План-конспект открытого урока по литературному чтению для 2 класса
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Гаевская Анастасия Алексеевна

Тема: Особенности сказок о животных. На примере русской народной сказки «Зимовье зверей»

Цель: формирование навыка беглого и осознанного чтения в ходе ознакомления с русской народной сказкой «Зимовье зверей».

Задачи:

Образовательная: закрепить знания об особенностях и видах сказок; формировать умение составлять план к сказке и характеризовать героев; формировать навык беглого и осознанного чтения.

Развивающая: развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы в ходе работы над вторичным синтезом сказки.

Воспитательная: содействовать воспитанию чувства товарищества, заботы о положении дел в группе и у отдельных товарищей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx38.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Особенности сказок о животных. На примере русской народной сказки «Зимовье зверей»

Цель: формирование навыка беглого и осознанного чтения в ходе ознакомления с русской народной сказкой «Зимовье зверей».

Задачи:

Образовательная: закрепить знания об особенностях и видах сказок; формировать умение составлять план к сказке и характеризовать героев; формировать навык беглого и осознанного чтения.

Развивающая: развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы в ходе работы над вторичным синтезом сказки.

Воспитательная: содействовать воспитанию чувства товарищества, заботы о положении дел в группе и у отдельных товарищей.

Ход урока

Этап урока

Содержание

1.Организационный

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть зима прохладой в окна дышит,

 Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

- Ребята, представьте, что вы снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились самые хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).

2.Постановка учебной задачи

Речевая разминка

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.

-Чтение одним учеником, чтение шепотом, чтение с выделением голосом последнего слова в строке.

-Ребята о чем это стихотворение? Кто догадался, какой жанр художественной литературы мы будем сегодня повторять?

-Определим цель нашего урока (собрать на доске)

Ознакомление и анализ русской народной сказки.

-Задачи:

ПОВТОРИТЬ…

ПОЗНАКОМИТЬСЯ…

НАУЧИТЬСЯ…

3.Подготовка к первичному восприятию

-Что такое сказка и чем она отличается от других жанров?

Сказка - это один из жанров русского фольклора, с вымышленным сюжетом и героями.

-Какие бывают виды сказок по авторству? Чем отличаются авторские сказки от народных?

-Какие бывают виды сказок по содержанию?

Picture background

-Дома вам нужно было каждому нарисовать иллюстрации к сказкам, которые я распределила на прошлом уроке.

-Посмотрите внимательно на свои иллюстрации и скажите, что их объединяет?

-Подберите однокоренные слова к слову «зима».

(зимушка, зимний, зимовать, зимовье)

-Ребята, значение всех слов вам здесь понятно?

-Что такое зимовье? (Проведение зимы где-либо, место, где проводят зиму животные)

-Ребята, сказка, с которой мы сегодня будем знакомиться, называется «Зимовье».

-Посмотрите на иллюстрацию к сказке, и скажите, какие герои будут нам встречаться в ней? Предположите, о чем будет сказка? (Дерево предсказаний)

-К какому виду сказок она относится?

Словарная работа

4.Первичное восприятие

-Чтение учителем, затем дети читают с помощью приема «Бросок-засечка», заканчивает читать ученик.

5.Проверка первичного восприятия

ФИЗМИНУТКА

Строим, строим новый дом (Кулачки бьют друг друга)
Кирпичи кладём, кладём (двигаются ладошки одна за другой вверх)
Тук-тук, молоток (Кулачки бьют друг друга)
Крыша (руки над головой - "крыша")
Стены, (ладошки, пальцы вверх - "стены")
Потолок (руки перед собой горизонтально)
Строим, строим новый дом (Кулачки бьют друг друга)
Заживём все дружно в нём! (дружеские сжимания рук)

-Понравилась вам сказка?

-Что запомнилось больше всего?

-В какой момент вам было страшно? Почему?

6.Вторичный синтез

-Я сейчас буду показывать иллюстрации к сказке, а вы должны в тексте найти это в тексте.

Работа в парах

-Сейчас вам нужно поработать в парах и расставить иллюстрации по порядку. (одна пара у доски)

Работа в группах

1 группа – составить план сказки

2 группа – дать характеристику героям сказки

3 группа – выбрать пословицы к сказке

(Командир группы оценивает группу на листе самооценки)

7.Подведение итогов

Вернемся к дереву предсказаний и посмотрим, кто был близок.

-Наш урок подходит к концу. Какая была цель нашего урока? Достигли ли мы ее?

-Когда вы придете домой, то, что расскажите своим родителям? С какой сказкой вы сегодня познакомились? Чему она нас учит?

Первый урок сказки — нельзя лениться, нужно трудиться, чтобы обеспечить себя и близких теплом и безопасностью. Бык один готовился к предстоящей зиме и построил избу. Остальные же поленились и, когда пришла зима, поняли свою ошибку и пошли проситься в избу к быку.

8.Рефлексия

-У вас у каждого есть на парте кружок. Нарисуйте на нем ту эмоцию, которую вы испытываете сейчас, на конец урока и мы с вами заполним домик вашими эмоциями.

Самоанализ урока

1.Тема урока: «Особенности сказок о животных. На примере русской народной сказки «Зимовье зверей».

Урок был проведён по программе «Школа России».

2. Тип урока: урок первичного усвоения новых знаний. 

3. Цель урока – формирование навыка беглого и осознанного чтения в ходе ознакомления с русской народной сказкой «Зимовье зверей».

Задачи:

Образовательная: закрепить знания об особенностях и видах сказок; формировать умение составлять план к сказке и характеризовать героев; формировать навык беглого и осознанного чтения.

Развивающая: развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы в ходе работы над вторичным синтезом сказки.

Воспитательная: содействовать воспитанию чувства товарищества, заботы о положении дел в группе и у отдельных товарищей.

Планируемые результаты:

предметные – анализировать текст сказки: определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте слова, подтверждающие характеристику героя, оценивать его поступки, сравнивать героев по предложенному алгоритму, устанавливать последовательность событий (действий) в сказке;

личностные – применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

метапредметные – обсуждать (в парах, группах) содержание текста, формулировать (устно) простые выводы на основе прочитанного (прослушанного) произведения;

проверять (по образцу) выполнение поставленной учебной задачи.

В уроке я отразила универсальные учебные действия. Цель урока привязана к задачам и «планируемым результатам».

4.Урок я провела во 2 четверти. Урок входит в раздел «О братьях наших меньших». Усвоению этого материала предшествовало знакомство обучающихся с произведениями разных писателей о животных.

5. Учащиеся моего класса имеют хорошие учебные возможности. В классе 3 отличника, 4 ударников и 7 учеников, которые учатся на «3».
При планировании данного урока я учла
возрастные особенности детей младших классов и  реальные возможности учеников своего класса.

6.

Структура урока

Планируемые УУД

Методы обучения, формы контроля

I Организационный этап

Личностные: Самоопределение.

Метод: словесный

II Постановка учебной задачи

Личностные: Самоопределение.

Познавательные: Подведение под понятие.

Коммуникативные: Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Регулятивные: Планирование.

Метод: словесный

Цель и задачи урока учащиеся определили самостоятельно.

Подведение к теме было через речевую разминку.

III Подготовка к первичному восприятию

Личностные: Самоопределение.

Познавательные: Подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные: Сотрудничество в поиске информации.

Регулятивные: Контроль.

Методы: словесный, проблемный, наглядный.

Форма контроля: фронтальная, индивидуальная

В ходе актуализации знаний учащихся о видах сказок на доске появлялся кластер. Определение названия сказки было через проблемную ситуацию. Для мотивации учащихся на уроке был использован прием «Дерево предсказаний».

IV Первичное восприятие

Личностные: Самоопределение.

Познавательные: Моделирование. Выбор оснований и критериев для классификации.

Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: Контроль.

Методы: словесный, практический

Форма контроля: фронтальная, индивидуальная

Для формирования беглого и осознанного чтения первичное восприятие сказки проводилось сначала с помощью чтения учителем, затем использовался прием «Бросок-засечка».

V Проверка первичного восприятия

Личностные: Самоопределение.

Познавательные: Построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске решения.

Регулятивные: Контроль и оценка.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый

Форма контроля: фронтальная

VI Вторичный синтез

Личностные: Самоопределение.

Познавательные: Построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные: Постановка вопросов.

Регулятивные: Контроль, коррекция, оценка, самоконтроль.

Метод: практический

Форма контроля: парная, групповая (самоконтроль)

Для формирования беглого чтения учащиеся искали отрывок из сказки, который показывал учитель на иллюстрации. Для проведения вторичного синтеза сказки был использован метод «Мини-проект» в группах.

VII Подведение итогов

Личностные: Самоопределение.

Познавательные: Выбор оснований и критериев.

Коммуникативные: Умение выражать свои мысли.

Регулятивные: Планирование.

Метод: словесный

Форма контроля: фронтальная

VIII Рефлексия

Личностные: Самоопределение.

Познавательные: Построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: Умение с точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: Самооценка.

Метод: словесный

Форма контроля: индивидуальная

Учащиеся адекватно оценили достигнутые результаты. У некоторых детей тема вызвала затруднения. Работу с этими учениками в дальнейшем буду строить через индивидуальную работу.

7. Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Каждый этап рационально и чётко спланирован. Весь урок направлен на выполнение цели, этому способствовала единая тематическая направленность. Продолжительность каждого этапа урока полностью соответствовала временным рамкам.

 Материал урока доступный, логичный. Плотность урока выше среднего. Познавательная активность учащихся стимулировалась следующими технологиями, которые я использовала на уроке:

  • информационно-коммуникационные технологии, которые направлены на улучшении качества образования, на обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве;
  • технология проблемного обучения, благодаря которой развивается познавательная активность, любознательность, творческое мышление, формируется способность к самостоятельному добыванию знаний;
  • здоровьесберегающие технологии, которые помогают сохранению и укреплению здоровья школьников, предупреждают переутомление учащихся, снимают уровень тревожности. На уроке у меня была чёткая организация учебного труда, строгая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности, были использованы физминутки, работа в парах, когда «слабый» ученик чувствовал поддержку товарища, соблюдались временные рамки применения ТСО, была учтена дозировка домашнего задания.
  • Технология развития критического мышления. Цель — стимулировать интерес обучающихся к определённым проблемам и через проектную деятельность научить их решать эти проблемы и практически применять полученные знания. 
  • Проектная технология.  Ученик сам активно участвует в получении знаний. Для этого ему предлагают практические творческие задания.

8. Отбор дидактических материалов и технических средств, наглядных пособий были использованы мною в соответствии с заданиями урока. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.

9. Урок проводился в условиях благоприятного психологического микроклимата, способствовал эмоциональному подъёму учащихся. Для создания благоприятного климата я должна была выполнить 3 функции:

- «открытие» ребёнка на общение

- «соучастие» ребёнка в процессе

- «возвышение» ребёнка

Для «открытия» ребёнка на общение я выстроила общение с позиции «МЫ», установила с детьми вербальный (посредством слов) и визуальный контакт. Для «соучастия» ребенка в процессе я демонстрировала свою расположенность к детям, благожелательность, старалась не только слушать, но и услышать каждого из детей. Для «возвышения» ребенка, нужно, чтобы ученик поверил в себя, в свои силы, способности. Для этого я обращалась к детям за помощью, посильной для них, при объяснении материала.

10. В целом урок я  считаю удавшимся, так как:

1) реализован замысел урока, то есть достигнут запланированный сдвиг в способах работы детей, достигнуты цель и  запланированные достижения;

2) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путём, то есть дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель.

3) Материал урока оказался доступным, интересным для учащихся. Дети ушли с урока удовлетворёнными.

4)Я сама в целом  осталась довольна и процессом урока, и его результатами, и работой детей. Бесспорно, этот урок ещё можно доработать, сделать его ещё лучше, добавить творческие работы. И я буду работать в этом направлении. Ведь педагогу необходимо постоянно учиться, развиваться и познавать этот мир во всех его проявлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению,2 класс.

УМК "Гармония",2 класс. Автор учебника О.А.Кубасова. Тип урока: изучение нового материала. Урок по теме "Храбрый Клоун" С.А.Воронин.Цель урока : формирование познавательного чтения произведения....

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема:  С. Есенин. Поёт зима аукает....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Русские народные сказки"

На этом уроке дети повторят в игровой форме что такое сказки, их виды. Викторина по сказкам....

Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс "Братья Гримм "Звездные талеры"

Учить видеть красоту сказок и понять, почему до сих пор их сочиняют. Познакомить с притчей и ее назначением....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс Образовательная система 2100

Данный открытый урок был показан в рамках городского семинара "Колейдоскоп открытый идей", который состоялся в апреле месяце....

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...