Открытый урок по литературному чтению 2 класс Образовательная система 2100
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
Данный открытый урок был показан в рамках городского семинара "Колейдоскоп открытый идей", который состоялся в апреле месяце.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект интегрированного урока во 2-ом классе | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 47
ИМЕНИ Д.С. ЛИХАЧЕВА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОК – Литературное чтение
2 класс
Интегрированный урок: литературное чтение, окружающий мир, русский язык
Образовательные технологии: использование технологии продуктивного чтения + технология проблемного изучения + технология здоровьесбережения (работа в парах создаёт «антистрессовую» ситуацию, что формирует здоровую психику ребёнка) + технология самооценивания.
Тема: Б.Н. Сергуненков «Куда прячется лето», «Одуванчик».
Составила: учитель начальных классов
В. В. Ахпателова
Санкт - Петербург
2012-2013 учебный год
Цели урока:
|
Задачи:
|
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: Познавательные УУД: формировать умения находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; основываясь на знаниях из разных областей. Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение. Убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта. Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. |
Ресурсы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Литературное чтение « Маленькая дверь в большой мир», 2 класс, мультимедийная презентация; изображения одуванчика, карточки, экспертные листы. Мини– сообщения учеников. |
Целеполагание и мотивация: Прозвенел уже звонок. Начинается урок! Будем знанья получать, и конечно, отвечать. Пожелайте друг другу успехов на сегодняшний урок! |
Актуализация знаний. Подготовка к восприятию:
- Сегодня на уроке мы продолжаем читать сказки из раздела « Самое обыкновенное чудо».
- Где можно встретить такое чудо? (Вокруг нас, в окружающем нас мире).
- Что для этого нужно? Главное: быть внимательным – заметить его, увидеть, быть наблюдательным, любознательным, открытым всему новому, уметь фантазировать.
- Кто из героев прошлых уроков помог нам по-новому посмотреть на то, что нас окружает? (Так, к примеру, Маленький принц и Лис помогли нам взглянуть на многие вещи по-новому; герой произведения Г. Цыферова «Про чудака лягушонка» - он был необычным, на всё смотрел по- своему. И нас заставил взглянуть и задуматься; Солнце и Тучка; Алиса; Гусеничка и Бабочка…).
- Мы говорим о чуде. Что, по Вашему, означает слово «чудо»? Чудо – это детство, это друзья, это умение понимать сердцем, а не умом.
- Люди, которые умеют видеть чудо в окружающем нас, они, как правило, какие, по жизни? (Счастливые).
Секрет счастья (открытый на уроках): Счастье в том, чтобы быть щедрым по отношению к окружающим. Счастлив тот, кто щедр, кто умеет дарить радость другим. Человек от этого не беднеет, а становится духовно богаче…
- Человек одинокий, может быть счастливым?
Секрет от одиночества (открытый на уроках): дарить добро окружающим людям, стараться подружиться, найти свое хобби, увлечение, дать «частичку» себя своему питомцу…
- Сегодня, на уроке, мы постараемся, казалось бы в самом обычном, на первый взгляд, увидеть, что-то необычное: яркое, красивое, интересное… И в этом нам для начала поможет игра – мы с Вами проведем игру по сказкам В. Хмельницкого. Многие миниатюры этого писателя неожиданно и оригинально заканчиваются. Но сегодня Вы будете пробовать заканчивать миниатюры писателя.
Работа по инсценировке миниатюр.
Жирафа.
Юная жирафа пощипывала листья на деревьях, иногда наклоняясь, чтобы сорвать понравившийся цветок, и еще она пела песни.
Но, как-то раз, пощипывая листья, юная жирафа добралась до верхушки и увидела, что листьев нет…
- Не удивляйся, - улыбнулась мама-жирафа, которая паслась рядом. – Просто… (завершают дети) Ты выросла!
Волшебная снежинка.
Волшебная снежинка села на веточку, с которой только что слетел последний листок.
- Хочешь я стану листом? – спросила у веточки снежинка. Но веточка уже спала и ничего не ответила.
Тогда снежинка полетела вниз и села на стебель цветка.
- Хочешь я стану цветком? – спросила волшебная снежинка у стебелька. Но стебелек … (дети завершают) уже спал и ничего не ответил.
Тогда снежинка полетела к пруду, собираясь, стать золотой рыбкой, но пруд … (заканчивают дети) тоже спал, скованный льдом….
Так летала снежинка всю зиму и только в начале весны догадалась стать ... (заканчивают дети) подснежником. И красиво, и … (заканчивают дети) спрашивать никого не надо.
САМООЦЕНКА, ВЗАИМООЦЕНКА
Недаром, мы с Вами время от времени отправляемся в страну фантазий – Фантазматика. В страну, где каждому уютно и комфортно, где, кажется, все так просто и легко… Но тема нашего урока звучит как…
- Прочитайте. Что написано на доске? « Я очеловечиваю мир…»
- Как Вы понимаете эти слова? (Очеловечивать – делать добро, помогать тем, кто рядом, относиться с любовью и уважением к окружающим…).
- О чём пойдёт речь на нашем уроке?
- Можем мы сразу ответить на этот вопрос?
- Что для этого надо сделать? (Уметь находить в прочитанном тексте главное).
- Чуть позже мы попробуем ответить на вопрос «Зачем (для чего) же нужно очеловечивать мир»?
Открытие нового знания детьми:
Откройте учебники на странице136-137.
Прочитайте фамилию и имя автора, произведения которого мы будем читать.
- Именно Борис Сергуненков написал: «Я очеловечиваю мир…»
- Сказка Бориса Николаевича называется «Куда прячется лето».
- А вы можете сказать куда?
- Почему в заглавии сказки нет вопросительного знака? Как называется предложение по цели высказывания, в котором есть вопрос? (Вопросительное).
- Вопросительное местоимение «КУДА» наталкивает нас на вопрос, но вопроса нет! Почему?! (Автор не спрашивает нас, а сам даёт свой ответ).
- Какие приметы лета вы знаете?
Лето:
- Повышение температуры. Все изменения в природе происходят из-за того, что становится теплее, солнце светит ярче, посылая свои яркие лучи на землю, летом солнце наиболее высоко стоит над горизонтом – лучи падают отвесно! День становится длиннее. Самые длинные дни в году в конце июня. Один из них называется днем солнцестояния. Осадки: ливни – град – (грозы, молнии) - летом из-за большой разницы между дневной и ночной температурой рано утром на траве часто появляются осадки – роса. Появление плодов.
- В каком образе вам представляется Лето? (Словесное рисование).
Лето (какое?):
- яркое, веселое, солнечное, шумное, красное, разноцветное…
- Я прочитаю стихотворение, а Вы послушаете, может быть, какие-то приметы Лета забыли назвать.
Если в небе ходят грозы, если травы расцвели,
Если рано утром росы гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета вся вода в реке до дна, –
Значит, это уже …. (лето)!
Значит, кончилась …. (весна)! (Е.Трутнева)
- Весна закончилась в этом стихотворении. За окном она продолжается. Есть такое выражение «Весной все радуется и спешить жить…». Слайд 2
- Как Вы понимаете выражение «спешило жить»? («Все живое: растения и животные спешили сделать многое: родители – вырастить потомство, детки – научиться всему, чему их учат родители; все живое тянулось к солнышку…».).
- Если Вы так хорошо знаете приметы лета, может быть, Вы скажите о каком времени года идет речь в этом тексте?
« …За ночь сильно похолодало. Утро настало морозное. На окнах появились удивительные узоры. Сверкает в лучах солнца длинная ветвь. Она похожа на листья папоротника…» (По М Гумилевской).
Слайд 3
- С чем сравнивают узор? Если в произведении идет сравнение чего-то с чем-то, кого-то с кем-то, как называется такой художественный прием: сравнение.
Приведите свои примеры сравнений…
- В каком образе вам представляется Зима? (Словесное рисование).
Зима (какая?):
- лютая, морозная, белая, суровая, злая…
- Если Вы так хорошо знаете приметы лета, может быть, Вы скажите о каком времени года идет речь в этом тексте?
«…Листьями усыпаны дорожки. Идешь, а сухие листья под ногами шепчутся, шуршат. Курлыкая, пролетели над городом журавли. Дни становятся все сумрачней, а ночи длиннее…»
(По С. Соколинскому).
- Какие звуки осени Вы услышали в этом отрывке?
- Какие еще звуки осени вы можете передать? А мы попытаемся угадать?
САМООЦЕНКА
Работа с иллюстрацией:
- Какое время года изобразил художник? (Весна)
- Как вы догадались? (Проталины, листья на деревьях только появляются…)
- Какие ещё приметы весны вы знаете?
- От кого оно может прятаться?
- После такого словесного рисование пришло самое время познакомиться со сказкой.
Первичное закрепление материала:
- Нашли мы с вами ответ на вопрос? Почему почки смогли спрятать лето на время зимы?
- Почему лету пришлось прятаться?
- Какой вам представилась Зима? (терпеливая, обиженная)
- Согласны ли Вы с Зимой?
- Какое чувство вызывает автор к лету. Когда оно ищет укрытие?
- Почему автор говорит о наступлении лета: вырвалось, выкатилось лето на землю? Как понимаете эти слова?
- Хотели бы вы. Чтобы всегда на земле было только лето?
- А как автор относится к лету? В каких словах мы это чувствуем? (прекрасная пора).
- Смена времен года – самое обычное событие с жизни природы.
- Что необычного сумел увидеть автор этой сказки в обычной смене времён года?
- Почему мы говорим, что это сказка?
- После прочтения сказки, может быть, кто-нибудь может объяснить выражение: «Я очеловечиваю мир…». (Делать добро, помогать тем, кто рядом, относиться с уважением и любовью к окружающим…в неодушевленном видеть одушевленное: старое дерево – пожилой человек (устал, ему хочется посидеть, отдохнуть); молодой кустик – подросток (которому хочется бегать…).
Антипация по ключевым словам, иллюстрациям:
Перед тем, как познакомиться со следующей сказкой, давайте отгадаем загадку.
Физпауза:
На лужайке, где кусты, ярко-желтые цветы
С солнышком проснулись, сладко потянулись.
Удивились комары: нет цветов, одни шары,
Нежные, пушистые, светло-серебристые.
Мимо ветерок бежал, ветер шарики качал,
И летит за рядом ряд, парашютиков отряд. Н. Чупрова.
Слайд 5
- Одной из примет наступающего тепла является одуванчик. В одной из сказок В. Хмельницкого волшебная снежинка превращается в …подснежник.
- Вот и первые лучики солнца превращаются в желтые одуванчики.
- Так о чём мы сегодня будем читать? Совершенно верно. Писатель Борис Сергуненков поведает нам невероятную историю об этом, казалось бы, обычном цветке. Так как мы сегодня очеловечиваем мир, то попытаемся ответить на вопросы: Как живется одуванчикам? О чем они думают? Что видят во сне? Давайте представим, что одуванчик, это маленький человечек.
Слайд 6
- Как вы думаете, о чём он может мечтать?
- На днях на интереснейшем занятии по цветам мы собирали с Вами букеты: весенний, летний, осенний…
- Изобразите, пожалуйста, цветочек из весеннего букета – мимозу. (Мимоза любит свет, пушистая, при прикосновении к листьям сворачивается…).
- Изобразите, пожалуйста, цветочек из летнего букета – скромную, но милую для сердца русского человека - ромашку. (Ромашка – скромная, обаятельная, глазастенькая, любимый цветок для венков. Ну, конечно же, это его белые лепестки обрывали, приговаривая: "Сбудется, не сбудется…».
- Изобразите, пожалуйста, цветок из осеннего букета – гладиолус. (Ровненько сели, второе название гладиолуса – шпажник).
- Так, в какой же букет мы с Вами определим одуванчик? (весенний, летний)
- Когда цветет одуванчик, говорят «Смотрит на мир широко раскрытыми глазами?»
Слайд 7
- Иногда про человека говорят «Смотрит на мир широко раскрытыми глазами». Как Вы думаете, про какого человека так говорят?
- Кто считает, что он как одуванчик, смотрит на мир «широко открытыми глазами»?
Есть у одуванчиков необыкновенное свойство: они не вянут, как все остальные цветы…, они стареют и умирают, как люди. Когда приходит время, их желтые головки покрываются сединой - белыми пушистыми волосками. Ветер срывает их и разносит по земле.
Слайд 8
Работа с текстом.
Достижение понимания на уровне содержания:
Первичное чтение произведения учителем. (В – О)!
- Понравилась вам сказка?
- Как вы думаете, чтобы сочинять такие сказки, надо обладать особым даром?
- А что именно надо иметь? (Быть внимательным, обладать творческим воображением, уметь подмечать необычное в обычных предметах).
Сейчас мы будем работать в парах. Давайте разделим текст на 4 части. Каждый ряд получает свою часть текста: читает свой фрагмент текста и выделяет самое главное. В пары Вы заполняете вот такие экспертные карты.
- Вы читаете свой отрывок. После прочтения выделяете самое главное в своём отрывке – озаглавливаете отрывок – записываете напротив слов «Озаглавь часть сказки».
- Затем, составляете вопросы для ребят из других групп по своему отрывку - записываете вопрос напротив слов «Вопросы другой группе». (1 – 2 вопроса).
- Напротив слов «Настроение одуванчика» записываете какое, на Ваш взгляд, было настроение одуванчика в данном отрывке.
- Объясните толкование слов – запишите толкование напротив графы «Толкование значения слов».
Экспертный листок:
- Озаглавь часть сказки: ________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Вопросы другой группе: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Настроение одуванчика: ________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Толкование значения слов: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
САМООЦЕНКА
- Озаглавь часть сказки:
1 часть: Одуванчику было завидно.
2 часть: Одуванчику снятся счастливые сны.
3 часть: Одуванчик стал седой.
4 часть: Пушинки одуванчика полетели.
- Вопрос другой группе:
1 часть: Чему завидовал одуванчик? Кого увидел?
2 часть: Что снилось? Что видел наяву?
3 часть: О чем думал? Что его огорчило?
4 часть: Кто сорвал одуванчик? Что сказала девочка?
- Настроение одуванчика:
1 часть: грусть
2 часть: грусть
3часть: печаль
4часть: грусть и радость
- Толкование значения слов:
1 часть: обочина, глазея на мир
2 часть: протирал заспанные глаза, наяву
3 часть: путешествуя во сне, заспался
4 часть: порыв ветра
1 часть. Главное: Одуванчику было завидно.
Вопрос: Чему завидовал одуванчик? Кого увидел одуванчик?
Толкование слов: обочина, глазея на мир.
Рисунок: одуванчик у дороги.
Настроение: грусть.
2 часть
Главное Одуванчику снятся счастливые сны.
Вопрос. Что снилось одуванчику? Что видел одуванчик наяву
Толкование слов: протирал заспанные глаза, наяву
Рисунок Одуванчик в кроватке.
Настроение одуванчика – грусть.
3 часть
Главное. Одуванчик стал седой.
Вопрос. О чём подумал одуванчик? Что его огорчило?
Рисунок. Одуванчик седой.
Толкование слов: путешествуя во сне, заспался
Настроение одуванчика: печаль
4 часть
Главное. Пушинки одуванчика полетели.
Вопрос Кто сорвал одуванчик? Что сказала девочка одуванчику?
Толкование слов: порыв ветра.
Рисунок: Белая шляпка одуванчика, летящие пушинки.
Настроение одуванчика: грусть или радость.
Физпауза для глаз: летящие пушинки одуванчика.
- А теперь давайте представим себе летящие пушинки и проводим их глазами.
Слайд 9
Рефлексия:
1. Были ли причины у одуванчика завидовать людям?
2. Сбылась ли мечта одуванчика?
3. Как вы думаете, эта сказка грустная или весёлая? Почему?
- Для чего нужно «Очеловечивать мир»? (Чтобы привносить в этот мир: доброту, любовь, взаимопонимание, красоту…).
- Если бы, мысленно мы могли составить переписку между Борисом Сергуненковым и Д. С. Лихачевым, то на фразу Б. Сергуненкова «Я очеловичиваю мир…» Д. С., наверное, ответил бы «…увеличивать добро в окружающем». (Письмо № 3 «Самое большое»).
САМООЦЕНКА
Учитель:
Цветут одуванчики лишь тогда, когда светит солнце. Как только скроется оно за горизонтом и наступит вечер, одуванчики сразу же, словно зонтик, складывают свои лепестки и закрываются. И лишь с первыми утренними
лучами они распускаются вновь.
Слайд 10, 11
- Созревшие плодики-семянки расправляют сверху зонтиком белые волоски, как парашют, и летят по ветру в разные стороны. Растение дает до трех тысяч семян. Но не из всех семян вырастают одуванчики, большинство их гибнет.
Слайд 12
Научное название одуванчика — тараксакум официнале.
Слайд 13
- Давайте, пофантазируем, что может означать в переводе это словосочетание? (что означает: «успокаивающий лекарственный»).
Ученик 1 (врач – гомеопат): Листья и корни одуванчика обладают целебными свойствами. В старой народной медицине считали, что этот цветок помогает от бессонницы и понижает кровяное давление, при авитаминозе. Из одуванчиков делают салат.
Слайд 14
Учитель:
- Что это (барометр)? Для чего он нужен? (предсказания погоды). Для чего он нам нужен на уроке литературного чтения?
- Как же раньше обходились люди без барометра? (Они обращались к «живым барометрам»).
- Кого же можно назвать «живыми барометрами»?
- Как показывает жизнь, изменения в природе может показывать не только барометр. А кто или что может показывать изменения в природе? (растения и животные).
- Растения и животных называют живыми барометрами природы. Демонстрация книги И. Литинецкого «Барометры природы».
- Для того, чтобы заметить все эти изменения в природе, каким надо быть? (внимательным, зорким («Зоркий глаз»), уметь подмечать необычное в обычных предметах).
Ученик 2 (метеоролог – синоптик): Одуванчики - хорошие предсказатели погоды. Перед дождем одуванчики складывают свои лепестки, чтобы предохранить пыльцу от намокания, одуванчик предусмотрительно закрывается перед дождем, сжимаясь в маленький желтый кулачок.
Слайд 15, 16, 17
Физпауза: Одуванчики, как правило, очень любят дети. Почему? Иногда одуванчику помогают забавляться дети. Забавляясь, они сдувают седые головки одуванчиков, и одуванчики, молча и покорно умирают. А седые волосы падают на землю, и из них вновь вырастают цветы.
Слайд 18
Ученик 3 (историк): На Руси считали, что одуванчик ведает судьбой человека, исполняет все его желания. К одуванчику относились бережно и срывали его только тогда, когда он отцветал. Загадав желание, дули на белый шар и смотрели на то, как разлетаются его невесомые семена. Эта пушистая эскадрилья служила надежным гарантом того, что задуманное непременно сбудется.
Слайд 19
Ученик 4: По соцветиям одуванчиков можно узнавать время. Одуванчики открываются в шесть часов утра, и закрываются в три часа дня. Существуют цветочные часы. В Санкт-Петербурге они находятся недалеко от зоопарка.
Слайд 20
Рефлексия:
- Представьте себе, что Вы – одуванчик. Покажите настроение одуванчика…
Дом.задание:
Регулятивные УУД
На данном этапе проходит
Технология здоровья сбережения: (право свободного выбора)
- Чтение и ответы на вопросы.
- Доскажите рассказ по его началу.
«…Был теплый весенний день. Ярко светило солнце. Волшебный одуванчик жил на волшебной полянке. Ребята шагали по тропинке леса. И вот они вышли на полянку…».
- Чтение и составление диафильма.
- Пересказ сказки по плану и ключевым словам (Р.Т. с.52 Задание 2.)
- Придумать продолжение сказки «Одуванчик».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс I четверть
Презентация фотографий поэтов и писателей , их сборников произведений, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной систем...
Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс II четверть
В презентации представлены фотографии поэтов и писателей, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" для 3 класс...
Рабочая учебная программа по литературному чтению по образовательной системе «Школа 2100»
Программа составлена в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования и на основе авторских программ Е.В. Бунеевой, Е.В. Бунеева. (3 часа в неделю)...
Урок литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" 3 класс Г. Х. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"
Урок разработан в соответствии с новыми ФГОС....
Урок литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" 3 класс Лия Гераскина "В стране невыученных уроков"
Урок закрепления знаний. Построен в соответствии с новыми ФГОС....
Развернутый конспект урока по литературному чтению. 3 класс. Образовательная система "2100".
Развернутый конспект урока по литературному чтению. 3 класс. Образовательная система "2100". Тема урока "Подарки зимы"....
Презентация "Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе «Школа 2100» 3 класс"
Презентация к урокам литературного чтения в 3 классе составлена в помощь учителю, работающему по УМК "Школа 2100"....