Методическая разработка "Формирование читательской грамотности у младших школьников"
методическая разработка по чтению (2 класс)
Формирование читательской грамотности у младших школьников. ( Из
опыта работы)
Успешное обучение в школе невозможно без сформированной у обучающихся
читательской грамотности. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
«Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. На основе разнообразных текстов юные читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия». ( Цукерман Г.А.)
Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования. В наш век компьютеров и видеоигр, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, осознанному, беглому, выразительному чтению, а главное любви к книге-одна из главных задач начального обучения.
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. У развитого читателя должны быть сформированы такие группы умений:
1.Формирование навыка чтения. Оно строится на умении правильно прочитывать слова, понимать смысл текста, выразительно читать;
2. Овладение техникой чтения.
3. Формирование читательских интересов.
Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.
В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:
- дети имеют низкую скорость чтения;
- не понимают смысл прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание.
И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.
Для формирования читательской грамотности есть разные виды заданий и упражнений, которые я использую в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности.
Задача моя как учителя – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:
· умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;
· сопереживать героям и автору;
· понять главную мысль произведения, осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.
Также провожу тестирование, которое выясняет, насколько дети поняли прочитанное, и также помогает оценивать знания учащихся. Такие задания помогают повысить интерес у слабо читающих детей к чтению, развивают навык качественного чтения у школьников.
В 1 классе даю задания на уровне слова, например,
1) Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ
2)Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ
3)Читай только первые слоги. Какие слова получились? канат лентяй дача рисунок
4)Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите-вновь из букв его сложите: оядлео лушкяга змлнеякиа фрноаь сзтекроа
Во 2 классе выполняем задания на уровне предложения.
1) Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.
L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T
Один костёр - весь мир согревает. (Солнце)
2) Прочитай поговорку правильно (сосредоточься на смысле поговорки): Дерево живёт друзьями, а человек корнями.
Труд портит, а лень - кормит.
3)Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно. По печи узнают человека.
В 3-4 классах задания даются на уровне текста. Использую различные приёмы работы с текстом.
· Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
· Приём «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
· Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
· Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления.
· Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
· Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
Этот приём учит детей диалогу, культуре общения.
· Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.
· Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).
· Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
· Приём «Глоссарий» Предлагаю посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом. После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте.
Разновидность работы с незнакомыми словами- это «Список слов» у которых перепутаны лексические значения. Дети отрезают графу «Лексическое значение» и распутывают, приклеивают к нужным словам.
· Приём «Маркировка» Перед чтением текста предлагаю учащимся несколько вопросов на мотивацию: Почему я должен прочесть этот текст? Далее используется прием маркировки текста: на лист учебника с текстом надеваем файл, в руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Далее нужно пересказать по маркированному. Кроме того, что этот прием незаменимо действует при работе с лингвистическими текстами, также успешно его можно использовать при составлении плана любого текста.
· Приём «Верите ли вы, что …» Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним.
· «Конкурс шпаргалок» Использую для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста.Предлагаю задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.
· Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно». Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока. Например, дети уже знают, что корень – главная значимая часть слова, без корня слов не бывает… И вдруг, начиная урок, учитель говорит: - А верите ли вы, что в русском языке существует слово, не имеющее корня? (вынуть) Представим, что попали на урок, который начался с музыкальной заставки киножурнала «Ералаш» (прием «Яркое пятно»). Какой может быть тема этого урока?
· Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
· Приём «Концептуальная таблица» полезен, когда предполагается сравнение объектов. По вертикали располагаются критерии, по которым происходит сравнение, по горизонтали записываются объекты сравнения.
· Приём «Крестики-нолики» - работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали). Наиболее рациональным, на мой взгляд, является игровое поле в 9 клеток.
· Приём «Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, срывает записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.
Приём «Ромашка Блума» (Ромашка вопросов) состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит свой тип вопросов.
Знание – простые вопросы;
Понимание – уточняющие;
Применение – практические;
Анализ – интерпретационные;
Синтез – творческие;
Оценка – оценочные.
В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци). При использовании на уроках в начальной школе различных форм и методов работы с текстом у детей формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rozhdestvo_valya.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской грамотности у младших школьников. ( Из
опыта работы)
Успешное обучение в школе невозможно без сформированной у обучающихся
читательской грамотности. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
«Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. На основе разнообразных текстов юные читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия». ( Цукерман Г.А.)
Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования. В наш век компьютеров и видеоигр, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, осознанному, беглому, выразительному чтению, а главное любви к книге-одна из главных задач начального обучения.
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. У развитого читателя должны быть сформированы такие группы умений:
1.Формирование навыка чтения. Оно строится на умении правильно прочитывать слова, понимать смысл текста, выразительно читать;
2. Овладение техникой чтения.
3. Формирование читательских интересов.
Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.
В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:
- дети имеют низкую скорость чтения;
- не понимают смысл прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание.
И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.
Для формирования читательской грамотности есть разные виды заданий и упражнений, которые я использую в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности.
Задача моя как учителя – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:
· умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;
· сопереживать героям и автору;
· понять главную мысль произведения, осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.
Также провожу тестирование, которое выясняет, насколько дети поняли прочитанное, и также помогает оценивать знания учащихся. Такие задания помогают повысить интерес у слабо читающих детей к чтению, развивают навык качественного чтения у школьников.
В 1 классе даю задания на уровне слова, например,
1) Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ
2)Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ
3)Читай только первые слоги. Какие слова получились? канат лентяй дача рисунок
4)Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите-вновь из букв его сложите: оядлео лушкяга змлнеякиа фрноаь сзтекроа
Во 2 классе выполняем задания на уровне предложения.
1) Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.
L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T
Один костёр - весь мир согревает. (Солнце)
2) Прочитай поговорку правильно (сосредоточься на смысле поговорки): Дерево живёт друзьями, а человек корнями.
Труд портит, а лень - кормит.
3)Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно. По печи узнают человека.
В 3-4 классах задания даются на уровне текста. Использую различные приёмы работы с текстом.
· Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
· Приём «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
· Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
· Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления.
· Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
· Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
Этот приём учит детей диалогу, культуре общения.
· Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.
· Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).
· Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
· Приём «Глоссарий» Предлагаю посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом. После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте.
Разновидность работы с незнакомыми словами- это «Список слов» у которых перепутаны лексические значения. Дети отрезают графу «Лексическое значение» и распутывают, приклеивают к нужным словам.
· Приём «Маркировка» Перед чтением текста предлагаю учащимся несколько вопросов на мотивацию: Почему я должен прочесть этот текст? Далее используется прием маркировки текста: на лист учебника с текстом надеваем файл, в руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Далее нужно пересказать по маркированному. Кроме того, что этот прием незаменимо действует при работе с лингвистическими текстами, также успешно его можно использовать при составлении плана любого текста.
· Приём «Верите ли вы, что …» Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним.
· «Конкурс шпаргалок» Использую для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста.Предлагаю задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.
· Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно». Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока. Например, дети уже знают, что корень – главная значимая часть слова, без корня слов не бывает… И вдруг, начиная урок, учитель говорит: - А верите ли вы, что в русском языке существует слово, не имеющее корня? (вынуть) Представим, что попали на урок, который начался с музыкальной заставки киножурнала «Ералаш» (прием «Яркое пятно»). Какой может быть тема этого урока?
· Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
· Приём «Концептуальная таблица» полезен, когда предполагается сравнение объектов. По вертикали располагаются критерии, по которым происходит сравнение, по горизонтали записываются объекты сравнения.
· Приём «Крестики-нолики» - работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали). Наиболее рациональным, на мой взгляд, является игровое поле в 9 клеток.
· Приём «Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, срывает записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.
Приём «Ромашка Блума» (Ромашка вопросов) состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит свой тип вопросов.
Знание – простые вопросы;
Понимание – уточняющие;
Применение – практические;
Анализ – интерпретационные;
Синтез – творческие;
Оценка – оценочные.
В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци). При использовании на уроках в начальной школе различных форм и методов работы с текстом у детей формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
научно -методическое пособие "Закаливание младших школьников"
Значение закаливания для укрепления здоровья школьников, виды и как проводить закаливающие процедуры...
Методическая разработка для младших школьников "Считай, играй, отгадывай"
Внеклассное мероприятие для младших школьников "Считай, играй, отгадывай"...
Методическая разработка для младших школьников (1-4 классов) Сценарий классного часа по ПДД « Я ЗАМЕТЕН!»
внедрение практики использования учащимися 1-4 классов образовательных учреждений световозвращающих элементов для снижения детского дорожно- транспортного травматизма и повышения безопасности до...
Презентация "Методические приемы самооценки младших школьников"
Презентация "Методические приемы самооценки младших школьников"...
Методическая тема "Формирование методических навыков у младших школьников"
Формирование вычислительных навыков - одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе. Отечественная школа всегда уделяла большое внимание проблем...
Методическая разработка "Обучение младших школьников решению задач"
Методическая разработка "Обучение младших школьников решению задач"....
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВЕРОССИЙСКИХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО ОСНОВНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 г. №1378 «О проведении мониторинга качества подготовки обучающихся», по инициативе Федеральной...