Методическая разработка "Обучение младших школьников решению задач"
план-конспект урока по математике

Методическая разработка "Обучение младших школьников решению задач".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_mladshih_shkolnikov_resheniyu_zadach.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение младших школьников решению задач.

Цели:

Предметные:

  • Формирование умения решать задачи на нахождение неизвестного по 2-м разностям, задач на движение с величинами: скорость, время, расстояние.

Метапредметные:

  • Формирование логических ууд: анализ, синтез, сравнение;
  • Формирование общеучебных универсальных действий: знаково-символическое моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • Формирование регулятивных ууд: умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

Личностные:

  • Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд. Воспитание чувства дружбы и товарищества.

Оборудование: учебник.

1. Подготовительная работа.

-Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами будем решать задачи.

- Для того, чтобы научиться решать задачи нового типа, нам необходимо вспомнить как решаются задачи на пропорциональное деление. Итак, решим задачу.

- Слушаем внимательно (учитель читает), давайте ее проанализируем.

Задача: С пристани отошли в противоположных направлениях метеор и катер. Скорость метеора 60 км/час, а скорость катера в 2 раза меньше. Через сколько часов расстояние между ними составит 360 км?

- Что вы можете сказать об этой задаче? (Д: это задача на движение в противоположных направлениях, она про метеор и катер, в этой задаче известна скорость метеора и т. д.)

- Для того, чтобы правильно решить задачу, необходимо ее тщательно изучить, проанализировать, возможно составить схему. Готовы?

2. Работа над задачей.

- Есть ли в этой задаче незнакомые слова? Все понятно.

- А теперь давайте представим ситуацию, которая описывается в задаче. Кто себе как представил? Дети рассказывают.

- Нарисуем схематический чертеж.

 Подведение итога работы:

- Мы с вами ознакомились с содержанием задачи, правильно ее прочитав. Эта задача новая для вас? Такие еще не решали? Какие знания и умения помогут нам ее решить? Хорошо. Вам интересно найти ответ на вопрос этой задачи? Тогда продолжим?

3. Поиск плана решения задачи.

- Кто может сказать, что требуется узнать в задаче? (Нам нужно найти время когда они встретятся).

- Можно ли это узнать сразу? (Нет)

- Почему? (Мы не знаем какова была скорость сближения).

- А это можно сразу узнать? (Да).

- Как? (Сложить скорость первого и скорость второго теплохода).

- Что мы узнаем дальше? (нахожу числовое значение времени встречи теплоходов).

- Каким действием? (Делением).

- Что узнаем потом? (В какое время теплоходы встретятся).

- Каким действием? (Сложением).

- Ответим ли на вопрос задачи? (Да)

- Молодцы!

Подведение итогов работы:

- Мы замечательно справились с составлением плана решения задачи. Теперь мы без проблем сможем ее решить. Что из проделанной работы вам показалось самым трудным? Что больше всего понравилось?

4. Выполнение плана решения задачи

- Давайте решим нашу задачу письменно в тетради, поясняя каждое действие.

- Итак, по нашему плану какое действие мы выполняем первым? (Сложение. Этим мы найдем скорость сближения).

- Пишем. (32 прибавить 38 получаем 70 км/ч). (Следующее действие деление, этим мы найдём числовое значение времени встречи теплоходов).

- Записываем. (350 разделить на 70, получаем 5). (Следующее по плану действие сложения и этим действием мы найдем время встречи теплоходов).

- Хорошо, записываем. (К 11 прибавит 5, получаем 16).

Подведение итогов работы:

- Сегодня все потрудились хорошо. Молодцы!

5. Проверка решения задачи и формулировка ответа на вопрос задачи.

- Итак, проверяем? От двух пристаней, расстояние между которыми 350 км, в 11 ч отправились навстречу друг другу два теплохода. Средняя скорость первого-32 км/ч, средняя скорость второго- 38км/ч. В какое время теплоходы встретятся.

- Давайте выполним арифметические действия над числами, которые получатся в ответе на вопрос задачи; если при этом получатся числа, данные в условии задачи, то можно считать, что задача решена правильно.

Подведение итогов работы:

- Что вы можете сказать об этой задаче? Теперь вы сможете решать задачи такого типа? Если нам известно время и скорость, то что мы можем найти? А если известна скорость и расстояние? Очень хорошо усвоили эту взаимосвязь.

6. Дополнительная работа над решенной задачей.

- А теперь очень интересное, творческое задание. Вам нужно придумать новый, другой вопрос к задаче, но так, чтобы условия остались прежними. Посмотрим какие вопросы составите. Самую интересную задачу мы можем решить.

Дети работают самостоятельно.

Подведение итогов работы:

- Замечательно, очень интересные задачи получились, а какая же самая интересная? Какую же задачу нам решать? Мне кажется сложно определить какая, поэтому каждый сам решит дома свою задачу, а если интересно можете решить задачи составленные одноклассниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-деятельностный подход к обучению младших школьников решению задач

Инновационность стандартов второго поколения выражается в системно-деятельностном подходе. В работе представлен деятельностный подход к обучению решению задач, формирующий широкий спектр личностных ка...

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ...

Проблемы обучения младших школьников решению задач на распознавание.

В статье анализируются проблемы, возникающие при решении задач на распознавание младшими школьниками...

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

При решении задач на уроках математики, в соответствии с требованиями ФГОС, учащихся должны освоить следующие основные виды деятельности:·        Моделировать изучен...

Этапы обучения младших школьников решению задач

Описание этапов обучения школьников решать текстовые работы....

Методика обучения младших школьников решению задач на движение

В работе представлена методика обучения решению простых задач на движение, задач на встречное движение и движение в противоположном направлении. На конкретных примерах показана организация работы над ...

Обучение младших школьников решению задач (подготовка к ВПР)

Обучение младших школьников решению задач (подготовка к ВПР)...