урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Обозначение буквой Ё гласного звука О после мягкихсогласных в слиянии"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

 конспект урока обучения грамоте для  классов компенсирующего обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote_yo.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте. 1 класс КРО.

Тема: Обозначение буквой Ё гласного звука О после мягких согласных в слиянии.

Цели:

а) коррекционно- образовательные:

дать понятие о букве Ё как показателе мягкости согласных; формировать умение отличать эту букву от других, продолжить работу над формированием навыка чтения, над развитием фонематического слуха.

б) коррекционно- воспитательные:

воспитывать у учащихся интерес к чтению, воспитывать познавательный интерес к природе, воспитывать у учащихся умение готовить рабочее место, формировать сознательное отношение к учебе.

в) коррекционно- развивающие:

формировать у учащихся умение выделять главное, классифицировать,

продолжить работу над развитием произвольного внимания,

развивать воображение, продолжить работу над развитием речи и дикции у детей.

Оборудование:

карточки – слоги, карточки – слова с названиями животных и их именами, картинки с изображением домашних и диких животных , слоговые (звуковые) карточки- схемы, касса букв, аудиозаписи.

Ход урока:

1.Оргмомент.

Здравствуйте, дети! Садитесь. У нас урок обучения грамоте. Кто готов приступить к работе, сядьте ровно и красиво.

2.Этап всесторонней проверки знаний.

На доске у нас прикреплены два домика. В одном домике живут гласные, в другом – согласные. Была хорошая погода, буквы вышли погулять и заблудились. Вот они, на лужайке между домами

 (прикреплены почти все изученные буквы). Ребята, помогите расселить буквы по домам.

- К доске выходят два ученика и расставляют буквы. Остальные учащиеся следят за их работой и проверяют ее хлопками (если она выполнена без ошибок).

- Хорошо, ребята. Однако, в наших домах два этажа. Надо расселить гласные верхнего и нижнего ряда, а согласные звонкие – на второй этаж, а глухие – на первый этаж.

К доске выходят другие два ученика и расставляют буквы. Проверка работы хлопками.

- Молодцы! Но мы знаем, что есть группа согласных, которые не могут друг без друга.

-Какие это согласные? (парные)

-Помогите найти эти пары – соседей по дому.

-С какой буквой мы вчера познакомились.

-В чем ее особенность?

-Какие звуки она обозначает?

-Где ее место на ленте букв?

Учитель снимает домики, под ними на доске написаны слова.

                          ёж                ёлка

                          ёжик            ёлочка

-Прочитайте слова.

- В чем разница между словами верхнего и нижнего ряда?

- Что общего у всех этих слов?

- Вчера мы читали загадку про ёжика. Кто ее запомнил и сможет рассказать?

3.Этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний.

Сейчас я загадаю вам другую  загадку.

Длинная шея, красные лапки,

Щиплет за пятки, беги без оглядки.       (гусь)

-Что помогло вам отгадать загадку?

-Откройте кассы букв.

-Выложите схему слова « гусь».

- Сколько звуков? Какой последний?

-Напечатайте это слово. Как вы показали, что [с '] мягкий?

-Как называют детеныша гуся?

-Выложим эту схему вместе.

-Найдем второе слияние.

Какое оно?

Как покажем, что[с '] – мягкий звук?

Какая буква нам поможет? ( ё)

-Что нового мы узнали об этой букве?

Учитель показывает несколько слогов ( нё, зё, дё).

Какой звук обозначает ё? Когда? Что показывает буква ё? Закройте кассы. Отдохнем.

4.Физминутка.

Звучит мелодия из мультфильма « Голубой вагон».

Паровозик, паровозик,

Покатай немножко нас.

Мы немного поиграем

И опять вернемся в класс.

Дети выстраиваются в паровозик и двигаются по классу. На «остановках» дети читают слоги, которые показывает учитель:

но-нё        ро-рё         мо-мё            и т.д.

5.Этап усвоения новых знаний.

Ребята, откроем наши «Азбуки» .

-Нашли рамочку с Ё. Что мы знаем про нее?

-Прочитаем слоги в верхнем ряду, в нижнем ряду.

-Что общего?

-Работаем с текстом с доски.

-Прочитаем название «Большие и маленькие»

-Почему так назвали?

Рассмотрим картинки.

-Чтение текста по предложению.

- Повторное (выборочное)  чтение:

Сейчас я буду загадывать загадки. А вы прочитайте то предложение, в котором будут отгадки.

Загадки:

1.           Пестрая крякушка, ловит лягушек,

              Ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (утка)

2.           Не ясно, зверь он или птица,

              Есть перья, а летать боится.         (страус)

3.           По горам, по долам

              Ходит шуба и кафтан.          (баран, овца)

4.           Эй, не стойте слишком близко.

              Я усатый, полосатый,

              Только все же я не киска.        (тигр)

-Как же зовут малышей? Назовите.

-Какие слияния с Ё вы слышите?

 Посмотрите на картинки. Назовите их.

-Прочитайте название: «Малыши заблудились».

Самостоятельная работа.

-Как вы думаете, как это случилось?

-Прочитаем слова – мамы, слова – детеныши.

Возьмите карандаш, соедините линиями мам и детей.

Проверим работу.

На доске написаны слова - детеныши.

утёнок                  лосёнок    

тигрёнок              львёнок

слонёнок              гусёнок

Слова – мамы написаны на магнитных карточках. Ученики по одному ставят карточки с названием взрослых. Проверка хлопками.

Ребята, как мама различает детей, если их несколько? (дают имена)

На столе у учителя лежат карточки. Подберите для детенышей имена. (Кряк, Силен, Полосатик, Ушастик, Быстроног, Мурлыка).

-Как называют ребенка, если он потерялся?

В народе такую маму говорят, что она ворона, и дитя свое она проворонила.

Достаньте зеркальце. Произнесите звук (р-р-р).

Послушайте скороговорку.

ПРОВОРОНИЛА  ВОРОНА  ВОРОНЕНКА.

Работа над скороговоркой (произнесение медленно, глядя в зеркало, ускоряя темп, громче или тише).

-Как зовут детеныша вороны?

-Какое слияние с Ё вы слышите?

6.Этап проверки понимания нового материала.

-Откройте кассы букв.

Достаньте буку Ё.

-Что мы знали о ней вчера?

Что узнали нового сегодня?

Сейчас мы будем выкладывать слияния, добавлять согласный звук (букву).

Я показываю картинку. Например, сова .Как зовут детеныша? (совенок)

-Какое слияние с ё слышите?

Выложите его.

Набор картинок (сова, коза, свинья, корова, лиса).

Дети работают за партой.

Проверка – обратная связь (светофорик).

7.Этап закрепления пройденного материала.

На доске написаны слова

Ревёт                     несёт                      везёт

Живёт                    рвёт                        грызёт

-Подберите к этим словам названия животных. Составьте предложения.

Вы говорили об известных животных. А вот в домашнем задании вам придется увидеть неизвестное животное. Собрать мозаику, раскрасить, придумать название и составить рассказ о нем.

8. Итог урока.

Итак, над какой буквой мы сегодня работали?

Сколько звуков может обозначать Ё?

Какие? Где ее место? Назовите слова с буквой Ё?

Словесная оценка работы детей.

Молодцы. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»

На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...

Урок обучения грамоте - 1 класс по теме "Знакомство с согласными звуками [г], [г\'], [д], [д\'] и соответствующими буквами".

Урок показан на семинаре по преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием....

Урок по обучению грамоте, 1 класс "Закрепление . Cогласная буква Й,й , звук [й׳]." (Р)

Цель урока - упражнять в чтении слов, текстов с буквой [й׳]; закреплять умения проводить звуковой анализ слов; развивать речь, внимание, мышление, память, фонетический слух; расширить пре...

Конспект урока обучения грамоте 1 класс по теме: "Буквы М,м. Звуки [м],[м"]."

В работе представлен подробный конспект урока по программе "Школа России" с использованием электронного носителя, который прилагается к учебнику....

Урок обучения грамоте_1 класс_«Знакомство с буквой Оо и звуком [o]»

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласной буквой О и звуком [o], развития речи, памяти, логического мышления....

Конспект урока (обучение грамоте, 1 класс) по теме: "Буквы Г, г. Звуки [г], [г`]"

Конспект урока (обучение грамоте, 1 класс) по теме: "Буквы Г, г. Звуки [г], [г`]"...