Урок литературного чтения во 2 классе по теме: Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…» с использованием ИКТ и ОЭР.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Воронова Лидия Аркадьевна

На уроке идёт знакомство со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», идёт развитие умения выразительно читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику, привитие  художественного вкуса, любови к русской культуре через музыкальные и литературные произведения.
Ученики знакомятся с пейзажными зарисовками осеннего времени года Ф. И. Тютчева с помощью  использования ЭОР.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению во 2 классе с использованием ИКТ и ЭОР.

ФИО Воронова Лидия Аркадьевна

Тема: Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»

Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»; формировать у второклассников умение выразительно читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику; воспитывать художественный вкус, любовь к русской культуре через музыкальные и литературные произведения.
Задачи:
 Предметные:
- познакомить с пейзажными зарисовками осеннего времени года Ф. И. Тютчева;
-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
- отметить музыкальность стихотворения Ф. И. Тютчева.
 Метапредметные:
- планировать свое выступление;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
- развивать навыки выразительного чтения;
- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,
- развивать память, внимание, творческие способности.
Личностные:
-воспитывать любовь и уважение к родной природе;
- передать красоту и музыкальность поэтической речи;
- пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- развивать творческие способности каждого ученика.
 Вид урока: изучение нового материала.

Оборудование:

1.Презентация к уроку.

2.Слайд-шоу «Пришла к нам в гости Осень».

3. Запись стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» в исполнении

А. Смирнова.

4.Музыкальная физкультминутка «Дождик».

5. Видеофрагмент «Рисунки детей про осень».
6. Листочки «Дерево настроения».

7. Аудио фрагмент симфонии П.И. Чайковского «Времена года».

                                                     Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент. Создание положительной мотивации.

-Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Подтянитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы –ученики!

Дети поворачиваются, здороваются, потом тихо садятся.

Личностные: создание эмоционального настроя, формирование интереса к учению.

Этап актуализации знаний. Сообщение темы и цели.

-Сегодня к нам на урок пришла гостья. Давайте

послушаем ребят и попробуем догадаться, хозяйка какого Царства посетила нас?

-Какое же время года пришло в гости?

- Правильно, к нам в гости на урок пришла Осень. (Слайд 1)

-Таинственная принцесса Осень одела деревья в золотые наряды, промочила землю дождём. Сколько ярких красок принесла она

с собой. Ребята, а как вы думаете: «Осень-это скучная пора или нет»? На этот вопрос мы ответим в конце нашего урока.

-Осени посвятили свои произведения поэты и писатели, художники и композиторы, об этом времени года режиссёры сняли много фильмов.

Просмотр слайд-шоу «Пришла к нам в гости Осень» с музыкальным сопровождением. http://easyen.ru/load/muzyka/raznoe/slajd_shou_prishla_k_nam_v_gosti_osen/32-1-0-34896

-Какие приметы осени показаны в этом произведении?

-Откройте учебник на с.68 и определите тему нашего урока, что нам предстоит узнать.

-Прежде чем прочитать стихотворение, ребята расскажут нам о биографии автора и об истории создания стихотворения.

Группа ребят загадывают загадки на тему «Осень».

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь. (Ветер)

 Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь)

Листья жёлтые шуршат,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковёр ложатся!

Что за жёлтый снегопад?

Это просто… (Листопад)  

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

 «Что за время года? - спросим?

Нам ответят: «Это…»

(Осень)

-У нас в гостях Осень.

Листья изменили свою окраску, начались дожди, птицы улетают в тёплые края, но дети не унывают и гуляют под дождём.

-Сегодня мы познакомимся со стихотворением

Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной».

 (Слайд 2и3)

-Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября в имении Овстуг Брянского уезда, Орловской губернии. Его отец служил в гвардейском полку, а мать занималась ведением хозяйства и воспитанием детей. По традиции начальное образование получил дома. Закончил Московский

Университет. Стихи начал писать ещё подростком. Стихотворение «Есть в осени первоначальной» было написано 22 августа 1857 года по дороге из своего имения в Москву на основе наблюдений и впечатлений.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.

Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Личностные: создание заинтересованности у ребят.

Личностные: создание эмоционального настроя.

обмен впечатлениями.

Познавательные: анализировать содержание.

Коммуникатив-

ные  проявлять интерес к суждениям товарищей.

Коммуникатив-

ные: умение слушать ответы своих товарищей.

                                     Первичное восприятие стихотворения.

-А сейчас послушайте стихотворение (исполняется в записи А. Смирнова). http://www.liveinternet.ru/users/1700710/post109577989/

Слушают стихотворение.

Личностные: умение выражать свои мысли, чувства, проявлять эмоциональную реакцию на текст.

                                                Проверка первичного восприятия.

-Понравилось ли вам стихотворение? Как вы думаете, автору нравится такое время года как осень?

-Какую пору поэт называет «дивной»?

Высказывают

 своё мнение.

Эту короткую осеннюю пору называют «Бабье лето».

Выступление ученицы.

«Бабье лето» (так называют в народе этот период осени)-это яркое мгновение среди тусклых осенних дней. Многие люди в спешке не замечают этой красоты. И это печально. Ведь каждый миг, каждое мгновение, которое даёт человеку природа, оставляют след в душе. Именно на это хотел обратить внимание Ф.И Тютчев.

Обще учебные познавательные УУД:

Умение работать с текстом, умение выделять существенное.

Личностные: обмениваться впечатлениями.

Коммуникативные: умение слушать ответы других детей.

                                           Музыкальная физкультминутка «Дождик».

http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/fizminutka_dozhdik/319-1-0-32107

Дети делают упражнения, повторяя движения за забавными зверюшками.

Личностные: создание эмоционального настроя.

Коммуникативные УУД:

(лидерство и согласованность действий с партнёрами).

                                 Этапы повторного чтения и анализа художественного произведения.

-Прочитайте первый столбик и ответьте на вопросы:

-Когда бывает эта дивная пора? Каким поэт видит день?

Прочитайте. Почему он называет его хрустальным?

Что автор говорит о вечерах? Почему они лучезарны? Работа со слайдами 4 и5.

Прочитайте второй столбик и ответьте на вопросы:

Что пишет поэт о поле, какое оно? Какие слова подчёркивают пустоту поля?  С чем автор сравнивает паутину? А как вы понимаете словосочетание «Праздная борозда»?

Работа со слайдами:6, 7.

Прочитайте последний столбик и подчеркните слова, помогающие ответить на последние вопросы.

Как поэт описывает небо? Какое чувство у вас эта картина? Слайды8, 9.

-Какие слова были непонятными? Где мы сможем узнать значение непонятных слов?

Слайды 10,11.

Есть в осени первоначальной. Она только что наступила.

-День как бы хрустальный (ясный, прозрачный, как хрусталь).

Лучезарны- полны светом.

Поле пустое, лишь паутина блестит.

 Тютчев сравнивает паутину с тонким волосом.

Урожай убран и поле отдыхает.

Значение непонятных слов можно узнать в толковом словаре. (Дети работают со словарями).

Словарная работа в парах.

Серп -ручное сельскохозяйственное орудие, в виде изогнутого полукругом острого ножа.

Борозда-это углубление (канавка) между грядками, след от плуга.

Лазурь-синева, светло-синий цвет.

На праздной борозде-  поле отдыхает, урожай убран.

Личностные УУД: умение выражать свои мысли, чувства. проявлять эмоциональную реакцию на текст

Познавательные УУД: анализировать содержание произведения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей.

                                               Выразительное чтение стихотворения.

-Ребята, нам надо научиться читать выразительно это

стихотворение.

-В каком темпе его надо читать? Здесь нет восклицательных знаков, поэтому читаем спокойно, обращая внимание на паузы.

(Чтение стихотворения учителем, соблюдая паузы).

Кто хочет прочитать выразительно?

-Читаем медленно, напевно.

Дети расставляют паузы в учебнике.

Чтение стиха учащимися.

Личностные: дети учатся выражать своё отношение к различным сферам окружающего мира.

Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

                                         Выставка рисунков про осень.

-Ребята, каждый из вас подготовил свой рисунок про осень и составил к нему рассказ.

Рисунки вывешены на доске. Ученики по очереди выходят и знакомят одноклассников со своей работой.

Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность.

Коммуникативные: умение слушать своего товарища.

                                  Этап объяснения домашнего задания.

-Дома вам надо выучить стихотворение наизусть и подготовиться к его исполнению. Слайд12.

Записывают в дневники домашнее задание.

Личностные: формировать наличие мотивации к работе на результат.

                                            Подведение итогов. Рефлексия.

-С каким стихотворением мы познакомились? Кто его автор? Для чего необходимо знакомиться с творчеством художников, композиторов, поэтов? Что бы вы рассказали о сегодняшнем уроке своим родителями? (Оценивается работа учащихся).

-Ребята, на столах у вас лежат два осенних листочка. Один красного цвета, а другой жёлтого. (Листочки изготовлены на уроке технологии из цветного картона). Мы будем украшать осеннее дерево листочками. (В цветочном горшке в земле сухая веточка). Если вам понравился урок, то вешаем на дерево красный листочек. Если урок показался скучным, то жёлтый.

-Посмотрите, ребята, какое у нас получилось красивое дерево, усыпанное багряными листочками.

-Ребята, в начале урока я задала вам вопрос: «Осень-какое время года»?

Завершается урок прослушиванием отрывка из симфонии П.И. Чайковского «Времена года». «Октябрь. Осенняя песнь». http://www.classic-music.ru/mp3-tchaikovsky-piano.html

Ответы детей.

Каждый ребёнок вывешивает свой листочек на дерево.

Учащиеся отвечают на проблемный вопрос, заданный в начале урока.

-Осень -замечательное время года! Под ногами шуршат разноцветные листья, мы любуемся красивой природой, несмотря на унылые дожди радуемся каждому новому дню.

Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность.

Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

Регулятивные: оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу.

Приложение к уроку

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Слайд-шоу «Пришла к нам в гости Осень»

 

Слайд-шоу

http://easyen.ru/load/muzyka/raznoe/slajd_shou_prishla_k_nam_v_gosti_osen/32-1-0-34896

2.

Стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

        Аудиотекст

http://www.liveinternet.ru/users/1700710/post109577989/

 

3.

Музыкальная физкультминутка

Презентация с анимацией и музыкальным сопровождением

http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/fizminutka_dozhdik/319-1-0-32107

 

4.

 Видеофрагмент «Рисунки детей об осени»

видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000000ec-1000-4ddd-9354--590046976b5b/i01_11_06.swf 

 

5

Чайковский П.И. «Времена года. Осенняя песнь.»

аудиофрагмент

http://www.classic-music.ru/mp3-tchaikovsky-piano.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения Тема: Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»

Конспект урока литературного чтения по теме  Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»  составлен в соответствии ФГОС нового поколения.Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением Ф...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

урок литературного чтения во 2 классе по теме " Люблю природу русскую " с использованиемЭОР....

Учебно-методический комплект по литературному чтению 2 класс по теме "Ф.И.Тютчев-Весна"(конспект+презентация+аудио)

Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока: Люблю природу русскую.Ф.И.Тютчев-"Весна"Цели урока: познакомить учащихся с новым разделом;учить анализировать произведения,воспринимать выраженные в них ...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»» УМК Школа России"

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»»...

Урок литературного чтения. 2 класс. Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Настроение.

Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Настроение....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....