Методическая разработка "Обучение младших школьников решению задач"
план-конспект урока по математике
Методическая разработка "Обучение младших школьников решению задач".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_mladshih_shkolnikov_resheniyu_zadach.docx | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение младших школьников решению задач.
Цели:
Предметные:
- Формирование умения решать задачи на нахождение неизвестного по 2-м разностям, задач на движение с величинами: скорость, время, расстояние.
Метапредметные:
- Формирование логических ууд: анализ, синтез, сравнение;
- Формирование общеучебных универсальных действий: знаково-символическое моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- Формирование регулятивных ууд: умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности
Личностные:
- Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд. Воспитание чувства дружбы и товарищества.
Оборудование: учебник.
1. Подготовительная работа.
-Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами будем решать задачи.
- Для того, чтобы научиться решать задачи нового типа, нам необходимо вспомнить как решаются задачи на пропорциональное деление. Итак, решим задачу.
- Слушаем внимательно (учитель читает), давайте ее проанализируем.
Задача: С пристани отошли в противоположных направлениях метеор и катер. Скорость метеора 60 км/час, а скорость катера в 2 раза меньше. Через сколько часов расстояние между ними составит 360 км?
- Что вы можете сказать об этой задаче? (Д: это задача на движение в противоположных направлениях, она про метеор и катер, в этой задаче известна скорость метеора и т. д.)
- Для того, чтобы правильно решить задачу, необходимо ее тщательно изучить, проанализировать, возможно составить схему. Готовы?
2. Работа над задачей.
- Есть ли в этой задаче незнакомые слова? Все понятно.
- А теперь давайте представим ситуацию, которая описывается в задаче. Кто себе как представил? Дети рассказывают.
- Нарисуем схематический чертеж.
Подведение итога работы:
- Мы с вами ознакомились с содержанием задачи, правильно ее прочитав. Эта задача новая для вас? Такие еще не решали? Какие знания и умения помогут нам ее решить? Хорошо. Вам интересно найти ответ на вопрос этой задачи? Тогда продолжим?
3. Поиск плана решения задачи.
- Кто может сказать, что требуется узнать в задаче? (Нам нужно найти время когда они встретятся).
- Можно ли это узнать сразу? (Нет)
- Почему? (Мы не знаем какова была скорость сближения).
- А это можно сразу узнать? (Да).
- Как? (Сложить скорость первого и скорость второго теплохода).
- Что мы узнаем дальше? (нахожу числовое значение времени встречи теплоходов).
- Каким действием? (Делением).
- Что узнаем потом? (В какое время теплоходы встретятся).
- Каким действием? (Сложением).
- Ответим ли на вопрос задачи? (Да)
- Молодцы!
Подведение итогов работы:
- Мы замечательно справились с составлением плана решения задачи. Теперь мы без проблем сможем ее решить. Что из проделанной работы вам показалось самым трудным? Что больше всего понравилось?
4. Выполнение плана решения задачи
- Давайте решим нашу задачу письменно в тетради, поясняя каждое действие.
- Итак, по нашему плану какое действие мы выполняем первым? (Сложение. Этим мы найдем скорость сближения).
- Пишем. (32 прибавить 38 получаем 70 км/ч). (Следующее действие деление, этим мы найдём числовое значение времени встречи теплоходов).
- Записываем. (350 разделить на 70, получаем 5). (Следующее по плану действие сложения и этим действием мы найдем время встречи теплоходов).
- Хорошо, записываем. (К 11 прибавит 5, получаем 16).
Подведение итогов работы:
- Сегодня все потрудились хорошо. Молодцы!
5. Проверка решения задачи и формулировка ответа на вопрос задачи.
- Итак, проверяем? От двух пристаней, расстояние между которыми 350 км, в 11 ч отправились навстречу друг другу два теплохода. Средняя скорость первого-32 км/ч, средняя скорость второго- 38км/ч. В какое время теплоходы встретятся.
- Давайте выполним арифметические действия над числами, которые получатся в ответе на вопрос задачи; если при этом получатся числа, данные в условии задачи, то можно считать, что задача решена правильно.
Подведение итогов работы:
- Что вы можете сказать об этой задаче? Теперь вы сможете решать задачи такого типа? Если нам известно время и скорость, то что мы можем найти? А если известна скорость и расстояние? Очень хорошо усвоили эту взаимосвязь.
6. Дополнительная работа над решенной задачей.
- А теперь очень интересное, творческое задание. Вам нужно придумать новый, другой вопрос к задаче, но так, чтобы условия остались прежними. Посмотрим какие вопросы составите. Самую интересную задачу мы можем решить.
Дети работают самостоятельно.
Подведение итогов работы:
- Замечательно, очень интересные задачи получились, а какая же самая интересная? Какую же задачу нам решать? Мне кажется сложно определить какая, поэтому каждый сам решит дома свою задачу, а если интересно можете решить задачи составленные одноклассниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-деятельностный подход к обучению младших школьников решению задач
Инновационность стандартов второго поколения выражается в системно-деятельностном подходе. В работе представлен деятельностный подход к обучению решению задач, формирующий широкий спектр личностных ка...
ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ
ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ...
Проблемы обучения младших школьников решению задач на распознавание.
В статье анализируются проблемы, возникающие при решении задач на распознавание младшими школьниками...
ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
При решении задач на уроках математики, в соответствии с требованиями ФГОС, учащихся должны освоить следующие основные виды деятельности:· Моделировать изучен...
Этапы обучения младших школьников решению задач
Описание этапов обучения школьников решать текстовые работы....
Методика обучения младших школьников решению задач на движение
В работе представлена методика обучения решению простых задач на движение, задач на встречное движение и движение в противоположном направлении. На конкретных примерах показана организация работы над ...
Обучение младших школьников решению задач (подготовка к ВПР)
Обучение младших школьников решению задач (подготовка к ВПР)...