Делятся своими знаниями. (это насекомое, строение тела бабочек , каких знают бабочек, их польза или вред) Смотрят видеоролик Высказывают разные мнения (предполагаемые ответы: с помощью фотоаппарата, красок, слов) |
3 (8мин) | Чтение научно-популярных текстов о бабочках.
| Действительно, при помощи слов можно нарисовать любые картины. У вас на столах есть рабочие материалы. (приложение 1) Откройте 1 страницу, самостоятельно прочитайте тексты про бабочек и попробуйте догадаться –Из каких источников взяты эти тексты? ( из энциклопедий) -Как догадались? -Прочитайте 1 (2,3) тексты вслух (одновременно идет демонстрация слайдов с фотографиями данных бабочек по каждому тексту -Что поразило вас в содержании текстов? -Посмотрим на карту и попробуем проследить удивительный трудный путь бабочек – путешественниц -Вспомните из уроков русского языка - в каком стиле написаны эти тексты? (научный) -Какой вывод можно сделать? | Самостоятельное чтение с предварительным заданием
Выразительное чтение и слушание
Находят нужную информацию в текстах и зачитывают
Работают с физической картой мира Делают вывод: с помощью фотографий и научных текстов можно увидеть красоту бабочек |
4 (1мин) | Физкультминутка (слайд ) Зарядка для глаз
| Давайте и мы превратимся в бабочек Спал цветок – и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх – и улетел. А сейчас посмотрите, как бабочка медленно от нас улетает вдаль (слайд презентации) | Показывают движения |
5 (15мин) | Работа с текстом художественного стиля а) краткие сведения об авторе б) чтение текста учителем в) первичная проверка восприятия в) словарно-лексическая работа г) проблемная ситуация г) выборочное чтение д) диагностика точности восприятия | Внимание : шифровка и к ней ключ. Кто быстрее разгадает зашифрованное слово? Что оно обозначает? (приложение 2) -Знакома ли вам эта фамилия? - Показ портрета В.Набокова и книги «Другие берега» Сейчас будем читать отрывок из этой книги. Это рассказ « Бабочки». Это писатель и поэт, ученый энтомолог. -Какое слово вам непонятно. Попробуйте предположить, что оно может обозначать. Подсказка: (Энтомология – наука, изучающая насекомых) В.В.Набоков написал много романов не только на русском языке, но и на английском. А еще кроме литературы он увлекался бабочками. И не просто увлекался, а серьезно их изучал и даже открыл несколько видов. Об одной из них мы узнаем из рассказа « Бабочки» . Открыли учебники, я буду читать рассказ вслух, ваша задача : пометить непонятные слова и выражения в тексте. -Какой случай из своего детства описывает в этом отрывке В.В.Набоков? -Какое впечатление произвел на вас рассказ? -Назовите слова, значение которых вам непонятно. (приложение 5) -Где можно узнать значение непонятных слов? -Найдите значение слов в словаре Банальный - (обычный) флигель- (пристройка к дому) черно – палевый - ( бледно- желтый с черным) аоническое (обаяние) - ? -Проверяем работу в парах -Какое слово не смогли найти? (аоническое обаяние) Почему ? -Раскрою секрет! АОНическое обаяние – слово, придуманное В.Набоковым, то, что он услышал в имени бабочки- голые гласные - мАхАОн -Похож ли отрывок на тексты энциклопедий? -В каком стиле написано это произведение ? (в художественном) -Какими словами автор говорит о свих чувствах к бабочке? Найдите метафоры, эпитеты в отрывке -Какой хочет В.Набоков оставить бабочку в нашей памяти? -О какой бабочке идет речь? Посмотрите на слайд. Среди всех бабочек найдите ту, которую описывает автор. Зачитайте описание. Сделаем вывод | Разгадывают шифровку (фамилию автора) Высказывают предположения о значении незнакомого слова Находят по ходу чтения учителем непонятные слова Предполагаемые ответы: (в интернете, у взрослых, в словаре) Работают с толковыми словарями в группах (каждая группа находит только 1 слово) Высказывают свое мнение
Находят нужные слова и выражения в тексте и зачитывают Сравнивают описание бабочки с изображением (Красоту бабочки можно сохранить, нарисовав ее словами.) |
6 (2мин) | Релаксация. | -А как создал бы образ бабочки композитор? Закройте глаза и представьте себе утро, поле, бабочек (звучит музыка В.А.Моцарта «Музыка ангелов») -Вы слушали произведение известного австрийского композитора В. Моцарта «Музыка ангелов» -Какую картину вы себе нарисовали в воображении? Вывод: Красоту бабочек можно передать через музыку | Слушание музыкального произведения (образное воображение) Свободные высказывания детей, (словесное рисование) |
7 (10мин) | Создание панно.
Рефлексия
| Давайте на память об этом уроке создадим панно. Нарисуем луг, поляну, все, что нужно для бабочек. Работать будем в парах восковыми мелками, используя технику штриховки . Вспомните ее особенность ( линии направляем в одну сторону) Договоритесь, кто в паре будет рисовать небо, а кто луг. -Давайте расположим рисунки в одну линию и оценим работу друг друга. В конвертике у каждого у вас по 2 бабочки: одна яркая красочная, а другая черно –белая. Если вам интересно было на уроке и вы поняли как сохранить красоту бабочки не ловя и не убивая ее, посадите красочную бабочку на панно, если наоборот – черно –белую. (приложение 7) -Дети, глядя на эту радостную картину, какое ранее изученное стихотворение вы вспоминаете? Прочитаем строчки из стихотворения хором .(А.Фет «Ты прав. Одним воздушным очертаньем -Какое правило вынес каждый из вас с сегодняшнего занятия? Игра «Продолжи фразу». (приложение 8) | Самостоятельная работа в парах
Проводят самооценку своей деятельности на уроке, подходят к панно и приклеивают соответствующую бабочку. Хоровое чтение четверостишия, изученного ранее. |
8 (3мин)
| Домашнее задание Подведение итогов | Рассмотрим домашнее задание в рабочих материалах поясняю) Вы можете выбрать себе любое из четырех заданий. (приложение 3) Давайте вернемся к целям нашего урока. (открывается слайд ) Все ли, что было запланировано, мы выполнили на уроке? Кто был особенно активен на уроке? Оценки за урок. Спасибо за работу на уроке . Вы смогли сделать урок интересным и полезным . Урок окончен. | Записывают задание по выбору. Анализируют свою деятельность |
Источники при подготовке к уроку:
1) Г.А.Бакулина «Уроки литературного чтения. Развиваем интеллект, творчество, активность » Киров 2008
2) Е.С.Гостимская «Уроки по курсу литературное чтение в 4 классе» Москва 2006
3) Н.Гродзенская « Слушание музыки в начальной школе» Издательство Музыка 2000 г
5) « Панно из бумаги своими руками» http://women-on-line.ru/publ/nastennoe_panno_s_cvetami/9-1-0-551
6) Рисунки бабочек http://kartinki2008.ru/ http://www.fotodryg.ru/clipart-photoshop-1.php?razdel=2&id=1
7) видеоролик о красоте бабочек http://video.yandex.ru/#search?text
8)электронная физкультминутка для глаз http://festival.1september.ru/articles/549778/
9) В.А.Моцарт « Музыка ангелов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства для первого класса, посвященный дню Матери «Ты на свете лучше всех, Мама»
Цели:Познавательная:Почему каждому человеку нужна семья, мама. Раскрыть смысл слов: «нежность», «доброта», «ласка», «забота», «верность», «прекрасные чувства», «отношения».Разобрать музыкальные поняти...
Конспект Интегрированного занятия по художественной литературе и развитию речи Тема: «В гостях у русской народной сказки «Гуси-лебеди»
данный конспект зантятия может пригодится в работе воспитателя...
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ
В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...
Интегрированный урок по математике, литературе и ИВТ с применением проектной задачи.
Тип задачи: Предметная проектная одновозрастная.Цели и педагогические задачи (педагогический замысел); Выявление понимания учащимися нахождения площади фигур, умение создавать с помощью ИВТ и ср...
Интегрированный урок музыки и литературы "Колыбель творчества", 2-й класс
Интегрированный урок музыки и литературы "Колыбель творчества", 2-й класс...
интегрированный урок в 4 классе "Богатыри в литературе и искусстве"
Интегрированный урок в рамках практико-ориентированного подхода, проблемный подход к определению темы, сравнение разговорной и музыкальной речи, выполнение аппликации "Богатыри" ...
Интегрированный урок музыки и литературы " Музыка и литература -друзья. " Растрепанный воробей".
Этот урок проводится в 3 классе. На уроках литературнооо чтения учащиеся знакомятся с произведением К Паустовского " Растрепанный воробей", где лейтмотивом является любовь к иску...