Урок литературного чтения. 2 класс. Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Настроение.
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Настроение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_2_klass.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения. 2 "А" класс.
Тема урока: Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Настроение.
Цель урока: формирование эстетического восприятия, осмысления лирического стихотворения посредством творчества Ф.И.Тютчева.
Задачи:
-познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»;
-помочь понять настроения, чувства поэтов, композиторов, которые описывали осеннее время года;
-учить детей работать с лирическим произведением, понимать смысл художественного слова, ввести новые понятия «средства языка»: «эпитет», «олицетворение», «сравнение», расширить словарный запас;
-находить средства художественной изобразительности в анализируемом тексте, определять их роль;
-сформировать систему новых понятий - «средства художественного слова», научить детей способам выразительного чтения текста: расстановка пауз - коротких и длительных, постановка логического ударения.
Планируемые результаты.
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к родной природе, уважительного отношения к русской литературе.
Метапредметные.
Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока; аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
Познавательные: находить и выделять информацию, выбирать вид чтения в зависимости от цели.
Коммуникативные: прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои; не конфликтовать, использовать вежливые слова; принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Предметные: умение анализировать стихотворения, сопоставлять лирических героев, образы родной природы, создаваемые Ф. И. Тютчевым; определение в стихотворениях изобразительно -выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идеи стихотворения; владение литературоведческой терминологией при анализе стихотворений.
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Приёмы: мотивации, организации рефлексии.
Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование:
1.Произведение П.И. Чайковского «Времена года. Осень».
2. Произведение Свиридова "Осень"
3. Раздаточный материал: стихи, биография поэта, индивидуальные карточки.
Ход урока.
I. Организационный момент. Рефлексия.
1. Настрой на работу.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Что ж начнём урок, друзья.
2. Приветствие гостей.
Создадим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь мне, а я вам, Улыбнитесь друг другу, пусть наш новый день будет таким же солнечным, как Ваши улыбки.
II. Введение в тему урока.
1. - Ребята сегодня необычный урок. Я приглашаю вас отправиться в мир музыки и постараемся понять, что пытался выразить композитор звуками музыкального произведения.
- Произведение Петра Ильича Чайковского «Времена года» - «Осень»
- Какая была музыка? (спокойная грустная, печальная музыка, хочется подумать о чём-то, посидеть в тишине, музыка была быстрая, активная, стремительная, весёлая…)
- Какие чувства вызвало у вас произведение?( спокойствие, грусть, печаль, задумчивость…)
- Когда у человека бывает такое настроение? (когда что –то произошло, не получил что очень хотел, когда обидели…)
-А если у человека всё хорошо, но хочется побыть одному, раньше лечь спать.. Хочется спать вместе с природой.
-Что вы представили, когда слушали произведение?
Композитор Пётр Ильич Чайковский выразил своё настроение, свои чувства через музыку.
- Свои чувства своё отношение к чему-либо человек может выразить посредством произведений искусства: музыки, картин художников, фотографию и через художественные произведения.
- Наверное, вы согласитесь, что литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы – это волшебники. И у каждого есть волшебная палочка. У автора – это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение.
- А может мы сами научимся владеть этой волшебной палочкой….
2. - Послушайте стихи. Что объединяет эти стихотворения?
Ученик 1. Грицкевич Елена.
А.Твардовский «Лес осенью»
Меж редеющих верхушек показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-жёлтая листва
Ученик 2. Федорова Наташа.
И.Бунин «Осень»
Лес точно терем расписной
лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пёстрою стеной
стоит над светлою поляной.
Ученик 3. Радько Арина.
А.Майков «Осень»
Кроет уж лист золотой
влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
- Какие чувства вызвали у Вас эти произведения? (изображение осенней природы в творчестве знаменитых писателей)
- Что объединяет эти стихотворения? (стихотворения на одну тему)
- Одним из таких талантливых поэтов был Ф.И.Тютчев. Он очень любил это время года.
III. Постановка темы и цели урока.
- Вы уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня? (об осени).
- Какова тема нашего урока?
Тема урока: Стихотворение Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
Цель: -Чему будем учиться? (будем учиться понимать стихотворение Ф.И.Тютчева)
- Чтобы лучше понимать произведения поэтов, писателей нужно лучше их знать, изучать биографию - жизнь поэта. О нём сегодня нам расскажет Фатнева Светлана.
Федор Иванович Тютчев (1803-1873) родился 5 декабря 1803 года в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии.
Юные годы Федор Тютчев провел в Москве. Первоначальное образование получил дома под руководством поэта-переводчика С.Е. Раича. В 1821 г блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, в 1822 г уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство в Мюнхене — столице тогдашнего Баварского королевства. Служил также в Турине (Сардиния).
Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют Федора Тютчева состоялся в 1836 г.: тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки Александра Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале "Современник". Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х года когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, Николай Чернышевский и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854).
И все же Федор Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе. В 1858 г он назначен председателем комитета иностранной цензуры и занимал этот пост до самой смерти. Умер он 15 июля 1873 года в Царском Селе, похоронен в Петербурге.
IV. Первичное восприятие текста.
На фоне музыки «Осень». Свиридова учитель читает стихотворение.
- Понравилось вам стихотворение? (да, оно очень красивое)
- Какие картины осени вы представили?
- О какой поре осени рассказывает поэт?
- Какие чувства вызвало у вас стихотворение Фёдорова Ивановича Тютчева? (спокойствие, грусть).
V. Физминутка. (музыка для релаксации).
- Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем запах опавших листьев. По лазурному небу плывут белоснежные кораблики облаков. Синева неба отражается в реке, как будто в зеркале. Ярко светит солнце. Его последние тёплые лучи падают нам на лицо, руки. Они согревают нас, даря тепло и уют. Спасибо тебе, природа, за создание такой красоты!
VI. Повторное чтение и анализ прочитанного.
1. - Прочитайте стихотворение самостоятельно.
2. Словарная работа.
Лучезарный - сверкающий, сияющий.
Серп - ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с корня.
Бодрый серп - значит, им очень хорошо работали, срезали колоски.
Лазурь - светло-синий цвет, синева.
Бороздка - канавка на поверхности почвы, проведённая плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды.
На праздной борозде - отдыхающее поле, с неё убрали урожай.
3. Работа со средствами выразительности.
- Для того чтобы передать свои чувства, авторы используют различные приемы: олицетворение, метафоры, эпитеты.
Олицетворение (олицетворить) - выразить, представить в образе живого существа.
Метафора - оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.
Эпитет - образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).
- Найдите в тексте стихотворения эпитеты и метафоры. (День хрустальный, дивная пора, лучезарные вечера, праздная борозда.)
- Как понимаете выражение «лучезарные вечера»? (Вечером все залито лучами заходящего солнца, все сверкает, сияет.)
4. Выразительное чтение стихотворение.
а) Чтение первой строфы учениками.
Учитель :
–Прочитайте первое четверостишие и словесно нарисуйте картину осени.
1-й ученик:
-Начало осени. Солнечный, тёплый день. Небо ясное, голубое, воздух прозрачный.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора. II
Весь день стоит как бы хрустальный, I
И лучезарны вечера.....II
Ученики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы.
(Ребята совещаются в паре, прежде чем ответить на вопрос учителя).
Учитель:
- Какие эпитеты употребляет автор в этих строфах?
Ученики:
(«Дивная пора», «лучезарны вечера»).
Учитель:
- С чем сравнивает поэт день? Прочитайте. «Весь день стоит как бы хрустальный…» ?
-Этот приём называется сравнение.
Учитель:
- Удалось ли вам наблюдать «Хрустальный день». Опишите его? Какой он ?
Ученики:
- Прозрачный, чистый, безоблачный.
Учитель:
- Какой знак стоит в конце строфы?
Ученик:
- Многоточие.
Учитель:
- Почему?
Ученик:
- Поэт может бесконечно говорить об этой «дивной поре».
б). Чтение второй строфы учениками.
Учитель:
-Прочитайте второе четверостишие. Опишите увиденную вами картину.
2-й ученик:
-Поле тихое, пустое. Хлеба убраны. Чернеет земля. На солнце блестит паутина.
Слайд №11. (Левитан. И. И. «Золотая осень. Слободка»).
Где бодрый серп гулял и падал колос, I
Теперь уж пусто все – простор везде, I
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде. II
(Ученики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы).
Учитель:
- В этой строфе поэт использует ещё один приём Ф. Тютчев. Прочитайте строчки о серпе-орудии труда.
Учитель: Поэт говорит о серпе как о живом существе. (олицетворение)
- Что имел в виду автор, говоря о серпе как о живом существе?
Ученица:
- «Бодрый серп гулял»– он был орудием в неутомимых руках, проворно работали им, срезая колосья
в) Чтение третьей строфы.
Учитель :
-Прочитайте третье четверостишие. Какую картину вы представили?
3-й ученик :
-Тишина. Не слышно щебетания птиц. Небо ясное, без единого облачка.
Слайд №12.
Учитель:
- Какое чувство вызывает у самого поэта картина осени?
Ученики:
1-й ученик:
- Он испытывает чувство изумления и восхищения от непередаваемо красивой и короткой поры, когда только что начинающаяся осень сменяет уходящее лето.
2-й ученик:
Поэту и радостно, и грустно. Радостно от того, что он видит вокруг, а грустно – от сознания, что все это скоро пройдет, что впереди ненастье, зимние холода и метели.
Прочитайте эти строки.
Пустеет воздух, I птиц не слышно боле, I
Но далеко еще до первых зимних бурь - I
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.....II
Учитель:
- Федор Иванович Тютчев рисует картину осени, которая приносит с собой грусть. Отыщите эти строчки в стихотворении.
Ученик :
- теперь уж пусто все.
Учитель:
- Но почему же нас, читателей, не пугает эта пустота, а на сердце по-прежнему тепло и радостно? Как об этом говорит поэт ?
Ученица:
- Но далеко еще до первых зимних бурь - / И льется чистая и теплая лазурь / На отдыхающее поле.
- Учитель:
- А знаете ли вы, как в народе называют эту короткую удивительную пору?
Ученик:
- Бабье лето.
VII. Чтение цепочкой.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- Что понравилось на уроке?
- Чему мы сегодня учились на уроке?
- Достигли мы цели?
- Понравилось ли стихотворение?
- Хотели бы вы ещё познакомиться с творчеством
Ф.И.Тютчева?
- Как вы оцените свою работу?
- Объясните почему?
IX. Домашнее задание.
с. 68 выучить стихотворение наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила...».
Конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила...» по программе "Школа России" 2 класс. К конспекту урока прилагается презен...
Знакомство со средствами художественной выразительности в стихотворении Ф.Тютчева "Есть в осени первоначальной..."
Элементы урока в виде презентации...
Урок литературного чтения "Знакомство с лирическим стихотворением С.А.Есенина «Белая береза». 2 класс.
Урок литературного чтения "Знакомство с лирическим стихотворением С.А.Есенина «Белая береза» для учащихся 2 класса....
Конспект урока по литературному чтению «Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»,2 класс
Конспект урока по литературному чтению «Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»,2 класс...
Презентация к стихотворению Ф.И.Тютчева "Есть в осени первоначальной..."
Целью данной работы является раскрыть творчество писателя....
урока литературного чтения на тему: «А. Пушкин «Евгений Онегин»: «В тот год осенняя погода», «Зима! ... Крестьянин, торжествуя…»
урока литературного чтения на тему:«А. Пушкин «Евгений Онегин»: «В тот год осенняя погода», «Зима! ... Крестьянин, торжествуя…»...