Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Открытый урок по теме "Лирическое стихотворение Н.А.Заболоцкого "Лебедь в зоопарке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 19.79 КБ |
razvern._konspekt_uroka.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
КОНСПЕКТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ
Учитель: Шашаева Юлия Константиновна
Система: Традиционная, УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: Анализ лирического стихотворения Н.А.Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели: 1. Познакомить обучающихся с поэтическим произведением отечественной литературы; формировать мыслительную деятельность учащихся; совершенствовать навыки чтения через анализ поэтического произведения. Максимально выявить и использовать индивидуальный опыт ребёнка.
2. Развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого ученика. Развивать монологическую речь, способность вести диалог.
3. Вызвать желание и интерес к наблюдению за природой; уверенность в своих силах.
Задачи:
• формировать навык осознанного чтения текста с целью понимания прочитанного, его интерпретации и оценки.
• развивать критическое мышление, творческое воображение;
• воспитывать умение слушать и уважать мнение товарищей, учиться высказывать свои мысли, обосновывать свою точку зрения;
• воспитывать внимательное отношение к авторскому слову;
• уметь рассуждать о прочитанном, при анализе художественного произведения обращаться к тексту, понимать позицию автора;
• проявлять готовность к литературному творчеству, способность резюмировать информацию, излагать идеи, чувства, представления в нескольких словах.
Используемые приёмы: литературная викторина («мозговая атака»), чтение с остановками, прогнозирование, составление синквейна, дискуссия.
Формы организации работы обучающихся: фронтальная, парная, групповая
Оборудование: мультимедийный комплект, презентация с иллюстративным материалом, раздаточный материал(памятка оценивания), учебник
Ход урока
| |||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование универсальных учебных действий |
1. Организацион-ный момент | Чтение стихотворения Организация ситуации успеха. Проигрывание приветствия «Здравствуйте» | Дети слушают учителя, настраиваются на рабочий лад. | Личностные УУД: готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование . |
2.Актуализация знаний. | Подготовка к восприятию нового материала. | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
Работают в группах «Сравнение текстов» Групповая работа: Литературная викторина «Мозговой штурм»
|
Познавательные УУД: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник.
Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: уметь оформлять свою мысль в устной речи, уметь слушать и понимать других.
Общеучебные УУД: извлечение необходимой информации из произведения, определение основной и второстепенной информации.
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, объективно оценивать других . |
3. Постановка целей урока и учебной задачи. | - Сегодня на уроке мы продолжаем работать … | Обучающиеся читают подзаголовок.
Формулируют цель, задачи
| Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. |
4.Стадия осмысления содержания. | Чтение с остановкой. | Дети слушают и смотрят. Прогнозирование Работа в парах «Поиск информации в тексте» | Познавательные УУД: поиск и обработка необходимой информации, получение информации из дополнительных источников Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, объективно оценивать других . |
5.Чтение и анализ стихотворения
| -Прочитайте название произведения. О чем пойдет речь? | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
| Познавательные УУД: добывать новые знания: поиск и выделение необходимой информации, находить ответы на вопросы, используя текст.
|
6.Динамическая пауза | Проведение кинезиологичекой физ. минутки | Обучающиеся повторяют за учителем. |
|
| Самостоятельная работа по группам Прием «Тонкие и толстые вопросы»
Обучающиеся задают вопросы конкретным ученикам.
| Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации, получение информации из дополнительных источников. Коммуникативные УУД: обучать работе в паре.
Познавательные УУД: умение формулировать выводы,, опираясь на прочитанное, определять значимость полученной информации для себя. | |
7.Стадия рефлексии | Организует работу по составлению синквейна. | Работа в группах
Обучающиеся объясняют и делают выводы.
|
Коммуникативные УУД: реально оценивать свои цели и возможности. |
8.Итог урока | На уроке мне понравилось…. На уроке мне было трудно… На уроке мы научились… На уроке мы узнали…. | Обучающиеся заканчивают фразу. | Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
|
8.Рефлексия | Организует рефлексию.
Д/з №3,4 с.107 | Проводят самоанализ собственной деятельности | Коммуникативные УУД: реально оценивать свои цели и возможности. |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения в 4 классе
Учитель: Шашаева Юлия Константиновна
Система: Традиционная, УМК «Начальная школа XXI века»
Предмет: Литературное чтение Класс: 4
Авторы учебника: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова
Тип: урок открытия нового знания
Методы: технология развития критического мышления
Форма: индивидуальная, групповая
Тема: Анализ лирического стихотворения Н.А.Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»
Цели: 1. Познакомить обучающихся с поэтическим произведением отечественной литературы; формировать мыслительную деятельность учащихся; совершенствовать навыки чтения через анализ поэтического произведения. Максимально выявить и использовать индивидуальный опыт ребёнка.
2. Развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого ученика. Развивать монологическую речь, способность вести диалог.
3. Вызвать желание и интерес к наблюдению за природой; уверенность в своих силах.
Задачи:
• формировать навык осознанного чтения текста с целью понимания прочитанного, его интерпретации и оценки.
• развивать критическое мышление, творческое воображение;
• воспитывать умение слушать и уважать мнение товарищей, учиться высказывать свои мысли, обосновывать свою точку зрения;
• воспитывать внимательное отношение к авторскому слову;
• уметь рассуждать о прочитанном, при анализе художественного произведения обращаться к тексту, понимать позицию автора;
• проявлять готовность к литературному творчеству, способность резюмировать информацию, излагать идеи, чувства, представления в нескольких словах.
Используемые приёмы: литературная викторина («мозговая атака»), чтение с остановками, прогнозирование, составление синквейна, дискуссия.
Оборудование: ИКТ, учебники, презентация к уроку, карточки с заданиями для групповой работы
Ход урока
Стадия вызова.
- Организационный момент. Психологический настрой учащихся
(слайд 2) (На слайде - яркое лучистое солнышко)
- Настраиваемся на интересную работу! Улыбнитесь гостям, друг другу и мне. Как хорошо!
- На доске светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щечкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее!
А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные!
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно.
Игра – приветствие «Здравствуйте!»
-Ребята, давайте поприветствуем, друг друга и пожелаем всем удачи на уроке.
Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
- желаю (соприкасаются большими пальцами);
- успеха (указательными);
- большого (средними);
- во всём (безымянными);
- и везде (мизинцами);
- Здравствуйте (Прикосновение всей ладонью руки).
Действия повторяются учащимися второй раз, но после встречи мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза «Удачи тебе на уроке!»
2.Актуализация знаний:
(СЛАЙД 3) (НА СЛАЙДЕ СУМЕРКИ НА РЕКЕ)
Сгущаются сумерки. Лес замер в ожидании чуда. На озеро опустился голубовато-серебристый туман, приглушил его сияющее зеркало… Из-за макушек вековых сосен торжественно выплывает луна. Окружающий лес утонул во тьме и бросает на воду тёмную тень.
Но что это? Какие-то необычные звуки нарушают здешнюю тишину. Это из зарослей величественно выплывают птицы. Всмотритесь: может быть, это юная царевна со свитой, о которой поэт Николай Гумилёв сказал так:
Я вспоминаю, и что-то должно появиться,
Как в сумрачной драме развязка:
Печальная девушка, белая птица,
ль странная, нежная сказка.
И новое солнце заблещет в тумане,
И будут стрекозами тени,
И гордые лебеди древних сказаний
На белые выйдут ступени…
- О каких птицах идёт речь?
(СЛАЙД 4) (ЛЕБЕДЬ НА ПРУДУ)
3.Подготовка к восприятию нового материала:
1)Работа в группах «Сравнение текстов»
- Как выглядят эти прекрасные птицы? Давайте сравним описание лебедя в научном и художественном стиле. В чём различие?
«Лебеди относятся к роду птиц семейства утиных. Длина до 180 см, вес до 13 кг. Существует 6 видов. Встречаются в Евразии, Америке, Австралии. В России 3 вида: шипун, кликун и малый лебедь, который занесён в Красную книгу».
«Лебедь по своей величине, силе, красоте давно назван царём птиц. У него белоснежное оперенье. На длинной гибкой шее меленькая изящная головка. Движения птицы плавны, величавы. Лебедь невыразимо прекрасен, когда плывёт по гладкой поверхности воды».
2)Групповая работа: Литературная викторина («мозговой штурм»). Задание даётся по подгруппам.
-К описанию лебедя обращались многие писатели и поэты. Мне хочется предложить вам викторину. Определите, их каких произведений эти строки.
«Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит,
Глядь - поверх текучих вод,
Лебедь белая плывёт». (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)
«Лебеди стаей летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Впереди старые, сильные лебеди, сзади те, кто были моложе и слабее. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу. Лебедь опустился на воду и сложил крылья». (Л.Н.Толстой «Лебеди»).
«Раз под вечер, когда солнышко ещё сияло на небе, из-за леса поднялась целая стая чудесных птиц. Таких красивых птиц утёнок никогда не видел – все белые , как снег, с длинными гибкими шеями…Это были – лебеди. Их крик был похож на звуки трубы. Они распростёрли свои широкие могучие крылья и полетели с холодных лугов в тёплые края, за синие моря…» (Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»).
«Мой-то Приёмыш сначала сторонился от других лебедей: подплывёт к ним, и назад. Те гогочут по-своему, зовут его, а он домой… Дескать, у меня свой дом есть. Три дня это у них было. Все, значит, переговариваются по-своему, по-птичьему. Ну, а потом, вижу, мой Приёмыш затосковал… Вот всё равно как человек тоскует». (Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»).
4. Постановка цели урока и учебной задачи.
(Слайд 5) ( фото Н.А. Заболоцкого.)
- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с произведениями Николая Алексеевича Заболоцкого.
Звучит музыка РЕЛАКСАЦИЯ (СЛАЙД 6)
Стадия осмысления содержания.
5.Знакомство с произведением и его анализ.( читает учитель)
(СЛАЙД 7) - Послушайте стихотворение Н.Заболоцкого «Лебедь в зоопарке».
(Слайды 8) ( Презентация стихотворения) Чтение с остановкой после первого слайда
6. Прогнозирование.
- Как вы думаете, что будет дальше? Почему?
- Какие чувства вы испытывали, слушая стихотворение?
- А теперь послушайте авторское продолжение стихотворения.
7.Работа в парах «Поиск информации в тексте»
- Прочитайте стихотворение ещё раз и отметьте непонятные слова.
- Найдите непонятные слова в сносках и поясните всем их значение.
- Объясните значение слов “мантия”, “аметист”.
8. Чтение и анализ стихотворения.
- Прочитайте первую строфу.
- Почему автор пишет “по краю искусственных вод”?
- Какие художественные средства помогают увидеть дивную красоту птицы?
(Слова красавица, дева, дикарка, эпитет высокая, метафора “белоснежное диво”, выражение “животное, полное грёз”, задумчивое, мечтающее, эпитет “головка шелковиста”, метафоры “мантия снега белей”, “дивные два аметиста мерцают в глазницах у ней”.)
- Как вы думаете, почему автор использовал такую лексику?
(Чтобы создать царственный, величественный образ гордой птицы.)
- Какие художественные средства использовал автор в 4-ой строфе?
(Эпитеты “светлое сияние”, “белый изгиб”, сравнение “как изваянье приподнятой к небу.)
Итак, что представляют собой 4 первые строфы?
(Развёрнутое описание лебедя.)
- Только ли благодаря лексическим средствам создается образ птицы? Обратите внимание на звуковую оболочку слов. Не заметили ли вы повторения, обилия определенных звуков?
- Какое настроение создают эти повторы? Для чего использует их поэт?
(Они создают плавность, грациозность движений птицы, её нежный облик, передают восхищённое отношение автора к птице.)
- С какой интонацией следует читать первые 4 строфы.
(Спокойно, плавно, напевно.)
- Прочитайте следующие 3 строфы. Как меняется настроение, звучание?
(Настроение резко меняется. Мы слышим металлический лязг и скрежет трамваев, машин, мостов, неприятные истошные крики попугаев. Мы видим, как звери в зоопарке сидят в своих клетках и грустно смотрят сквозь забор, сквозь решётки, им хочется на волю, но они не свободны. Мы видим огромные каменные дома города, которые громоздятся над парком.)
- Какие звуки здесь преобладают? Что они напоминают?
(Они напоминают звук металла, грохот машин.)
- Каким предстает перед нами мир в этих 3-х строфах? Чем он отличается от мира, в котором живет лебедь?
(Это мир, в котором нет красоты и гармонии.)
- Почему поэт нарисовал эти картины? Что он хотел нам показать?
(Он хотел показать, как на этом фоне выделяется очаровательная красота лебедя, хотел подчеркнуть её свободный нрав. Красавица лебедь плывет свободно, грациозно, величаво, а звери в клетках “приделаны к выступам нор”. Как хрупок и чудесен мир лебедя, а огромный каменный город может обрушиться на него и уничтожить гармонию и красоту.)
- С какой интонацией следует читать эти 3 строфы?
(Жёстким, резким голосом)
- Как заканчивается стихотворение? Как можно понять эту последнюю строфу?
(Перед нами снова образ лебедя. Он в своем сказочном мире поёт о счастье весны. Он назван крылатым дивом, значит, он свободен, он выше этого страшного жестокого мира, хотя и не собирается взлетать, а плывёт по заливу. )
- Что по мысли поэта воплощает собой лебедь?
(Лебедь воплощает красоту, свободу, гармонию.)
Обмен мнениями, размышление над прочитанным текстом. Дискуссия.
- Что в тексте привлекло ваше внимание? Что удивило? Что запомнилось? Почему?
- Какой отрывок вам хотелось бы перечитать?
- Какие мысли возникли у вас в связи с этим запомнившимся отрывком?
- Какими словами вы могли бы охарактеризовать конец рассказа? (Добрый и светлый).
9. Заключительное слово учителя.
- Не случайно то, что в последней строфе появляется лира и что лебедь поет на лире. Лира - музыкальный инструмент. Он является символом поэзии, так как под звуки лиры древние поэты-певцы исполняли свои стихи.
Петь о счастье весны – о возрождении прекрасного живого мира, о солнце, надеждах, о счастье самой жизни, о вечности этой жизни, о её красоте.
Физминутка. Динамическая пауза.
10. Самостоятельная работа (по группам)
Прием «Тонкие и толстые вопросы»
11. Задание по группам
Составление синквейна в группах.
Лебедь
Прекрасный, белоснежный.
Плывет, чарует, молчит.
Лебединая верность.
Прелесть.
Стадия рефлексии.
Итог урока. Выслушиваются мнения детей.
- Что интересного о сегодняшнем уроке вы сможете рассказать родителям?
- Продолжите мои предложения (СЛАЙД :на слайде начала предложений, учащиеся продолжают их, делясь впечатлениями об уроке)
- Меня удивило…
- Мне пришлось по душе….
- Меня поразило…
- Мне кажется, что….
12. Итог урока
- Вот и подошел к концу наш урок. Солнышко по–прежнему смотрит на вас. Ему интересно, не загрустили ли вы на уроке? У вас на столе лежат смайлики – грустные и веселые, покажите мне тот, который соответствует вашему настроению после проведенного урока.
Оценки (комментирование)
Домашнее задание: Задание 3,4 с.107, подготовить выразительное чтение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс
Урок литературного чтения по программе "Гармония" на тему "Осень"...
Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс «Былины и богатырские сказки» (обобщающий урок)
конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа 2100"...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»
Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...