научно -методическое пособие "Закаливание младших школьников"
методическая разработка по физкультуре по теме

Солдатова Валентина Васильевна

Значение закаливания для укрепления здоровья школьников, виды  и как проводить закаливающие процедуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchno_-metod_posobie.doc135.5 КБ
Файл pamyatka_roditelyam.docx724.17 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Чувашской  Республики

Закаливание младших школьников

Научно – методическое пособие  

Разработала:         учительница начальных классов

МБОУ «Татмыш –Югелевская НШ – ДС»

Солдатова В.В.

Рекомендовано  родителям, учителям начальных классов, воспитателям детских садов.

Чебоксары -2012 год

ГЛАВА 1.

Историко –философские аспекты  закаливания.

        Закаливанию, наверное, столько же лет, сколько и человечеству, а вот учение об этой процедуре возникло позднее. Начало было положено древнегреческим мыслителем, основоположником античной медицины Гиппократом (ок. 460—377 гг. до н. э.), который отводил закаливанию особую роль в укреплении здоровья и утверждал, что «холодные дни укрепляют тело, делают его упругим и удобоподвижным».

Важной вехой в развитии учения о закаливании являются труды Абу-али ибн Сины, известного в Европе под именем Авиценна (ок. 980—1037 гг.). В трактате «Канон врачебной науки» он изложил основные правила закаливающих процедур. Начинать закаливание он предлагал летом, используя для этого воду и прежде всего купание, при этом подчеркивалась необходимость строго дозировать его продолжительность.

В эпоху Возрождения закаливание считалось одной из важных задач в системе воспитания детей, это особо подчеркивалось в трудах Т. Кампанеллы, Дж. Локка и др.

Немецкий врач X. Гуфеланд в труде «Искусство продления человеческой жизни» (1796 г.) указывал, что закаливание является действенным средством профилактики многих заболеваний.

 В России развитие представлений о закаливании находим в таких памятниках, как «Поучение Владимира Мономаха», «Домострой» и некоторых других, где даются рекомендации по воспитанию детей здоровыми и закаленными.

В трудах русских просветителей закаливание рассматривалось как необходимое средство воспитания здорового ребенка, рекомендовалось подольше быть им на воздухе. Н. И. Новиков в своей работе «Разговор о здоровье» подчеркивал, что жар, стужа, ветер формируют характер человека. П. Енгалычев в работе «О продолжении человеческой жизни, или средстве, как достигнуть можно здоровья, веселой и глубокой старости» (1804 г.) указывал на решающую роль закаливания для детского организма.

Мысли о пользе закаливания содержатся в работах отечественных медиков С. Г. Зыбелина, М. Я. Мудрова, Ф. И. Иноземцева, Н. И. Пирогова, А. М. Филома-фитского.

Впервые научная разработка вопросов закаливания была начата в нашей стране и связана с именами русских ученых С. П. Боткина, В. В. Пашутина, В. А., И. Р. Тарханова. Большой вклад в изучение этого вопроса внесли советские ученые В. В. Гориневский, Г. Н. Сперанский и другие. Так, заслуженный деятель науки, профессор И. М. Саркизов-Серазини настоятельно рекомендовал всем крепко дружить с солнцем, воздухом и водой. Вот некоторые основополагающие принципы, которые он пропагандировал.

  1. Моря и реки — источники здоровья. «Когда раненый олень, истекающий кровью, пробирается в чаще кустарников и вдруг видит переливчатую гладь широкой реки, он бросается в холодные волны, обмывает свои раны и, успокоив невыносимые страдания, долго лежит на берегу, не смея удалиться от источника своего исцеления».
  2. Великой силой, оживляющей нашу жизнь, является лучистая энергия солнца. «Каждый падающий на тело луч несет с собой элементы тех источников здоровья, какие отчасти в концентрированном виде мы получаем в больницах и лечебницах. Без сложных установок рентгеновских и электрических аппаратов тканями клеток мы вбираем в себя драгоценную энергию прямо с неба, мы живем, укрепляя не только мускулы наших рук или ног, но и приводим в состояние творческого возбуждения «провода» нервной ткани».
  3. Среди средств, дающих силу и устойчивость тканям живого организма, воздух играет такую же важную роль, как прямые лучи солнца, как вода рек, озер и морей. «Чем больше будет касаться укрепляющая сила воздуха тканей юного организма, тем совершенней станет работа клеток, и вялость и апатию сменят порыв и энергия».

Глава 2.

Значение закаливания  для организма человека

В нашей стране особо важное значение имеет закаливание к холоду, поскольку почти две трети территории Советского Союза расположены в суровых климатических условиях. Большие успехи в развитии науки и техники могут создать иллюзию независимости человека от климата. Но это не так. Современный человек по-прежнему является частью природы, и с этим приходится считаться. Самым эффективным, если не единственным, средством повышения устойчивости организма к внешним факторам остается закаливание, особенно к холоду. Закалять свой организм можно в любом возрасте. Начинать борьбу за свое здоровье никогда не поздно. Но наиболее эффективна эта процедура, начатая в детстве. Она является могучим средством, обеспечивающим нормальное протекание роста и развития ребенка.

В литературе описан положительный опыт закаливания детей в семье, детских садах, школе, то есть там, где они находятся значительное время суток. Так, в семье ленинградцев Тепляковых семеро детей. Для их закаливания родители в любую погоду применяют воздушные ванны, контрастные водные процедуры, занятия плаванием в сочетании с разнообразными физическими упражнениями. Дети всегда здоровы, жизнерадостны.
В московской школе-интернате № 19 все учащиеся одного из классов ежедневно обтирались прохладной водой. Жилые и классные помещения в любое время года систематически и подолгу проветривались. За три года наблюдений среди этих ребят не было отмечено ни одного случая простудных заболеваний. Во время вспышки гриппа, охватившей, почти всех учеников школы, в этом классе болели только двое и притом в легкой форме.

Приведенные примеры свидетельствуют об огромных возможностях закаливающих процедур, которые, несмотря на свою простоту (например, проветривание, одевание по погоде), используются далеко не полностью. Ведь речь идет о здоровье детей, а значит, самочувствии, настроении и работоспособности их родителей. Это делает закаливание социально значимым явлением, возводит в ранг важной государственной задачи.

Повышение устойчивости организма к действию метеорологических факторов: холода, тепла, пониженного атмосферного давления принято обозначать термином «закаливание организма». С теоретической точки зрения вопрос о закаливании человека очень сложен, он связан с биологической проблемой приспособления организма к окружающей среде. В основе научных представлений о физиологии закаливания лежит прежде всего учение академика И. П., Павлова о высшей нервной деятельности.

Каков же механизм реагирования человека на воздействие естественных сил природы: перепадов температур, солнечной радиации и др.? Прежде всего необходимо отметить, что эти факторы воздействуют на наш организм через центральную нервную систему, вызывая ответную реакцию всех систем и органов. При этом происходит мобилизация защитных сил организма, соответствующая координация основных функций жизнеобеспечения (дыхания, кровообращения, основного обмена), перестройка процессов терморегуляции, повышение иммунных свойств крови и др. Все это в совокупности обеспечивает человеку способность сохранить физическую и психическую работоспособность даже при внезапном и неблагоприятном изменении внешних условий.

 Закаливание означает тренировку приспособительных возможностей организма и основано на том, что при систематическом и повторном воздействии на кожные рецепторы факторов внешней среды (воздух, вода, солнечная радиация) в организме происходят различные изменения. Прежде всего, совершенствуются процессы терморегуляции, отчего повышается способность организма приспосабливаться к окружающим условиям без вреда для здоровья.

В перестройке механизмов терморегуляции главная роль принадлежит центральной нервной системе, так как под влиянием длительно действующих термических раздражителей она укрепляется и происходит увеличение подвижности нервных процессов. По мере закаливания улучшается также взаимодействие физиологических систем организма: дыхания и кровообращения, обмена веществ и регуляции тепла.

 

Глава 3

Принципы, формы и виды закаливания.


Специальные научные исследования по изучению
влияния различных видов и методов закаливания на физиологические функции организма позволили сформулировать определенные принципы организации закаливания. Самый первый из них состоит в сознательном отношении к закаливающим процедурам. Это означает, что ребенка следует прежде всего заинтересовать, создать у него нужный психологический настрой, убедить, что закаляться необходимо, так же как умываться, чистить зубы и т. п. Такая установка обеспечит наибольший успех закаливания.

 Одно из важных требований — постепенность закаливания. Все усилия могут принести положительный результат в том случае, если интенсивность закаливающего фактора будет увеличиваться постепенно. Скорость перехода от менее сильных воздействий к более сильным определяется состоянием организма, его реакцией на данное воздействие. Каждая процедура сопровождается непосредственной ответной реакцией со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем. По мере повторения одних и тех же процедур, например обливания водой одинаковой температуры, эта реакция ослабевает и, наконец, совсем угасает. Если силу раздражителя увеличить (обливать более холодной водой), та же реакция проявится -вновь. Чтобы избежать переохлаждения, нельзя очень резко снижать температуру воздействующего фактора, но в то же время она должна носить тренирующий характер.

 Другое требование — систематичность закаливания. Длительный перерыв ведет к постепенному угасанию выработанных условных рефлексов. Очень важно выработать с детства привычку к систематическому закаливанию, которая перерастает в насущную потребность на всю жизнь.

Разнообразие средств закаливания повышает сопротивляемость организма и не создает условий для привыкания только к данному раздражителю.

Закаливающие факторы надо сочетать с физическими упражнениями, играми, спортом. Утренняя гигиеническая гимнастика, например, завершается водными процедурами, подвижные и спортивные игры на воздухе сочетаются с купанием в открытых водоемах, туристские походы и лыжные прогулки, проводимые в различных метеорологических условиях, увеличивают закаливающий эффект.

В качестве средств закаливания широко используются естественные факторы: воздух, вода и солнечная радиация.

Устойчивость организма следует вырабатывать ко всем природным факторам. Однако влиянию холода уделяется наибольшее внимание, так как во многих климатических зонах нашей страны в весенне-осенние сезоны резко возрастает число случаев острых респираторных заболеваний, ангин, бронхитов. Причиной их является прежде всего переохлаждение организма.

Закаливание воздухом начинается со слабых, мягко действующих процедур, постепенно продолжительность воздушных ванн удлиняется с одновременным снижением температуры.

 Действие воздуха воспринимается нервными окончаниями кожных покровов и слизистых оболочек дыхательных путей. Характер влияния воздуха на организм определяется соотношением его качественных показателей: температуры, влажности, движения, давления, ионизации.

Под влиянием низких температур происходит сокращение периферических кровеносных сосудов как защитная реакция организма против массовой отдачи тепла. Благодаря же мышечным движениям (дрожь) сосуды вновь расширяются, вследствие чего теплоотдача увеличивается. Последнее обстоятельство уравнивается большей выработкой тепла в самом организме, а также усилением в нем окислительных процессов. Так, изменение периферического кровообращения влияет на всю функциональную деятельность кожи, секреторную и дыхательную функции. Изменение периферического кровообращения сказывается на работе внутренних органов, приводит к улучшению сердечной деятельности. Раздражающее действие воздуха на рецепторы кожи сказывается тем сильнее, чем больше разница между температурой тела и окружающей среды.

Организм испытывает действие воздуха, ветра непрерывно в течение всей жизни. Человек может и должен использовать это постоянное воздействие себе на пользу, так, чтобы оно всегда оказывало только благоприятное влияние, стимулировало защитные силы организма.


Действие холодной воды на кожу аналогично действию воздуха, но сильнее, так как вода обладает большой теплопроводностью и, следовательно, отнимает больше тепла. Сущность физиологического действия на организм водных процедур и конечный результат их влияния подобны действию воздушных. Соприкосновение воды с кожным покровом сопровождается раздражением нервных окончаний и ведет к изменению тонуса и просвета кровеносных сосудов с последующим влиянием на все органы и системы человека.
В порядке нарастающей силы воздействия водные процедуры распределяются следующим образом: обтирание, обливание, ванны, душ, купание в закрытых и открытых водоемах. Сила раздражения водой достигается увеличением площади соприкосновения с ней, снижением температуры воды и увеличением времени ее воздействия. Если обтирание, например, проводится как специальная закаливающая процедура, то душ используют как для мытья тела, так и в качестве одной из форм закаливания.

Чрезвычайно полезно купание в открытых и закрытых водоемах, так как оно сопровождается физической нагрузкой в воде и вызывает положительные эмоции. Купаться следует один раз 8 сутки. Детям рекомендуется купаться при температуре воды не ниже 22—23°, а воздуха — не менее 25—26° при хорошей безветренной погоде. Особую пользу приносит купание в море, где эффект воздействия воды складывается из ее температуры, скорости движения (течения), минерального состава, механических влияний. Но этой процедурой нельзя злоупотреблять, она при неправильном использовании может привести к утомлению, простудам, ознобу.

Не утихают споры вокруг такой чрезвычайно сильнодействующей процедуры, как зимнее плавание. Любители называют ее моржеванием. Надо сказать, что сходство с моржами здесь разве что внешнее — вода и лед.

Зимнее плавание пока не стало массовым, хотя число поклонников ледяной воды растет. Почти в 100 городах у нас уже созданы федерации и секции зимнего плавания, объединяющие более 50 тысяч организованных «моржей». Популярность такого закаливания объясняется не только стараниями телепропаганды и газетных статей. Ледяная вода — великолепный бездопинговый стимулятор всего организма, сильный способ тренировки системы его терморегуляции, источник положительных эмоций.

Однако установлено, что человек, не прошедший школы закаливания, оказавшись в воде с нулевой температурой, через 12 минут теряет сознание, а через 18 минут может погибнуть. При температуре воды плюс 10° опасные рубежи отодвигаются соответственно до 25 и 55 минут, при 20° — до 135 и 360 минут. Ученые-медики не пришли еще к единому мнению, полезно ли зимнее купание. Слишком много факторов, говорящих о том, что организму наносится вред, зачастую непоправимый.

Особенности терморегуляции организма детей и подростков породили еще в далеком прошлом две точки зрения на целесообразность подвергать их чрезмерным Холодовым воздействиям. Сторонники одной из них рассматривали такое закаливание в качестве необходимого условия воспитания детей. При этом ссылались на обычаи некоторых народов. Так, скифы купали маленьких детей в любую погоду. Обычай обтирать новорожденных снегом, обливать маленьких детей холодной водой, купать в утренней росе существовал у якутов, остяков, тунгусов, цыган и др.

Здесь напомним, что наукой признаны целесообразными не все способы закаливания детей, существовавшие в обычаях разных народов, много среди них и таких, которые наносили непоправимый вред здоровью.

Сторонники другой точки зрения считали закаливание холодом для детей только вредным. Так, известный популяризатор медико-биологических знаний прошлого века Г. Льюис писал: «Философия красноречиво проповедовала, что детей следует закалять, что холодные купания и легкая одежда должны укреплять детей точно так же, как и взрослых. Не слушайте этих философов, почтенные матери!. Очень здоровые дети, правда, вынесут такой эксперимент, но он во всяком случае более или менее повредит им, в силу общего закона, по которому животное, чем оно моложе, тем менее способно противодействовать внешнему холоду»

М. В. Ломоносов резко выступал против попыток представить религиозный обряд крещения, как якобы направленный на закаливание младенцев. Он писал: «Упрямых попов, кои хотят насильно крестить холодной водою, я почитаю палачами, затем что желают после родин и крестин вскоре и похорон для своей корысти».

Предельные холодовые нагрузки на организм детей и подростков требуют чрезвычайного напряжения всех физиологических механизмов, всех его защитных сил. И справиться с этой нагрузкой ребенок сможет лишь за счет нарушения деятельности органов и систем, которые непосредственно не участвовали в этой работе. Это так называемая цена приспособления. Наиболее уязвимым в таких ситуациях оказывается головной мозг. Поэтому мы считаем предельные холодовые нагрузки нецелесообразными для растущего организма. Есть достаточно других более легких и безопасных средств закаливания. Все сказанное позволяет отрицательно относиться к «моржеванию» детей и подростков и не рекомендовать данную форму тренировки защитных сил организма.

По мере роста ребенка под влиянием закаливания увеличивается координирующая роль центральной нервной системы на деятельность всех внутренних органов, реакции организма становятся все более экономными, улучшается способность к тренировке

Надо подчеркнуть, что определенная ответная реакция организма вырабатывается только при систематическом повторении и только на данный фактор. На любые новые воздействия дети реагируют как незакаленные.

Вместе с тем нельзя не отметить и другую закономерность, определяющую неспецифический эффект закаливания, который проявляется в том, что любые воздействия оказывают общее благотворное влияние на центральную нервную систему, улучшают ее координирующую функцию и подвижность нервных процессов. Благодаря этому совершенствуется не только взаимодействие физиологических систем: дыхания и кровообращения, обмена веществ и регуляции тепла, но также и работоспособность центральной нервной системы, психическое и физическое развитие человека.

Помимо возрастных особенностей организма, эффект закаливания во многом определяется индивидуальными чертами характера ребенка, типологическими особенностями его высшей нервной деятельности. В организации закаливания необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и подростков, не пренебрегать ими. Так, закаливание детей, у которых ярко выражены сила и уравновешенность нервных процессов, полезно проводить более быстрыми темпами по сравнению с закаливанием детей, в поведении которых обнаруживаются признаки слабости нервных процессов. Если у ребенка преобладает возбуждение, лучше проводить с ним успокаивающие процедуры, а если преобладает торможение, — бодрящие.

Очень важно, чтобы во время закаливающих процедур у ребенка было хорошее настроение. Экспериментально подтверждено, что положительные эмоции почти полностью исключают отрицательный эффект даже при очень сильном охлаждении.

На территории России расположены четыре климатических пояса: арктический, субарктический, умеренный и субтропический. Они, в свою очередь, подразделяются на 24 климатические области, в каждой из которых свои природные особенности, а значит, и реакция на них у человека. Так, например, для школьников Закавказья в холодные периоды года зона комфортных температур находится в пределах 17—19°, а школьники Заполярья (Норильск) особенно хорошо чувствуют себя, когда в помещении 21—22° тепла. Для школьников самая благоприятная температура комнатного воздуха 18-20°. Естественно, этот климатический фактор также надо учитывать при проведении закаливающих процедур.

Этот большой период в развитии детей можно подразделить на два этапа — младший школьный возраст (7— 11 лет) и подростки (до 16 лет).

Младшие школьники вступают в очень непростой возрастной период, связанный с таким понятием, как «готовность к школьному обучению». Психологи и физиологи понимают под этим термином ту степень физического и умственного развития, сумму умений и навыков, уровень закаленности организма, которые позволяют ребенку справиться с многообразными обязанностями и задачами, связанными с обучением в школе. Родители нередко считают, что их ребенок готов к школе, потому что владеет навыками чтения, счета и письма. Однако не менее важное значение имеет общий уровень физического и умственного развития.

 В связи с изменением жизненных условий и нагрузок у семилеток происходит перестройка организма. При этом наблюдается широкий размах индивидуальных колебаний в физической и психической сфере, в его изменчивости и податливости внешним воздействиям. Может быть, этим обстоятельством и объясняется противоречивость научных данных о динамике роста. Если по одним данным в 7 лет происходит резкое увеличение роста, то по другим, наоборот, в это время наблюдается затишье и даже замедление роста.

 К 7 годам значительно совершенствуются двигательные навыки ребенка. Его основные естественные движения — бег, ходьба, прыжки — становятся более точными, координированными, целенаправленными. Радость от самого процесса движения, возможности побегать и попрыгать у младшего школьника сменяется все более растущим интересом к результатам своих усилий, к достижению целей, которые он начинает себе ставить.

С приходом в школу у ребенка меняется распорядок дня, обычно выключается дневной сон, резко сокращается двигательная активность, потому что приходится 4 урока сидеть за партой в школе, да еще занятия дома. И в этих условиях, приучая детей к новому режиму дня, надо уделять достаточно внимания закаливающим процедурам, которые можно проводить дома и в школе

Урегулирование температуры помещения — очень действенный прием закаливания. В помещении дети находятся большую часть суток. Постоянство комнатной температуры надо считать недостатком. Для того чтобы температурный режим способствовал закаливанию, оказывал тренирующее -воздействие на терморегуляторные физиологические механизмы, необходимо сделать его «пульсирующим» с оптимальной амплитудой колебаний. Для младших школьников размах температур достаточен 5—7 градусов. При этом будут создаваться условия для высокой работоспособности. Достигаются колебания температуры за счет открывания окон или форточек.

Урегулирование теплозащитных свойств одежды имеет большое значение. Одежда школьника должна соответствовать тем конкретным температурным условиям, в которых он находится. При этом, конечно, надо учитывать возраст, состояние здоровья ребенка, будет он двигаться или сидеть. Пока, к сожалению, оценка одежды происходит часто не столько с гигиенической точки зрения, сколько с эстетической. Зачастую именно мода, особенно у подростков, служит главным аргументом при выборе, что надеть.

Ежедневное пребывание на открытом воздухе — мощный оздоровительный фактор. Он способствует и закаливанию, если одежда соответствует погодным условиям. Общая длительность пребывания учащихся начальных классов на открытом воздухе должна быть не меньше 3—3,5 часа. В результате кровь обогащается кислородом, улучшается работа головного мозга.

В таблице перечислены закаливающие процедуры, которые можно рекомендовать младшим школьникам летом, и условия их выполнения.

Процедура

Условия выполнения

Воздушные ванны

Температура воздуха 18—22°

Солнечно-воздушные ванны

Продолжительность 5—20 мин на один прием

Обтирание

Температура воды 30—32°
Температура окружающего воздуха 18—20°
Продолжительность 60—90 с

Обливание

Температура воды 18—33° Температура окружающего воздуха 18—20°
Продолжительность 60—90 с

Обливание ног

Температура воды 16—28°

Контрастное обливание

Температура воды 24—32°
Разница температур от 4 до 11 градусов

Купание в море

Температура воды не ниже 19—20°
Температура окружающего воздуха 19—20°
Продолжительность 3—5 мин



Немало родителей, в основном молодые отцы, которые систематически посещают баню со своими сыновьями. Для взрослых это прекрасное средство для повышения защитных сил организма. О детях разговор особый. До 12 лет им не рекомендуется посещать парную, а в более старшем возрасте можно заходить в парную лишь на 1-2 минуты и не более 2 раз. Рекомендация основана на том, что при переходе из одного банного помещения в другое, при смене горячей и холодной воды на ребенка воздействуют сильноконтрастные температуры. Это отрицательно сказывается на детском организме, потому что его физиологические механизмы терморегуляции еще несовершенны.

Среди болезней школьников чаще всего бывают ангина, бронхит и катар верхних дыхательных путей. У подавляющего большинства заболевание возникает вслед за охлаждением: промочил ноги, съел мороженое, ступил босыми ногами на пол, постоял на сквозняке. Зная это, многие родители стараются всячески оберегать школьника от простуды, заставляют его одеваться потеплее, не открывают при нем форточек. Но даже при самом внимательном уходе невозможно оградить человека от всех неожиданностей (сквозняков, сырости, дождей, открытых форточек). Поэтому, кутая школьника, мы оказываем ему «медвежью услугу», он изнеживается, понижается его врожденная способность самостоятельно защищаться от охлаждения, он становится «тепличным». Тот факт, что за охлаждением следует простудное заболевание (ангина, бронхит и т.п.), напоминает, что организм ребенка необходимо закаливать, только разумно, систематически и постепенно.

Наибольший эффект от закаливающих процедур, как уже говорилось, можно получить, если они сочетается с рациональным режимом дня. При этом необходимы и достаточный сон, и рациональное питание, и разумные развлечения. Если школьник утром принимает холодный душ, а в течение дня переутомляется, долгие часы проводит у телевизора, слишком часто посещает кино в ущерб прогулкам на свежем воздухе, недостаточно спит, то, конечно же, водная процедура не сделает такого ученика здоровым и крепким.

При переходе от «тепличного» образа жизни к более жесткому не должно быть резких контрастов и поспешности. Например, температуру воды для обливаний можно снижать не чаще чем через 2 дня и только на 1 градус.

Кроме того, нельзя рассчитывать, что через, 2—3 недели закаливания подросток преобразится до неузнаваемости, что сразу он перестанет простужаться. Нужно запастись терпением и проводить закаливание систематически и постоянно, только в этом случае будет успех.

Обтирания, обливания, душ дают достаточно быстрый результат, укрепляют нервную систему, увеличивают обмен веществ, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также благотворно действуют на психику. Подростки становятся бодрыми, легкими в движении. Но поскольку вода обладает большей теплопроводностью по сравнению с воздухом, она при одной и той же температуре отнимает больше тепла от тела. Подростков, склонных к насморку, кашлю, нужно приучать к водным процедурам очень постепенно.

Обтирание — более мягкая водная процедура, она сводится к незначительному смачиванию кожи водой и последующему энергичному растиранию.

Имеются рекомендации некоторых авторов после умывания или душа тело не вытирать полотенцем, а дать возможность ему высохнуть на воздухе. Такие рекомендации применимы ко взрослым. В отношении подростков можно сказать следующее. В летнее время они могут после дневной процедуры не вытирать тело полотенцем, а дать каплям воды высохнуть на воздухе. При этом целесообразно растирать мокрую кожу ладонями, что способствует более быстрому ее высыханию. Это к тому же хороший самомассаж.

В помещении, где проводят влажное обтирание (обычно с помощью полотенца), температура воздуха должна быть не ниже 18—20°. Температура воды для увлажнения вначале не ниже 30—32°, затем ее ежедневно снижают на 0,5—1 градус, доводя до 16—18°. Вначале обтирают грудь и живот, потом спину и поясницу, руки и ноги, последовательно вытирая каждую смоченную часть не только досуха, а до покраснения кожи и приятного ощущения тепла. Общая длительность влажного обтирания обычно не должна превышать 2— 3 минут.

Иногда подросток не любит обтираний, но с удовольствием
обливается. Вода для обливания должна быть теплее, начинать надо с температуры 33—32° и постепенно доводить ее до 20°. Длительность процедуры не дольше 2 минут. Так же как и предыдущие процедуры, обливание заканчивается энергичным растиранием кожи до покраснения.

Душ сочетает термическое и механическое раздражение, поэтому особенно эффективен. Продолжительность его для закаливания — от 1 до 5 минут. Начинают с температуры воды 30—32°, постепенно доводя ее до 21—22°, снижая на 0,5—1 градус через каждые 2— 3 дня.

Купание в открытых водоемах оказывает на организм подростка многостороннее благоприятное воздействие: укрепляет мускулатуру, сердечно-сосудистую и нервную систему, развивает дыхательный аппарат, происходит усиление обмена веществ. Иначе говоря, закаливается весь организм подростка, повышается его работоспособность, успехи в учебе.

При условии правильного проведения закаливание является одним из главных средств общего оздоровления организма, предупреждения заболеваний и обеспечения гармонического развития ребенка и подростка. Поэтому говорить о противопоказаниях к закаливанию в принципе неверно, оно всегда необходимо и полезно. Речь идет о выборе методов и средств закаливания, индивидуальных приемах их проведения в зависимости от возраста ребенка, его физического развития и состояния здоровья.

Закаливание свежим воздухом показано при всех обстоятельствах для любого возраста и особенно важное значение имеет для маленьких и ослабленных детей.

Водные процедуры также не имеют абсолютных противопоказаний. В случае лихорадочного состояния ребенка, а также при заболеваниях кожи общие водные процедуры заменяются местными. Гигиенические меры всегда можно сочетать с закаливанием. При заболеваниях детей надо лишь несколько повысить температуру воды, приблизив ее к индифферентной, и продолжать слабодействующие процедуры (обтирание, умывание), что значительно улучшает состояние ребенка и способствует его выздоровлению.

Огромное значение при закаливании детей разного возраста имеет тщательный
контроль со стороны родителей. При этом особое внимание надо обращать на следующие моменты.

Родители должны знать, что закаливание детей, особенно раннего возраста, требует осторожности. Нельзя сразу, без предварительной подготовки, подвергать ребенка воздействиям холодной воды, нужно приучать к ним постепенно, медленно и тем осторожнее, чем моложе и слабее ребенок. Привычка к холодным воздействиям создается не сразу, ее надо воспитывать. Поэтому переход от более слабых по нагрузке закаливающих процедур к более сильным проводится постепенно. Это касается снижения температуры воды, продолжительности процедур и др.

Родители также должны знать, что при проведении закаливания необходимо учитывать возможности ребенка, состояние его здоровья, условия жизни. Например, для закаливания здоровых детей можно применять воду более низкой температуры, чем для ослабленных, с повышенной нервной возбудимостью. Неверно, глубоко ошибочно мнение некоторых родителей о том, что ослабленным детям закаливающие процедуры и физические упражнения противопоказаны. Именно таким детям необходимо правильно дозированные закаливающие мероприятия, что способствует более быстрому их развитию и укреплению здоровья.

Родители должны знать, что ослабленным детям полезны почти все виды закаливания, но приучать к этим процедурам нужно с еще большей постепенностью и осмотрительностью, учитывая пониженную выносливость и недостаточную сопротивляемость. Так, следует особенно осторожно, снижать температуру воды при закаливании детей, часто болеющих пневмонией, бронхитом, ангинами, а также ревматизмом. Для них целесообразно некоторое время проводить не общие, а частичные обливания или обтирания, например только рук или только ног. Нервные дети плохо переносят низкие температуры, поэтому используется более теплая вода. По мере улучшения здоровья ребенка можно переходить к тем же закаливающим процедурам, которые проводятся и здоровым детям.

Родители обязаны внимательно наблюдать за реакцией ребенка на закаливающие процедуры во время их проведения и после них. Если ребенок во время процедуры зябнет, покрывается «гусиной кожей», дрожит, то дальнейшее снижение температуры воды надо приостановить. Если ребенок после процедуры становится вялым или, наоборот, возбужденным, если у него нарушается сон, понижается аппетит, это должно настораживать. В каждом таком случае следует понаблюдать за ребенком, уменьшить дозировку закаливающих мероприятий, а иногда временно от них отказаться.

Противопоказаниями для начала закаливания, продолжения его, а тем более для усиления нагрузки являются острые заболевания, понижение и даже остановка ребенка в весе, повышение возбудимости, раздражительности, жалобы на усталость, ухудшение сна, резко негативное отношение к процедурам.

Если закаливающие процедуры были приостановлены на несколько дней, то после выздоровления начать надо с температуры воды на 2—3 -градуса выше, чем применялась ранее, и примерно на 1/4 сократить продолжительность процедуры, так как адаптационные возможности организма сравнительно быстро ослабевают.

Закаливание водой оказывает мощное воздействие на организм ребенка и подростка, поэтому Для их проведения надо получить разрешение врача. Такой допуск, который некоторые считают пустой формальностью и лишним препятствием к немедленному началу занятий, позволяет потом сравнивать наступающие изменения в состоянии здоровья, то есть определять эффективность проводимых мер.

Подростки независимо от медицинского наблюдения должны сами анализировать свое самочувствие до и после процедуры, научиться с помощью родителей или школьного преподавателя физкультуры правильно оценивать их воздействие на организм. К самоконтролю можно также отнести оценку работоспособности, успеваемости в школе.

К занятиям плаванием школьники допускаются после углубленного медицинского осмотра. В соответствии с положением о врачебном контроле за физическим воспитанием населения России, все дети по состоянию здоровья и физического развития распределяются на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.

В зависимости от того, к какой медицинской группе отнесен школьник, он может заниматься плаванием с различными нагрузками. Неверно считать, что в любое время, при любых условиях плавание оказывает только положительное воздействие. Решить этот вопрос может лишь врач. Заметив отрицательное влияние занятий плаванием, врач дает указание по изменению характера тренировок.

После курса лечения плаванием дети в ряде случаев могут заниматься спортивным плаванием и даже выступать на соревнованиях. Однако надо помнить, что для больных установлена определенная последовательность перехода из группы в группу: вначале лечебная группа, затем оздоровительная и только потом — спортивная.

В ходе тренировочных занятий могут возникать специфические для плавания заболевания и повреждения.

Одним из них является наружный отит, или «ухо пловца». Причиной возникновения его считается постоянное намокание наружного канала уха. Размягченный эпителий отслаивается, в результате чего кожа теряет свои защитные свойства. Симптомы заболевания — зуд, боль, чувство заложенности в ухе. При появлении неприятных ощущений необходимо прекратить занятия и обратиться к врачу.

Резиновые купальные шапочки при плавании применяются только для предохранения волос. Не следует  закрывать ими уши, наоборот, края целесообразно загибать внутрь. В противном случае шапочка начинает действовать как клапан: вода попадает внутрь уха и не вытекает.

При занятиях плаванием может возникнуть эпидермофития — заболевание кожи стоп и межпальцевых промежутков, возникающее в результате несоблюдения элементарных правил личной гигиены. Ребенка с первых дней занятий плаванием следует научить правильному уходу за ногами и обувью: после плавания тщательно вытирать ноги, не надевать чужую обувь, при первых признаках заболевания обращаться к врачу.

Неизбежные трудности, возникающие при организации работы по массовому обучению плаванию, требуют от медицинских работников не только всесторонних знаний организационно-методического характера, но и умения оказывать медицинскую помощь при несчастных случаях на воде.

Во время тренировочных занятий, проводимых на открытых водоемах, врач должен следить за обеспечением соответствующих санитарно-гигиенических условий, не допускать к занятиям больных, следить за соблюдением занимающимися правил санитарии и личной гигиены и т. д.

Соревнования по плаванию без участия медицинского персонала запрещаются, и их результаты не засчитываются.

Перед началом соревнований врач дает разрешение на участие в них школьников на основе первичного или повторного медицинского осмотра и оформляет это разрешение именным списком (заявочный лист). Школьники, не прошедшие медицинский осмотр, к соревнованиям не допускаются.

Врачу надлежит ознакомиться с программой, условиями и продолжительностью соревнований. Он должен обеспечить проведение мероприятий по профилактике спортивного травматизма, ознакомиться с санитарно-гигиеническим состоянием места соревнований и вспомогательных помещений, проверить исправность и пригодность спортивного оборудования.

Во время соревнований необходимо вести наблюдения за состоянием здоровья его участников, подмечать изменения в их поведении и в случае необходимости обеспечить оказание медицинской помощи и эвакуацию. При нарушении правил и условий соревнований, неблагоприятных метеорологических и прочих условиях, угрожающих безопасности и здоровью школьников, врач должен потребовать прекращения соревнований и перенесения их на другие часы или дни.

Так, в процессе тренировок каждый школьник должен уметь оценивать свое самочувствие, чтобы не допустить перегрузки, отчего может наступить общая слабость, озноб и расстройство сердечной деятельности, а это, в свою очередь, может привести к травме.

Одним из простейших элементов самоконтроля является наблюдение за кожными реакциями, наглядно отражающими состояние всего организма. Особенно ярко они проявляются у ослабленных и переутомленных детей. При нормальном состоянии организма и хорошем самочувствии в начале плавания кожа бледнеет, а затем краснеет. Это связано с сужением и расширением сосудов. Во время плавания и после него должно возникать приятное чувство тепла, постепенно усиливающееся. Подобные кожные реакции, отражающие нормальное состояние организма и изменение его функции в ответ на работу мышц при плавании, считаются положительными.

При перегрузке или у физически слабых пловцов кожа сохраняет стойкую бледность, часто переходящую в синюшность (так называемая «синяя кожа»). На ощупь она бывает холодна, это подтверждают и измерения температуры кожи. Появляются озноб и слабость, выражающиеся не только в 'общем недомогании, но и в характерном болезненном чувстве холода. Частота пульса увеличивается, но наполнение его уменьшается, то есть сократительная способность сердечной мышцы снижается. Ослабляется деятельность и других внутренних органов и систем. Такие кожные реакции, отражающие болезненное состояние или переохлаждение в воде, называются отрицательными. Для предупреждения переохлаждения некоторым школьникам перед плаванием рекомендуется тщательная разминка (делать ее лучше в тренировочном костюме).

Заметим, что в самоконтроль могут быть включены и более сложные наблюдения, такие, как измерения жизненной емкости легких и частоты ударов сердца (по пульсу). К примеру, измерения жизненной емкости легких лучше производить ежедневно или не реже одного раза в 5—6 дней. Причем делать это нужно обязательно до начала тренировки и каждый раз в определенное время.

Несколько слов об изменении веса. В начале тренировки вес может уменьшиться от 0,5 до 1 килограмма, но в дальнейшем он должен оставаться постоянным с небольшим колебанием к увеличению. При обычных занятиях плаванием (2—4 раза в неделю) вес падать не должен.

И наконец, правомерно отнести к разделу о самоконтроле строжайшее соблюдение занимающимися соответствующих правил поведения.

Будь дисциплинирован — эта заповедь должна строго соблюдаться ребятами, когда они купаются, плавают или играют в воде. Ребята должны знать, что нельзя заплывать за предупредительные знаки и подплывать близко к идущим пароходам — возле них возникают водовороты, которые затягивают на большую глубину с такой силой, что даже опытный пловец не всегда может выплыть. Нельзя нырять в местах неизвестной глубины, потому что можно удариться головой о грунт, потерять сознание и погибнуть. И еще о том, как опасно для жизни купаться в запрещенных местах, возле плотин, порогов и водопадов.

К занятиям плаванием школьники допускаются после углубленного медицинского осмотра. В соответствии с положением о врачебном контроле за физическим воспитанием населения России, все дети по состоянию здоровья и физического развития распределяются на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.

В зависимости от того, к какой медицинской группе отнесен школьник, он может заниматься плаванием с различными нагрузками. Неверно считать, что в любое время, при любых условиях плавание оказывает только положительное воздействие. Решить этот вопрос может лишь врач. Заметив отрицательное влияние занятий плаванием, врач дает указание по изменению характера тренировок.

После курса лечения плаванием дети в ряде случаев могут заниматься спортивным плаванием и даже выступать на соревнованиях. Однако надо помнить, что для больных установлена определенная последовательность перехода из группы в группу: вначале лечебная группа, затем оздоровительная и только потом — спортивная.

В ходе тренировочных занятий могут возникать специфические для плавания заболевания и повреждения.

Одним из них является наружный отит, или «ухо пловца». Причиной возникновения его считается постоянное намокание наружного канала уха. Размягченный эпителий отслаивается, в результате чего кожа теряет свои защитные свойства. Симптомы заболевания — зуд, боль, чувство заложенности в ухе. При появлении неприятных ощущений необходимо прекратить занятия и обратиться к врачу.

Резиновые купальные шапочки при плавании применяются только для предохранения волос. Не следует -закрывать ими уши, наоборот, края целесообразно загибать внутрь. В противном случае шапочка начинает действовать как клапан: вода попадает внутрь уха и не вытекает.

При занятиях плаванием может возникнуть эпидермофития — заболевание кожи стоп и межпальцевых промежутков, возникающее в результате несоблюдения элементарных правил личной гигиены. Ребенка с первых дней занятий плаванием следует научить правильному уходу за ногами и обувью: после плавания тщательно вытирать ноги, не надевать чужую обувь, при первых признаках заболевания обращаться к врачу.

Неизбежные трудности, возникающие при организации работы по массовому обучению плаванию, требуют от медицинских работников не только всесторонних знаний организационно-методического характера, но и умения оказывать медицинскую помощь при несчастных случаях на воде.

Во время тренировочных занятий, проводимых на открытых водоемах, врач должен следить за обеспечением соответствующих санитарно-гигиенических условий, не допускать к занятиям больных, следить за соблюдением занимающимися правил санитарии и личной гигиены и т. д.

Так, в процессе тренировок каждый школьник должен уметь оценивать свое самочувствие, чтобы не допустить перегрузки, отчего может наступить общая слабость, озноб и расстройство сердечной деятельности, а это, в свою очередь, может привести к травме.

Одним из простейших элементов самоконтроля является наблюдение за кожными реакциями, наглядно отражающими состояние всего организма. Особенно ярко они проявляются у ослабленных и переутомленных детей. При нормальном состоянии организма и хорошем самочувствии в начале плавания кожа бледнеет, а затем краснеет. Это связано с сужением и расширением сосудов. Во время плавания и после него должно возникать приятное чувство тепла, постепенно усиливающееся. Подобные кожные реакции, отражающие нормальное состояние организма и изменение его функции в ответ на работу мышц при плавании, считаются положительными.

При перегрузке или у физически слабых пловцов кожа сохраняет стойкую бледность, часто переходящую в синюшность (так называемая «синяя кожа»). На ощупь она бывает холодна, это подтверждают и измерения температуры кожи. Появляются озноб и слабость, выражающиеся не только в 'общем недомогании, но и в характерном болезненном чувстве холода. Частота пульса увеличивается, но наполнение его уменьшается, то есть сократительная способность сердечной мышцы снижается. Ослабляется деятельность и других внутренних органов и систем. Такие кожные реакции, отражающие болезненное состояние или переохлаждение в воде, называются отрицательными. Для предупреждения переохлаждения некоторым школьникам перед плаванием рекомендуется тщательная разминка (делать ее лучше в тренировочном костюме).

                                                         
Глава 3.

Закаливающие ванны.

 Пресные ванны. Основным действующим фактором при этом является температура воды и продолжительность ее воздействия. Температура воды 37—38°, продолжительность — 5—15 минут. Курс лечения 10—15 ванн. Обычно процедуру проводят через день.

При лечении, например, полиомиелита полезно сочетать ванну с гимнастикой.

Горячие ванны применяются при пневмонии, бронхите, нефрите и др. Предварительно надо проветрить помещение, затем обогреть его. Простыню для вытирания и белье следует согреть, положив на них грелку. Сначала ребенка помещают в ванну с температурой воды 36—37°, затем тонкой струйкой подливают в ножном конце ванны горячую воду, все время помешивая, чтобы не обжечь ребенка. Температуру воды постепенно доводят до 39—40° и все время поддерживают на этом уровне. Продолжительность ванны 5—6 минут. После ванны ребенка обсушивают согретой простыней, укладывают в согретое белье и тепло укрывают. Во время ванны на голову ребенка кладут салфетку, смоченную водой комнатной температуры. Внимательно наблюдайте за состоянием ребенка: кожа должна порозоветь, ногти на руках быть розовыми, дыхание ровное. Если лицо ребенка побледнело или дыхание стало прерывистым или слабым, его надо быстро вынуть из ванны, завернуть в теплую простыню. Если ребенку назначены сердечные средства, целесообразно дать их за 15—20 минут до ванны. При хорошем самочувствии ребенка продолжительность ванны доводят до 7—8 минут. Затем ребенка надо быстро вытереть, одеть и уложить в кровать с грелкой. Горячие ванны противопоказаны при упадке сердечной деятельности.

Местные ванны. Ножные и ручные горячие ванны применяют при пневмонии, заболеваниях опорно-двигательного аппарата. В ведро наливают воду температуры 36—37° и, постепенно подливая горячую воду (с края), поддерживают температуру на уровне 38°. Ножные ванны целесообразно делать перед ночным или дневным сном. После ванны ребенка растирают мохнатым или вафельным полотенцем до легкого покраснения кожи и укладывают в постель с грелкой или же заворачивают больные конечности в шерстяное одеяло, надевают на них меховые или шерстяные чулки и хорошо укутывают.

Горчичные ванны применяют при пневмонии, бронхите. Сухую горчицу (из расчета 30—50 г на 10 л воды) растирают, чтобы не было комков, затем разводят в небольшом количестве теплой воды и процеживают через марлю в ванну. Температура воды 38°. В горчичной ванне ребенка держат до покраснения кожи, обычно около 5—6 минут. После ванны ребенка обливают чистой теплой водой.

Соляные ванны применяют при лечении детей старше 6 месяцев, прежде всего больных рахитом. Соль употребляют морскую или поваренную из расчета 50—100 граммов на ведро воды (10 л). Соль насыпают в марлевый мешочек и подвешивают к крану под струю воды. Температура первой ванны для годовалых детей должна быть 35°, для детей в возрасте от 1 года до 3 лет ее постепенно снижают до 32°. Обычно ванны делают через день. Полным детям можно делать ванны более низкой температуры воды, но снижать ее необходимо строго индивидуально, в зависимости от реакции ребенка. Продолжительность ванны 3—10 минут, после каждых 3—4 ванн длительность процедуры увеличивают на 1 минуту.

После соляной ванны детей обливают из кувшина пресной водой, температура которой должна быть на 1—2° ниже температуры ванны. Курс лечения 15—20 ванн, 2—3 раза в неделю.

Хвойные ванны готовят добавлением в пресную воду жидкого хвойного экстракта или хвойного порошка из расчета на 2 ведра 1 столовую ложку экстракта. Температура воды первой ванны зимой должна быть 36°, летом 35°, в дальнейшем ее постепенно доводят до 32°. Продолжительность ванны 5—12 минут, курс лечения 15—20 ванн через день. Хвойные ванны полезны детям с возбудимой нервной системой, страдающим бессонницей, рахитом, с пониженным питанием.

Соляно-хвойные ванны особенно полезны детям, имеющим излишний вес. В 2 ведрах воды растворяют 200 граммов морской или поваренной соли и 1 столовую ложку хвойного экстракта. Температура воды первой ванны для детей в возрасте 1—3 лет — 35°, в дальнейшем ее постепенно снижают до 32°, длительность процедуры 5—10 минут, курс лечения 15—20 ванн через день.

Крахмальные ванны применяют при кожных заболеваниях для уменьшения раздражения и зуда. Для их приготовления берут крахмальную муку из расчета 3 столовые ложки на ведро воды, растирают ее, затем при помешивании разводят в небольшом количестве холодной воды. Этот раствор заваривают крутым кипятком, как для киселя. Полученную киселеобразную массу вливают в ванну, наполненную теплой водой (35—36°), и размешивают. Длительность ванны 8—10 минут. После ванны ребенка обсушивают, но не растирают.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Чувашской  Республики

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ХОРОШО УЧИТЬСЯ

методическое пособие  

Разработала:         учительница начальных классов

МБОУ «Татмыш –Югелевская НШ – ДС»

Солдатова В.В.

Данная памятка рекомендована родителям.

Чебоксары -2012 год.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ХОРОШО УЧИТЬСЯ.

     Обучение в школе - одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

 Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться.

 Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.

     Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий.

 Еще К.Д. Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать свое дитя. Их задача - научить правильно учиться. Поэтому вопрос «Как помочь ребенку хорошо учиться» я выношу на родительское собрание.

 Усилия семьи и школы в решении этой проблемы - едины.

    Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

 • организация режима дня;

 • контроль за выполнением домашних заданий;

 • приучение детей к самостоятельности.

1. Организация режима дня.

Организация режима дня позволяет ребенку:

 • легче справиться с учебной нагрузкой;

 • защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье.

 У 20% школьников плохое здоровье - причина неуспеваемости.

 Поэтому приучайте детей к соблюдению режима дня; рациональному питанию; добивайтесь, чтобы по утрам ребенок выполнял утреннюю гимнастику; занимался спортом; бывал на свежем воздухе не менее 3,5 часа.

 Точный распорядок занятий - это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д.

 Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг.

 Желательно в одно и то же время.

 Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач.

 Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок (рассказ, сказку). При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли.

 Важный вопрос в организации режима дня — это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра/ а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время.

 Особое внимание следует уделять пребыванию на свежем воздухе (до 3,5 ч. в день), ведь у детей большая потребность в движении. В группе - 1,5-2 ч. Дома - 1,5-2 ч.

 Необходимо правильно организовать сон. Дневной сон - 1 час. (Если ребенок не спит, , пусть полежит, послушает сказку.)

 Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший, спокойный сон - это основа  здоровья.

 Позаботьтесь, чтобы после ужина ребенок не смотрел «страшные фильмы», не играл в шумные игры. Все это отразится на сне, на самочувствии ребенка. Хорошо прогуляться перед сном 30-40 мин.

 Если ребенок спит, следите, чтобы громко не звучал телевизор, радио. Погасите свет, говорите тише. Часто родители идут на поводу у детей, мирятся с капризами ребенка: дети участвуют в застольях, ложатся поздно спать. Это недопустимо. Здесь нужно проявить твердость.

 Вы должны помнить, что теперь у вас ученик, и не мешать ему. Часто родители не замечают, что мешают детям: громко разговаривают, включают телевизор. Иногда родители делают за детей уроки. В этом случае страдает нравственность. Дети привыкают ко лжи и лицемерию.

 Вы не должны забывать, что в силу возрастных особенностей школьники плохо переключаются с одного вида работы на другой. Например, сядет ребенок рисовать, родители посылают в магазин. Нужно дать время на переключение. Иначе внутреннее нежелание может сопровождаться грубостью. Запомните: всякое необоснованное переключение с одного вида работы на другой может выработать дурную привычку: не доводить дело до конца.

2. Направление помощи — контроль за выполнением домашних заданий.

 Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами:

 - какие отметки?

 - выполнил ли уроки?

 После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей.

 Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.

 Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным.

 На первых порах маленький ученик нуждается в вашей помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках и даже, может быть посидеть рядом с ним, пока он их сделает. Эти первые его школьные шаги необычайно важны: от них зависит, может быть, вся его школьная жизнь.

 Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс. То есть важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать ,как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе.

 Хорошо если бы вы интересовались;

 • что изучал ребенок сегодня в школе;

 • как он понял материал;

 • как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.

 При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и помощью.

 Контроль - это организация помощи для ликвидации каких-то пробелов, трудностей.

 Для младших школьников характерно, что они сначала что-то делают, а потом думают. Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.

 Например, решая задачу:

 • прочитать задачу, представить, о чем говорится;

 • кратко записать условие, схему;

 • пояснить, что обозначает каждое число, повторить вопрос задачи;

 • подумать , можно ли ответить на вопрос задачи; если нет, то почему;

 • составить план решения задачи;

 • проверить решение;

 • записать решение в тетрадь.

 Выполняя упражнение по русскому языку:

 • повторить правила;

 • прочитать задания к упражнению, повторить, что нужно сделать;

 • прочитать упражнение и выполнить все задания устно;

 • выполнить задание письменно;

 • проверить работу.

 Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:

 • какая бы погода ни была;

 • какие бы ни шли телепередачи;

 • чей бы день рождения ни отмечался.

 Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо.

 Оправдания невыполненным урокам нет и быть не может. Для выработки этой привычки, нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе - как важному и серьезному делу.

 Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час. Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, т.е. вырабатывается установка.

 При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, т.е. сводится до нуля мучительный период втягивания в работу. Если нет постоянного времени занятий, то эта установка может не выработаться, и будет формироваться представление, что приготовление уроков дело не обязательное, второстепенное.

 Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела.

 У детей бывают два повода отвлечения:

 Первый повод — игра: ребенок втягивается в игру незаметно для себя. Поводом может служить оставленная игрушка;

 Второй повод — деловой: ищет карандаш, ручку, учебник. Чем больше отвлечений, там больше затрачивается времени на выполнение домашнего задания. Поэтому необходимо установить четкий порядок: линейка, карандаш, ручка - слева; учебник тетради дневник - справа.

 У младших школьников есть привычка выполнять работу вполсилы. Вроде бы не отвлекается, но мысли текут лениво, постоянно прерываясь, возвращаясь обратно.

 Очень важен темп работы. Работают хорошо те, кто работают быстро. Поэтому ребенка нужно ограничивать во времени (ставить часы).

 Если на первых порах вы сидите рядом с ребенком, вы должны приободрить его: «Не торопись, детка. Смотри, какая хорошая буква получилась. Ну-ка еще одну постарайся, чтобы еще лучше вышло». Это, конечно, поможет ему в нелегкой работе, даже просто сделает ее веселее. Если вы будете раздражаться, если каждая помарка будет выводить вас из себя, ребенок возненавидит эти совместные занятия. Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте. Но если уж очень плохо ребенок выполнил задание, то надо, чтобы он переделал его на листочке и вложил в тетрадь, не для оценки, а для того, чтобы учительница видела, что ребенок старался, и с уважением с отнеслась к его труду. Одна из главных задач «сидения» рядом с сыном или дочерью - следить за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлекались во время работы, И этого можно добиться даже от самого несобранного ребенка, если сидящие рядом мама или папа вежливо и спокойно будут возвращать его к работе.

 Труднее всего даются нашим детям навыки письма. Здесь вас можно успокоить, что в наш век каллиграфическое письмо не самое главное и что если ваш ребенок владеет речью, то, в конце концов, пусть пишет не так уж красиво, и не надо его за это терзать. Важно приучить его писать чисто, соблюдая поля, обязательно без помарок.

 Опять-таки из воспитательных соображений: человек должен делать все красиво, решительно все. Помогите же своему ребенку в этом добрым словом и своим присутствием. И вы не пожалеете о потраченном времени: оно принесет свои плоды.

 Возникает вопрос, а когда же оставлять ребенка наедине с уроками? Делать это нужно как можно раньше, но не резко, а постепенно. Затянуть процесс этого «сидения» тоже вредно. Такие дети, которые делают уроки только с кем-нибудь из взрослых, никогда не смогут выполнить порученное им дело.

 При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время самостоятельно.

3. Направление помощи — приучение к самостоятельности.

При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать за себя.

 Учите детей выделять учебную задачу, т.е. ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению. Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении и приучать ребят ко все большей и большей самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья "Самоконтроль на уроке физкультуры в начальной школе"

Разрабатывая проблему формирования самоконтроля  младших школьников на уроке физического воспитания, было выделено три направления:·        Самоконтроль поведен...

Научно методическая разработка «Система работы воспитателя в группе продленного дня по развитию связной речи у обучающихся»

Данная научно-методическая работа  раскрывает роль работы по развитию речи у обучающихся с нарушением зрения. Включает в себя ситему работы по диагностике и развитию связной речи детей в гр...

Инновационное развитие воспитания: научно-методические основы и механизмы реализации

Последнее время слово "инновация"  в образовании употребляется слишком часто. Конечно, можно  обновить содержание образовательных программ, но при этом нельзя будет ...

Научно- методическая статья. Тема: "Слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами"

Работа учителя-воспитателя с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами на уроке и внеурочное время...

Научно-методическая статья о духовно-нравственном воспитании в ГПД.

Духовно-нравственное воспитание – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качест...

Научно-методическая статья по ознакомлению учащихся с жостовской росписью.

Работа педагога с детьми при организации занятий по знакомству с жостовской росписью строится исходя из следующих задач обучения: 1. Развитие у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, ув...

Дисграфия (научно-методическая копилка)

В данной папке представлена научно-методическая работа "Дисграфия, ее профилактика и устранение",  к ней прилагается программа и презентация по данной теме....