Делу время, а потехе – час. Звук [ч,] – всегда мягкий согласный звук. Буква Чч. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Четкуева Татьяна Анатольевна

Знакомство первоклассников с буквой Ч ч, звуком [ч " ], правописанием буквосочетаний ча-чу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_14.11_chch.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе № 30                                              дата: 14.11

Тема. Делу время, а потехе – час. Звук [ч,] – всегда мягкий согласный звук.  Буква Чч. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ

Цель урока: ознакомление    со    звуком    [ч`],    буквами     Ч,  ч,     обучение  чтению;  воспитание внимательного отношения к людям, умения ценить время;  развитие речи учащихся, активизация словаря, развитие воображения, памяти, мыслительных операций.

Задачи  урока:

  • формировать представление о звуке [ч'] как о мягком непарном согласном звуке;
  • учить отличать звук [ч'] и букву «Ч, ч» от других звуков и букв;
  • познакомить с правописанием слогов ча, чу;
  • учить читать слоги, слова с новой буквой;
  • развивать мышление, внимание, память, фонематический слух;
  • способствовать формированию правильного, сознательного, выразительного плавного и беглого чтения;
  • расширять кругозор учащихся;
  • воспитывать трудолюбие, любовь к чтению, умение правильно распределять своё время.

Планируемые результаты ( предметные):  владеют навыками плавного слогового чтения; знают буквы  Ч, ч;  выделяют и определяют звуки по мягкости; читают предложения и короткий текст с интонацией; разучивают стихотворение на букву Ч.

  УУД

Регулятивные:  принимают и  сохраняют  учебную задачу с помощью учителя; оценивают результат своих действий.

Познавательные: осуществляют классификацию букв; осознанно строят  речевые высказывания в устной форме; понимают заданный вопрос и в соответствии строят устный ответ;  характеризуют согласный звук ч; производят слого-звуковой анализ слов; понимают схемы;  анализируют изучаемые факты с выделением отличительных признаков.

Коммуникативные:оформляют высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета;

 работают в  группе.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: «Азбука»; картинки (часы, обезьянка) ; карточки с буквами(большая Чч, маленькие для слоговой таблицы); слоговая таблица; записи на доске (девиз, скороговорка). 

Ход урока

I. Организационный момент           

Слышишь звонкий голосок?

 Нам пора начать урок!

 Мы - умные! Мы – дружные!

  Мы – внимательные! Мы – старательные!

                Мы отлично учимся!

                Всё у нас получится!

- Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями. Прежде  давайте вспомним то, что изучали на предыдущих уроках.

II. Актуализация опорных знаний

Упражнение «Закончи предложение»

Для общения мы пользуемся….(речью).

Речь бывает.. (письменная и устная).

Речь состоит из …(предложений).

Предложения состоят из… (слов, связанных по смыслу).

Слова делятся на …(слоги).

Слоги состоят из (букв и звуков).

Девизом нашего урока будут слова «Делу время, а потехе- час». Что это означает?

Мы часто говорили, что нужно хорошо учиться, хорошо работать, чтобы не только чего-то добиться в жизни, но и быть полезным людям, Родине. К своему и чужому времени нужно относиться бережно, потому что время бежит только вперед и никогда не возвращается назад.

III. Формулирование темы и цели урока

-К нам на урок пришла в  гости известная вам обезьянка. Кто помнит, как её зовут? (Чичи)

- Она на урок чтения принесла нам букву. Как думаете, какую? (ч).

– Сформулируйте тему урока. (Тема урока «Звук [ч'] и буква, которая его обозначает.)

– Давайте вместе сформулируем цель нашего урока. Я буду начинать предложения, а вы продолжите.

Познакомиться со … (звуком [ч'] и буквой, которая его обозначает.)

Учиться отличать … (звук [ч'] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв.)

Учиться читать … (слоги, слова с новой буквой.)

III. Речевая зарядка

Чичи принесла вам интересный предмет. Это  устройство, помогающее нам определять время?  (часы).

-А кто такой часовщик?

               Упражнение на артикуляцию.  Тренировка в произношении.

Часовщик , прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

-Как вы понимаете слово «прищурил?

IV. Физкультминутка ( Выполнение подвижной физкультминутки)

V. Изучение нового материала. 

1. Работа по картинке.

– Рассмотрите картинку на с.4-5. Что изображено? (Ответы детей.).

– На ней изображены старинные приборы вычисления времени. Солнечные часы были самым первым прибором для отсчитывания времени. Время отмерялось по тени, которую отбрасывала стрелка, когда светило солнце. Удобно ли было пользоваться такими часами? Они показывают время недостаточно точно и только в солнечные дни. Вслед за солнечными часами были изобретены водяные, песочные часы. У таких часов должен постоянно дежурить человек. Механические часы вначале были большим, башенными, и помещались на башнях замков и церквей. В домах у богатых горожан были напольные часы или настольные часы, а в карманах- карманные. Не так давно появились настенные и наручные часы. Они тоже вначале были механическими. Сейчас делают электронные часы. Они работают на батарейках.

 2.Знакомство с новым звуком.

Чтобы звуком управлять, О нём всё точно надо знать!

– Произнесите звук [ч'].

– Дайте короткую характеристику звука [ч']  (по таблице. Звук [ч'] согласный, глухой и всегда мягкий.)

-Найдите звук в словах мяч, ручка.

3. Чтение слогов с новой буквой. 

– Прочитаем сначала слоги – слияния с новой буквой. (ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ, ЧЕ)

– Хотя звук [ч'] всегда мягкий, но в слоге «ча» принято писать букву «а». В этом случае нельзя писать букву «я», так как звук [ч'] и так всегда мягкий. А слог чу нужно писать с буквой у.

-Повторим хором правила.

4.  Чтение слов и предложений с новой буквой. (стр.5)

VI. Физкультминутка

– Ваши глазки устали. Сделаем гимнастику для глаз.

VII. Закрепление изученного

Работа над значением слов  по заданиям учебника  (с.6)

VIII. Итог урока. Рефлексия

- Время урока подходит к концу.

– С каким новым звуком и новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

– Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте.Тема: ЗВУКИ [Ч’], [Щ\'] – ВСЕГДА МЯГКИЕ, ГЛУХИЕ ЗВУКИ. БУКВЫ Чч, Щщ

Данная работа посвящена комплексному интеллектуальному развитию младших школьников на уроке обучения грамоте.Актуальность разработки  обусловлена потребностями современного общества в социа...

Конспект урока чтения "Делу время, а потехе час. Звук [ч,]. Буква Ч. Правописание сочетаний ЧА – ЧУ."

Конспект урока чтения в 1 кл (букварный период), УМК "Школа Рссии" . Используемые современные образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, элементы исследователь...

Урок обучения грамоте Тема: «Делу время, а потехе час. Звук [ч,]. Буква Ч. Правописание сочетаний ЧА – ЧУ»

Урок интегрированный: чтение и письмо, проведен в 1 классе с презентацией и использованием электронного приложения к учебнику "Азбуки" Горецкого...

Твердые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков 1 класс УМК Школа России

Вспомогательная презентация к уроку русского языка в 1 классе УМК Школа РоссииЗадачи: Способствовать формированию знаний о твёрдости-мягкости согласных звуков, их смыслоразличительной роли в слов...

Конспект урока по русскому языку: «Мало уметь читать, надо уметь слушать. Звук [ш] – всегда твердый согласный звук. Буква Шш в 1 классе»

Цели: познакомить учащихся с твердым согласным звуком [ш], буквой Ш ш; развивать речь, память, логическое мышление.Планируемые результатыПредметные: знать буквы Шш, обозначаемый ими звук; характе...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Делу – время, а потехе – час. Звук [ч`]. Буква Ч,ч» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование знаний о согласном звуке [ч’] и букве «Ч,ч»Планируемые результатыПредметные:1.Знать особенности...