Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Бытовая сказка «Каша из топора»"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тип урока: «открытия» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе анализа бытовой сказки «Каша из топора».
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Актуализировать знания о сказках и особенностях басни. 2. Определить жанровые особенности бытовой сказки «Каша из топора». | Предметные: 1. Знать содержание бытовой сказки «Каша из топора» и её жанровые особенности. 2. Уметь давать характеристику персонажам сказки. |
Развивающие: 1. Развивать умение анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими посредством парной работы. 2. Развивать умение формулировать полные ответы на вопросы. | Личностные: 1. Познавательный интерес к изучению литературного чтения, активность и самостоятельность в его познании. 2. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Воспитательные: 1. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности. 2. Воспитывать нравственное отношение через анализ поступков героев. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Читательский билет | 60.16 КБ |
ТКУ | 467.5 КБ |
Раздаточный материал | 12.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 13.02.2024 Школа: МАОУ «Академический Лицей №95 г. Челябинска» Класс: 3-6 Урок: 2 | Студент: Залога Виктория Леонидовна Группа: 33 Учитель: Суворикова Анастасия Сергеевна Методист: Ткаченко Екатерина Александровна | |
Время: 8:55-9:35 | Кабинет: 308 |
Тема урока: Бытовая сказка «Каша из топора»
Тип урока: «открытия» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе анализа бытовой сказки «Каша из топора».
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Актуализировать знания о сказках и особенностях басни. 2. Определить жанровые особенности бытовой сказки «Каша из топора». | Предметные: 1. Знать содержание бытовой сказки «Каша из топора» и её жанровые особенности. 2. Уметь давать характеристику персонажам сказки. |
Развивающие: 1. Развивать умение анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими посредством парной работы. 2. Развивать умение формулировать полные ответы на вопросы. | Личностные: 1. Познавательный интерес к изучению литературного чтения, активность и самостоятельность в его познании. 2. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Воспитательные: 1. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности. 2. Воспитывать нравственное отношение через анализ поступков героев. |
УМК: «Перспективная начальная школа», учебник «Литературное чтение» Н. А. Чуракова: 3 кл., 2 ч.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф: фронтальная М: беседа П: эмоциональный настрой | Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Леонидовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. - Повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь ему и скажите: «Как мне повезло, что ты мой сосед по парте!». Я рада, что этот урок проведу с вами. - Сегодня нам на уроке понадобятся цветные карандаши, приготовьте их, пожалуйста. | Приветствуют учителя. | КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
Актуализация знаний и мотивация (5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф: фронтальная
П: речевая разминка Внешний контроль Ф: фронтальная М: беседа П: ответы на вопросы Внешний контроль Ф: фронтальная М: эвристически й П: соотнесение Внешний контроль Ф: фронтальная М: беседа П: ответы на вопросы Внешний контроль | - Ребята, посмотрите на экран, куда мы сегодня отправимся? Верно. - А как нужно себя вести в библиотеке? Молодцы, и чтобы пройти в зал, нам нужно провести речевую разминку. - Давайте вспомним, для чего она нам нужна? - Обратите внимание на экран и послушайте меня очень внимательно. Учитель читает скороговорку четко и быстро. Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку. - Что я сейчас прочитала? Совершенно верно, это скороговорка. - Есть ли в ней незнакомые для вас слова? Предположите, что оно значит? Посмотрите на экран и прочитайте его значение про себя. - Ребята, давайте прочитаем скороговорку все вместе в медленном темпе. 3, 4, начали. - Ребята, о чем эта скороговорка? - А теперь прочитаем эту скороговорку немного быстрее. - Прочитаем еще быстрее. Какие вы молодцы! - Кто хочет прочитать скороговорку быстро и правильно? Вы молодцы, за проделанную работу библиотекари пропускают нас в следующий зал! Повторение материала с прошлого урока. - Итак, вспомните, как называется раздел, который вы сейчас изучаете? - А что значит «набираться житейской мудрости»? Отлично! - С каким новым литературным жанром вы познакомились? - Что такое басня? - Посмотрите на экран и дополните предложения. 1. Основная часть басни называется … 2. Вывод басни называется … 3. Мораль – это краткое … 4. Человека, который пишет басни, называют … - Библиотекари предлагают вам выполнить задание, после которого мы получим пропускной лист к новым и интересным книгам. Ваша задача – соотнести отличия с басней или со сказкой: Басня: Сказка: Чаще проза, чаще стихотворное произведение, рассказывает о длинном промежутке жизни героя, описывает конкретный поступок или действие героя, есть автор, автор есть не всегда. - Ребята, а какие виды сказок вы знаете? - Вы дали правильные ответы, за это мы получаем пропускной лист от библиотекарей. | - В библиотеку - Очень тихо, не кричать. - Чтобы размять речевой аппарат, правильно читать и говорить. Слушают учителя. - Скороговорку. - Спозаранку Читают скороговорку вместе с учителем. - Скороговорка о пекаре. Читают скороговорку вместе с учителем, постепенно повышая громкость голоса. Читают скороговорку индивидуально. - «Набираемся житейской мудрости». - Накапливать жизненный опыт. - С басней. - Басня – это литературное произведение нравоучительного характера. - Повествованием. - Мораль. - Нравоучительное заключение. - Баснописцем. Басня – чаще стихотворное произведение, описывает конкретный поступок или действие героя, есть автор; сказка – чаще пишется в прозе; рассказывает о длинном промежутке жизни героя, автор есть не всегда. - Волшебные, про животных. | РУУД: проявлять готовность подчиняться. КУУД: слушать и понимать речь других. ПУУД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. КУУД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | Проектор с презентацией
|
Постановка учебной задачи (5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф: фронтальная М: эвристический П: загадки М: беседа П: формулирование темы, целей и плана урока М: беседа П: инструктаж Самоконтроль | - Ребята, мы с вами продолжим «набираться житейской мудрости» и не случайно в самом начале мы вспомнили о сказках, ведь сегодня мы узнаем ещё об одном виде сказки. - Для того, чтобы узнать название вам нужно будет разгадать 2 загадки: 1) Мама из крупы сварила, Посолила, подсластила. Эй, ну где же ложка наша?! Так нужна на завтрак… - Что это? Верно. 2) Он железный, острый. Он срубил весь бор: Ели все и сосны. Что это? ... - Ребята, мы с вами разгадали загадки. У нас получились 2 слова, но как мы сможем их объединить? Как вы думаете, есть ли вообще такая сказка? Давайте попробуем. Какие названия у вас получились? - У вас получились хорошие предположения, молодцы! На экране вы можете увидеть верное название сказки. - Сформулируйте тему нашего урока. - Как вы думаете, какова цель нашего урока? - Используйте слова-подсказки, которые мы можете увидеть на экране. Отлично, ребята. Составляет план урока вместе с обучающимися. - Для того, чтобы наш урок был продуктивным, давайте составим план. - На слайде представлен план, но вот некоторые слова в нём пропущены. Вам нужно вставить нужные слова. У вас есть 10 секунд на раздумья. 1. Выполним речевую ________. 2. Познакомимся с ________. 3. Прочитаем ________. 4. ________ знания. 5. Сделаем _________. - Итак, кто может прочитать готовый план? - Молодцы! Также у каждого на столе лежит свой читательский билет, который вам нужно будет сдать работникам библиотеки, чтобы они проверили, как хорошо вы усвоили новые знания. Он поможет вам оценивать себя на протяжении урока. - Посмотрите на билет. Что мы уже с вами сделали? - Верно. Оцените, насколько хорошо вы выполнили речевую разминку и закрасьте кружочек соответствующим цветом. - Если вы выполнили речевую разминку успешно, используйте зеленый карандаш, если у вас возникли затруднения, желтый и красный, если вы не справились. - Отлично! Так мы будем заполнять каждый пункт. | Предполагают, озвучивают. Составляют план урока. - Каша. - Топор. - «Каша из топора». - Сказка «Каша из топора» - Познакомиться с новым видом сказки. - Прочитать сказку «Каша из топора» 1. Выполним речевую разминку. 2. Познакомимся с новой сказкой. 3. Прочитаем сказку. 4. Проверим знания. 5. Сделаем выводы. - Выполнили речевую разминку. Оценивают свою деятельность. | КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. ПУУД: формулировать с помощью учителя цель. РУУД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | Проектор с презентацией Раздаточный материал «Читательский билет» |
«Открытие» детьми нового знания (8 мин) | Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений | М: творческого чтения П: слушание художественного чтения Ф: фронтальная М: беседа П: ответы на вопросы Ф: Парная М: объяснение Самоконтроль | - Посмотрите на название сказки снова, предположите, о чём она? - Итак, ребята, в зале библиотеки мы остались одни, давайте познакомимся с нашей сказкой. - Сейчас я её прочитаю. Ваша задача – слушать меня очень внимательно, а после прочтения ответьте мне на вопрос: можно ли сварить кашу из топора? Учитель читает сказку детям вслух. - Итак, ребята, можно ли сварить кашу из топора? Докажите. - Кто является героями сказки? Верно. - По какой причине, солдат пришел к хозяйке? - Почему хозяйка согласилась сварить кашу из топора? - Прослушав сказку, можете ли вы назвать её волшебной или сказкой о животных? Почему? Верно. - Если в сказке нет волшебства и разговаривающих животных, то какую особенность мы можем в ней выделить? - Такие сказки называются бытовые. Предположите, что может значить слово быт. - Обратите внимание на слайд, прочитайте определение. - Попробуем сформулировать определение бытовой сказки. Молодцы! - Прочитайте полное определение со слайда про себя. Теперь расскажите соседу. - Ребята, а с чем схожа бытовая сказка и по каким признакам? - Что мы можем отметить в ваших билетах? | Предполагают содержание. Слушают учителя. Ответы детей. - Хозяйка и солдат. - Был голодный. - Ей было интересно. - Нет, потому что в ней нет волшебства, и животные не умеют разговаривать. - Такая ситуация может произойти в реальном мире. - Быт – обычный, повседневный. - Бытовая сказка – сказка, в которой описывают обычную жизнь. - Бытовая сказка -сказка о людях, отношениях людей в обычной жизни, быту. - С волшебными и сказками о животных – побеждает положительный персонаж. И с баснями – присутствует поучительная часть - Второй пункт, мы познакомились с новой сказкой. | РУУД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания. КУУД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. ПУУД: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекать важную и нужную информацию; понимать информацию, представленную в печатной форме. | Презентация Учебник Раздаточный материал «Читательский билет» |
Динамическая пауза (1 мин) | Организует динамическую паузу. «Нос, пол, потолок» Когда учитель говорит «нос», обучающимся нужно его показать. Когда учитель говорит «пол», обучающиеся присаживаются. Когда учитель говорит «потолок», то обучающиеся встают на носочки, выпрямляя руки. | Выполняют упражнения динамической паузы. | ||||
Первичное закрепление (8 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф: индивидуальная работа с книгой П: жужжащее чтение Ф: фронтальная М: анализа художественных образов П: анализ героя Ф: фронтальная М: беседа П: ответы на вопросы, выборочное чтение Самоконтроль | - Откройте учебник на странице 39. Просмотрите текст сказки, есть ли в нём непонятные вам слова? - Сейчас мы прочитаем эту сказку жужжащим чтением. Приготовимся, поставим палец под первое слово в сказке. Начинаем читать. - Вижу, что уже все закончили. Ребята, давайте попробуем дать характеристику главным героям. Для этого переверните карточку №1. - Начнём мы с Хозяйки. Какие прилагательные из перечисленных к ней подходят? Почему? Найдите в тексте. - А какие прилагательные мы отнесём к солдату? Найдите в тексте, почему? - У нас остались лишние прилагательные? Значит мы всё сделали верно. - Как вы думаете, что в этой сказке осуждается: хитрость солдата или глупость и жадность хозяйки? - Ребята, посмотрите в читательский билет, что мы с вами выполнили? - Оценим свою работу в читательском билете. | - Нет Читают сказку. - Жадная, несообразительная, злая. - Находчивый, хитрый, добрый, умный. - Нет Ответы обучающихся. - Прочитали сказку. Оценивают свою работу. | ПУУД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом. РУУД: анализировать текст: находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь между событиями, эпизодами текста. | Раздаточный материал «Характеристика персонажей» Учебник Раздаточный материал «Читательский билет» |
Самостоятельная работа с самопроверкой (7 мин) | Повторение и закрепление ранее изученного | Ф: фронтальная беседа П: инструктаж М: творческое чтение П: выразительно чтение, чтение по ролям, инсценирование Внешний контроль Взаимоконтроль | Организует самостоятельную работу. - Ребята, к нам вернулись работники библиотеки, они уже знают о том, что мы прочитали сказку и хотят сами послушать вашу выразительность чтения. - Сейчас мы с вами прочитаем эту сказку выразительно по ролям. Я буду читать за автора. Кто желает быть солдатом? Хозяйкой? - А также будут актёры пантомимы. Кто знает, что такое пантомима? Верно. - Кто сможет отыграть хозяйку и солдата? - Отлично, мы начинаем читать и показывать, а остальные ребята нас внимательно слушают и проверяют чтецов по критериям: 1. Правильность 2. Интонация 3. Эмоциональность - А актёров: 1. Подвижность 2. Эмоциональность - Ребята, давайте оценим чтение по критериям. - Молодцы! - Что мы сейчас с вами сделали? Оцените себя. | Выразительно читают по ролям и показывают пантомиму. - Актёры выступают без слов и звуков. - Проверили знания. Оценивают свою работу. | КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. РУУД: сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников. РУУД: корректировать свои учебные действия. КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога. РУУД: осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, проявлять способность предвидеть их в предстоящей работе. | Учебник Проектор с презентацией Раздаточный материал «Читательский билет» |
Включение в систему знаний, повторение (5 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф: парная М: продуктивный П: иллюстрация | Повторяет материал урока. - Теперь, полностью проникнув в текст, и прочитав его несколько раз, мы готовы закрепить свои знания. - Предлагаю вам сделать это в парах, в виде иллюстрации. Сейчас в течение 5 минут вы будете рисовать иллюстрации к этой сказке. На перемене мы с вами сделаем выставку картин и порадуем работников библиотеки. - Для начала работы возьмите карточку №2 и приготовьте карандаши. - Время пошло. - Время вышло. Отложите свои листы и карандаши. | Выполняют творческое задание. | РУУД: понимать цель выполняемых действий, включаться в самостоятельную творческую деятельность ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника | Раздаточный материал «Каша из топора» |
Рефлексия деятельности (по продукту) (1 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф: фронтальная М: беседа П: ответы на вопросы, рефлексия Самоконтроль | Организует самооценивание всех обучающихся. - Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним тему нашего урока. - Какие цели мы поставили на урок? - Встаньте те, кто достиг целей урока. - Ответьте мне на вопрос: в чём особенность бытовой сказки? - Перед вами «читательский билет» с этапами нашего урока, оцените последний пункт. - Посмотрите внимательно на экран и покажите цветными карандашами, через какую дверь вы готовы выйти из нашей библиотеки. Спасибо! - Подпишите билеты и передайте с последних парт на первые. - Спасибо за работу! Урок окончен. | - Сказка «Каша из топора». - Познакомиться с новым видом сказки. Прочитать сказку «Каша из топора». - Все её действия могут произойти в реальном мире. Самооценка собственной деятельности на уроке. | КУУД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение РУУД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности | Проектор с презентацией Раздаточный материал «Читательский билет» |
Предварительный просмотр:
Хозяйка Солдат
Жадный Добрый
Находчивый Злой Хитрый
Несообразительный Умный
Хозяйка Солдат
Жадный Добрый
Находчивый Злой Хитрый
Несообразительный Умный
Хозяйка Солдат
Жадный Добрый
Находчивый Злой Хитрый
Несообразительный Умный
Хозяйка Солдат
Жадный Добрый
Находчивый Злой Хитрый
Несообразительный Умный
Хозяйка Солдат
Жадный Добрый
Находчивый Злой Хитрый
Несообразительный Умный
Хозяйка Солдат
Жадный Добрый
Находчивый Злой Хитрый
Несообразительный Умный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе "Каша из топора" УМК "Планета знаний"
Цели урока:1. Познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора»;2. Отрабатывать навыки выразительного чтения...
Технологическая карта урока литературного чтения "Законы докучной сказки", ПНШ
Технологическая карта урока литературного чтения "Законы докучной сказки", ПНШ...
Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев "
Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев "...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: сказка " Два Мороза"
Сказка "Два Мороза"...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс" Сказка «Два Мороза»
урок литературного чтения 2 класс...
Технологическая карта урока литературного чтения : Е.Шварц “Сказка о потерянном времени. 1 часть” ( УМК "Школа 21 века", 3 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе ознакомления учащихся с произведением Е.Шварц “Сказка о потерянном времени”.Дидактические:1. Познакомить...
Технологическая карта урока литературного чтения : Е.Шварц “Сказка о потерянном времени. 2 часть” ( УМК "Школа 21 века", 3 класс)
Тип урока: открытия “нового” знанияЦель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе ознакомления учащихся с произведением Е.Шварц “Сказка о потерянном вр...