Урок литературного чтения во 2 классе по теме: Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…» с использованием ИКТ и ОЭР.
план-конспект урока по чтению (2 класс)
На уроке идёт знакомство со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», идёт развитие умения выразительно читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику, привитие художественного вкуса, любови к русской культуре через музыкальные и литературные произведения.
Ученики знакомятся с пейзажными зарисовками осеннего времени года Ф. И. Тютчева с помощью использования ЭОР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literaturnomu_chteniyu_vo_2_klasse_s_ispolzovaniem_ikt_i_eor.docx | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению во 2 классе с использованием ИКТ и ЭОР.
ФИО Воронова Лидия Аркадьевна
Тема: Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»
Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»; формировать у второклассников умение выразительно читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику; воспитывать художественный вкус, любовь к русской культуре через музыкальные и литературные произведения.
Задачи:
Предметные:
- познакомить с пейзажными зарисовками осеннего времени года Ф. И. Тютчева;
-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
- отметить музыкальность стихотворения Ф. И. Тютчева.
Метапредметные:
- планировать свое выступление;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
- развивать навыки выразительного чтения;
- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,
- развивать память, внимание, творческие способности.
Личностные:
-воспитывать любовь и уважение к родной природе;
- передать красоту и музыкальность поэтической речи;
- пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- развивать творческие способности каждого ученика.
Вид урока: изучение нового материала.
Оборудование:
1.Презентация к уроку.
2.Слайд-шоу «Пришла к нам в гости Осень».
3. Запись стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» в исполнении
А. Смирнова.
4.Музыкальная физкультминутка «Дождик».
5. Видеофрагмент «Рисунки детей про осень».
6. Листочки «Дерево настроения».
7. Аудио фрагмент симфонии П.И. Чайковского «Времена года».
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. Создание положительной мотивации. | ||
-Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Подтянитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь. Будем мы читать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы –ученики! | Дети поворачиваются, здороваются, потом тихо садятся. | Личностные: создание эмоционального настроя, формирование интереса к учению. |
Этап актуализации знаний. Сообщение темы и цели. | ||
-Сегодня к нам на урок пришла гостья. Давайте послушаем ребят и попробуем догадаться, хозяйка какого Царства посетила нас? -Какое же время года пришло в гости? - Правильно, к нам в гости на урок пришла Осень. (Слайд 1) -Таинственная принцесса Осень одела деревья в золотые наряды, промочила землю дождём. Сколько ярких красок принесла она с собой. Ребята, а как вы думаете: «Осень-это скучная пора или нет»? На этот вопрос мы ответим в конце нашего урока. -Осени посвятили свои произведения поэты и писатели, художники и композиторы, об этом времени года режиссёры сняли много фильмов. Просмотр слайд-шоу «Пришла к нам в гости Осень» с музыкальным сопровождением. http://easyen.ru/load/muzyka/raznoe/slajd_shou_prishla_k_nam_v_gosti_osen/32-1-0-34896 -Какие приметы осени показаны в этом произведении? -Откройте учебник на с.68 и определите тему нашего урока, что нам предстоит узнать. -Прежде чем прочитать стихотворение, ребята расскажут нам о биографии автора и об истории создания стихотворения. | Группа ребят загадывают загадки на тему «Осень». Летит, а не птица, Воет, а не зверь. (Ветер) Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий. В тучах прячется, во мгле, Только ноги на земле. (Дождь) Листья жёлтые шуршат, Падают, кружатся, И под ноги просто так Как ковёр ложатся! Что за жёлтый снегопад? Это просто… (Листопад) Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года? - спросим? Нам ответят: «Это…» (Осень) -У нас в гостях Осень. Листья изменили свою окраску, начались дожди, птицы улетают в тёплые края, но дети не унывают и гуляют под дождём. -Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной». (Слайд 2и3) -Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября в имении Овстуг Брянского уезда, Орловской губернии. Его отец служил в гвардейском полку, а мать занималась ведением хозяйства и воспитанием детей. По традиции начальное образование получил дома. Закончил Московский Университет. Стихи начал писать ещё подростком. Стихотворение «Есть в осени первоначальной» было написано 22 августа 1857 года по дороге из своего имения в Москву на основе наблюдений и впечатлений. | Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию. Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. Личностные: создание заинтересованности у ребят. Личностные: создание эмоционального настроя. обмен впечатлениями. Познавательные: анализировать содержание. Коммуникатив- ные проявлять интерес к суждениям товарищей. Коммуникатив- ные: умение слушать ответы своих товарищей. |
Первичное восприятие стихотворения. | ||
-А сейчас послушайте стихотворение (исполняется в записи А. Смирнова). http://www.liveinternet.ru/users/1700710/post109577989/ | Слушают стихотворение. | Личностные: умение выражать свои мысли, чувства, проявлять эмоциональную реакцию на текст. |
Проверка первичного восприятия. | ||
-Понравилось ли вам стихотворение? Как вы думаете, автору нравится такое время года как осень? -Какую пору поэт называет «дивной»? | Высказывают своё мнение. Эту короткую осеннюю пору называют «Бабье лето». Выступление ученицы. «Бабье лето» (так называют в народе этот период осени)-это яркое мгновение среди тусклых осенних дней. Многие люди в спешке не замечают этой красоты. И это печально. Ведь каждый миг, каждое мгновение, которое даёт человеку природа, оставляют след в душе. Именно на это хотел обратить внимание Ф.И Тютчев. | Обще учебные познавательные УУД: Умение работать с текстом, умение выделять существенное. Личностные: обмениваться впечатлениями. Коммуникативные: умение слушать ответы других детей. |
Музыкальная физкультминутка «Дождик». | ||
http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/fizminutka_dozhdik/319-1-0-32107 | Дети делают упражнения, повторяя движения за забавными зверюшками. | Личностные: создание эмоционального настроя. Коммуникативные УУД: (лидерство и согласованность действий с партнёрами). |
Этапы повторного чтения и анализа художественного произведения. | ||
-Прочитайте первый столбик и ответьте на вопросы: -Когда бывает эта дивная пора? Каким поэт видит день? Прочитайте. Почему он называет его хрустальным? Что автор говорит о вечерах? Почему они лучезарны? Работа со слайдами 4 и5. Прочитайте второй столбик и ответьте на вопросы: Что пишет поэт о поле, какое оно? Какие слова подчёркивают пустоту поля? С чем автор сравнивает паутину? А как вы понимаете словосочетание «Праздная борозда»? Работа со слайдами:6, 7. Прочитайте последний столбик и подчеркните слова, помогающие ответить на последние вопросы. Как поэт описывает небо? Какое чувство у вас эта картина? Слайды8, 9. -Какие слова были непонятными? Где мы сможем узнать значение непонятных слов? Слайды 10,11. | Есть в осени первоначальной. Она только что наступила. -День как бы хрустальный (ясный, прозрачный, как хрусталь). Лучезарны- полны светом. Поле пустое, лишь паутина блестит. Тютчев сравнивает паутину с тонким волосом. Урожай убран и поле отдыхает. Значение непонятных слов можно узнать в толковом словаре. (Дети работают со словарями). Словарная работа в парах. Серп -ручное сельскохозяйственное орудие, в виде изогнутого полукругом острого ножа. Борозда-это углубление (канавка) между грядками, след от плуга. Лазурь-синева, светло-синий цвет. На праздной борозде- поле отдыхает, урожай убран. | Личностные УУД: умение выражать свои мысли, чувства. проявлять эмоциональную реакцию на текст Познавательные УУД: анализировать содержание произведения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей. |
Выразительное чтение стихотворения. | ||
-Ребята, нам надо научиться читать выразительно это стихотворение. -В каком темпе его надо читать? Здесь нет восклицательных знаков, поэтому читаем спокойно, обращая внимание на паузы. (Чтение стихотворения учителем, соблюдая паузы). Кто хочет прочитать выразительно? | -Читаем медленно, напевно. Дети расставляют паузы в учебнике. Чтение стиха учащимися. | Личностные: дети учатся выражать своё отношение к различным сферам окружающего мира. Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения. |
Выставка рисунков про осень. | ||
-Ребята, каждый из вас подготовил свой рисунок про осень и составил к нему рассказ. | Рисунки вывешены на доске. Ученики по очереди выходят и знакомят одноклассников со своей работой. | Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность. Коммуникативные: умение слушать своего товарища. |
Этап объяснения домашнего задания. | ||
-Дома вам надо выучить стихотворение наизусть и подготовиться к его исполнению. Слайд12. | Записывают в дневники домашнее задание. | Личностные: формировать наличие мотивации к работе на результат. |
Подведение итогов. Рефлексия. | ||
-С каким стихотворением мы познакомились? Кто его автор? Для чего необходимо знакомиться с творчеством художников, композиторов, поэтов? Что бы вы рассказали о сегодняшнем уроке своим родителями? (Оценивается работа учащихся). -Ребята, на столах у вас лежат два осенних листочка. Один красного цвета, а другой жёлтого. (Листочки изготовлены на уроке технологии из цветного картона). Мы будем украшать осеннее дерево листочками. (В цветочном горшке в земле сухая веточка). Если вам понравился урок, то вешаем на дерево красный листочек. Если урок показался скучным, то жёлтый. -Посмотрите, ребята, какое у нас получилось красивое дерево, усыпанное багряными листочками. -Ребята, в начале урока я задала вам вопрос: «Осень-какое время года»? Завершается урок прослушиванием отрывка из симфонии П.И. Чайковского «Времена года». «Октябрь. Осенняя песнь». http://www.classic-music.ru/mp3-tchaikovsky-piano.html | Ответы детей. Каждый ребёнок вывешивает свой листочек на дерево. Учащиеся отвечают на проблемный вопрос, заданный в начале урока. -Осень -замечательное время года! Под ногами шуршат разноцветные листья, мы любуемся красивой природой, несмотря на унылые дожди радуемся каждому новому дню. | Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность. Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. Регулятивные: оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу. |
Приложение к уроку
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | ||||||||||
1. | Слайд-шоу «Пришла к нам в гости Осень»
| Слайд-шоу | http://easyen.ru/load/muzyka/raznoe/slajd_shou_prishla_k_nam_v_gosti_osen/32-1-0-34896 | ||||||||||
2. | Стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…» | Аудиотекст |
| ||||||||||
3. | Музыкальная физкультминутка | Презентация с анимацией и музыкальным сопровождением |
| ||||||||||
4. | Видеофрагмент «Рисунки детей об осени» | видеофрагмент |
| ||||||||||
5 | Чайковский П.И. «Времена года. Осенняя песнь.» | аудиофрагмент |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературного чтения Тема: Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»
Конспект урока литературного чтения по теме Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…» составлен в соответствии ФГОС нового поколения.Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением Ф...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
урок литературного чтения во 2 классе по теме " Люблю природу русскую " с использованиемЭОР....
Учебно-методический комплект по литературному чтению 2 класс по теме "Ф.И.Тютчев-Весна"(конспект+презентация+аудио)
Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока: Люблю природу русскую.Ф.И.Тютчев-"Весна"Цели урока: познакомить учащихся с новым разделом;учить анализировать произведения,воспринимать выраженные в них ...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»» УМК Школа России"
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»»...
Урок литературного чтения. 2 класс. Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Настроение.
Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Настроение....
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....