Технологическая карта урока литературного чтения : Е.Шварц “Сказка о потерянном времени. 1 часть” ( УМК "Школа 21 века", 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Шерстобитова Анастасия Андреевна

 

Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе ознакомления учащихся с произведением Е.Шварц “Сказка о потерянном времени”.

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с произведением Е.Шварц “Сказка о потерянном времени”

2. Формировать умения работать над средствами выразительности.

3.Проводить работу по совершенствованию навыков чтения.

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес через выполнение упражнений;

2.  Развивать умение анализировать ответы своих товарищей.

Воспитательные:

1.Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;

2.Формировать положительную мотивацию к изучению предмета.

Предметные:

1. Знать творчество Е.Шварца.

2. Уметь выразительно читать.

3. Знать 1 часть Е.Шварц “Сказка о потерянном времени”

Личностные:

1.Бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения.

2.Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 20.04.2023

Школа: «МАОУ СОШ № 15»

Класс:

Урок: 1

Время: 8:00-8:40 Кабинет: 25

Студент: Шерстобитова Анастасия Андреевна

Группа: 44

Учитель: Карпова Марина Викторовна

Методист: Солопова Т.В., Галиуллина Н.К.

Тема урока: Е.Шварц “Сказка о потерянном времени. 1 часть”

Тип урока: открытия “нового” знания

Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе ознакомления учащихся с произведением Е.Шварц “Сказка о потерянном времени”.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с произведением Е.Шварц “Сказка о потерянном времени”

2. Формировать умения работать над средствами выразительности.

3.Проводить работу по совершенствованию навыков чтения.

Предметные:

1. Знать творчество Е.Шварца.

2. Уметь выразительно читать.

3. Знать 1 часть Е.Шварц “Сказка о потерянном времени”

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес через выполнение упражнений;

2.  Развивать умение анализировать ответы своих товарищей.

Личностные:

1.Бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения.

2.Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Воспитательные:

1.Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;

2.Формировать положительную мотивацию к изучению предмета.

УМК: ««Школа 21 века», Литературное чтение, 3 класс, 2 часть, 2016 г.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Ф

Словесный:

Беседа

Самоконтроль

1.Приветствует обучающихся.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Андреевна! Присаживайтесь!

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Подарите улыбку друг другу. И мы постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

-Улыбка - универсальный знак доброты, начинай и заканчивай день улыбкой.

- Давайте, проверим, что у вас на партах лежат учебники и пенал. Приготовите красный и зеленый карандаш и дневники. Все остальное уберите с парты в рюкзак.  

-С помощью карандашей мы с вами будем оценивать свою работу и правильность выполнения той или мной работы

1.Приветствует учителя.

2.Организуют свое рабочее место.

3.Высказывают мнение о понимании высказывания

Учащиеся здороваются

УУКД: Принимать цель совместной деятельности, коллективно строит действия по ее достижению.

УУРД: владеть способами самоконтроля, самомотивации.

УУПД: Работа с информацией

Слайд 1

Слайд 2

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный:

Беседа

И

Практический:

Самоконтроль

И

Практический:

Самоконтроль

Ф

Словесный:

Беседа

Самоконтроль

Ф

Словесный:

Беседа

Наглядный:

Демонстрация на слайде

21 Организует повторение материала, пройденного на прошлом уроке.

-Вспомним, о каком авторе мы говорили в прошлый раз.

-Какое произведение читали?

-В чем была главная мыль произволения?

-Вы согласны с этой мыслей? Обоснуйте.

2.Минутка чистоговорок

-Послушайте

Был у бабушки баран, 
Бил он бойко в барабан, 
И плясали бабочки 
Под окном у бабушки.

Сейчас, мы прочитаем ее хором, на счет 3.

-Раз. Два. Три!

-Сейчас прочитает только 1 ряд

-Сейчас 2 ряд

-Сейчас 3 ряд.

-А сейчас только мальчики. Но читают радостно.

-И только девочки. Читают грустно.

Проблемная ситуация

-Упустишь минуту – потеряешь час.

-Как думаете о чем говорится в этой пословице? 

1. Выполняют задание.

2.Слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы.

3.Проверяют  написание слова по образцу.

-М.Зощинко

- “Бабушкин подарок”

-Быть хорошим тяжело, но нужно постоянно к этому стремиться.

-Да/нет. Обоснование.

Был у бабушки баран, 
Бил он бойко в барабан, 
И плясали бабочки 
Под окном у бабушки.

Читают чистоговорку

-всегда необходимо помнить о цене времени и стараться все делать своевременно и не терять драгоценные минуты на что-то не особо важное.

УУПД:  выявлять причинно-следственные связи и т.д.

УУКД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

УУРД: принимать сея и других не осуждать.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный:

Беседа

Наглядный:

Демонстрация на доске

1.Создаёт условия для формулировки темы. определения цели урока  обучающимися  через создание проблемной ситуации.

-Какое произведение, можно связать с этой пословицей о потерянном времени?

-Подумайте, как будет звучать наша тема, опираясь на то, о чем мы говорили ранее

2.Создает условия для определения цели урока обучающимися  через создание проблемной ситуации.

-Какие цели поставим на наш урок?

- Познакомиться…

3.Организует построение плана выхода из затруднений.

-Кажется, план разлетелся по классу. Нужно его собрать.

1.Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме.

-Сказка о потерянном времени. Е.Шварца

-Тема:  Е.Шварц “Сказка о потерянном времени”. Часть 1

2. Выдвигают        варианты формулировок цели,                      участвуют в их обсуждении.

Цель:

1. Познакомиться со произведением Е.Шварца “Сказка о потерянном времени”. Часть 1

3.Разрабатывают план учебных действий по                                               достижению цели урока

План:

  1. Познакомиться со “Cказкой о потерянном времени”.
  2. Прочитать произведение самостоятельно.
  3. Поразмышляем о прочитанном.

УУПД: выявлять причинно-следственные связи и т.д.

УУКД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

УУРД: составлять план действий.

Слайд 6,7,8,9,10

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесный:

Беседа

П

Практический:

Упражнение  в учебниках

Ф

Словесный:

Беседа

И

Словесный:

Работа с учебником

П

Словесный:

Беседа

1.Организовывает деятельность  обучающихся  по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности.

-Кто раньше встречался с творчеством Евгения Шварца?  Поднимите руки.

-Какие его произведения вы знаете?

Евгений Шварц – прославленный советский писатель, создавший прекрасные произведения в стихах, в прозе, журналист, сценарист.

2. Организовывает работу обучающихся.

-Мы с вами будем читать и обсуждать произведение “Сказка о потерянном времени”

-Как думаете, кто будет главным героем произведения?

-Мы будем читать 1 часть из 4. Как думаете, о чем будет говориться именно в 1 части.

-Давайте проверим.

3. Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

-Сейчас мы прослушаем первую часть данного произведения и вы ответите мне на вопрос.

-Что же случилось с Петей Зубовом.

4.Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

-Что же случилось с Петей Зубовом.

-Как Петя впервые узнал, что он превратился в старика?

-Нам встретилось слово Ходики. Что это?

1.Перерабатывают, используют информацию для решения учебных задач.

Поднимают руки

-Два брата, два клена, обыкновенное чудо, рассеянный волшебник, сказка о потерянном времени.

-школьники Петя и Вася, Маруся и Наденька, злые волшебники в количестве четырёх человек.

-Нас познакомят с Петей Зубовом.

-Он был учеником 3 класса. А стал стариком. Его даже не узнавала мама и Тетя Наташа.

-Его не узнала Тетя Наташа, Петя посмотрел в зеркало.

-Это небольшие стенные часы с гирями и маятником

УУПД: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

УУКД: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах.

УУПД: работа с информацией

УУРД: Владеть способами самоконтроля, самомотивации.

УУРД: составлять самостоятельно правило решения нового вида задач, аргументировать предлагаемый вариант решения

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесный:

Беседа

П

1.Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

 - Сейчас мы с вами будем читать наше произведение ещё раз цепочкой. 

3. Вопросы после прочтения.

  • -Какова главная мысль   заключена в 1 части?

- О чем задумался Петя после того, как его не узнала мама? Ответьте на вопрос словами из текста.

-Как вы понимаете эти слова?

  • -Какое у вас настроение после прочтения?

1. Выполняют задание по закреплению нового знания.

-Что нужно внимательнее относится к тому, что ты делаешь. Быть внимательнее к себе и своим поступкам. Не упускать время, а проводить его с пользой.

-“Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей…И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут – ведь я всего только три года работал. Да и как работал – двойки да тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же все это кончится?

-Не нужно тратить свое время попусту. Нужно им дорожить и главное, нужно думать о будущем. Ведь твои поступки, могут отразиться на твое же будущее.

-Растерянное, грустное, жалко Петю.

УУКД:  уметь обобщать, проявлять готовность выполнять поручения.

УУРД: делать выбор и брать ответственность за решение.

УУПД: выбирать, анализировать, систематизировать информацию.

Слайд 14

Слайд 15

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

        

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

Практический:

Упражнение  в РТ

Взаимоконтроль

1.Организовывает деятельность  обучающихся по применению полученных теоретических сведений на практике.

2.Организовывает взаимопроверку  обучающимися  своих решений по эталону.

-Решим небольшой тест. Закрываем учебники.

1 вопрос: как звали главного героя?

А) Веник Зубов

Б) Петя Зубов

В) Петя Зубков

2 вопрос: кто стал первым человеком, который не узнал  главного героя?

А) мама

Б) учитель

В) Тетя Наташа

3 вопрос: как впервые главный герой узнал, что он превратился в старика?

А) в отражении воды

Б) сказала мама

В) мальчик посмотрел в зеркало

4 вопрос: в каком классе учился главный герой?

А) 1

Б) 2

В) 3

-Обменяйтесь листочками, выполним взаимопроверку.

1.Самостоятельно работают по алгоритму, ориентированы на получение конкретного  результата, излагают, объясняют учебный материал.

2. Анализируют выполненное задание, осуществляют взаимопроверку.

Тест:

1 вопрос: как звали главного героя?

А) Веник Зубов

Б) Петя Зубов

В) Петя Зубков

2 вопрос: кто стал первым человеком, который не узнал главного героя?

А) мама

Б) учитель

В) Тетя Наташа

3 вопрос: как впервые главный герой узнал, что он превратился в старика?

А) в отражении воды

Б) сказала мама

В) мальчик посмотрел в зеркало

4 вопрос: в каком классе учился главный герой?

А) 1

Б) 2

В) 3

УУРД: признавать своё право на ошибку.

УУПД: проводить по самостоятельно составленному плану работу.

УУКД: Выполнять свою часть работы, достигать качественного результата.

Слайд 16

Слайд 17

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

П

Практический:

Упражнение

Взаимоконтроль

Ф

Словесный:

беседа

1.Организует деятельность по применению новых знаний в нестандартной ситуации.

-Прочитайте абзац, где автор рассказывает про Петю.

-Прочитайте момент, где Тетя Наташа говорит Пети, что она его не знает и перед ней старик.

-Прочитайте момент, когда Петя пришел к маме

2.Вывод.

-К какому опять выводу мы можем прийти?

1.Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Работают в парах

-“Жил-был мальчик, по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и все время отставал и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.”

“-Ой!

Петя Зубов тоже испугался и спрашивает:

-Тетя Наташа, что с Вами?

-Как что? – отвечает тетя Наташа.- Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка”

“Мама открыла дверь. Смотрит на Петю и молчит. И Петя молчит тоже. Стоит, выставив свою седую бороду, и чуть не плачет.

-Вам кого, дедушка? – спросила мама наконец.

-Ты меня не узнаешь?  -прошептал Петя…”

-Нужно ценить себя и окружающих.

УУПД: выявлять причинно-следственные связи и т.д.

УУКД: выражать свою точку зрения.

УУПД: работа с информацией

УУРД: делать выбор и брать отвестенность за решение.

УУРД: принимать себя и других не осуждая..

Слайд 18,19

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный:

Беседа

Самоконтрль

1.Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

- Какая была тема нашего занятия?

- Какие мы цели себе поставили?

-Достигли мы целей?

-Все пункты плана мы выполнили?

-Все ли у вас получилось сделать? Покажите это с помощью карандашиков.

2. Организует работу по   рефлексии.

           Сегодня я узнал…

           Мне было интересно…

           Мне было трудно…

           Я выполнял задания…

           Я понял, что…

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

- Тема:  Е.Шварц “Сказка о потерянном времени”

-Цель:

1. Познакомиться со стихотворением Е.Шварца “Сказка о потерянном времени”

-Да/нет

План:

  1. Познакомиться со “Cказкой о потерянном времени”.
  2. Прочитать произведение самостоятельно.
  3. Поразмышляем о прочитанном.

2. Определяют эмоционально состояние наконец рока.

-Ответы детей

УУКД: уметь обобщать мнения нескольких людей.

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.

Слайд 20,21,22

Слайд 23

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение.Е.Шварц. "Сказка о потерянном времени". 4 класс

Учитель предлагает наглядное объяснение пословицы "Делу время, а потехе час", на основе которой построен весь урок. Развитие правильного умения оценивать себя, видеть свои недостатки происходят при зн...

Презентация к открытому уроку по литературному чтению: Е.Шварц "Сказка о потеряном времени"

Открытый урок по литературному чтению: Е.Шварц "Сказка о потеряном времени". (4 класс)...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: А.П.Гайдар «Тимур и его команда» 3 класс УМК "Школа 21 века"

Технологическая карта урока литературного  чтенияТема: А.П.Гайдар «Тимур и его команда»...

Технологическая карта урока литературного чтения «Художественные рассказы. В. Осеева «Бабка»»(УМК «НШ 21 века», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе работы над произведением В. Осеевой «Бабка»; совершенствование видов речевой деятельностиЗадачи урокаДидактические:1. ф...

Технологическая карта урока литературного чтения : Е.Шварц “Сказка о потерянном времени. 2 часть” ( УМК "Школа 21 века", 3 класс)

Тип урока: открытия “нового” знанияЦель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе ознакомления учащихся с произведением Е.Шварц “Сказка о потерянном вр...

Технологическая карта урока литературного чтения "Украинская народная сказка «Колосок» в обработке С. Могилевской", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения украинской народной сказки в обработке С. Могилевской «Колосок»Задачи урока:Дидактические:Знать содержание сказки; ...

Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка «Зимовье зверей»", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения русской народной сказки «Зимовье зверей»Задачи урока:Дидактические:знать содержание сказки; жанровые особенности ск...