Главные вкладки
Конспект и презентация урока литературного чтения по теме: "И.А.Крылов "Ворона и лисица" УМК "Школа России 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект и презентация урока литературного чтения по теме: "И.А.Крылов "Ворона и лисица" УМК "Школа России 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_2024_seksyaeva_n.yu_.docx | 37.43 КБ |
prilozhenie_1._teksty_k_razminke.docx | 15.58 КБ |
prilozhenie_2._sinkveyn.docx | 12.53 КБ |
otkrytyy_urok_2024_seksyaeva_n.yu_.pptx | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: Изучение нового материала
Цель: совершенствовать знания учащихся о творчестве А.И. Крылова; познакомить детей с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица».
Задачи:
-формировать умение определять басню как жанр;
- воспитывать стремление к правде, неприятию лести, чувству товарищества, искренность;
- развивать творческие способности детей, речь, мышление, навыки беглого чтения.
Планируемые результаты.
Предметные:
научатся называть некоторые уже известные особенности басенного жанра; воспроизводить наизусть строки из ранее изученных басен; осмыслять специфику рассказа и басни; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному
Метапредметные:
Личностные.
Будут сформированы:
-положительное отношение к учебной деятельности;
-интерес к учебному труду;
- основные моральные нормы поведения;
- эмоциональный отклик на прочитанное произведение;
- оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные.
Обучающиеся научатся:
- понимать содержание прочитанного;
- высказывать свое отношение к прочитанному;
-осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий;
- определять особенности басни, выделять мораль басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни на основе их поступков.
Регулятивные.
Обучающиеся научатся:
-определять учебную задачу урока в совместном обсуждении;
- соотносят ее выполнение с формулировкой в конце урока;
-осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу
- извлекать необходимую информацию из текстов;
- организовывать свое рабочее место;
- в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.
Коммуникативные.
-научатся адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих;
- инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;
- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами.
Оборудование: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 1» (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др), рабочая тетрадь, компьютер; выставка книг И.А. Крылова.
Ход урока.
- Оргмомент
- Сегодня на уроке литературного чтения у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними кивком головы, посылая свои добрые улыбки гостям и друг другу.
- Речевая разминка.
- Скороговорки.
- Чтение текста с повторами. (Приложение1)
- Чтение текста с отрывом взгляда.
- Работа с информацией.
- О ком вы прочитали в тексте?
- В какой стране жил этот человек?
- В какое время он жил?
Эзоп Лафонтен Крылов
Др. Греция Франция Россия
VI век до н. э. XVII век XIX век
– Как вы думаете, что может связывать этих людей?
Итог работы. Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Жан де Лафонтен – французский поэт XVII века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери. В России лучшим баснописцем считается И.А. Крылов. Три великих баснописца: греческий, французский и русский.
- Актуализация опорных знаний.
- Работа с карточками «Найди пару» (понятия: басня, баснописец, мораль, иносказание)
- Проверка домашнего задания.
- Сообщение об И.А.Крылове
Ученик 1. Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Мать его была простая женщина, «без всякого образования, но умная от природы». Мальчику было десять лет, когда умер его отец. Семья, и без того небогатая, осталась без всяких средств к существованию.
Ученик 2. Крылов вынужден был пойти работать в канцелярию Калязинского земского суда. Приехав в Петербург, он стал журналистом, а потом – библиотекарем в Публичной библиотеке, где проработал тридцать лет. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург – автор произведений для театра. Но прославился он баснями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными выражениями. Пушкин сказал о нем так: «Он превзошел всех нам известных баснописцев».
Ученик 3. Когда кто-то спросил у Крылова, почему он только басни пишет, писатель ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги и дети». Всем нам хорошо знакомы такие герои басен Крылова, как Лиса, Ворона, Медведь, Волк, Стрекоза, Муравей, Осел и другие животные, птицы, насекомые. Каждый из этих басенных героев ассоциируется у нас с такими общечеловеческими пороками, как лесть, зависть, жадность, угодничество, лень.
Ученик 4. Крылов скончался в возрасте 75 лет. В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.
Ученик 5. Но басни не умерли вместе с Крыловым, они живы и поныне. Басни Крылова не стареют. Они вошли в фонд национальной культуры. Строки из басен вошли в речь, стали привычными. Басни Крылова широко известны не только у нас, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков.
- Изучение нового материала.
- Разгадывание ребуса.
- Первичное восприятие текста. Прослушивание басни «Ворона и лисица».
- Вторичное восприятие текста
– Прочитайте текст самостоятельно, карандашом отмечая слова, смысл которых вызвал у вас затруднения.
- Словарная работа. (работа в парах)
Лесть – лицемерное, угодливое восхваление.
Гнусный – отвратительный, омерзительный.
Не впрок – не на пользу
Взгромоздиться – взобраться с усилием, тяжело на что-либо.
Пленить – привлекать внимание
Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.
Ангельский (голосок) – нежный, добрый.
Царь – птица – главная среди птиц.
Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.
Зоб – часть пищевода у птиц, где они накапливают и размягчают пищу.
Задание: замените следующие словосочетания из басни подходящими по смыслу выражениями:
- глаз не сводит – смотрит пристально, не отрываясь;
- на цыпочках подходит – подходит тихо, осторожно;
- вскружилась голова – утратила способность здраво рассуждать;
- во всё горло – каркнула очень громко;
- была такова – исчезла, скрылась;
- дыханье спёрло – трудно стало дышать;
- бог послал – нашёл случайно, без особого труда.
- Физминутка.
Мы заходим с вами в лес
(Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес!
(Удивились, развели руками.)
На суку сидит ворона( Изобразим ворону. ) Спойте песенку вороны.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса. (Изобразим лисицу)
Мы лису обхитрим,
На носочках убежим.
(Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.
- Закрепление. Анализ литературного текста.
1. Анализ развития события
-Какой момент вы считаете началом описанного случая, т.е. завязкой. Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова. (Ворона нашла кусочек сыру)
- Прочитайте первую строку.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру
- Как понимаете, выражение «бог послал»? (Ворона случайно нашла кусочек сыра)
- Можно ли из басни узнать о каком времени суток идёт речь? (Когда мы завтракаем – утром)
-Что произошло дальше, в основной части? Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова.
(Рядом бежала лиса. Она почувствовала запах сыра и на цыпочках сала подходить к дереву, где сидела ворона. Лисица начала расхваливать ворону)
-Как Иван Крылов описывает появление лисицы? Зачитайте.
На ту беду Лиса близехонько бежала
-Как вы понимаете выражение «на ту беду» (Из-за лисы должна произойти беда)
-Что заставило лису остановиться? (Запах сыра). Зачитайте.
Вдруг сырный дух лису остановил
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил
-Как вы понимаете выражение «сыр пленил»? (Взял в плен, она ничего не видела, ни о чем, кроме сыра не думала, она хотела его съесть)
-Что решила сделать Лисица, увидев ворону с сыром? (Лисица решила забрать сыр и его съесть.)
-Как она решила забрать сыр у Вороны? (Лисица решила расхвалить Ворону.)
-Чем все закончилось? Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича
Крылова. (Ворона на слова Лисы каркнула, сыр выпал, Лиса его подняла и убежала
2. Анализ образа героев
- Что мы можем узнать о вороне из следующих строк? Зачитает учитель.
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
-Как ворона очутилась на ели? (Взгромоздилась на нее)
-Что хотел показать нам автор словом «взгромоздилась»? (Она неуклюжая, неторопливая птица).
- Была ли голодна ворона? Докажите. (Она не была голодная, потому что она не стала сразу кушать сыр, а «позадумалась» сидя на дереве)
-С какой интонацией надо читать эти строки? ( Спокойно.)
-Прочитайте, как автор характеризует Лису? Голосом покажите чувства.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша
-Как автор назвал Лису? (Плутовка)
-Что он этим хотел сказать? (Что она хитрая и обманщица)
-Объясните выражение «говорит так сладко, чуть дыша». (Лиса говорит тоненьким, спокойным, ласковым голосом, она хочет завладеть сыром.)
Прочитайте ласковые слова, обращенные Лисой к Вороне.
"Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, – При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица!"
-Истины ли были слова Лисицы? (Нет, она говорила неправду.)
-Перечислите, что расхваливала Лиса? ( Она расхваливала шейку, глазки, перышки, носок, голосок.)
-Как она называла Ворону? (Голубушка, светик, сестрица, мастерица, Царь – птица.)
-Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (От льстивых слов Лисицы у Вороны закружилась голова.)
-Прочитайте, как об этом писал Крылов?
Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло
-Как вы считаете, что значит выражение «вскружилась голова»? (Ворона перестала здраво думать, рассуждать)
-Как вы понимаете выражение «от радости в зобу дыханье сперло»?
(Испытывая большую радость, Ворона чуть не задохнулась, пришлось каркнуть)
-Итак, Лиса добилась своего, обманула Ворону.
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
- Как автор относится к героям? Смеется над их пороками (ворону он считает глупой, падкой на лесть, неуклюжей, неторопливой, доверчивой, несообразительной; лису считает льстивой, коварной, изворотливой, умной, которая знает, как добиться своего)
3. Проблемный анализ
Работа в группах. На столах у детей задания 2.
-В каждой колонке оставьте только те качества, которые характеризуют: в 1 колонке-Ворону,
Лису-во второй колонке . Проверка у доски.
Ворона громкоголосая | Лисица находчивая |
-Какой вы себе представляете лису? –Какой у вас будет голос при чтении? (вкрадчивый, льстивый)
-Какой вы себе представляете ворону? -Какой голос при чтении? (грубый, глупый, доверчивый)
-Почему на роль льстеца выбрана Лиса, а на роль доверчивой слушательницы Ворона?
(Лиса: льстивая, коварная, изворотливая, умная, знает, как добиться своего.
Ворона: глупая, доверчивая, несообразительная, любит лесть.)
-Почему Лисе удалось обмануть Ворону? (Ворона любит лесть, а Лиса умеет льстить.)
4. Нравственная проблема
- А где же мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль). -Прочитайте первые 4 строчки басни.
-Как понимаете смысл выражения «Уж сколько раз твердили миру»? (Много раз повторяли одно и то же.)
-Что значит «лесть гнусна»? (Некрасиво, когда кто-то льстит.)
-Объясните, как вы понимаете выражение «только все не впрок»? (Бесполезно)
- Подумайте, что значит «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»? (Есть люди, которые пускают в свое сердце льстивых людей, позволяют им говорить льстивые слова.)
-В чем же мораль басни? (Того, кто любит лесть, легко обмануть лестью.)
-Чему учит эта басня? Нельзя льстить, и нельзя верить льстивым речам. Нужно быть правдивым, искренним.
-Бывает ли так у людей? (Да.) Приведите примеры.
- Итог урока.
-С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор?
-Назовите жанр этого произведения?
-Перечислите героев басни?
- Рефлексия.
-Давайте попробуем составить свое понимание того, какие же главные герои басни. Составим синквейн. (Приложение 2).
Ворона
Глупая, неуклюжая
Уселась позавтракать, каркнула.
Вороне нравятся льстивые слова!
Разиня.
Лисица
Хитроумная, льстивая
Заметила, подкралась, утащила.
Лисица всегда добивается своего.
Плутовка.
- Домашнее задание.
- обязательное задание: выразительное чтение басни стр. 110-111;
б) задание по выбору учащихся:
- чтение басни по ролям;
- инсценировка басни;
- нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду
Предварительный просмотр:
Эзоп.
Эзоп — известный древнегреческий поэт-баснописец. Считается, что он жил в VI веке до н.э. Эзоп был рабом, впоследствии отпущенным на свободу.
Эзопа считают первым баснописцем, именно он положил начало развитию этого жанра. Под именем Эзопа сохранился сборник, который состоит из 426 коротких басен. Басни Эзопа в разные времена вызывали огромный интерес и переводились на различные языки мира. Самыми известными переводами басен Эзопа являются произведения французского баснописца Лафонтена.
Темой басен Эзопа всегда являлись пороки людей — алчность, жадность, зависть. Он пытался заставить людей посмотреть на свои недостатки со стороны. Героями его басен обычно были животные, мифические образы и представители различных профессий. Подсчитано, что автор в своих произведениях задействовал около 80 животных и 30 богов. Именно басни Эзопа служили основным источником вдохновения и информации для знаменитого русского баснописца И. А. Крылова.
Лафонтен
Жан де Лафонтен – французский баснописец.
Жан де Лафонтен жил во Франции в XVII веке. Его отец работал лесничим, поэтому детство мальчика прошло на природе. В школе юный Лафонтен не проявил своих ярких способностей. Двадцати лет, прочитав несколько книг духовного содержания, он решил поступить в семинарию, но пробыл там всего около года. После смерти отца Лафонтен стал лесничим, но дело это он так и не полюбил. Его очаровывала поэзия; первые попытки его ограничивались небольшими стихотворениями, написанными по поводу различных случаев жизни; в обществе вещицы эти пользовались большим успехом.
В большую литературу Лафонтен вошел в 1654 г., когда ему было уже 33 года. Он писал произведения самых разных литературных жанров: баллады, оды, послания, пьесы. И лишь в 1668 г. Лафонтен впервые выступил в амплуа баснописца, принесшем ему мировую славу: в этом году было опубликовано первое издание «Басен Эзопа, переложенных на стихи господином де Лафонтеном», состоявшее из шести книг. Басни сделали его одним из великих народных национальных поэтов, были переведены на самые разные языки мира.
Крылов.
Иван Андреевич Крылов (1769-1844) знаменитый русский баснописец, кроме того являлся признанным драматургом своего времени, публицистом и издателем журналов «Почта духов», «Зритель», «Меркурий». Талантливый переводчик и автор, при этом жизнерадостный и простой человек.
В детские годы Ваня подходил к заветному сундуку с книгами, который остался ему от отца. И среди них был французский букварь, а в нём – басня Жана де Лафонтена «Ворона и Лисица». Это была любимая басня Крылова. Французский язык он выучил благодаря благодушным соседям, которые позволили ему присутствовать на уроках их детей. Он занимался переводами с французского языка на русский именно этой басни. Старые истории обретали новую окраску, а вместе с тем и новую жизнь. В 1809 году выходит первый сборник басен. Путь к басням был очень труден и очень долог.
Предварительный просмотр:
Синквейн
Ворона
________________, _________________
________________, ______________._____________
_____________, ____________, _____________,____________.
_______________________
Слова для справок: неуклюжая, разиня, глупая, верит, доверчивая, простофиля, каркает, выронила, взгромаздилась.
Ворона любит льстивые слова. Ворона обрадовалась хвалебным речам. От радости ворона каркнула.
Синквейн
Лисица
________________, _________________
________________, ______________._____________
_____________, ____________, _____________,____________.
_______________________
Слова для справок: хитрая, умная, плутовка, обманула, коварная, подкралась, мошенница, заметила, утащила.
Лисица всегда добивается своего. Лисица обманом завладела сыром. Лисица обманула глупую ворону.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эзоп Корзина идей
Эзоп Жан де Лафонтен Корзина идей
Крылов И.А. Эзоп Жан де Лафонтен Корзина идей
Крылов И.А. Эзоп Др. Греция Жан де Лафонтен Корзина идей
Крылов И.А. Эзоп Др. Греция Жан де Лафонтен Франция Корзина идей
Крылов И.А. Россия Эзоп Др. Греция Жан де Лафонтен Франция Корзина идей
Крылов И.А. Россия Эзоп Др. Греция VI век до н. э. Жан де Лафонтен Франция Корзина идей
Крылов И.А. Россия Эзоп Др. Греция VI век до н. э. Жан де Лафонтен Франция XVII век Корзина идей
Крылов И.А. Россия XIX век Эзоп Др. Греция VI век до н. э. Жан де Лафонтен Франция XVII век Корзина идей
Эзоп Жан де Лафонтен Крылов И.А.
Иван Андреевич Крылов 1768г.- 1844г.
Выставка книг
Памятник И.А.Крылову
Отгадай название басни
И.А. Крылов «Ворона и лисица»
лицемерное, угодливое восхваление отвратительный, омерзительный не на пользу взобраться с усилием, тяжело на что-либо привлекать внимание хитрая и ловкая обманщица, мошенница нежный, добрый главная среди птиц от слова вещунья – предсказательница часть пищевода у птиц
Я у з н а л у д и в и л с я з а д у м а л с я п о в т о р и л н а у ч и л с я з а п о м н и л
Домашнее задание: обязательное задание: стр. 110-111 выразительно читать; задание по выбору: чтение басни по ролям; инсценировка басни; нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме: Шарль Перро. Кот в сапогах. 2 класс. Школа России
Тема: Шарль Перро «Кот в сапогах»Задачи урока:1. В ходе организованной учителем познавательной деятельности уточнить содержание и последовательность событий в сказке.2. На основе анализа полученной ин...
Конспект урока литературного чтения С.В. Михалков «Мой секрет» (страна детства) 2 класс Школа России
Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: С.В. Михалков «Мой секрет» (страна детства)Цели урока:- расширять читательский кругозор детей. Ознакомить учащихся со стихотворением С.В. Михалкова «Мо...
Конспект урока литературного чтения. Тема: В.И.Белов «Еще про Мальку» 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: В.И.Белов «Еще про Мальку»Цели урока: познакомить с творчеством и произведениями В.И.Белова из цикла «Люби живое»; развивать навыки беглого чтения, речь,...
Конспект урока литературного чтения. Е.Благинина "Посидим в тишине". УМК "Школа России" 2 класс
Цель урока: пробудить у учащихся добрые и нежные чувства к близким на основе анализа стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине»Задачи урока: Образовательные: познакомить учащихся с авто...